Как не стоит рекламировать услуги связи
Периодически средства массовой информации сообщают о нарушении предприятиями связи законодательства о рекламе. Рассмотрим, какая реклама признается не соответствующей установленным требованиям, и приведем некоторые примеры таких нарушений.
Какой реклама не должна быть?
Согласно п. 1-3 ст. 5 Федерального закона N 38-ФЗ "О рекламе"*(1) (далее - Закон о рекламе) не допускаются недобросовестная и недостоверная реклама.
Недобросовестной признается реклама, которая:
- содержит некорректные сравнения рекламируемой услуги*(2) с услугами других изготовителей (продавцов);
- порочит честь, достоинство или деловую репутацию лица, в том числе конкурента;
- является актом недобросовестной конкуренции в соответствии с антимонопольным законодательством*(3) и др.
Недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения:
- о преимуществах рекламируемой услуги перед услугами других изготовителей или продавцов;
- об ассортименте и о комплектации услуги, а также о возможности ее приобретения в определенном месте или в течение определенного срока;
- о стоимости или цене услуги, порядке оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения;
- о гарантийных обязательствах изготовителя или продавца товара (работы, услуги);
- об исключительных правах на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации товара (работы, услуги);
- о правах на использование официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов) и символов международных организаций;
- об официальном или общественном признании, о получении медалей, призов, дипломов или иных наград;
- о рекомендациях физических или юридических лиц либо их одобрении относительно объекта рекламирования;
- о результатах исследований и испытаний;
- о предоставлении дополнительных прав или преимуществ приобретателю рекламируемой услуги;
- о фактическом размере спроса, объема производства или продажи рекламируемой услуги;
- о правилах и сроках проведения стимулирующей лотереи, конкурса, игры или иного подобного мероприятия, количестве призов или выигрышей по его результатам, сроках, месте и порядке их получения, а также об источнике информации о таком мероприятии;
- о правилах и сроках проведения основанных на риске игр, пари;
- об источнике информации, подлежащей раскрытию в соответствии с федеральными законами;
- о месте, в котором до заключения договора об оказании услуг заинтересованные лица могут ознакомиться с информацией, которая должна быть предоставлена таким лицам в соответствии с федеральными законами или иными нормативными правовыми актами РФ;
- об изготовителе или о продавце рекламируемого товара (работы, услуги) и др.
Кроме того, согласно п. 4 ст. 5 Закона о рекламе она не должна:
- побуждать к совершению противоправных действий и призывать к насилию и жестокости;
- иметь сходство с дорожными знаками или иным образом угрожать безопасности движения автомобильного, железнодорожного, водного, воздушного транспорта;
- формировать негативное отношение к лицам, не пользующимся рекламируемыми услугами, или осуждать таких лиц.
В рекламе не допускаются (п. 5, 6, 8, 9 ст. 5 Закона о рекламе):
- использование иностранных слов и выражений, которые могут привести к искажению смысла информации;
- использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений (например, в отношении национальности, профессии), официальных государственных и религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ;
- использование и распространение скрытой рекламы (оказывающей не осознаваемое потребителями рекламы воздействие на их сознание);
- указание на то, что объект рекламирования одобряется органами государственной власти или органами местного самоуправления либо их должностными лицами и др.
Не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре (работе, услуге), об условиях приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы (п. 7 ст. 5 Закона о рекламе).
При производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства РФ, в том числе требования гражданского законодательства, законодательства о государственном языке РФ (п. 11 ст. 5 Закона о рекламе). Стоимостные показатели в рекламе должны быть указаны в рублях (в иностранной валюте дополнительно могут быть указаны в случае необходимости) (п. 7.1 ст. 5 Закона о рекламе).
Соблюдаем особенности
Кроме общих требований реклама должна удовлетворять и требованиям, которые предъявляются к отдельным способам распространения рекламы, установленные Законом о рекламе. Так, согласно п. 1 ст. 18 данного закона распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе с использованием телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы, при этом ее распространитель должен будет доказать, что такое согласие было получено. Кроме того, по первому требованию абонента распространение рекламы должно быть прекращено немедленно.
Пунктом 2 ст. 18 Закона о рекламе запрещено использование сетей электросвязи для распространения рекламы с применением средств выбора и (или) набора абонентского номера без участия человека (автоматического дозванивания и рассылки).
При справочном телефонном обслуживании (и платном, и бесплатном) реклама может предоставляться только после сообщения справки, запрашиваемой абонентом (п. 3 ст. 18 Закона о рекламе). Время, в течение которого распространяется реклама, не должно учитываться при определении стоимости повременных телефонных соединений (п. 4 ст. 18 Закона о рекламе).
Основные нарушения
Рассылка SMS. Любимый многими операторами связи способ распространения рекламы. Вместе с тем имеются случаи, когда УФАС РФ (Управление Федеральной антимонопольной службы РФ) привлекало предприятия к административной ответственности за нарушение требования п. 2 ст. 18 Закона о рекламе (использование автоматической рассылки), и суды поддерживали чиновников (Постановление ФАС УО от 06.09.2007 N Ф09-7212/07-С1).
Отсутствует часть существенной информации. Часто для привлечения клиентов предприятия в рекламе указывают только часть информации, наиболее привлекательную, "замалчивая" при этом о другой, менее привлекательной, но при этом являющейся существенной, либо указывают номер телефона или адрес сайта, где потребители рекламы смогут получить недостающую информацию. Таким образом, предприятия нарушают требования п. 7 ст. 5 Закона о рекламе. Так, в одном судебном споре в рекламной информации содержалась ссылка: "подробности на сайте www". Однако, несмотря на наличие адреса сайта, суд посчитал, что отсутствовала существенная информация (о единице тарификации*(4)), и сделал вывод, что в таком случае реклама вводит потребителя относительно реальной стоимости услуги связи в заблуждение и злоупотребляет его доверием (Постановление ФАС ЗСО от 12.07.2007 N Ф04-4781/2007(36310-А67-23)).
Аналогичный вывод содержится в Постановлении ФАС ВВО от 17.08.2006 N А29-397/2006а. Суд отметил, что размещенные в рекламном объявлении номера телефонов, по которым потребитель может получить дополнительную информацию, не заменяют опубликования существенной информации.
Кроме отсутствия части существенной информации часто встречается реклама, в которой текст выполнен мелким нечитаемым шрифтом, не позволяющим потребителям воспринимать поясняющую рекламную информацию. Такая реклама противоречит требованиям п. 7 ст. 5 Закона о рекламе и является ненадлежащей (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2007, 31.07.2007 N 09АП-9538/2007-АК, 09АП-10157/2007-АК*(5)).
О преимуществах перед другими. Использование в рекламе слов "лучшие", "всегда дешевле" и др. является поводом для УФАС РФ признать такую рекламу недостоверной и, соответственно, наказать за такую рекламу. Поэтому, указав в рекламе какие-либо преимущества рекламируемого объекта, предприятие должно их документально подтвердить. Так, в Постановлении ФАС СЗО от 09.03.2007 N А21-5461/2006 предприятию, чтобы доказать "превосходство" своего товара над аналогичным товаром, производимым в городе, пришлось обратиться в Центр госсанэпидемнадзора для лабораторного исследования. В противном случае, при отсутствии такого подтверждения, избежать наказания не удастся (Постановление ФАС ПО от 26.09.2007 N А49-7412/06).
Сначала информация, потом реклама. По информации, размещенной на сайте УФАС РФ (www.fas.gov.ru), в начале февраля этого года антимонопольной службой на предприятие был наложен штраф за то, что оно распространяло рекламу в нарушение требований п. 3 ст. 18 Закона о рекламе до сообщения справки, запрошенной абонентом.
Чем грозят нарушения?
Предприятия, нарушающие требования законодательства о рекламе, могут быть привлечены к административной ответственности по ст. 14.3 КоАП РФ в виде наложения штрафа: на граждан - от 2 000 до 2 500 руб., на должностных лиц - от 4 000 до 20 000 руб., на юридических лиц - от 40 000 до 500 000 руб.
Согласно информации, размещаемой на сайтах УФАС РФ, в том числе региональных, предприятия связи обычно за нарушение законодательства о рекламе наказываются штрафом в размере 40 000 руб. (то есть минимальным). При повторных нарушениях суммы увеличиваются до 200 000 руб.
Кроме того, уплата штрафа согласно п. 10 ст. 38 Закона о рекламе не освобождает от исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе. Отметим также, что в соответствии с ч. 1 и 2 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства РФ о рекламе не может быть вынесено по истечении одного года со дня его совершения (длящееся правонарушение). Указанный срок начинает исчисляться со дня обнаружения правонарушения (таким днем считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения*(6)).
Н.В. Лебедева
"Услуги связи: бухгалтерский учет и налогообложение", N 1, январь-февраль 2008 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
*(2) Согласно ст. 3 Закона о рекламе товар (продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот), средство его индивидуализации, изготовитель или продавец, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама, являются объектами рекламирования.
*(3) Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
*(4) В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25.05.2005 N 328 "Об утверждении Правил оказания подвижной связи" порядок, сроки и форма расчетов являются существенными условиями договора.
*(5) Избежать наказания в виде штрафа предприятию удалось лишь по причине того, что антимонопольным органом существенно был нарушен порядок привлечения лица к административной ответственности.
*(6) Пункт 14 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"