г.Москва |
|
18 апреля 2013 г. |
N А40-127902/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11.04.2013.
Постановление в полном объеме изготовлено 18.04.2013.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пронниковой Е.В.,
судей: Москвиной Л.А., Захарова С.Л.,
при ведении протокола помощником судьи Яцевой В.А.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "Газпромнефть-МНПЗ"
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 14.02.2013
по делу N А40-127902/2012, принятое судьей Кузиным М.М.,
по заявлению ОАО "Газпромнефть-МНПЗ" (ОГРН 1027700500190; г.Москва, Капотня, 2-й Микрорайон, д.1, корп.3)
к Департаменту Росприроднадзора по Центральному федеральному округу
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности,
при участии в судебном заседании:
представителей заявителя Лоскутова А.Н. по доверенности от 01.03.2013, Никитиной М.М. по доверенности от 14.12.2012,
представителя ответчика Читанава И.О. по доверенности от 12.12.2012,
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 14.02.2013, принятым по данному делу, ОАО "Газпромнефть-МНПЗ" отказано в удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления Департамента Росприроднадзора по Центральному федеральному округу от 07.09.2012 N 10-35/2259 о привлечении заявителя к административной ответственности, предусмотренной ст.8.2 КоАП РФ.
При принятии данного решения суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое постановление и порядок его принятия соответствуют закону, ответчиком было установлено событие и состав правонарушения, в том числе вина заявителя в совершении вмененного правонарушения. Процедуру привлечения заявителя к административной ответственности суд посчитал соблюденной.
Не соглашаясь с данным решением, в апелляционной жалобе заявитель просит его отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неполное выяснение судом имеющих значение для дела обстоятельств, а также на неправильное применение судом норм материального права. Считает, что в действиях Общества отсутствует событие вмененного административного правонарушения, поскольку Общество передавало отходы в собственность привлеченной заявителем организацией - ЗАО "Промводоканал", обладающему лицензией на осуществление деятельности по использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов третьего класса опасности. Приводит доводы о том, что количество вывезенных с территории Общества нефтесодержащих отходов полностью соответствует количеству обезвреженных отходов по актам сдачи-приемки работ по обезвреживанию вывезенных отходов.
Представитель ответчика в судебном заседании и представленных письменных пояснениях с изложенными в апелляционной жалобе доводами не согласился, просил оставить решение суда без изменения, считая его законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - без удовлетворения. Считает, что оспариваемое заявителем постановление является законным и обоснованным.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав позиции сторон, поддержавших в судебном заседании свои доводы и требования, суд апелляционной инстанции полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
Как усматривается из материалов дела, в соответствии с планом контрольно-надзорной деятельности на 2012 год, согласованным с Генеральной прокуратурой РФ, сотрудниками ответчика 03.08.2012 была проведена плановая выездная проверка в отношении ОАО "Газпромнефть-МНПЗ", находящегося по адресу: г.Москва, Капотня, 2-й квартал, д.1, корп.3, на предмет соблюдения требований природоохранного и экологического законодательства.
В ходе проведения проверки выявлены допущенные ОАО "Газпромнефть-МПНЗ" нарушения требований ст.4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", выразившиеся в передаче заявителем отходов I-IV класса опасности организации, не имеющей соответствующей лицензии.
По результатам проведенной проверки ответчиком составлен акт проверки N 1816-пр от 03.08.2012, в котором зафиксированы допущенные Обществом нарушения (том 1 л.д.94).
Должностным лицом Департамента, обладающим соответствующими полномочиями, 23.08.2012 составлен протокол об административном правонарушении N 10-33/2050, ответственность за которое предусмотрена ст.8.2 КоАП РФ (том 1 л.д.73).
Постановлением от 07.09.2012 N 10-35/2259 заявитель признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.8.2 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в размере 175 000 рублей (том 1 л.д.68).
Считая указанное постановление незаконным и необоснованным, Общество обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с указанными выше требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных Обществом требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что материалами дела подтверждается наличие события и состава вмененного заявителю административного правонарушения.
В соответствии с ч.6 ст.210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значения для дела.
При этом в силу ч.7 ст.210 АПК РФ арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Как установлено статьей 11 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
В соответствии со ст.8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В силу статьи 1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
При этом под обращением с отходами названной нормой подразумевается деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; под размещением отходов - хранение и захоронение отходов; под хранением отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; под захоронением отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; под накоплением отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.
В соответствии с требованиями вышеприведенной статьи 4 Закона собственник отходов I - IV класса опасности вправе отчуждать эти отходы в собственность другому лицу, передавать ему, оставаясь собственником, право владения, пользования или распоряжения этими отходами, если у такого лица имеется лицензия на осуществление деятельности по использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов не меньшего класса опасности.
В настоящем случае, как усматривается из материалов дела, ОАО "Газпромнефть-МНПЗ" осуществляет обращение с отходами производства и потребления, в том числе со следующими видами отходов - шлам нефтеотделительных установок (код ФККО - 5460030004033), шлам очистки трубопроводов и емкостей от нефти (код ФККО - 5460150104033), всплывающая пленка из нефтеуловителей.
В соответствии с приказом Министра природных ресурсов РФ N 663 от 30.07.2003 "О внесении дополнений в Федеральный классификационный каталог отходов" и приказом Министра природных ресурсов РФ N 786 от 02.12.2002 "Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов", шламы нефти и нефтепродуктов относятся к 3 классу опасности, что означает, что они не могут из-за своей токсичности быть вывезены на полигоны для захоронения, а должны быть надлежащим образом утилизированы (обезврежены).
Отходы принадлежат их собственнику вплоть до момента надлежащей утилизации отходов. Отчуждение отходов (передача права собственности) организациям, не имеющим соответствующие лицензии, полигоны, лимиты, технологии обезвреживания отходов, прошедшие ГЭЭ, запрещено.
ОАО "Газпромнефть-МНПЗ" осуществляет деятельность в части обезвреживания отходов 3 класса опасности (шлам нефтеотделительных установок, шлам очистки трубопроводов и емкостей бочек, контейнеров, цистерн, гудронаторов) от нефти на основании лицензии N 077156 от 19.06.2012.
Однако сведения по обеззараживанию нефтесодержащих отходов предприятием не представлено.
В соответствии с ч.1 ст.4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались. В настоящем случае собственником отходов производства является ОАО "Газпромнефтъ - МНПЗ".
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, на основании договора от 11.07.2011 N 618 в период с 12.01.2012 по 09.07.2012 ОАО "Газпромнефть-МНПЗ" нефтесодержащие отходы в количестве 75036,246 м3 переданы в собственность ЗАО "Промводоканал".
В соответствии с Федеральным законом N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I-IV класса опасности подлежит лицензированию.
Постановлением Правительства РФ от 28.03.2012 N 255 утверждено Положение о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I - IV класса опасности.
В соответствии со ст.2 Закона N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензионные требования и условия - совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Согласно пункту 3 указанного Положения лицензионными требованиями при осуществлении деятельности в области обращения с отходами являются:
а) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) необходимых для выполнения заявленных работ зданий, строений, сооружений (в том числе объектов размещения отходов) и помещений, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании и соответствующих установленным требованиям;
б) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) оборудования (в том числе специального) и установок, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения заявленных работ и соответствующих установленным требованиям;
в) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) - индивидуального предпринимателя и у работников, заключивших с соискателем лицензии (лицензиатом) трудовые договоры на осуществление деятельности в области обращения с отходами, профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами;
г) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) - юридического лица должностного лица, ответственного за допуск работников к работе с отходами;
д) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) - юридического лица системы производственного контроля в области обращения с отходами.
В настоящем случае административным органом проведена проверка возможности выполнения ЗАО "Промводоканал" лицензионных требований и условий, установленных Положением о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 26.08.2006 N 524.
По результатам проведенной проверки установлено отсутствие у ЗАО "Промводоканал" принадлежащих ему на праве аренды производственных помещений, специализированных установок по обезвреживанию отходов I - IV класса опасности.
При этом ЗАО "Промводоканал" имеет лицензию на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию транспортировке и размещению отходов I - IV классов только в части их сбора и транспортировки (том 2 л.д.37). В приложении к лицензии ЗАО "Промводоканал" деятельность по обезвреживанию отходов отсутствует.
Учитывая изложенное, не принимается как несостоятельный довод подателя апелляционной жалобы о том, что имеющаяся у подрядчика - ЗАО "Промводоканал" лицензия на сбор и транспортировку отходов 3 класса опасности, в том числе нефтешламов является достаточным основанием для передачи права собственности на отходы.
Таким образом, является правомерным вывод суда первой инстанции о том, что в нарушении вышеперечисленных норм действующего законодательства ОАО "Газпромнефть-МНПЗ" осуществлена передача отходов с нарушениями требований законодательства по обращению с опасными отходами
При таких обстоятельствах апелляционный суд считает, что материалами дела об административном правонарушении подтверждается факт передачи заявителем отходов в собственность подрядчика, не имеющего лицензии на осуществление деятельности по обезвреживанию отходов 1-4 классов опасности, в связи с чем Обществом были нарушены предусмотренные приведенными выше нормами закона экологические правила и требования при обращении с отходами производства и потребления, что является административным правонарушением, ответственность за которое установлена ст.8.2 КоАП РФ.
Процедура привлечения заявителя к ответственности административным органом соблюдена. Нарушений, влекущих отмену постановления, судом апелляционной инстанции не выявлено. Протокол об административном правонарушении составлен и постановление вынесено уполномоченным должностным лицом. Срок привлечения к административной ответственности не нарушен.
Согласно пункту 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.
В силу части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе, как по основаниям и в порядке, установленным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Таким образом, административное правонарушение характеризуется такими обязательными признаками, как противоправность и виновность.
В силу ч.1 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Статьей 26.1 КоАП РФ также предусмотрено, что одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения.
В настоящем случае у заявителя имелась возможность для соблюдения установленных правил и норм, за которые предусмотрена ответственность, однако Обществом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Учитывая изложенное, апелляционный суд считает, что факт совершения Обществом вмененного административного правонарушения установлен и подтвержден материалами дела, в связи с чем вывод суда первой инстанции о законности и обоснованности оспариваемого постановления, и, как следствие, о необходимости отказа в удовлетворении заявленных Обществом требований, является правомерным.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 14.02.2013 по делу N А40-127902/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.В.Пронникова |
Судьи |
С.Л.Захаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-127902/2012
Истец: ОАО "Газпромнефть-МНПЗ"
Ответчик: Департамент Росприроднадзора по Центральному Федеральному округу, Департамент Росприроднадзора по ЦФО