г. Пермь |
|
15 апреля 2013 г. |
Дело N А50-24929/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 апреля 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 апреля 2013 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Варакса Н.В.,
судей Васевой Е.Е., Риб Л.Х.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кожевниковой К.В.,
при участии:
от заявителя Прокурора Кировского района г. Перми: Демотко С.А., предъявлено служебное удостоверение,
от заинтересованного лица общества с ограниченной ответственностью "Зверобой" (ОГРН 1025901606554, ИНН 5908021540): Лысцова Н.А., предъявлен паспорт, доверенность от 10.01.2013 (л.д. 68),
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя
Прокурора Кировского района г. Перми
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 06 февраля 2013 года по делу N А50-24929/2012,
принятое судьей Саксоновой А.Н.,
по заявлению Прокурора Кировского района г. Перми
к обществу с ограниченной ответственностью "Зверобой"
о привлечении к административной ответственности,
установил:
Прокурор Кировского района г. Перми (далее - Прокурор) обратился в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Зверобой" (далее - Общество) к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст.14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Решением Арбитражного суда Пермского края от 06.02.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Прокурор обратился с апелляционной жалобой, в которой просит изменить мотивировочную часть решения, исключив из нее суждения об отсутствии в действиях ООО "Зверобой" состава административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст. 14.1 КоАП РФ. В обоснование доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Прокурор ссылается на то, что факт реализации лекарственного препарата "Тропикамид" без рецепта врача доказан; при этом реализация данного препарата должна осуществляться только по рецепту.
Присутствовавший в судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Общество отзыв на апелляционную жалобу не представило, присутствовавший в судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Общества с доводами, изложенными в апелляционной жалобе, не согласился, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО "Зверобой" имеет лицензию N ЛО-59-02-000170 на осуществление фармацевтической деятельности со сроком действия до 17.03.2014 (л.д. 30-32).
Обществу предоставлено право на осуществление фармацевтической деятельности в виде розничной торговли лекарственными средствами без права изготовления лекарственных средств в аптеке, расположенной по адресу: г.Пермь, ул. Худанина, д. 11 (приложение N 1 к лицензии).
19.11.2012 прокуратурой Кировского района г. Перми с привлечением сотрудников ОУР ОП N 3 УМВД России по г. Перми проведена проверка соблюдения Обществом законодательства о лицензировании при осуществлении фармацевтической деятельности, в ходе которой выявлен факт продажи 19.11.2012 в аптеке по адресу: г. Пермь, ул. Худанина, д.11, сотрудником аптеки Стафеевой С.П. лекарственного препарата - капли глазные "Тропикамид" 1% без рецепта врача.
Данные обстоятельства зафиксированы в справке о проведении проверки от 19.11.2012 (л.д. 7-8). Кроме того, в ходе проверки составлены протокол осмотра помещения от 19.11.2012 (л.д. 9-11), протокол изъятия вещей и документов от 19.11.2012 (л.д. 13), взяты объяснения у заведующей аптеки Стафеевой С.П. (л.д. 14-15), а также у лица, которое приобрело вышеуказанный лекарственный препарат - Игнатченко А.Г. (л.д. 22-23).
По данному факту прокурором Кировского района г. Перми вынесено постановление от 10.12.2012 о возбуждении в отношении Общества дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ (л.д. 17-21).
В соответствии с ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 10.12.2012 с материалами административного дела направлены в арбитражный суд с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о недоказанности в действиях Общества состава административного правонарушения.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
В ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за грубое нарушение условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
В соответствии с примечанием к указанной норме понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
В соответствии с п. 7 ст. 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) лицензионные требования - это совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.
Фармацевтическая деятельность отнесена к видам деятельности, подлежащим лицензированию (п. 47 ст. 12 Закон о лицензировании).
Согласно п. 33 ст. 4 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" фармацевтическая деятельность включает в себя розничную торговлю лекарственными средствами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 N 1081 утверждено Положение о лицензировании фармацевтической деятельности (далее - Положение).
В соответствии с п. 6 Положения под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных подп. "а"-"з" п. 5 настоящего Положения.
В силу п.п. "г" п. 5 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности предусмотрено следующее лицензионное требование для осуществления лицензиатом фармацевтической деятельности: соблюдение лицензиатом, осуществляющим розничную торговлю, лекарственными препаратами для медицинского применения, - аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, - правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, правил отпуска наркотических средств и психотропных веществ, зарегистрированных в качестве лекарственных препаратов, лекарственных препаратов, содержащих наркотические средства и психотропные вещества, требований части 6 статьи 55 Федерального закона "Об обращении лекарственных средств" и установленных предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.
В соответствии с п. 76 "Правил продажи отдельных видов товаров", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55, п. 6.1 Отраслевого стандарта "Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения. ОСТ 91500.05.0007-2003", утвержденного Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 04.03.2003 N 80, продажа лекарственных препаратов производится на основании предъявляемых покупателями рецептов врачей, оформленных в установленном порядке, а также без рецептов по перечню, утверждаемому Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Перечень лекарственных средств, отпускаемых без рецепта врача, утвержденный Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 13.09.2005 N 578, признан утратившим силу приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.08.2011 N 1000 ан "О признании утратившими силу некоторых Приказов Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации".
В силу ч. 5, ч. 6 ст. 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
По делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.
В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Из содержания постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от 10.12.2012, справки о проведении проверки от 19.11.2012, следует, что прокурором в качестве события правонарушения указано грубое нарушение Обществом условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), выразившееся в реализации без рецепта врача лекарственного препарата: капли глазные "Тропикамид" 1 %.
Лекарственное средство "Тропикамид" представляет собой глазные капли, относится к фармацевтической группе М-холиноблокаторов. Согласно инструкции по медицинскому применению указанного лекарственного препарата (л.д. 27-29) данный препарат отпускается по рецепту. Между тем инструкция по применению лекарственного препарата, прилагаемая к лекарственному препарату, не является нормативным актом.
Кроме того, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, в том числе справку о проведении проверки от 19.11.2012, протокол осмотра помещения, протокол изъятия, а также протокол осмотра предметов и документов, составленные 19.11.2012, объяснения директора ООО "Зверобой" Стафеевой С.П., и покупателя Игнатченко А.Г., оценив их в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом доводов и возражений сторон, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что прокурором не доказано событие правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ.
При этом суд первой инстанции отметил, что объяснения директора ООО "Зверобой" Стафеевой С.П., и покупателя Игнатченко А.Г. сами по себе не являются достаточными доказательствами факта продажи лекарственного препарата без рецепта; при этом судом учтено, что акта, в котором зафиксировано совершенное правонарушение в момент его совершения (момент продажи), проверяющими составлено не было; суду не представлено пояснений относительно того, каким образом реализованный лекарственный препарат снова оказался у директора аптеки и был изъят проверяющими; осмотр реализуемого в аптеке товара не производился, в ходе осмотра проверяющими не зафиксирован факт наличия глазных капель "Тропикамид" в аптеке, в протоколе осмотра помещения от 19.11.2012 данные обстоятельства не зафиксированы и не отражены.
Изложенный в апелляционной жалобе довод о том, что указанное лекарственное средство могло быть в единственном экземпляре или надлежащим образом не оформлено, могло поступить на реализацию до 01.10.2012, судом апелляционной инстанции отклоняется как основанный на предположениях и не подтвержденный надлежащим образом.
В ст. 1.5 КоАП РФ предусмотрено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что прокурором надлежащим образом не доказан факт совершения Обществом административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы судом апелляционной инстанции отклоняются, так как не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм права и по существу сводятся к несогласию заявителя с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и установленных по делу обстоятельств. Оснований для переоценки установленных судом первой инстанции обстоятельств и имеющихся в материалах дела доказательств суд апелляционной инстанции не усматривает.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При указанных обстоятельствах оснований для изменения мотивировочной части решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 06 февраля 2013 года по делу N А50-24929/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Прокурора Кировского района города Перми - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Н.В.Варакса |
Судьи |
Е.Е.Васева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-24929/2012
Истец: Прокуратура Кировского района г. Перми, Прокурор Кировского района г. Перми
Ответчик: ООО "Зверобой"