И снова изменения в закупках
"Настоящий Федеральный закон устанавливает
единый порядок размещения заказов в целях...
обеспечения гласности и прозрачности
размещения заказов, предотвращения коррупции
и других злоупотреблений в сфере размещения
заказов".
(Из ст. 1 Федерального закона от
21.07.2005 N 94-ФЗ).
С 1 октября 2007 года уточнен и несколько изменен порядок подачи заявок на участие в аукционе (ст. 35 Закона N 94-ФЗ).
Во-первых, выписка из единого государственного реестра юридических лиц (ее нотариально заверенная копия) должна быть выдана не ранее чем за 6 месяцев до дня размещения на официальном сайте извещения о проведении открытого аукциона.
Во-вторых, теперь не допускается требовать в аукционной документации предоставления документов, подтверждающих соответствие товара, работ, услуг требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ, если согласно законодательству РФ такие документы передаются вместе с товаром.
В-третьих, законодательно установлено право государственных и муниципальных заказчиков заключать государственный и муниципальный контракт по цене, согласованной с единственным участником аукциона и не превышающей начальной (максимальной) цены контракта (цены лота).
В статье 36 Закона N 94-ФЗ (далее - Закон) появилось требование об обосновании решения о недопуске к участию в аукционе. При этом обязательно должно быть указано, каким требованиям Закона соответствует участник размещения заказа или каким положениям документации об аукционе не соответствует его заявка на участие в аукционе, какие положения такой заявки на участие в аукционе не соответствуют требованиям документации об аукционе.
Также п. 3 ст. 36 Закона дополнен положением о том, что в случае, если по окончании срока подачи заявок на участие в аукционе подана только одна заявка на участие в аукционе или не было подано ни одной, то в протокол рассмотрения заявок вносится информация о признании аукциона несостоявшимся.
Закон определил, что аукционист выбирается из числа членов аукционной комиссии путем открытого голосования членов аукционной комиссии большинством голосов.
Новая редакция Закона определяет также порядок проведения аукциона.
1. Аукционная комиссия непосредственно перед началом проведения аукциона регистрирует участников аукциона, явившихся на аукцион, или их представителей. В случае проведения аукциона по нескольким лотам аукционная комиссия перед началом каждого лота регистрирует участников аукциона, подавших заявки в отношении такого лота и явившихся на аукцион, или их представителей. При регистрации участникам аукциона или их представителям выдаются пронумерованные карточки (далее - карточки).
2. Аукцион начинается с объявления аукционистом начала проведения аукциона (лота), номера лота (в случае проведения аукциона по нескольким лотам), предмета контракта, начальной (максимальной) цены контракта (лота) (далее - начальная (максимальная) цена контракта), шага аукциона, наименований участников аукциона, которые не явились на аукцион, наличия учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы и (или) организаций инвалидов в случае, если в документации об аукционе предусмотрены преимущества для таких участников аукциона. Аукционист предлагает участникам аукциона заявлять свои предложения о цене контракта.
3. Участник аукциона после объявления аукционистом начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) и цены контракта, сниженной в соответствии с шагом аукциона, поднимает карточки в случае, если он согласен заключить контракт по объявленной цене.
4. Аукционист объявляет номер карточки участника аукциона, который первым поднял карточку после объявления аукционистом начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) и цены контракта, сниженной в соответствии с шагом аукциона, а также новую цену контракта, сниженную в соответствии с шагом аукциона, и шаг аукциона, в соответствии с которым снижается цена.
5. Аукцион считается оконченным, если после троекратного объявления аукционистом цены контракта ни один участник аукциона не поднял карточку. В этом случае аукционист объявляет об окончании проведения аукциона (лота), последнее и предпоследнее предложения о цене контракта, номер карточки и наименование победителя аукциона и участника аукциона, сделавшего предпоследнее предложение о цене контракта.
В случае если при проведении аукциона на право заключить контракт на оказание услуг по открытию и ведению банковских счетов, осуществлению расчетов по этим счетам цена контракта снижена до нуля, аукцион проводится на продажу права заключить государственный или муниципальный контракт. В этом случае победителем аукциона признается лицо, предложившее наиболее высокую цену права заключить государственный или муниципальный контракт (п. 6.1 ст. 37 Закона).
Статья 37 Закона дополнена также пунктом 6.2, согласно которому в случае проведения аукциона победителем аукциона признается лицо, предложившее наиболее низкую общую цену запасных частей к технике, к оборудованию, наиболее низкую цену единицы услуги (связи или юридических). До заключения государственного или муниципального контракта на техническое обслуживание и (или) на ремонт техники, оборудования победителем аукциона определяется цена каждой запасной части к технике, к оборудованию, предусмотренной в перечне запасных частей к технике, к оборудованию, содержащемся в документации об аукционе, при этом общая цена запасных частей к технике, к оборудованию не должна превышать общую цену запасных частей к технике, к оборудованию, предложенную победителем аукциона.
Поскольку Закон позволяет физическим лицам участвовать в аукционе, статья 38 Закона дополнена новым положением: "В случае если государственный или муниципальный контракт заключается с физическим лицом, государственный или муниципальный заказчик, если иное не предусмотрено документацией об аукционе, уменьшает цену контракта, предложенную таким лицом, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой такого контракта, за исключением индивидуальных предпринимателей и иных лиц, занимающихся частной практикой".
Появились новые особенности и в запросе котировок. Заказчик вправе осуществлять размещение заказа на поставку продовольствия, средств, необходимых для оказания скорой или неотложной медицинской помощи, лекарственных средств, топлива, которые необходимы для нормального жизнеобеспечения граждан и отсутствие которых приведет к нарушению их нормального жизнеобеспечения, путем проведения запроса котировок независимо от цены контракта в случае вынесения судом определения об обеспечении иска о расторжении государственного или муниципального контракта, а также в случае, если уполномоченным на осуществление контроля в сфере размещения заказов органом выдано предписание об отмене результатов торгов и принято решение о возможности размещения заказа на поставку таких товаров путем проведения запроса котировок. Указанное решение принимается уполномоченным на осуществление контроля в сфере размещения заказов органом на основании заявления заказчика в срок не более чем десять рабочих дней со дня выдачи указанного предписания. Контракт на поставку указанных товаров может заключаться на срок, не превышающий срока, необходимого для проведения торгов на право заключить государственный или муниципальный контракт на поставку таких товаров. При заключении указанного контракта количество поставляемого товара не может превышать количество товара, необходимое для нормального жизнеобеспечения граждан в течение указанного срока.
Изменены и требования к котировочной заявке.
Старая редакция требований к котировочной заявке |
Новая редакция требований к котировочной заявке |
1) наименование, место нахождения (для юридического лица), фамилия, имя, отчество, место жительства (для физического лица), банковские реквизиты участника размещения заказа; 2) наименование, характеристики и количество поставляемых товаров, наименование и объем выполняемых работ, оказываемых услуг; 3) место доставки поставляемых товаров, место выполнения работ, место оказания услуг; 4) сроки поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг; 5) цена товаров, работ, услуг с указанием сведений о включенных (невключенных) в нее расходах, в том числе расходах на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов, сборов и других обязательных платежей; 6) сроки и условия оплаты поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг |
1) наименование, место нахождения (для юридического лица), фамилия, имя, отчество, место жительства (для физического лица), банковские реквизиты участника размещения заказа; 2) идентификационный номер налогоплательщика; 3) наименование и характеристики поставляемых товаров в случае проведения запроса котировок цен товаров, на поставку которых размещается заказ; 4) согласие участника размещения заказа исполнить условия контракта, указанные в извещении о проведении запроса котировок; 5) цена товара, работы, услуги с указанием сведений о включенных или не включенных в нее расходах (расходы на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов, сборов и другие обязательные платежи) |
Основные изменения состоят в том, что требование указывать в котировочных заявках сроки поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг, а также сроки и условия оплаты поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг заменено на согласие участника размещения заказа исполнить условия контракта, указанные в извещении о проведении запроса котировок.
Извещение о проведении запроса котировок и проект контракта, заключаемого по результатам проведения такого запроса, не менее чем за 4 (а не за 7, как обычно) рабочих дня до дня истечения срока представления котировочных заявок размещаются не только, если цена контракта не превышает 250 000 рублей, но и в случае размещения заказа на поставку продовольствия, средств, необходимых для оказания скорой или неотложной медицинской помощи, лекарственных средств, топлива, которые необходимы для нормального жизнеобеспечения граждан и отсутствие которых приведет к нарушению их нормального жизнеобеспечения, с учетом особенностей, установленных Законом.
С 1 октября 2007 года извещение о проведении запроса котировок не может содержать знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, его производителю, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
При размещении заказа путем запроса котировок, в случае вынесения судом определения об обеспечении иска о расторжении государственного или муниципального контракта на поставку продовольствия, средств, необходимых для оказания скорой или неотложной медицинской помощи, лекарственных средств, топлива, которые необходимы для нормального жизнеобеспечения граждан и отсутствие которых приведет к нарушению их нормального жизнеобеспечения, котировочная заявка, поданная участником размещения заказа, о расторжении контракта с которым подан иск, подлежит возврату.
В статье 47 Закона уточнено, что рассмотрение котировочных заявок должно происходить в течение одного рабочего дня, следующего за днем окончания срока подачи котировочных заявок.
Пункт 6 части второй ст. 55 Закона изложен в новой редакции. Обстоятельством, при котором возможно заключение контракта с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), помимо обстоятельств непреодолимой силы является теперь также необходимость срочного медицинского вмешательства. При этом определено, что государственный (муниципальный) заказчик в срок не позднее трех рабочих дней со дня заключения контракта обязан уведомить об этом уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов орган. К уведомлению должны прилагаться копия акта обследования аварии или копия документа, составленного государственным или муниципальным заказчиком и подтверждающего обстоятельство, на основании которого заключен контракт в соответствии с настоящим пунктом, а также копия заключенного контракта.
Заключение контракта с единственным поставщиком теперь возможно в следующих случаях:
осуществляется размещение заказов на приобретение произведений литературы и искусства определенных авторов (за исключением случаев приобретения кинопроектов в целях проката), исполнений конкретных исполнителей, фонограмм конкретных изготовителей для государственных или муниципальных нужд в случае, если единственному лицу принадлежат исключительные права на такие произведения, исполнения, фонограммы;
осуществляется размещение заказов на поставки печатных и электронных изданий определенных авторов, оказание услуг по предоставлению доступа к электронным изданиям для обеспечения деятельности государственных и муниципальных образовательных учреждений, государственных и муниципальных библиотек, государственных научных организаций у издателей таких печатных и электронных изданий в случае, если указанным издателям принадлежат исключительные права на использование таких изданий;
осуществляется размещение заказа на посещение зоопарка, театра, кинотеатра, концерта, цирка, музея, выставки, спортивного мероприятия;
осуществляется размещение заказа на оказание услуг нескольким государственным или муниципальным заказчикам по участию в мероприятии, проводимом для государственных или муниципальных нужд, и заказчиком, являющимся организатором такого мероприятия, выбран поставщик (исполнитель, подрядчик);
осуществляется размещение заказа на оказание преподавательских услуг физическими лицами.
Уточнен порядок обжалования результатов конкурса, аукциона, котировки. Обжаловать результаты, действия или бездействие соответствующей комиссии можно не позднее десяти дней со дня размещения на официальном сайте протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, протокола аукциона, протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок, а также протокола рассмотрения заявок на участие в конкурсе либо протокола рассмотрения заявок на участие в аукционе в случае признания конкурса или аукциона несостоявшимся. Напомним, что вплоть до 30 сентября 2007 года этот срок был со дня подписания протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, со дня проведения аукциона или со дня рассмотрения и оценки котировочных заявок. Также определено, что если обжалуемые действия (бездействие) совершены после начала соответственно вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, рассмотрения заявок на участие в аукционе, рассмотрения котировочных заявок, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником размещения заказа, подавшим соответствующую заявку.
Появилось также новое обстоятельство для возврата жалобы участнику размещения заказа - если жалоба на те же действия (бездействие) уже подана, рассматривается или по ней принято решение соответствующим уполномоченным органом.
Законом определено, что информация о том, что подана жалоба на действие (бездействие) конкурсной, котировочной или аукционной комиссии, также должна размещаться на соответствующем официальном сайте.
Заказчики (уполномоченные органы, специализированные организации, конкурсные, аукционные или котировочные комиссии), действия или бездействие которых обжалуются, обязаны представить на рассмотрение жалобы по существу конкурсную документацию, документацию об аукционе, извещение о проведении запроса котировок, изменения в соответствующую документацию, если они имели место, соответствующие заявки, протоколы вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, аукционе или котировочных заявок, протоколы оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, аукционе, котировочных заявок, аудио-, видеозаписи и иные документы и сведения, составленные в ходе размещения заказа.
Определено, что органы, в которые подаются жалобы, не вправе оспаривать результаты оценки заявок на участие в конкурсе по критериям оценки заявок на участие в конкурсе.
В случае принятия решения соответствующим органом о приостановлении размещения заказа государственный или муниципальный контракт не может быть заключен до вынесения решения по жалобе. Решение по жалобе направляется всем заинтересованным лицам в течение трех, а не двух рабочих дней, как было раньше.
В случае если извещение о проведении конкурса или аукциона на размещение заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд опубликовано до 20 апреля 2007 года, требования обеспечения исполнения контракта при размещении заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства не устанавливаются.
До 1 января 2009 года в случае, если это предусмотрено документацией об аукционе, заказчик по согласованию с поставщиком (исполнителем, подрядчиком) в ходе исполнения контракта на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства вправе изменить не более чем на десять процентов предусмотренный контрактом объем работ при изменении потребности в работах, на выполнение которых заключен контракт, или при выявлении потребности в дополнительном объеме работ, не предусмотренных контрактом, но связанных с работами, предусмотренными контрактом. При выполнении дополнительного объема таких работ заказчик по согласованию с поставщиком (исполнителем, подрядчиком) вправе изменить первоначальную цену контракта пропорционально объему таких работ, но не более чем на десять процентов этой цены контракта, а при внесении соответствующих изменений в контракт в связи с сокращением потребности в выполнении таких работ заказчик обязан изменить цену контракта указанным образом.
Отметим, что с 1 января 2008 года при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд опубликование информации о размещении заказов в официальном печатном издании не производится.
При проведении конкурса на право заключить контракт на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд субъекта Российской Федерации или муниципальных нужд в протоколе оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, подлежащем до 1 января 2011 года опубликованию в официальном печатном издании, указываются сведения о месте, дате, времени проведения оценки и сопоставления таких заявок, о принятом на основании результатов оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе решении о присвоении заявкам на участие в конкурсе порядковых номеров, а также наименования (для юридических лиц), фамилии, имена, отчества (для физических лиц) и почтовые адреса участников конкурса, заявкам на участие в конкурсе которых присвоены первый и второй номера.
При проведении аукциона на право заключить контракт на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд субъекта Российской Федерации или муниципальных нужд в протоколе аукциона, подлежащем до 1 января 2011 года опубликованию в официальном печатном издании, указываются сведения о месте, дате, времени проведения аукциона, о последнем и предпоследнем предложениях о цене контракта, а также наименования (для юридических лиц), фамилии, имена, отчества (для физических лиц) и почтовые адреса победителя аукциона и участника, который сделал предпоследнее предложение о цене контракта.
До 1 января 2010 года информация о поступлении жалоб и об их содержании, о решениях, принятых по результатам рассмотрения жалоб участников размещения заказа, предписаниях, выданных уполномоченными на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральным органом исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, размещается в порядке, предусмотренном для размещения информации о размещении заказов, соответственно на официальном сайте Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования.
Е.В. Кулакова,
главный редактор журнала
"Советник бухгалтера в здравоохранении", N 1, январь-февраль 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Советник бухгалтера в здравоохранении"
Зарегистрирован в Государственном комитете РФ по печати
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N 77-18370 от 21.09.2004 г.
Учредитель: ООО "Издательство "Советник бухгалтера"
Юридический почтовый адрес редакции:
115998 г., Москва, ул. Люсиновская д. 51, оф. 584
Телефоны редакции: (495) 258-00-27, 236-33-89, 748-46-71, 748-46-72
Отдел подписки и распространения: (495) 748-46-71, 748-46-72
Отдел рекламы: (495) 748-46-71, 748-46-72
E-mail: sb@ministry.ru, sb@sde.ru
Подписка на сайте: www.sovbuh.ru
Подписка на почте:
Каталог "Роспечать" - 20406, 84673
Каталог "Пресса России" - 87921, 87859