12 декабря 2011 г. |
А43-9770/2011 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захаровой Т.А.,
судей Смирновой И.А., Протасова Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ивановой Ю.И.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Русь" (603003, г.Нижний Новгород, ул.Коминтерна, д.180; ИНН5263052209, ОГРН 1065263000604)
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 23.08.2011
по делу N А43-9770/2011,
принятое судьей Ивановым А.В.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Русь" о признании незаконным решения Комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Нижнего Новгорода,
при участии в судебном заседании представителей:
общества с ограниченной ответственностью "Русь" - Никитиной Т.Ю. по доверенности от 28.02.2011 сроком действия до 31.12.2012,
администрации г. Нижнего Новгорода - Ефимовой Е.А. по доверенности от 12.07.2011 N 01-348/Д сроком действия до 31.12.2011,
Комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Нижнего Новгорода - Ефимовой Е.А. по доверенности от 11.07.2011 N 20/91-11 сроком действия до 31.12.2011,
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Русь" (Общество, ООО "Русь") обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным решения Комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами (далее - Комитет, уполномоченный орган) администрации г.Нижнего Новгорода (далее - орган местного самоуправления) об отказе в реализации преимущественного права на приобретение в собственность нежилого помещения - здания кафе, расположенного по адресу: г.Нижний Новгород, ул.Ефремова, д.3-а, литера А. Одновременно заявитель просил суд обязать администрацию г.Нижнего Новгорода принять решение об условиях приватизации ООО "Русь" испрашиваемого недвижимого имущества; обязать Комитет по управлению городским имуществом и земельными ресурсами направить в адрес Общества проект договора купли-продажи в десятидневный срок с даты принятия решения об условиях приватизации.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 23.08.2011 заявителю отказано в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым судебным актом, Общество обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность обстоятельств, которые суд посчитал установленными, неправильное применение норм материального права, несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Общество указывает, что Федеральный закон от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не предусматривает такого основания для отказа в заключении договора купли-продажи арендуемого помещения как прекращение права пользования арендуемым имуществом в результате истечения срока аренды или его расторжения.
Представители Общества в судебном заседании поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель Комитета и администрации г.Нижнего Новгорода в судебном заседании указал на отсутствие оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257-262, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Установлено по делу, что 01.12.1999 на основании договора купли продажи N 1100 от 19.05.1995 Комитет и ООО "НПФ "Нижний Новгород-Петролеум" заключили договор аренды N 8/0334 находящегося в муниципальной собственности нежилого помещения (здания), общая площадью 106,2 кв.м, целевое использование - под кафе, расположенного по адресу: г.Нижний Новгород, ул. Ефремова, д. 3-а, литера А.
Дополнительным соглашением от 10.07.2002 к договору аренды уточнена площадь арендуемого объекта - 105,1 кв.м.
29.12.2005 Комитет, ООО НПФ "Нижний Новгород-Петролеум" и Кочеткова Р.А. заключили дополнительное соглашение к указанному договору аренды о смене сторон, согласно которому арендатором вышеназванного нежилого помещения является Кочеткова Р.А.
Согласно дополнительному соглашению от 11.01.2007 к договору купли-продажи от 19.05.1995 N 1100 права и обязанности арендатора перешли к ООО "Русь".
В соответствии с постановлением администрации г.Нижнего Новгорода от 14.09.2006 N 3189 "Об утверждении форм договора аренды объекта недвижимости, являющегося муниципальной собственностью города Нижнего Новгорода, и формы соглашения в общем владении и пользовании объектом недвижимости, находящимся в общей долевой собственности" и на основании дополнительного соглашения от 11.01.2007 Комитет и Общество 11.01.2007 заключили дополнительное соглашение к договору аренды от 01.12.1999 N 8/0334, в соответствии с которым нежилое помещение (здание) общей площадью 105,1 кв.м, расположенное по адресу: г.Нижний Новгород, ул.Ефремова, д.3-а, литера А, передано Обществу в аренду на срок до 19.05.2010.
Сообщением от 08.04.2010 N 23-03/1-7789 Комитет известил Общество об истечении срока договора аренды и об отсутствии намерений предоставить указанное нежилое здание в аренду на новый срок и предложил в течение 10 дней после окончания действия договора аренды (19.05.2010) в добровольном порядке возвратить по акту приема-передачи арендуемую недвижимость.
По истечении срока действия договора аренды от 01.12.1999 N 8/0334 Общество не возвратило арендодателю недвижимое имущество и Комитет обратился в арбитражный суд с заявлением о выселении ООО "Русь" из объекта недвижимости, расположенного по адресу: г. Нижний Новгород, ул.Ефремова, д.3-а, литера А. Данные исковые требования рассмотрены Арбитражным судом Нижегородской области в рамках дела N А43-16894/2010 и заявленные требования Комитета удовлетворены. Решение Арбитражного суда Нижегородской области от 29.06.2011 по делу N А43-16894/2010 вступило в законную силу.
17.02.2010 и 27.01.2011 Общество обращалось в Комитет с заявлениями о предоставлении ему права преимущественного выкупа нежилого помещения, расположенного по адресу: г. Нижний Новгород, ул.Ефремова, д.3-а, литера А.
Однако по результатам рассмотрения указанных заявлений Комитет отказал ООО "Русь" в предоставлении права преимущественного выкупа испрашиваемого нежилого помещения (здания).
Указанные отказы уполномоченного органа явились основанием для общения Общества в Арбитражный суд Нижегородской области. Вступившими в законную силу решениями Арбитражного суда Нижегородской области по делам N А43-8687/2010 и N А43-5294/2011 Обществу отказано в удовлетворении заявленных требований.
28.03.2011 ООО "Русь" снова обратилось в Комитет с соответствующим заявлением.
По результатам рассмотрения указанного обращения письмом от 26.04.2011 N 23-04/2-8153 уполномоченный орган отказал ООО "Русь" в удовлетворении заявления, обосновав свой отказ прекращением с 19.05.2010 договорных отношений между Комитетом и Обществом, в связи с чем продажа испрашиваемого имущества в порядке реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества не представляется возможной.
Не согласившись с таким решением Комитета, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции руководствовался статьями 65, 69, 197, 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 622 Гражданского кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и федерального имущества", Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и исходил из того, что уполномоченный орган доказал законность оспариваемого решения.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены или изменения судебного акта ввиду следующего.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий:
несоответствие ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту;
нарушение ненормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 10 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.11.2009 N 134 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.11.2009 N 134) субъект малого и среднего предпринимательства, чье право на приобретение было нарушено, может оспорить отказ уполномоченного органа в реализации права на приобретение, а также его бездействие в части принятия решения об отчуждении арендуемого имущества и (или) совершения юридически значимых действий, необходимых для реализации права на приобретение, в порядке, установленном главой 24 Кодекса.
Федеральный закон от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 159-ФЗ) регулирует отношения, возникающие в связи с отчуждением из муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства на день вступления в силу настоящего Федерального закона, в том числе особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации арендуемого имущества (часть 1 статьи 1).
Исходя из части 1 статьи 2 Федерального закона N 159-ФЗ, принятие решения о включении арендуемого имущества в нормативные правовые акты о приватизации относится к исключительной компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления (в зависимости от субъекта права собственности на недвижимое имущество).
Статьей 3 Федерального закона N 159-ФЗ установлено, что при возмездном отчуждении арендуемого недвижимого имущества из государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности субъекты малого или среднего предпринимательства пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости (далее - право на приобретение), при одновременном соблюдении следующих условий:
1) арендуемое имущество находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение двух и более лет до дня вступления в силу Закона на основании договора или договоров аренды этого имущества;
2) отсутствует задолженность по арендной плате за такое имущество, неустойкам (штрафам, пеням) на день заключения договора купли-продажи арендуемого имущества в соответствии с частью 4 статьи 4 Закона, а в случае, предусмотренном частью 2 статьи 9 Закона, - на день подачи субъектом малого или среднего предпринимательства заявления о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества;
3) площадь арендуемых помещений не превышает установленные законами субъектов Российской Федерации предельные значения площади арендуемого имущества в отношении недвижимого имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности;
4) арендуемое имущество не включено в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснил в Информационном Письме от 05.11.2009 N 134, что при применении положений статьи 3 Федерального закона N 159-ФЗ арбитражным судам следует иметь в виду, что субъект малого или среднего предпринимательства пользуется правом на приобретение только при условии, что он является арендатором по договору аренды недвижимого имущества (заключенному как с указанием срока аренды, так и на неопределенный срок), действующему на момент принятия соответствующим органом решения о приватизации данного имущества (в том числе и по договору аренды, действие которого возобновлено на неопределенный срок по правилам пункта 2 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Если на момент принятия решения о приватизации недвижимого имущества срок договора его аренды истек, но арендатор, несмотря на возражения со стороны арендодателя, не вернул имущество арендодателю, права на приобретение у него не возникает.
В рассматриваемом случае принадлежность Общества к субъектам малого и среднего предпринимательства уполномоченным органом не оспаривается.
Из материалов усматривается, что на основании договора аренды от 01.12.1999 N 8/0334 ООО "Русь" являлось арендатором нежилого помещения (здания), общей площадью 106,2 кв.м, целевое использование - под кафе, расположенного по адресу: г.Нижний Новгород, ул.Ефремова, д.3-а, литера А. Указанный договор был заключен на срок с 01.12.1999 по 19.05.2010.
Уведомлением от 08.04.2010 N 23-03/17789 Комитет предупредил Общество об истечении 19.05.2010 срока действия вышеназванного договора аренды и об отсутствии у арендодателя намерения заключить с арендатором договор аренды имущества на новый срок. Обществу предлагалось в течение 10 дней по окончании срока действия договора аренды передать по акту приема-передачи арендуемое здание.
В соответствии со статьей 622 Гражданского кодекса Российской Федерации при прекращении договора аренды арендатор обязан вернуть арендодателю имущество, являвшееся объектом арендных отношений.
Таким образом, на момент обращения Общества 28.03.2011 договор аренды N 8/0334 прекратил свое действие в связи с истечением срока его действия.
Более того, материалы дела свидетельствуют об обращении администрации г.Нижнего Новгорода в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о выселении Общества. Указанное заявление рассмотрено арбитражным судом в рамках дела N А43-16894/2010, по которому принято решение об удовлетворении заявленных органом местного самоуправления требований.
В связи с этим у Комитета как уполномоченного органа имелись основания отказать в заключении договора купли-продажи в порядке Федерального закона N 159-ФЗ.
Таким образом, в рассматриваемом случае отсутствуют условия, при наличии которых арендатор обладает правом на приобретение в собственность помещения в льготном порядке. Следовательно, уполномоченный орган законно и обоснованно отказал Обществу в удовлетворении его обращения от 28.03.2011.
Принимая во внимание все вышеизложенное в совокупности, арбитражный апелляционный суд приходит к итоговому выводу о том, что оспариваемое решение принято уполномоченным органом, соответствует Федеральному закону N 159-ФЗ и не нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности.
В силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При установленных обстоятельствах Арбитражный суд Нижегородской области правомерно отказал в удовлетворении заявленных Обществом требований.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что решение Арбитражного суда Нижегородской области от 23.08.2011 по делу N А43-9770/2011 на основании пункта 1 части 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
Предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания к отмене решения арбитражного суда первой инстанции отсутствуют. При этом судом не допущеноризнании недействительными ненормативных правовых актов, нобственность окодекса и Федеральных законов.
, руководствуясь пунктами 2 и 5 статьи 27 Зем нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта.
Апелляционная жалоба Общества признается не подлежащей удовлетворению как основанная на неверном толковании норм действующего законодательства.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине при подаче апелляционной жалобы в размере 1000 руб. суд относит на Общество. С учетом статей 333.21, 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возвращению заявителю.
Руководствуясь статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 23.08.2011 по делу N А43-9770/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Русь" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Русь" из федерального бюджета излишне уплаченную по платежному поручению от 16.09.2011 N 484 государственную пошлину в размере 1000 (одна тысяча) рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный
суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.А. Захарова |
Судьи |
И.А. Смирнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-9770/2011
Истец: ООО "Русь", ООО Русь г. Н. Новгород
Ответчик: Администрация города Нижнего Новгорода, Комитет по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации г. Н.Новгорода, Комитет по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Нижнего Новгорода
Третье лицо: Администрация г. Нижнего Новгорода
Хронология рассмотрения дела:
14.03.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-546/12
12.12.2011 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-6205/11
01.09.2011 Решение Арбитражного суда Нижегородской области N А43-9770/11
01.09.2011 Решение Арбитражного суда Нижегородской области N А43-9770/11