г. Владивосток |
|
15 апреля 2013 г. |
Дело N А51-30995/2012 |
Резолютивная часть постановления оглашена 09 апреля 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 апреля 2013 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Л.Ю. Ротко,
судей К.П. Засорина, С.В. Шевченко,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.В. Ушаковой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов в лице Управления Федерального Казначейства по Приморскому краю,
апелляционное производство N 05АП-2891/2013
на решение от 07.02.2013 года
судьи Э.Э. Падина
по делу N А51-30995/2012 Арбитражного суда Приморского края
по иску Администрации Партизанского городского округа (ИНН 2509000230, ОГРН 1022500802026, зарегистрировано в качестве юридического лица 12.08.1993)
к Российской Федерации в лице Министерства финансов в лице Управления Федерального Казначейства по Приморскому краю
о взыскании 740 296 рублей
при участии:
от истца не явились
от ответчика Штабская Н.В., по доверенности от 18.01.2013, удостоверение N 1426
УСТАНОВИЛ:
Администрация Партизанского городского округа (далее по тексту - "истец", "Администрация") обратилась в арбитражный суд с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю (далее по тексту - "ответчик") о взыскании 740 296 рублей расходов, возникших в связи с предоставлением помещения военнослужащему и членам его семьи.
Решением суда от 07.02.2013 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю обжаловала данное решение, указав, что суд неправильно применил нормы права. Заявитель считает, что истец не доказал факт несения убытков, поскольку функции обеспечения жильем военнослужащих законодательно закреплены за органами местного самоуправления.
В отзыве на апелляционную жалобу истец выразил несогласие с изложенными в ней доводами, считает обжалуемый судебный акт законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель истца в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания извещен надлежащим образом, в связи с чем, суд, руководствуясь статьей 156 АПК РФ и пунктом 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 12, рассмотрел дело в его отсутствие.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, проверив в порядке статей 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения или отмены оспариваемого судебного акта в силу следующих обстоятельств.
Как следует из материалов дела и установлено судом, во исполнение определения судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 10.02.2010, Администрацией Партизанского городского округа по договору социального найма N 72 от 11.06.2010 военнослужащему Семенову В.В. и членам его семьи Семеновой Л.Н. (жена), Ягудиной А.А. (дочь), Семенов Д.В. (сын) было предоставлено отдельное жилое помещение в виде 2-хкомнатной квартиры, общей площадью 41,2 кв.м., расположенной по адресу: г. Партизанск, ул. Пушкинская, 69, кв.14.
05.09.2011 между Администрацией Партизанского городского округа и Семеновым Данилом Владиславовичем в лице матери Семеновой Любови Николаевны заключен договор N 13023 на передачу вышеуказанной квартиры в собственность.
Переход права собственности на квартиру зарегистрирован Управлением Росреестра по Приморскому краю 16.09.2011, о чем в материалах дела имеется выписка из ЕГРП от 28.09.2012 N 14/002/2012-332.
Полагая, что расходы муниципального образования, понесенные в связи с предоставлением военнослужащему отдельного жилого помещения за счет муниципальной казны Партизанского городского округа, подлежат компенсации за счет средств федерального бюджета, администрация Партизанского городского округа обратилась в арбитражный суд с настоящим иском, произведя расчет суммы иска исходя из сведений заключения специалиста от 23.10.2012 N 101А-10/12 о рыночной стоимости двухкомнатных квартир, которая по состоянию на 3-4 квартал 2011 года в Партизанске составила 740296 рублей.
В силу положений статей 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 ГК РФ эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
По смыслу указанных правовых норм, при рассмотрении судом соответствующих исковых требований доказыванию подлежат факт ненадлежащего исполнения Российской Федерацией своих обязанностей, наличие и размер причиненного гражданину или юридическому лицу вреда, причинная связь между действиями (бездействием) государственного органа и причиненным вредом.
Суд первой инстанции обоснованно установил, что истец доказал факт ненадлежащего исполнения Российской Федерацией в лице Министерства финансов Российской Федерации обязанностей по финансированию жилищной программы военнослужащих, размер понесенных Администрацией расходов, причинную связь между этими обстоятельствами.
Судебная коллегия отклоняет доводы заявителя о том, что функции обеспечения жильем военнослужащих законодательно закреплены за органами местного самоуправления и расходы по обеспечению военнослужащих жилыми помещениями относятся на расходные обязательства местного бюджета.
В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон о статусе военнослужащих) социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства.
В силу пунктов 1, 2, 14 статьи 15 Закона о статусе военнослужащих государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Жилищное строительство и приобретение жилого помещения для военнослужащих-граждан осуществляются за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба.
При этом в силу пункта 14 статьи 15 названного Закона обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан (и членов их семей), имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. При невозможности обеспечить жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года в муниципальных образованиях, ежемесячно выплачивать им денежную компенсацию за счет средств федерального бюджета в порядке и размерах, которые определяются Правительством РФ.
Таким образом, обеспечение военнослужащих жилыми помещениями в силу прямого указания закона отнесено к обязанностям государства и расходы по обеспечению жильем военнослужащего и членов его семьи, относятся к расходным обязательствам Российской Федерации и не подлежат осуществлению за счет расходов бюджета муниципального образования
Подлежат отклонению доводы заявителя о том, что закон не предусматривает возможность компенсации органам местного самоуправления стоимости приобретенных жилых помещений.
В силу пункта 6 статьи 19 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" при наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации им одновременно передаются необходимые для осуществления этих полномочий материальные средства.
Согласно правовой позиции, изложенной в определениях Конституционного Суда РФ от 08.07.2004 N 303-О, от 15.02.2005 N 58-О, компенсация расходов от исполнения государственных полномочий органами местного самоуправления подлежит обязательному обеспечению федеральным бюджетом и призвана гарантировать право собственности муниципальных образований.
Таким образом, компенсация расходов истца в данном случае подлежит обязательному обеспечению федеральным бюджетом в силу статьи 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Тот факт, что ни Законом о статусе военнослужащих, ни иным федеральным законодательством не разработан порядок компенсации расходов, понесенных органом местного самоуправления при реализации им государственных полномочий, не может служить непреодолимым препятствием для разрешения спорных вопросов, если от этого зависит реализация вытекающих из Конституции Российской Федерации прав и законных интересов граждан.
В данном случае факт предоставления жилых помещений определенным в Законе о статусе военнослужащих лицам влечет обязанность Российской Федерации по возмещению указанных расходов и соответствующее обязательство Российской Федерации может быть прекращено только путем его исполнения.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
При подаче апелляционной жалобы заявитель жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, следовательно, судебные расходы за рассмотрение апелляционной жалобы не подлежат распределению.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 07.02.2013 года по делу N А51-30995/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Л.Ю. Ротко |
Судьи |
К.П. Засорин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-30995/2012
Истец: Администрация Партизанского городского округа
Ответчик: Министерство финансов в лице Управления Федерального Казначейства по ПК
Хронология рассмотрения дела:
24.12.2013 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-13134/13
14.10.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-14075/13
14.10.2013 Определение Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-12708/13
25.09.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-14075/13
14.08.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-3522/13
15.04.2013 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-2891/13
07.02.2013 Решение Арбитражного суда Приморского края N А51-30995/12