г. Томск |
|
11 апреля 2013 г. |
Дело N А27-18043/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 апреля 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 апреля 2013 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кудряшевой Е.В.,
судей: Захарчука Е.И., Логачева К.Д.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Колесниковой Т.В.,
при участии в судебном заседании:
:от истца: Афонин С.В. по доверенности 42 АА 0615674 от 01.07.2012; Чуванова К.М. по доверенности 42 АА 0616767 от 14.01.2013 (до перерыва); Маркина Н.С. по доверенности 42 АА 0615690 от 01.07.2013 (после перерыва);
от ответчика: Зарубина И.П. по доверенности N 3 от 21.01.2013;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Кузбасская энергетическая сбытовая компания" (рег. N 07АП-1055/13) на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 20 декабря 2012 года (судья Михаленко Е.Н.) по делу N А27-18043/2012 по иску открытого акционерного общества "Кузбасская энергетическая сбытовая компания" к открытому акционерному обществу "Научно-производственное Предприятие "Кузбассрадио"" об обязании совершить действия,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Кузбасская энергетическая сбытовая компания" обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с иском к открытому акционерному обществу "Научно-производственное Предприятие "Кузбассрадио" об обязании ответчика предоставить акт согласования аварийной и технологической брони электроснабжения ОАО "НПП "Кузбассрадио", оформленного в соответствии с Правилами разработки и применения графиков аварийного ограничения режима потребления электрической энергии и пользования противоаварийной автоматики.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 20 декабря 2012 года в удовлетворении иска отказано.
С вынесенным решением не согласилось открытое акционерное общество "Кузбасская энергетическая сбытовая компания", в апелляционной жалобе просит его отменить и принять новый судебный акт, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, ответчик включен в график ограничения режима потребления, что подтверждается представленными доказательствами, следовательно, ответчик обязан составить акт аварийной брони на основании правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии. У ответчика имеются абоненты, отключение которых от энергоснабжения может привести к экономическим, экологическим и социальным последствиям, поскольку при перерыве в энергоснабжении объектов ответчика будет прекращено электроснабжения объекта теплоэнергетики, что не было учтено судом первой инстанции. ООО "Теплосеть" получает электроэнергию через объект электроснабжения, принадлежащий ответчику, поэтому ответчик относится к категории потребителей, для которых согласование акта аварийной брони является обязательным.
В порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса РФ открытым акционерным обществом "Научно-производственное Предприятие "Кузбассрадио"" представлены возражения на апелляционную жалобу, в котором оно просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, так как схема электроснабжения составлена истцом в одностороннем порядке, истец не воспользовался правом на инициирование согласования акта аварийной и технологической брони. Указанные в договоре энергоснабжения объекты ответчика не относятся к объектам, для которых требуется составление акта аварийной брони.
В судебном заседании апелляционной инстанции представители истца поддержали апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам, представитель ответчика возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по доводам, изложенным в возражениях на апелляционную жалобу.
Ходатайство открытого акционерного общества "Научно-производственное Предприятие "Кузбассрадио"" об отложении разбирательства по делу отклонено на основании части 3 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса РФ, поскольку заявитель ходатайства не представил доказательства наличия уважительных причин для отложения судебного разбирательства.
В судебном заседании объявлялся перерыв до 08 апреля 2013 года.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 01 апреля 2009 года ОАО "Кузбассэнергосбыт" (ЭСО) и ОАО "НПП "Кузбассрадио" (абонент) заключили договор электроснабжения N 2399э, по условиям которого истец обязался осуществлять продажу электроэнергии и мощности, а также путем заключения договоров с третьими лицами обеспечить передачу электрической энергии и предоставление иных услуг, неразрывно связанных с процессом снабжения электрической энергией потребителей.
В соответствии с актом N 53/11-Б разграничения балансовой принадлежности сетей и эксплуатационной ответственности сторон, составленным между ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" и ОАО "НПП "Кузбассрадио", на балансе ответчика находятся ЦРП-6кВ, ТП-1, ТП-2, ТП-3, ТП-8, ТП-1-1, ТП-10-2, ТП-12, ТП-13, ТП-14,4 КЛ-6кВ АСБ-6 3*240 L = 840-м (том 1 л.д.33).
Указанными организациями согласована и однолинейная схема балансовой принадлежности (том 1 л.д.37). Согласно акту от 27.03.2009 N 1364 осмотра электроустановок для заключения договора (том 1 л.д.146), составленному между истцом и ответчиком, осмотру предъявлены электроустановки ОАО "НПП Кузбассрадио", перечень электроустановок иных потребителей электрической энергии в указанных документах отсутствует.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что ответчик не включен в перечень потребителей электрической энергии, ограничение режима потребления электрической энергии которых ниже уровня аварийной брони не допускается.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции, исходя из следующего.
Пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии со статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (пункт 1). К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними (пункт 3).
Согласно пункту 1 статьи 541 Гражданского кодекса Российской Федерации энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами.
Основания и порядок перерыва, прекращения или ограничения подачи электроэнергии определены в статье 542 Гражданского кодекса Российской Федерации.
На основании пункта 14.2 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861, при осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств заявителей, ограничение режима потребления электрической энергии (мощности) которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям и категории которых определены в приложении к Правилам полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, составление акта согласования технологической и (или) аварийной брони является обязательным.
При осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств иных заявителей, ограничение режима потребления электрической энергии (мощности) которых может привести к возникновению угрозы жизни и здоровью людей, экологической безопасности, безопасности государства и (или) необратимому нарушению непрерывных технологических процессов, используемых в производственном цикле, акт согласования технологической и (или) аварийной брони составляется в случае, если в заявке, подаваемой таким заявителем в соответствии с пунктом 9 настоящих Правил, указано о необходимости наличия технологической и (или) аварийной брони.
На основании пункта 31.1 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861, в целях исполнения договора в части условий о величинах технологической и (или) аварийной брони потребитель электрической энергии (мощности), ограничение режима потребления электрической энергии (мощности) которого может привести к возникновению угрозы жизни и здоровью людей, экологической безопасности, безопасности государства и (или) необратимому нарушению непрерывных технологических процессов, в том числе потребитель электрической энергии, частичное или полное ограничение режима потребления электрической энергии (мощности) которого может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, относящийся к категориям, определенным в приложении к Правилам полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, в отношении которого при осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств к объектам электросетевого хозяйства не был составлен и согласован с сетевой организацией акт согласования технологической и (или) аварийной брони либо он нуждается в изменении в связи с наступлением указанных в пункте 31(2) настоящих Правил случаев, вправе составить и согласовать такой акт в порядке, установленном в пункте 31(4) настоящих Правил, как до заключения договора, так и после его заключения
Согласно пункту 37 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442, графики аварийного ограничения разрабатываются сетевой организацией на основании требований к объемам, времени и местам ввода аварийного ограничения, определенных системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированной территориальной электроэнергетической системе), в порядке, устанавливаемом правилами разработки и применения графиков аварийного ограничения режима потребления электрической энергии (мощности) и использования противоаварийной автоматики, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики в сфере топливно-энергетического комплекса.
В графики ограничения режима потребления могут быть включены энергопринимающие устройства потребителей любой категории.
В графики временного отключения потребления могут быть включены энергопринимающие устройства потребителей любой категории, за исключением электроприемников аварийной брони электроснабжения потребителей, имеющих акты согласования аварийной брони, а также электроприемников аварийной брони тех потребителей, которые отнесены к категориям потребителей, предусмотренным приложением к Правилам полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии.
Перечень потребителей, которые отнесены к категориям потребителей, предусмотренным приложением к настоящим Правилам, ежегодно, до 1 июля, формируется и утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и предоставляется субъекту оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике и сетевым организациям по их запросу в течение 5 дней со дня получения запроса. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в течение 10 рабочих дней со дня утверждения указанного перечня обеспечивает его опубликование на своем сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а при отсутствии такого сайта - на официальном сайте субъекта Российской Федерации, и (или) муниципального образования, и (или) в официальных печатных изданиях.
В Приложении к Правилам полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 "Категории потребителей электрической энергии (мощности), ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям" указаны:
1. Государственные органы, в том числе Федеральная служба безопасности Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Федеральная служба охраны Российской Федерации, Служба внешней разведки Российской Федерации, Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации, медицинские учреждения, государственные учреждения ветеринарии, а также организации связи - в отношении объектов сетей связи.
2. Организации, осуществляющие эксплуатацию объектов централизованного водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов, - в отношении этих объектов.
3. Угольные и горнорудные предприятия - в отношении объектов вентиляции, водоотлива и основных подъемных устройств, а также метрополитен - в отношении объектов, используемых для обеспечения перевозки пассажиров.
4. Воинские части Министерства обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Министерства Российской. Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Федеральной службы охраны Российской Федерации.
5. Учреждения, исполняющие уголовные наказания, следственные изоляторы, образовательные учреждения, предприятия и органы уголовно-исполнительной системы.
6. Федеральные ядерные центры и объекты, работающие с ядерным топливом и материалами.
7. Организации, выполняющие государственный оборонный заказ с использованием объектов производства взрывчатых веществ и боеприпасов с непрерывным технологическим процессом, - в отношении таких объектов.
8. Организации железнодорожного, водного и воздушного транспорта - в отношении объектов систем диспетчерского управления, блокировки, сигнализации и защиты железнодорожного, водного и воздушного транспорта, а также субъекты электроэнергетики - в отношении диспетчерских центров субъектов оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике и центров управления объектами электросетевого хозяйства;
Таким образом, обязанность составления актов согласования аварийной и технологической брони возложена на потребителей электроэнергии, включенных в перечень потребителей электрической энергии (мощности), ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, установленный постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу, что поскольку ответчик не относится к категории таких потребителей, доказательства наличия у потребителей объектов, в отношении которых требуется составление актов согласования аварийной и технологической брони, не представлены, о необходимости наличия технологической или аварийной брони ответчик при заключении договора энергоснабжения не заявлял, основания для удовлетворения исковых требований отсутствуют.
Довод апелляционной жалобы, что поскольку ответчик включен в графики аварийного ограничения, он обязан составить акт аварийной брони, отклоняется судом апелляционной инстанции как основанный на неверном толковании норм права.
Перечень потребителей, в отношении которых составление актов согласования аварийной и технологической брони обязательно, предусмотрен постановлениями Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 и от 04.05.2012 N 442. Доказательства того, что ответчик включен в перечень таких потребителей, заявителем апелляционной жалобы не представлены.
Арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований полагать, что в рассматриваемом деле подлежит применению пункт 62 "Правил разработки и применения графиков аварийного ограничения режима потребления электрической энергии", утвержденных приказом Министерства промышленности и энергетики РФ от 18.03.2008 N 124, поскольку перечень потребителей, для которых составление актов согласования аварийной и технологической брони обязательно, установлен актом более высокой юридической силы. Пункт 31 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 861, на который ссылается заявитель апелляционной жалобы, утратил юридическую силу, поэтому не может применяться для разрешения настоящего спора.
Довод апелляционной жалобы о том, что ответчик обязан подготовить акт согласования аварийной и технологической брони, поскольку через объекты электроснабжения ответчика опосредованно подключены третьи лица, отклоняется судом апелляционной инстанции как основанный на неверном толковании норм права. Суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу, что ответчик на основании пункта 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг не вправе препятствовать перетоку электрической энергии через свои объекты для другого потребителя. Доказательства того, что ответчик препятствует перетоку электрической энергии, не представлены, кроме того, заявитель апелляционной жалобы не представил доказательства того, что с третьими лицами согласовывались условия и порядок ограничения режима потребления энергии.
Арбитражный суд первой инстанции всесторонне и полно исследовал материалы дела, дал надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применил нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений норм процессуального права. Выводы, содержащиеся в обжалуемом судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и оснований для его отмены, в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная инстанция не усматривает.
Руководствуясь статьями 110, 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кемеровской области от 20 декабря 2012 года по делу N А27-18043/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Е.В. Кудряшева |
Судьи |
Е.И. Захарчук |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-18043/2012
Истец: ОАО "Кузбассэнергосбыт"
Ответчик: ОАО "НПП "Кузбассрадио"