г. Владивосток |
|
17 апреля 2013 г. |
Дело N А51-32772/2012 |
Резолютивная часть постановления оглашена 10 апреля 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 апреля 2013 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Т.А. Солохиной,
судей А.В. Пятковой, В.В. Рубановой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.С. Лисовской,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Открытого акционерного общества "Приморские лесопромышленники",
апелляционное производство N 05АП-3168/2013
на решение от 22.02.2013 года
судьи Е.И. Андросовой
по делу N А51-32772/2012 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению Открытого акционерного общества "Приморские лесопромышленники" (ОГРН 1022501286862, ИНН 2536008397)
о признании незаконным и отмене постановления Управления (департамента) лесным хозяйством Приморского края (ОГРН 1072539005967, ИНН 2539085054) от 12.12.2012 года N 224-02/2012 по делу об административном правонарушении и прекращении производства по делу,
при участии:
от Открытого акционерного общества "Приморские лесопромышленники"
от Управления (департамента) лесным хозяйством Приморского края
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Приморские лесопромышленники" (далее - ОАО "Приморсклеспром", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления (департамента) лесным хозяйством Приморского края (далее - управление, административный орган) от 12.12.2012 года N 224-02/2012 о назначении обществу административного наказания и о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 22.02.2013 года в удовлетворении заявленных ОАО "Приморсклеспром" требований отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, общество обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, удовлетворить требования, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права.
В обоснование своих доводов заявитель апелляционной жалобы указал, что срок действия вывоза древесины в соответствии со сроками действия лесной декларации от 17.02.2012 года не истек. В период разработки лесосеки с февраля по апрель 2012 порубочные остатки приземлены, распилены на фрагменты, раскатаны по лесосеке в соответствии с действующими правилами, места рубок очищены от порубочных остатков. Оставленная в апреле дровяная древесина обработана антисептиком, вредители древесины не завелись. Заявитель также указал, что участок находится в водоохраной зоне, в связи с чем запрещена распашка земель и произвести распашку минерализованных полос невозможно. С учетом изложенного, по мнению заявителя, состав вменяемого обществу административного правонарушения отсутствует.
В судебном заседании представитель общества доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, решение суда первой инстанции просил отменить. Принять по делу новый судебный акт.
Представитель административного органа в судебном заседании на доводы апелляционной жалобы возразил по основаниям, изложенным в представленном в материалы дела письменном отзыве, решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным.
Судом апелляционной инстанции из материалов дела установлено следующее.
Приморской межрайонной природоохранной прокуратурой 24.10.2012 года проведена проверка исполнения требований лесного законодательства в деятельности ОАО "Приморсклеспром". В ходе проверки установлено, что общество осуществляет использование лесов для заготовки древесины на территории Чугуевского лесничества на основании договора аренды лесного участка от 29.03.2010 года N 9/29-и.
На момент проведения проверки в квартале 125 выделе 4 Березовского участкового лесничества Чугуевского лесничества установлено, что ОАО "Приморсклеспром" допустило нарушение природоохранного законодательства, а именно нарушение подпунктов "г", "з", "к" пункта 13, пункта 61 Правил заготовки древесины, утвержденных приказом Рослесхоза от 01.08.2011 года N 337 "Об утверждении правил заготовки древесины" (далее - Правила N 337), подпункта "б" пункта 39, пункта 44 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2007 года N 414 "Об утверждении правил санитарной безопасности в лесах" (далее - Правила N 414), пунктов 16, 17, 19 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 года N 417 "Об утверждении правил пожарной безопасности в лесах" (далее - Правила N 417), в ходе осмотра места рубки было установлено, что не выполнены своевременно и в полном объеме работы по очистке лесосеки от порубочных остатков. Выявлено наличие порубочных остатков (веток крон деревьев) не измельченных, не разбросанных по лесосеке и не приземленных. В ряде случаев не распилена и не раскатана древесина спиленных сухостойных деревьев. Обнаружены срубленные деревья, оставленные на лесосеке не полностью очищенные от сучьев и не уложены плотно на землю.
Установлено, что на верхнем складе лесосеки (погрузочный пункт) брошена древесина лиственных пород на весь вегетационный период 2012 года (сроком более 30 дней) без окорки, либо без обработки пестицидами. Древесина и порубочные остатки сдвинуты бульдозером по периметру склада на стену леса. Заготовленная древесина, брошенная на верхнем складе не отделена противопожарной минерализованной полосой. Составлен протокол осмотра от 24.10.2012 года.
По указанным фактам нарушений лесного законодательства Российской Федерации Приморской межрайонной природоохранной прокуратурой возбуждено дело об административном правонарушении от 13.11.2012 года N 7-4-2012/111 и передано в управление лесным хозяйством Приморского края на рассмотрение.
По результатам рассмотрения материалов административного дела, ОАО "Приморсклеспром" признано виновным в совершении правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 8.25., частью 1 статьи 8.31., частью 1 статьи 8.32. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Административным органом применена часть 2 статьи 4.4. КоАП РФ, согласно которой при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) указанного Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания, то есть по части 1 статьи 8.32. КоАП РФ, о чем 12.12.2012 года вынесено постановление N 224-02/2012 о назначении обществу административного наказания в виде штрафа в размере 30 000,00 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением N 224-02/2012 от 12.12.2012 года, ОАО "Приморсклеспром" обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением в порядке главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о признании его незаконным и отмене.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 271 АПК РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы апелляционной жалобы, возражения на жалобу, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на правильном применении норм действующего законодательства, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции от 22.02.2013 года нет.
Частью 6 статьи 210 АПК РФ предусмотрено, что при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно части 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии со статьёй 2.1. КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно пункту 16.1. Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 года N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2. КоАП РФ) не выделяет.
Как установлено частью 1 статьи 24 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесных участков, с изъятием или без изъятия лесных ресурсов.
При этом в силу положений статьи 26 ЛК РФ использование лесов допускается на основании лесной декларации. Лесной декларацией является заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов.
В соответствии с частью 1 статьи 29 ЛК РФ заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, их трелевкой, частичной переработкой, хранением и вывозом из леса древесины.
В силу части 3 статьи 16 ЛК РФ порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.
Частью 9 статьи 29 ЛК РФ предусмотрено, что правила заготовки древесины устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение указанных положений Приказом Рослесхоза от 01.08.2011 года N 337 "Об утверждении Правил заготовки древесины" утверждены Правила заготовки древесины.
В частности подпунктами "г", "з", "к" пункта 13 Правил N 337 при заготовке древесины запрещается оставление завалов (включая срубленные и оставленные на лесосеке деревья) и срубленных зависших деревьев, повреждение или уничтожение подроста, подлежащего сохранению, не допускается оставление не вывезенной в установленный срок (включая предоставление отсрочки) древесины на лесосеке, не допускается невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосеки.
Согласно пункту 61 Правил заготовки древесины в лесах, очистка мест рубок от порубочных остатков проводится одновременно с рубкой лесных насаждений и трелевкой древесины.
Очистка мест рубок осуществляется следующими способами: укладкой порубочных остатков на волоки с целью их укрепления и предохранения почвы от сильного уплотнения и повреждения при трелевке; сбором порубочных остатков в кучи и валы с последующим сжиганием их в пожаробезопасный период, сбором порубочных остатков в кучи и валы с оставлением их на месте для перегнивания и для подкормки диких животных в зимний период, разбрасыванием измельченных порубочных остатков в целях улучшения лесорастительных условий; укладкой и оставлением на перегнивание на месте рубки. Указанные способы очистки мест рубок при необходимости могут применяться комбинированно.
В соответствии с частью 1 статьи 8.25. КоАП РФ нарушение правил заготовки древесины влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
На основании подпункта "б" пункта 39, пункта 44 Правил N 414 при использовании лесов не допускается невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосек, а также работ по приведению лесных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам в установленном лесным законодательством порядке, в состояние, пригодное для использования этих участков по целевому назначению, или работ по их рекультивации. В весенне-летний период не допускается хранение (оставление) в лесах заготовленной древесины более 30 дней без удаления коры (без окорки) или обработки пестицидами.
В соответствии с частью 1 статьи 8.31. КоАП РФ нарушение правил санитарной безопасности в лесах влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Согласно пунктам 16, 17, 19 Правил N 417 при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков; при проведении очистки мест рубок (лесосек) осуществляются: весенняя доочистка в случае рубки в зимнее время, укладка порубочных остатков в кучи или валы шириной не более 3 метров для перегнивания, сжигания или разбрасывание их в измельченном виде по площади места рубки (лесосеки) на расстоянии не менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений. Расстояние между валами должно быть не менее 20 метров, если оно не обусловлено технологией лесосечных работ, завершение сжигания порубочных остатков при огневом способе очистки мест рубок (лесосек) до начала пожароопасного сезона. Сжигание порубочных остатков от летней заготовки древесины и порубочных остатков, собранных при весенней доочистке мест рубок (лесосек), производится осенью, после окончания пожароопасного сезона. Срубленные деревья в случае оставления их на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона должны быть очищены от сучьев и плотно уложены на землю. Заготовленная древесина, оставляемая на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона, должна быть собрана в штабеля или поленницы и окаймлена минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра.
В соответствии с частью 1 статьи 8.32. КоАП РФ нарушение правил пожарной безопасности в лесах влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от тридцати тысяч до ста тысяч рублей.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, на момент проведения проверки в квартале 125 выделе 4 Березовского участкового лесничества Чугуевского лесничества ОАО "Приморсклеспром" не выполнены своевременно и в полном объеме работы по очистке лесосеки от порубочных остатков. Выявлено наличие порубочных остатков (веток крон деревьев) не измельченных, не разбросанных по лесосеке и не приземленных. В ряде случаев не распилена и не раскатана древесина спиленных сухостойных деревьев. Обнаружены срубленные деревья, оставленные на лесосеке не полностью очищенные от сучьев и не уложены плотно на землю. На верхнем складе лесосеки (погрузочный пункт) брошена древесина лиственных пород на весь вегетационный период 2012 года (сроком более 30 дней) без окорки, либо без обработки пестицидами. Древесина и порубочные остатки сдвинуты бульдозером по периметру склада на стену леса. Заготовленная древесина, брошенная на верхнем складе не отделена противопожарной минерализованной полосой.
Факт нарушения правил заготовки древесины, санитарной и пожарной безопасности ОАО "Приморсклеспром" в лесу при заготовке древесины подтверждается материалами дела, в том числе, протоколом осмотра от 24.10.2012 года, фотоматериалами к указанному протоколу осмотра, объяснениями Белецкого В.В. от 24.10.2012 года.
Выше установленные обстоятельства, с учетом положений части 2 статьи 4.4. КоАП РФ, послужили основанием для привлечения заявителя к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.32. КоАП РФ.
Оценив в соответствии со статьёй 71 АПК РФ представленные по делу доказательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии у управления оснований для привлечения ОАО "Приморсклеспром" к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.32. КоАП РФ.
Доводам заявителя, приведенным в апелляционной жалобе, судом первой инстанции дана надлежащая оценка, и данные доводы обоснованно отклонены.
В соответствии с частью 3 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
Установив, что в действиях ОАО "Приморсклеспром" имеются признаки составов административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена частью 1 статьи 8.25., частью 1 статьи 8.31., частью 1 статьи 8.32. КоАП РФ, а также то, что административным органом не нарушена процедура привлечения к административной ответственности, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемого постановления незаконным.
Заявитель привлечен к административной ответственности в пределах установленного статьёй 4.5. КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
Административное наказание назначено обществу в соответствии с требованиями статьей 3.5., 4.4. КоАП РФ в пределах санкции части 1 статьи 8.32. КоАП РФ.
Арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьёй 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании действующего законодательства и опровергаются материалами дела, а потому оснований для ее удовлетворения не имеется.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 22.02.2013 года по делу N А51-32772/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации настоящее постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.А. Солохина |
Судьи |
А.В. Пяткова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-32772/2012
Истец: ОАО Приморсклеспром
Ответчик: Управление лесным хозяйством ПК
Хронология рассмотрения дела:
17.04.2013 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-3168/13