г. Пермь |
|
08 апреля 2013 г. |
Дело N А50-20881/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 апреля 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 08 апреля 2013 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Васевой Е. Е.
судей Варакса Н.В., Риб Л.Х.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кожевниковой К.В.
при участии:
от заявителя - ОАО "Сбербанк России" в лице филиала - Западно-Уральского банка ОАО "Сбербанк России" (ОГРН 1027700132195, ИНН 7707083893): Орлов С.Г., паспорт, доверенность от 03.11.2010, Куделькина, Н.В., паспорт, доверенность от 05.05.2012, Ушаков О.В., удостоверение, доверенность от 09.01.2013 N 6,
от заинтересованного лица - Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (ОГРН 1025900536749, ИНН 5902290360): Кабанова Т.В., удостоверение, доверенность от 09.01.2013,
от третьих лиц - Кладовой Ольги Александровны, Государственного учреждения - Пермского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации: не явились,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя, ОАО "Сбербанк России" в лице филиала - Западно-Уральского банка ОАО "Сбербанк России",
на решение Арбитражного суда Пермского края от 16 января 2013 года
по делу N А50-20881/2012,
принятое судьей Плаховой Т.Ю.,
по заявлению ОАО "Сбербанк России" в лице филиала - Западно-Уральского банка ОАО "Сбербанк России"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю
третьи лица: Кладова Ольга Александровна, Государственное учреждение - Пермское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации,
о признании незаконным решения в части,
установил:
открытое акционерное общество "Сбербанк России" (далее - ОАО "Сбербанк России", банк) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - антимонопольный орган) от 18.07.2012 по делу N 418-12-а в части признания в его действиях нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением на рынке платежных услуг по переводу в Фонд социального страхования страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством лицами, добровольно вступившими в данные правоотношения, в географических границах Пермского края, путем взимания комиссии за перечисление в бюджет страхового взноса по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в пользу фонда, что привело к ущемлению интересов лиц, добровольно вступивших в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Кладова Ольга Александровна, Государственное учреждение - Пермское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 16.01.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением, ОАО "Сбербанк России" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы ОАО "Сбербанк России" указывает на то, что код бюджетной классификации (далее - КБК) является единственным элементом, определяющим назначение платежа; полагает, что действующим законодательством предусмотрено отражение по КБК 393 1 02 02090 07 0000 160 поступлений по страховым взносам на обязательное социальное страхование независимо от субъектов, их перечисляющих. В связи с тем, что Кладовой О.А. в платежом документе указан КБК 393 1 17 06020 07 0000 180 "Прочие неналоговые поступления в Фонд социального страхования Российской Федерации", банком взималась плата за перевод денежных средств силу соответствующей настройки программного обеспечения. ОАО "Сбербанк России" ссылается на то, что за нарушение ст. 24 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) банк может быть привлечен к ответственности в силу ст. 3 данного Закона только Федеральным фондом социального страхования и Центральным банком Российской Федерации. Поэтому при вынесении указанного решения антимонопольный орган превысил свои полномочия. В судебном заседании представители ОАО "Сбербанк России" доводы апелляционной жалобы поддержали.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю в отзыве просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Указывает на то, что в соответствии с ч. 3 ст. 24 Закона N 212-ФЗ плата за обслуживание операций по перечислению страховых взносов в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда на соответствующий счет Федерального казначейства по поручению плательщика таких взносов банками не взимается. При этом законодательство не связывает взимание или невзимание платы за перечисление страховых взносов с тем, по какому КБК перечисляется данный платеж. Кроме того, антимонопольный орган ссылается на то, что в ходе рассмотрения дела N 418-12-а в действиях ОАО "Сбербанк России" были установлены нарушения антимонопольного законодательства, поэтому антимонопольный орган действовал в пределах компетенции, установленной Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции). Представитель антимонопольного органа в судебном заседании поддержал доводы отзыва.
Кладова Ольга Александровна, Государственное учреждение - Пермское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации отзывы на апелляционную жалобу не представили, в судебное заседание не явились, что в силу ч. 2 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
В судебном заседании представитель ОАО "Сбербанк России" ходатайствовал о приобщении к материалам дела дополнительных пояснений к апелляционной жалобе.
Указанное ходатайство рассмотрено судом апелляционной инстанции в порядке ст. 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и удовлетворено.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 06.09.2011 при уплате лицом, добровольно вступившим в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в филиале ОАО "Сбербанк России" Западно-Уральском банке ОАО "Сбербанк России" страхового взноса в Фонд социального страхования Российской Федерации с Кладовой О.А. была взята комиссия в размере 3% от перечисляемой суммы в сумме 21 руб., что подтверждается чеком-ордером N 79.
07.09.2011 представителем Кладовой О.А. Бородулиным С.С. в Управление Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю подана жалоба на действия ОАО "Сбербанк России" по взиманию платы за перечисление страховых взносов в нарушение п. 3 ст. 24 Закона N 212-ФЗ (л.д. 142).
По итогам рассмотрения данной жалобы антимонопольным органом отказано в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.
В соответствии с письмом ФАС России от 17.01.2012 N ИА/697 Управлением Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю, направленным по результатам рассмотрения жалобы Бородулина С.С., проведена повторная проверка действий ОАО "Сбербанк России" по взимании платы за перечисление страховых взносов лицом, вступившим в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Приказом антимонопольного органа от 05.06.2012 N 376-п возбуждено дело N 418-12-а по признакам нарушения ОАО "Сбербанк России" в лице Западно-Уральского банка ОАО "Сбербанк России" ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.
Решением антимонопольного органа от 18.07.2012 по делу N 418-12-а положение ОАО "Сбербанк России" в лице Западно-Уральского банка ОАО "Сбербанк России" признано доминирующим на рынке платежных услуг по переводу в Фонд социального страхования страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством лицами, добровольно вступившими в данные правоотношения, в географических границах Пермского края (п. 1). В действиях ОАО "Сбербанк России" в лице Западно-Уральского банка ОАО "Сбербанк России" признано нарушение ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, выразившееся в злоупотреблении доминирующим положением на рынке платежных услуг по переводу в Фонд социального страхования страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством лицами, добровольно вступившими в данные правоотношения, в географических границах Пермского края, путем взимания комиссии за перечисление в бюджет страхового взноса по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в пользу фонда, что привело к ущемлению интересов лиц, добровольно вступивших в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (п. 2). В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 48 Закона о защите конкуренции рассмотрение дела N 418-12-а прекращено (п. 3).
ОАО "Сбербанк России", не согласившись с выводами антимонопольного органа о наличии в его действиях нарушения антимонопольного законодательства, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Законом о защите конкуренции установлены организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения: монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции; недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации. Целями названного Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (ст. 1 Закона о защите конкуренции).
Статьей 10 Закона о защите конкуренции установлен запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением.
Из содержания ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции следует, что запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
В соответствии с позицией, изложенной в пунктах 4, 14 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства", исходя из системного толкования положений ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и ст. 3 и 10 Закона о защите конкуренции, для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.
Для целей применения положений ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции подлежат установлению следующие обстоятельства: занятие хозяйствующим субъектом доминирующего положения на товарном рынке; осуществление действий, как прямо установленных этой нормой, так и иных действий (поскольку приведенный этой нормой перечень таких последствий не является исчерпывающим); наступление (или угроза наступления) последствий в виде недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц; причинно-следственная связь между действиями субъекта и указанными последствиями.
В соответствии с ч. 1 ст. 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации): 1) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим; 2) доля которого на рынке определенного товара составляет менее чем пятьдесят процентов, если доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта установлено антимонопольным органом исходя из неизменной или подверженной малозначительным изменениям доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке, относительного размера долей на этом товарном рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот товарный рынок новых конкурентов либо исходя из иных критериев, характеризующих товарный рынок.
Не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), доля которого на рынке определенного товара не превышает тридцать пять процентов, за исключением указанных в ч. 3, 6 и 6.1 данной статьи случаев.
Антимонопольным органом в соответствии с Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 N 220, и постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.2007 N 409 "Об утверждении условий признания доминирующим положения кредитной организации и правил установления доминирующего положения кредитной организации", проведен анализ состояния конкурентной среды на рынке платежной услуги по перечислению страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством лицами, добровольно вступившими в данные правоотношения, на территории Пермского края.
В ходе проведения оценки состояния конкурентной среды антимонопольным органом установлено, что доля ОАО "Сбербанк России" на указанном рынке в границах Пермского края по состоянию на 01.01.2011 и по состоянию на 01.01.2012 составила 84,63% и 91,39% соответственно.
Установление антимонопольным органом доминирующего положения ОАО "Сбербанк России" на рынке платежной услуги по перечислению страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством лицами, добровольно вступившими в данные правоотношения, на территории Пермского края заявителем не оспаривается.
Таким образом, на ОАО "Сбербанк России" распространяются ограничения и запреты, установленные ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.
В соответствии с ч. 3 ст. 24 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) банки обязаны исполнять поручение плательщика страховых взносов о перечислении страховых взносов, пеней и штрафов в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда на соответствующий счет Федерального казначейства (далее в настоящей статье - поручение плательщика страховых взносов), а также поручение органа контроля за уплатой страховых взносов (в случае взыскания страховых взносов, пеней и штрафов) о перечислении страховых взносов, пеней и штрафов в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда (далее в настоящей статье - поручение органа контроля за уплатой страховых взносов) за счет денежных средств плательщика страховых взносов в очередности, установленной гражданским законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 3 ст. 24 Закона N 212-ФЗ поручение плательщика страховых взносов или поручение органа контроля за уплатой страховых взносов исполняется банком в течение одного операционного дня, следующего за днем получения такого поручения, если иное не предусмотрено настоящей статьей. При этом плата за обслуживание по указанным операциям не взимается.
Судом первой инстанции установлено, материалами дела подтверждается и лицами, участвующими в деле, не оспаривается, что 06.09.2011 при уплате Кладовой О.А., добровольно вступившей в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в филиале ОАО "Сбербанк России" Западно-Уральском банке ОАО "Сбербанк России" страхового взноса в Фонд социального страхования Российской Федерации с нее была взята комиссия в размере 3% от перечисляемой суммы в сумме 21 руб.
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что ОАО "Сбербанк России" без надлежащих оснований, злоупотребляя своим доминирующим положением, при наличии прямого запрета, установленного ч. 3 ст. 24 Закона N 212-ФЗ, произвело взимание платы за перечисление страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации с плательщика, добровольно вступившего в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Указанные действия банка обоснованно расценены антимонопольным органом и судом как нарушение ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.
Ссылки ОАО "Сбербанк России" на неверное указание КБК 393 1 17 06020 07 0000 180 "Прочие неналоговые поступления в Фонд социального страхования Российской Федерации" самим плательщиком, что повлекло взимание с него платы, подлежат отклонению.
Как следует из пояснений государственного учреждения - Пермского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, учет поступлений страховых взносов лиц, добровольно вступивших в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, ведется на счетах бюджетного учета с применением аналитического кода бюджетной классификации 393 1 17 06020 07 0000 180 "Прочие неналоговые поступления в Фонд социального страхования Российской Федерации".
При этом частью 3 ст. 24 Закона N 212-ФЗ запрет взимания платы за перечисление страховых взносов на обязательное социальное страхование не поставлен в зависимость от того, производится ли уплата страховых взносов лицом, обязанным уплачивать такие взносы в силу закона, или лицом, добровольно вступившим в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также в зависимость от кода бюджетной классификации, по которому учитываются соответствующие страховые взносы.
Чек-ордер от 06.09.2011 N 79, выданный банком Кладовой О.А. при проведении платежа, содержит указание на основание платежа - "ТП, налоговый период - "ГД.00.2011", тип платежа - "ВЗ", дополнительную информацию - "ФСС ДОБРОВ СТРАХ РЕГ Н (АС) 5900606462" (т. 1 л.д. 142 оборот), что позволяло ОАО "Сбербанк России" идентифицировать платеж как перечисление страховых взносов на обязательное социальное страхование в Фонд социального страхования Российской Федерации.
Тот факт, что программное обеспечение банка построено на идентификации назначения платежа по КБК, не свидетельствует о законности взимания ОАО "Сбербанк России" платы за перечисление страховых взносов на обязательное социальное страхование с лица, добровольно вступивших в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Более того, из оспариваемого решения следует, что заявителем внесены корректировки в программное обеспечение и с 26.09.2011 комиссии по платежам с указанием кода 393 1 17 06020 07 0000 180 не взимаются.
Из данных официального сайта Фонда социального страхования РФ и соответствующих писем Регионального отделения ФСС РФ следует, что страховые взносы, уплачиваемые добровольно, учитываются именно по указанному КБК.
Таким образом, банк, настраивая программное обеспечение по соответствующим платежам, зная о запрете взимания комиссий при перечислении страховых взносов, не выполнил обязанность по соблюдению действующего законодательства, не принял необходимые меры для правильной настойки программного обеспечения и допустил ущемление прав плательщиков взносов путем взимания комиссии за их перечисление, указанные действия правомерно квалифицированы в качестве злоупотребления доминирующим положением.
Доводы ОАО "Сбербанк России" об отсутствии у антимонопольного органа полномочий по проверке деятельности банка в сфере отношений по уплате страховых взносов, отклоняются.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдает предписания.
На основании п. 3 ч. 2 ст. 39 Закона о защите конкуренции основанием для возбуждения и рассмотрения антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства является обнаружение антимонопольным органом признаков нарушения антимонопольного законодательства.
Невыполнение ОАО "Сбербанк России" запрета на взимание платы за осуществление операций по перечислению страховых взносов на обязательное социальное страхование лицами, добровольно вступившими в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, при наличии доказательств доминирующего положения банка на рынке платежных услуг по переводу в Фонд социального страхования страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством лицами, добровольно вступившими в данные правоотношения, в географических границах Пермского края, правомерно квалифицировано антимонопольным органом как действия, запрещенные ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции и нарушающие права третьих лиц.
Тот факт, что указанные действия банка нарушают также положения Закона N 212-ФЗ, не свидетельствует о том, что такие действия при наличии признаков злоупотребления доминирующим положением не могут являться предметом антимонопольного регулирования и контроля.
Для квалификации незаконных действий банка, занимающего доминирующее положение в соответствующей сфере, не требуется установление умысла, направленного на ущемление прав каких-либо лиц. Антимонопольным органом установлено, что заявитель не совершил все, необходимые действия, которые обеспечивали соблюдение действующего законодательства, что привело и могло привести к ущемлению прав плательщиков страховых взносов, вступивших в указанные правоотношения добровольно.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя. Излишне уплаченная при подаче апелляционной жалобы государственная пошлина в сумме 1000 руб. подлежит возврату заявителю из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 16 января 2013 года по делу N А50-20881/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить ОАО "Сбербанк России" в лице филиала - Западно-Уральского банка ОАО "Сбербанк России" (ОГРН 1027700132195, ИНН 7707083893) из федерального бюджета излишне уплаченную по платежному поручению от 25.01.2013 N 961300 государственную пошлину по апелляционной жалобе в сумме 1000 (одна тысяча) рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Е.Е.Васева |
Судьи |
Н.В.Варакса |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-20881/2012
Истец: ОАО "Сбербанк России", ОАО "Сбербанк России" в лице филиала - Западно-Уральского банка
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю, УФАС по ПК
Третье лицо: Государственное учреждение-Пермское региональное отделение Фонда социального страховани РФ, Кладова Ольга Александровна