Перемены в регулировании услуг связи
В наступившем году в нормативном правовом регулировании услуг связи произошли изменения, которые коснулись порядка ведения раздельного учета, перечня лицензионных условий, услуг по присоединению и пропуску трафика. Поправки нельзя назвать кардинальными, они больше уточняют действующие правила, вводя в них очередные дополнительные условия и требования к операторам связи. В статье дан краткий комментарий к основным изменениям в правовом и бухгалтерском регулировании оказания услуг связи в сети общего пользования.
Изменения в регулировании услуг по присоединению и пропуску трафика
В Правила регулирования цен на услуги присоединения и пропуска трафика*(1) (далее - Правила регулирования цен) изменения вносятся не первый раз. В конце 2007 года Постановлением Правительства РФ от 14.11.2007 N 776 внесены поправки, которые вступают в силу с 01.03.2008.
Первое уточнение вряд ли заинтересует операторов связи, которым по большому счету безразлично, кто регулирует цены на услуги присоединения и пропуска трафика: Федеральная служба по надзору в сфере связи или ее преемник - Федеральное агентство связи. Внесены изменения в порядок ценообразования предельных цен на услуги по присоединению и пропуску трафика.
Услуги по присоединению. Следующее изменение касается определения предельной цены на услугу присоединения. В действующей редакции Правил регулирования цен она включает предельную цену организации точки присоединения и предельную цену обслуживания точки присоединения. С 01.01.2008 вторая составляющая исключена, поэтому в расчете предельной цены на услуги присоединения применяется лишь предельная цена организации точки присоединения, при определении которой учитываются:
- расходы оператора связи, оказывающего услугу присоединения, на согласование проектно-сметной документации, необходимой оператору связи, обратившемуся с предложением о заключении договора о присоединении сетей электросвязи (далее - договор о присоединении);
- расходы на монтаж и наладку средств связи, образующих точку присоединения, не относимые в соответствии с учетной политикой оператора связи на стоимость средств связи, образующих точку присоединения;
- расходы на осуществление присоединения сети связи;
- налоги, а также другие обязательные платежи и сборы, взимаемые в соответствии с законодательством и относимые на деятельность по организации точки присоединения.
С чем связано такое изменение расчета предельной цены на услугу присоединения? Может ли оно привести к "выпадению" доходов операторов, оказывающих услуги присоединения и пропуска трафика? Совсем нет. Маловероятно, что расходы по обслуживанию точки присоединения законодатель посчитал излишними при определении цены на услуги присоединения. Он просто включил их в себестоимость услуг по пропуску трафика, а не услуг по присоединению.
Об обслуживании средств связи, образующих точку присоединения, в течение срока действия договора о присоединении есть упоминание в других документах, например в Правилах присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия*(2). С 01.03.2008 и в этом документе обслуживание средств связи, образующих точку присоединения, исключено из перечня процедур, входящих в услугу присоединения*(3).
При определении цены на услугу присоединения единицей тарификации является одна точка присоединения. Ранее в нормативном документе пояснялось, что точка присоединения должна обеспечивать возможность установления единовременно одного соединения между пользователями взаимодействующих сетей электросвязи. В действующей редакции Правил регулирования цен это пояснение исключено, так как фактически оно сужало понятие точки присоединения, данное в другом нормативном документе - в Правилах присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия. В нем точки присоединения рассматриваются в качестве средств связи, входящих в состав одной сети электросвязи, с помощью которых осуществляется физическое подключение средств связи другой сети и обеспечивается возможность пропуска трафика между этими сетями. Этим понятием следует руководствоваться операторам связи не только при присоединении сетей связи, но и при определении цены на услуги присоединения.
Услуги по пропуску трафика. С 01.03.2008 при определении предельных цен на данные услуги учитываются:
- расходы, связанные с эксплуатацией части сети электросвязи оператора связи, используемой при оказании соответствующих услуг по пропуску трафика, включающие в себя:
- расходы по обычным видам деятельности, за исключением начисленной амортизации;
- операционные расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями;
- налоги, а также другие обязательные платежи и сборы, взимаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации и относимые на деятельность по оказанию услуг по пропуску трафика;
- суммы начисленной амортизации;
- нормативная прибыль, определяемая исходя из стоимости капитала, используемого при оказании услуг по пропуску трафика, и нормы прибыли (рентабельности) от указанного капитала.
В этом списке затрат в действующей редакции Правил регулирования цен есть два исключения. Первое - расходы на эксплуатационно-техническое обслуживание и ремонт средств связи, которые учтены в цене обслуживания точки присоединения. Второе - суммы амортизации, начисленной в отношении средств связи, образующих точку присоединения. Эти виды расходов учитывались при определении цен на услуги присоединения, после вступления в силу изменений суммы амортизации, расходы на обслуживание и ремонт средств связи, образующих точку присоединения, учитываются при расчете предельных цен на услуги по пропуску трафика. Такая переквалификация затрат на обслуживание точки присоединения в целом мало повлияет на общую выручку от услуг присоединения и услуг по пропуску трафика, но, очевидно, приведет к перераспределению тарифов между этими услугами.
Цены на услуги присоединения и услуги по пропуску трафика могут дифференцироваться оператором связи в зависимости от количества предоставленных точек присоединения, а цены на услуги по пропуску трафика - по времени года, часам суток, дням недели, выходным и праздничным дням, по объему пропущенного трафика. К этому добавляется нововведение, позволяющее устанавливать объем услуг по пропуску трафика*(4), подлежащий гарантированной оплате потребителями этих услуг, если их объем в расчетном периоде меньше установленной величины. Оплата установленного объема услуг по пропуску трафика для сети местной телефонной связи осуществляется по цене, определенной в отношении услуги местного завершения вызова на смежном узле связи. Дифференцировать цены на услуги присоединения и услуги по пропуску трафика оператор связи может и по иным основаниям, исходя при этом из предельных цен на эти услуги, установленных Федеральным агентством связи.
Следующее изменение касается порядка ценообразования стоимости услуг завершения вызова. Но прежде заметим, что Правила регулирования цен большей частью предназначены для операторов, занимающих существенное положение в сети связи общего пользования. Цены на рассматриваемые услуги, оказываемые этими операторами, подлежат государственному регулированию (п. 1 ст. 20 Закона о связи). Все иные операторы связи, напротив, могут самостоятельно определять цены на услуги присоединения и услуги по пропуску трафика, исходя из требований разумности и добросовестности (п. 3 ст. 18 Закона о связи, Постановление ФАС ПО от 03.07.2007 N А12-16474/06-С25). Такая самостоятельность может привести к тому, что оператор связи, не занимающий существенного положения в сети связи общего пользования, установит цены на услуги завершения вызова на свою сеть связи, превышающие цены на аналогичные услуги, оказываемые оператором, занимающим существенное положение в сети связи общего пользования.
В таком случае, чтобы не оказаться в убытке, оператору, оказывающему услуги по регулируемым ценам, следует включить дополнительно в цену на обслуживание точки присоединения величину возмещения своих расходов. Иными словами, более высокие по сравнению с регулируемыми цены на услуги завершения вызова оператор компенсирует увеличением стоимости услуг присоединения, оказываемых оператору, установившему повышенные цены на услуги завершения вызова. Эта норма прописана в действующей редакции п. 24 Правил регулирования цен. В связи с тем, что обслуживание точки присоединения с 01.03.2008 относится к услугам по пропуску трафика, а не к услугам присоединения, как ранее, с этой даты оператор, занимающий существенное положение, включает величину возмещения своих расходов дополнительно в общую сумму оплаты услуг по пропуску трафика, оказанных оператору, не занимающему существенного положения. Делается это в каждом расчетном периоде, а величина возмещения рассчитывается как разница цен на услуги завершения вызова, установленные сторонами договора о присоединении, умноженная на объем услуг завершения вызова, оказанных оператору, занимающему существенное положение в сети связи общего пользования. По сравнению с действующей редакцией Правил регулирования цен описанный порядок расчета величины возмещения не претерпел существенных изменений, в нем лишь исключено упоминание об обслуживании средств связи, образующих точку присоединения. Это является больше уточняющей поправкой, как указывалось выше, с 01.03.2008 величина возмещения увеличивает стоимость услуг по пропуску трафика, а не цену обслуживания точки присоединения.
Уточнения в рекомендации по раздельному учету
Внесенные Приказом Мининформсвязи РФ от 25.01.2007 N 11 изменения в Методические рекомендации по ведению раздельного учета операторами связи*(5) (далее - Методические рекомендации) действуют уже год, но мы решили напомнить операторам связи, в чем суть ведомственных поправок.
Дополнен п. 12 разд. III Методических рекомендаций. Он начинается с того, что раздельный учет расходов оператора связи предписано вести по расходам по обычным видам деятельности за отчетный период, определяемым в соответствии с ПБУ 10/99. Далее перед тем как перейти к элементам расходов, отраслевое ведомство уделило особое внимание раздельному учету расходов оператора, связанных с оказанием универсальных услуг связи. Его рекомендуется вести по расходам по обычным видам деятельности и прочим расходам, признаваемым таковыми по правилам бухгалтерского учета. Перечень прочих расходов прописан в п. 11 ПБУ 10/99, при этом в общем случае прочие расходы подлежат зачислению на счет прибылей и убытков организации, кроме случаев, когда законодательством или правилами бухгалтерского учета установлен иной порядок. Один из таких исключительных порядков установлен для операторов универсального обслуживания в п. 12 Методических рекомендаций.
Приведем цитату: распределение прочих расходов оператора на универсальные услуги связи может осуществляться по решению оператора путем прямого отнесения указанных расходов на соответствующие услуги или путем распределения прочих расходов на оказываемые оператором услуги связи пропорционально расходам по обычным видам деятельности или другим базам распределения. Данная норма обязывает оператора универсального обслуживания включать прочие расходы в себестоимость соответствующих услуг, а не списывать их в традиционном порядке на счет прибылей и убытков. Заметим, этого не могут делать и другие операторы, ведущие раздельный учет. Нормы п. 25 Методических рекомендаций обязывают их распределять прочие расходы (затраты) напрямую либо с использованием баз распределения на производственные процессы или неосновные виды деятельности. Единственное, в этом пункте не указана база распределения прочих расходов (затрат), в то время как для операторов универсального обслуживания уточнено, что одной из баз распределения могут быть расходы по обычным видам деятельности, пропорционально которым можно распределить между оказываемыми услугами прочие расходы (затраты).
В некоторых разделах Методических рекомендаций словосочетание "прочие расходы" изменено на "прочие затраты". Казалось бы, какая разница? В принципе, никакой, если прочие расходы списываются на финансовый результат без распределения пропорционально выбранному организацией показателю. В то же время если прочие расходы распределяются на расходы по обычным видам деятельности, то правильнее с точки зрения методологии учета говорить о прочих затратах, а не о прочих расходах.
Есть еще одна причина, почему Мининформсвязи решило ввести эти поправки. Прочие расходы рассматриваются в п. 13 Методических рекомендаций как один из элементов расходов, сгруппированных по статьям затрат. Поэтому нет ничего удивительного в том, что прочие расходы, по сути являющиеся одной из статей затрат, переименованы Мининформсвязи в прочие затраты. С другой стороны, расходы по оплате услуг присоединения, расходы по оплате услуг по пропуску трафика, расходы по оплате товаров, работ и услуг сторонних организаций не переименованы в соответствующие затраты. Это говорит о специфике данных расходов, которые рекомендуется напрямую относить на производственные процессы или неосновные виды деятельности. Рассмотрим на примере распределение прочих затрат оператора, оказывающего универсальные услуги связи, которые включают услуги телефонной связи с использованием таксофонов и услуги по передаче данных и предоставлению доступа к Интернету с использованием пунктов коллективного доступа.
Пример 1.
У оператора, оказывающего универсальные услуги связи, в отчетном периоде расходы по обычным видам деятельности распределены в следующем порядке:
- 1 000 000 руб. приходится на услуги телефонной связи с использованием таксофонов;
- 500 000 руб. - на услуги по передаче данных и предоставлению доступа к Интернету с использованием пунктов коллективного доступа.
Прочие затраты отчетного месяца, приходящиеся на универсальные услуги связи, составили 200 000 руб. По решению оператора связи прочие затраты распределяются между оказываемыми услугами пропорционально расходам по обычным видам деятельности, приходящимся на эти услуги.
Коэффициент распределения прочих затрат по видам оказания универсальных услуг составит:
- 66,67% (1 000 000 руб. / (1 000 000 + 500 000) руб.);
- 33,33% (500 000 руб. / (1 000 000 + 500 000) руб.).
Исходя из этих процентных соотношений, распределим прочие затраты, приходящиеся на универсальные услуги связи. Из общей суммы 200 000 руб. в себестоимости услуг телефонной связи с использованием таксофонов будет учтено 133 340 руб. (200 000 руб. x 66,67%), а в себестоимости услуг по передаче данных и предоставлению доступа к Интернету - 66 660 руб. (200 000 руб. x 33,33%).
В бухгалтерском учете оператора связи будут сделаны следующие проводки:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Отражены прочие затраты, приходящиеся на услуги универсальной связи | 91-2 | 60, 76 | 200 000 |
Включены в себестоимость услуг связи с использованием таксофонов прочие затраты* |
30-02, (30-01) |
91-2 | 133 340 |
Включены в себестоимость услуг по передаче данных и предоставлению доступа к Интернету в пунктах коллективного доступа прочие затраты |
30-02, (30-01) |
91-2 | 66 660 |
* Расходы по обычным видам деятельности, связанные с оказанием услуг универсальной связи, включают расходы, связанные с эксплуатацией средств и линий связи (подсубсчета 30-01), и расходы, связанные с оказанием услуг связи (подсубсчета 30-02). В Методических рекомендациях не поясняется, на какие из поименованных расходов распределить прочие затраты. Оператор связи должен самостоятельно решить, на какие расходы производственных процессов отнести прочие затраты. Разницы нет, если расходы, связанные с эксплуатацией средств (линий связи), и расходы, связанные с оказанием услуг связи, одинаково закрываются на подсубсчета счета 20 или 90 в разрезе объектов калькулирования. Если первые распределяются на подсубсчета счета 33 "Расходы, связанные с частями сети электросвязи", а вторые - в традиционном порядке (на субсчет 20 или 90), то можно отдать предпочтение более простому и рациональному второму варианту, при этом нужно распределить прочие затраты на расходы по обычным видам деятельности, связанные с оказанием услуг связи. |
В Методические рекомендации в отношении учета оказания универсальных услуг внесено еще одно, а вернее два изменения, касающиеся учета расходов по таксофонам и линиям связи к ним. В утратившей силу редакции такие расходы (включая расходы по таксофонам для оказания универсальных услуг) предписывалось распределять на услуги связи пропорционально трафику, пропущенному при оказании услуг пользователям и соответствующих услуг по пропуску трафика (инициирование и завершение вызова).
В действующей редакции отдельно выделены расходы по таксофонам и линиям связи к ним, относящиеся к оказанию универсальных услуг связи, и аналогичные расходы, не имеющие непосредственного отношения к этим услугам. Первые, рекомендуется распределять на универсальные услуги связи пропорционально количеству таксофонов, установленных в местах, которые определены соответствующими договорами об условиях оказания универсальных услуг связи. Вторые - расходы по таксофонам и линиям связи к таксофонам (за исключением таксофонов для оказания универсальных услуг) рекомендуется распределять на услуги местной телефонной связи с использованием таксофонов (пп. 5.1 п. 5 Приложения N 5). Суть этих изменений заключается в том, чтобы выделить из всей массы расходов по таксофонам и линиям связи к ним те, которые относятся к универсальным услугам связи. Все иные аналогичные расходы, не связанные с оказанием универсальных услуг, отражаются отдельно в себестоимости услуг местной телефонной связи с использованием таксофонов.
Заметим, такой же принцип действует для распределения на услуги связи расходов на линейно-кабельные сооружения (ЛКС) для прокладки собственных кабельных линий, отличие только в том, что эти расходы по таксофонам распределяются пропорционально протяженности системы абонентского доступа (таблица N 16 Приложения N 5).
Вернемся к расходам по таксофонам и линиям связи к таксофонам. Такие затраты распределяются в установленном порядке (пропорционально количеству таксофонов) тогда, когда эти расходы отдельно выделяются из затрат основных производственных процессов, связанных с эксплуатацией средств и линий связи (подсубсчета 30-01), на расходы, связанные с частями сети электросвязи (подсубсчета 33-01). В дальнейшем эти расходы, отнесенные на части сети связи (подсубсчета 33-01), распределяются на объекты калькулирования (подсубсчета 90-2).
Пример 2.
У оператора связи, оказывающего универсальные услуги связи, в отчетном периоде расходы по таксофонам и линиям связи составили 200 000 руб. Общее количество таксофонов - 500 шт., из них 400 шт. задействованы в оказании универсальных услуг.
Коэффициенты распределения расходов по таксофонам и линиям связи к ним составят:
- 80% (400 шт. / (500 шт.) - в части оказания универсальных услуг;
- 20% (100 шт. / (500 шт.) - в части оказания услуг местной телефонной связи с использованием таксофонов.
Руководствуясь этими коэффициентами, распределим затраты на услуги связи. Расходы по таксофонам и линиям связи к ним для оказания универсальных услуг составят 160 000 руб. (200 000 руб. x 80%), расходы по таксофонам и линиям связи к ним, относящиеся к услугам местной телефонной связи, будут оценены в 40 000 руб. (200 000 руб. x 20%).
В бухгалтерском учете оператора связи будут сделаны следующие проводки:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Отражены расходы на таксофоны и линии связи к ним в составе расходов, приходящихся на части сети связи |
33-01 | 30-01 | 200 000 |
Распределены на универсальные услуги связи расходы по таксофонам и линиям связи |
90-2 | 33-01 | 160 000 |
Распределены на услуги местной телефонной связи расходы по таксофонам и линиям связи |
90-2 | 33-01 | 40 000 |
В целом основные изменения, внесенные в Методические рекомендации, направлены на обособление расходов операторов, оказывающих универсальные услуги связи, что вполне объяснимо. Универсальные услуги связи оказываются по регулируемым ценам, и завышение (занижение) их себестоимости может привести впоследствии к необоснованному увеличению (снижению) тарифов на данный вид общедоступных услуг.
Перемены в перечнях лицензионных условий
В перечни лицензионных условий внесены изменения Постановлением Правительства РФ от 24.01.2008 N 23, они вступают в силу с 01.04.2008. Поправок не много, но вносятся они практически во все виды лицензируемых услуг связи.
Введено новое лицензионное условие, обязывающее операторов связи представлять сведения о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания в порядке и по форме, которые установлены федеральным органом исполнительной власти в области связи. Данное изменение дает ревизорам еще одну возможность контроля за операторами связи, для которых экономия на отчислениях в резерв универсального обслуживания может обернуться приостановлением действия лицензии (ее аннулированием).
В настоящий момент в ст. 60 Закона о связи установлены база расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей), ставка и порядок определения размера этих обязательных отчислений операторами сети связи общего пользования. Отдельно утверждены Правила формирования и расходования средств резерва универсального обслуживания,*(6) в то же время специальный порядок и форма представления сведений о базе расчета обязательных отчислений в этот резерв в настоящий момент пока не утверждены. В такой ситуации операторам связи следует следить за всеми изменениями и дополнениями нормативной базы для того, чтобы выполнить лицензионное условие, как только будет официально опубликованы порядок и форма представления сведений о базе расчета отчислений в резерв универсального обслуживания.
Другие изменения в перечнях лицензионных условий касаются отдельных услуг связи. Например, для компаний, занимающихся оказанием услуг телеграфной связи, введены два новых лицензионных условия. Первое - лицензиат должен выполнять обязательства, которые он принял при участии в торгах (аукционе, конкурсе) на получение лицензии. Второе - он должен выполнять условия, установленные при выделении полос радиочастот и присвоении (назначении) радиочастоты или радиочастотного канала.
В лицензировании услуг связи следует обратить внимание еще на одно дополнение, внесенное в Закон о связи Федеральным законом от 09.02.2007 N 14-ФЗ. Поправка вступает в силу только с 14.02.2008 и уточняет требования к заявлению о предоставлении лицензии, установленные п. 3 ст. 30 Закона о связи. В нем сказано, что соискатель лицензии наряду с другими необходимыми документами должен представить описание сети связи и средств связи, с использованием которых будут оказываться услуги, а также план и экономическое обоснование развития сети связи. В настоящий момент Приказом Мининформсвязи РФ от 22.03.2005 N 32 утверждены требования к содержанию такого описания. Поправка, внесенная Законом N 14-ФЗ, обязывает федеральный орган исполнительной власти в области связи утвердить требования к содержанию плана и экономическому обоснованию развития сети связи.
С.Н. Зиновьев
"Услуги связи: бухгалтерский учет и налогообложение", N 1, январь-февраль 2008 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Утв. Постановлением Правительства РФ от 19.10.2005 N 627.
*(2) Утв. Постановлением Правительства РФ от 28.03.2005 N 161.
*(3) Изменения внесены Постановлением Правительства РФ от 12.10.2007 N 666.
*(4) Объем не более 1000 минут в месяц на одну точку присоединения.
*(5) Утв. Приказом Мининформсвязи РФ от 21.03.2006 N 33.
*(6) Утв. Постановлением Правительства РФ от 21.04.2005 N 243.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"