город Омск |
|
15 апреля 2013 г. |
Дело N А75-9108/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 апреля 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 апреля 2013 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Киричёк Ю.Н.,
судей Кливера Е.П., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-2128/2013) Управления Федеральной миграционной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 11.02.2013 по делу N А75-9108/2012 (судья Дроздов А.Н.), принятое заявлению общества с ограниченной ответственностью "ИнвестОйл" (ИНН 8602236022, ОГРН 1038600549998) к Управлению Федеральной миграционной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,
при участии в судебном заседании представителей:
от Управления Федеральной миграционной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югры - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;
от общества с ограниченной ответственностью "ИнвестОйл" - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
установил:
общество с ограниченной ответственностью "ИнвестОйл" (далее - заявитель, ООО "ИнвестОйл", Общество) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к Управлению Федеральной миграционной службы по Ханты - Мансийскому автономному округу - Югре (далее - заинтересованное лицо, административный орган, Управление ФМС по ХМАО - Югре) о признании незаконным и отмене постановления от 30.10.2012 N 2012/325 по делу об административном правонарушении.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 11.02.2013 по делу N А75-9108/2012 заявленные Обществом требования удовлетворены, признано недействительным и отменено постановление от 30.10.2012 N 2012/325.
При принятии решения суд первой инстанции исходил из отсутствия в действиях (бездействии) ООО "ИнвестОйл" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Управление ФМС РФ по ХМАО - Югре обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает на ошибочность вывода суда первой инстанции о том, что принимающая сторона (в частности Общество), по месту нахождения которой иностранный гражданин поставлен на миграционный учет, не обязана уведомлять орган, осуществляющий миграционный учет о новом месте пребывания иностранного гражданина - работника Общества.
В письменном отзыве ООО "ИнвестОйл" возразило на доводы апелляционной жалобы, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, не подлежащим отмене.
Управление ФМС РФ по ХМАО - Югре, Общество, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела в порядке апелляционного производства, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайств об его отложении не заявили, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие лиц, участвующих в деле, в порядке части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, установил следующие обстоятельства.
09.10.2012 в г. Ханты-Мансийске при проведении документарной проверки соблюдения миграционного законодательства, выявлен факт неисполнения принимающей стороной обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета.
В частности, ООО "ИнвестОйл" в отношении гражданина Таджикистана Мирзоева Низомидина Абдумаликовича, который состоит на миграционном учете по месту пребывания по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Нефтеюганский район, ст. Островная, не сообщило в органы миграционной службы о прибытии иностранного гражданина в новое место пребывания по адресу: Приобское месторождении нефти, 66-м (885) километр автодороги Тюмень - Ханты-Мансийск, в районе куста N 117, где в период с 23.02.2012 по 29.09.2012 фактически проживал Мирзоев Н.А., осуществляя трудовую деятельность в ООО "ИнвестОйл".
Усмотрев в бездействии Общества состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Управление ФМС РФ 18.10.2012 составило протокол от N 2012/325 об административном правонарушении (т.1 л.д. 76).
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении Управлением ФМС РФ 30.10.2012 вынесено постановление N 2012/325, согласно которому ООО "ИнвестОйл" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей (т. 1 л.д. 15-20).
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось с указанным выше заявлением в суд.
11.02.2013 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры вынес решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
В силу статьи 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, а также возможность свободно выезжать за пределы Российской Федерации.
Соответственно, на государство возлагается обязанность определить порядок пользования названными правами, исполняя которую, федеральный законодатель в рамках предоставленных Конституцией Российской Федерации полномочий вправе осуществлять правовое регулирование порядка пребывания на территории Российской Федерации иностранных граждан, включая основания и условия их миграционного учета, что согласуется с Декларацией о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают (принята 13 декабря 1985 года Генеральной Ассамблеей ООН), предусматривающей, что провозглашенные в ней права не должны толковаться как ограничивающие право любого государства принимать законы и правила, касающиеся въезда иностранцев и условий их пребывания (пункт 1 статьи 2).
В соответствии с Федеральным законом от 18.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации"(далее - Федеральный закон N 109-ФЗ) миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации является одной из форм государственного регулирования миграционных процессов и направлен на обеспечение и исполнение установленных Конституцией Российской Федерации гарантий соблюдения права каждого, кто законно находится на территории Российской Федерации, на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации и других прав и свобод личности, а также на реализацию национальных интересов Российской Федерации в сфере миграции (преамбула).
Как следует из статьи 4 Федерального закона N 109-ФЗ миграционный учет имеет, как правило, уведомительный характер (пункт 2) и осуществляется в том числе в целях создания необходимых условий для реализации гражданами Российской Федерации и иностранными гражданами своих прав и свобод и для исполнения ими возложенных на них обязанностей (подпункт 1 пункта 1), а также в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации и иностранных граждан, находящихся в Российской Федерации, обеспечения национальной безопасности Российской Федерации и общественной безопасности путем противодействия незаконной миграции и иным противоправным проявлениям (подпункт 6 пункта 1).
При этом в основу организации миграционного учета положены принципы свободы передвижения иностранных граждан и выбора ими места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации, защиты государством права иностранных граждан на свободу передвижения и выбор ими места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации на основе законности и соблюдения норм международного права, сочетания интересов личности, общества и государства, обеспечения национальной безопасности Российской Федерации и защиты иных национальных интересов Российской Федерации, доступности совершения действий, необходимых для осуществления миграционного учета, а также унификации правил миграционного учета Федерального закона N 109-ФЗ).
Необходимыми элементами единой системы миграционного учета являются постановка иностранных граждан на учет и снятие их с учета по месту пребывания, предполагающие возложение определенных обязанностей как на иностранного гражданина, так и на принимающую его сторону, в качестве которой в соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 2 Федерального закона N 109-ФЗ может выступать гражданин Российской Федерации, постоянно проживающие в Российской Федерации иностранный гражданин или лицо без гражданства, юридическое лицо, филиал или представительство юридического лица, федеральный орган государственной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, дипломатическое представительство либо консульское учреждение иностранного государства в Российской Федерации, международная организация или ее представительство в Российской Федерации либо представительство иностранного государства при международной организации, находящейся в Российской Федерации, у которых иностранный гражданин или лицо без гражданства фактически проживает (находится) либо в которых иностранный гражданин или лицо без гражданства работает.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 2 Федерального закона N 109-ФЗ местом пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации (далее - место пребывания) является жилое помещение, не являющееся местом жительства, а также иное помещение, учреждение или организация, в которых иностранный гражданин или лицо без гражданства находится и (или) по адресу которых иностранный гражданин или лицо без гражданства подлежит постановке на учет по месту пребывания в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Согласно статье 21 Федерального закона N 109-ФЗ основанием для учета по месту пребывания является временное фактическое нахождение иностранного гражданина в месте, не являющемся его местом жительства, либо отсутствие у указанного иностранного гражданина места жительства. Учет по месту пребывания включает в себя фиксацию сведений о нахождении иностранного гражданина в месте пребывания в учетных документах органа, осуществляющего учет по месту его пребывания, и в государственной информационной системе миграционного учета.
Статья 20 Федерального закона N 109-ФЗ предусматривает обязанность иностранного гражданина в случае нахождения в месте пребывания встать на учет по месту пребывания в порядке и на условиях, которые установлены в соответствии с Федеральным законом N 109-ФЗ или международным договором Российской Федерации.
В силу пункта 2 части 2 статьи 20 Федерального закона N 109-ФЗ учету по месту пребывания подлежит временно проживающий или временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин - по истечении семи рабочих дней со дня прибытия в место пребывания, за исключением случаев, когда указанный иностранный гражданин: а) находится в гостинице или в иной организации, оказывающей гостиничные услуги, в санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, на туристской базе, в детском оздоровительном лагере, больнице либо в ином учреждении здравоохранения или социального обслуживания; б) находится в специальном учреждении для социальной реабилитации лиц без определенного места жительства; в) находится в учреждении, исполняющем уголовное или административное наказание.
Пунктом 2 части 3 названной статьи установлено, что уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания должно быть представлено в орган миграционного учета принимающей стороной или в случаях, предусмотренных частями 3, 3.1 и 4 статьи 22 Федерального закона N 109-ФЗ, непосредственно данным иностранным гражданином не позднее семи рабочих дней со дня его прибытия в место пребывания - в случае, если данный иностранный гражданин временно проживает или временно пребывает в Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 и подпунктом "а" пункта 2 части 2 статьи 22 Федерального закона N 109-ФЗ постановка иностранных граждан на учет по месту пребывания осуществляется при получении органом миграционного учета уведомлений об их прибытии в место пребывания, представляемых в соответствии с настоящей статьей. Для постановки иностранного гражданина на учет по месту пребывания принимающая сторона с соблюдением сроков, установленных частями 3 и 3.1 статьи 20 настоящего Федерального закона, представляет уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания в орган миграционного учета непосредственно либо направляет его в установленном порядке почтовым отправлением или с использованием входящих в состав сети электросвязи средств связи (в случае, предусмотренном частью 10 настоящей статьи), за исключением случаев, предусмотренных частями 3, 3.1 и 4 настоящей статьи.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.01.2007 N 9 утверждены Правила осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации (далее - Правила).
В силу пункта 20 Правил иностранные граждане, временно пребывающие в Российской Федерации, а равно постоянно или временно проживающие в Российской Федерации, при нахождении в месте пребывания, не являющемся их местом жительства, обязаны встать на учет по месту пребывания, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 статьи 20 Федерального закона N 109-ФЗ.
Уведомление о прибытии в место пребывания иностранного гражданина, постоянно проживающего в Российской Федерации, подается в территориальный орган Федеральной миграционной службы не позднее 7 рабочих дней со дня его прибытия в место пребывания.
Согласно пункту 21 Правил основанием для постановки на учет по месту пребывания иностранного гражданина является получение территориальным органом Федеральной миграционной службы уведомления установленной формы о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания (далее - уведомление о прибытии).
В силу пункта 22 Правил принимающей стороной в установленные Федеральным законом сроки уведомление о прибытии может представляться в территориальный орган Федеральной миграционной службы непосредственно либо направляться почтовым отправлением.
При этом принимающая сторона выражает свое согласие на временное нахождение у нее иностранного гражданина подписью на оборотной стороне уведомления о прибытии, дополнительно скрепляемой печатью, в случае, если в качестве принимающей стороны выступает организация (пункт 25 Правил).
Частью 4 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за неисполнение принимающей стороной обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета, которая влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Объективная сторона данного правонарушения выражается в неисполнении принимающей стороной обязанностей по миграционному учету, предусмотренных Федеральным законом N 109-ФЗ и Правилами осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15.01.2007 N 9.
Субъектами правонарушения по указанной части являются граждане, должностные лица, юридические лица.
Как следует из оспариваемого постановления основанием для привлечения ООО "ИнвестОйл" к ответственности по части 4 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужило не исполнение предусмотренной подпунктом "а" пункта 2 части 2, частью 3 статьи 20 Федерального закона N 109-ФЗ обязанности по направлению в орган, осуществляющий миграционный учет, уведомления о прибытии иностранного гражданина Мирзоева Н.А. в новое место пребывания.
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.
В силу части 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Как следует из материалов дела, гражданин Мирзоев Н.А. прибыл на территорию Российской Федерации 07.02.2012 и поставлен на миграционный учет ООО "Инвест Ойл" по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, станция Островная, где расположено обособленное подразделение ООО "ИнвестОйл".
В ходе проведенной Управлением ФМС по ХМАО - Юрге проверки было установлено, что в период с 23.02.2012 по 29.09.2012 гражданин Таджикистана Мирзоев Н.А., выполняя работы на объектах ООО "ИнвестОйл", проживал по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Ханты-Мансийский район, Приобское месторождение нефти 66 км. (885 км. автодороги Тюмень-Ханты-Мансийск) район куста 117.
Таким образом, ООО "ИнвестОйл" выступает принимающей стороной (пункт 7 части 1 статьи 2 Федерального закона N 109-ФЗ). При перемещении гражданина Мирзоева Н.А. со ст.Островной на Приобское месторождение принимающая сторона не изменялась.
При таких обстоятельствах временное проживание работника ООО "ИнвестОйл" Мирзоева Н.А. по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Ханты-Мансийский район, Приобское месторождение нефти 66 км. (885 км. автодороги Тюмень-Ханты-Мансийск) район куста N 117 не повлекло обязанности ООО "ИнвестОйл" представлять в органы миграционного учета сведения о прибытии этого иностранного гражданина по вышеназванному адресу.
Как обоснованно указал суд первой инстанции, по смыслу пункта 4 части 1 статьи 2 Федерального закона N 109-ФЗ в рамках рассматриваемого дела под местом пребывания следует понимать организацию, в которой находятся иностранные граждане.
Поскольку по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Ханты- Мансийский район, Приобское месторождение нефти 66 км (885 км автодороги Тюмень-Ханты-Мансийск) гражданин Мирзоев Н.А. выполнял деятельность, вытекающую из трудового договора, заключенного между иностранным гражданином и Обществом как работодателем, его нахождение по указанному адресу не является изменением места пребывания.
В данном случае Мирзоев Н.А. поставлен на миграционный учет ООО "Инвест Ойл" по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, станция Островная, где расположено обособленное подразделение ООО "ИнвестОйл", и не прибыл вновь на территорию Российской Федерации, а лишь, находясь на законных основаниях на территории Российской Федерации в связи с осуществлением трудовой деятельности, переместился в пределах Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, что допускается российским законодательством.
Более того, как указывалось выше, в силу пункта 2 части 2 статьи 20 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ постановке на учет по месту пребывания подлежит временно проживающий или временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин - по истечении семи рабочих дней со дня прибытия в место пребывания.
Пунктом 2 части 3 той же статьи установлено, что уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания в случае, если данный иностранный гражданин временно проживает или временно пребывает в Российской Федерации, должно быть представлено в орган миграционного учета принимающей стороной не позднее семи рабочих дней со дня его прибытия в место пребывания.
Между тем, как следует из предоставленных Обществом командировочных удостоверений в период с 23.02ю2012 по 29.09.2012 гражданин Таджикистана Мирзоев Н.А.пребывал в командировках в районе куста 117 Приобского месторождения нефти 66 км. (885 км. автодороги Тюмень-Ханты-Мансийск) каждый раз в течение не более пяти календарных дней.
Таким образом, у ООО "Инвест Ойл" отсутствовала обязанность по направлению уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания в соответствующий орган миграционного учета, так как, во - первых, в рассматриваемом случае не произошло убытия иностранного гражданина из места пребывания.
Во - вторых, временное пребывание гражданина Таджикистана Мирзоева Н.А. в командировках в районе куста 117 Приобского месторождения нефти 66 км. (885 км. автодороги Тюмень-Ханты-Мансийск) составляло не более пяти календарных дней.
Указанные обстоятельства влекут невозможность привлечения Общества к административной ответственности в связи с отсутствием состава административного правонарушения (подпункт 2 пункта 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В силу статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае отсутствия события административного правонарушения.
При установленных обстоятельствах у Управления ФМС РФ по ХМАО - Югре отсутствовали основания для привлечения Общества к административной ответственности по части 4 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поэтому оспариваемое постановление нельзя признать законным и обоснованным.
Таким образом, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что, удовлетворив заявленные Обществом требования, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены Арбитражным судом Ханты -Мансийского автономного округа - Югры правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Судебные расходы судом апелляционной инстанции не распределяются, поскольку жалобы на решения арбитражного суда по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагаются.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 11.02.2013 по делу N А75-9108/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Ю.Н. Киричёк |
Судьи |
Е.П. Кливер |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-9108/2012
Истец: ООО "ИнвестОйл"
Ответчик: Управление Федеральной миграционной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, Управление Федеральной миграционной службы России по ХМАО-Югре
Третье лицо: Адвокат Попов П. Ю.