Налоговое обозрение
Барбадос
Принятые поправки в законодательство Барбадоса предусматривают ряд налоговых льгот для предприятий малого бизнеса. Власти страны рассчитывают что они будут способствовать созданию малых предприятий. Меры включают пониженную ставку налога на прибыль в размере 15% (обычная ставка - 25%), освобождение от уплаты пошлин на импорт сырья и оборудования, освобождение от налога на проценты и дивиденды, полученные в результате инвестиций в малый бизнес (предоставляется по согласованию с властями), а также (по согласованию с властями) вложений в фонды инвестиций в малый бизнес. От гербового сбора освобождено оформление всех подлежащих регистрации документов, относящихся к деятельности предприятия малого бизнеса. Налог на прибыль может быть сокращен на сумму, равную не более 20% фактических расходов, понесенных в связи с использованием новых технологий, проведением маркетинговых исследований и любой другой деятельностью, непосредственно относящейся к развитию бизнеса. К категории предприятия малого бизнеса относится компания, удовлетворяющая следующим условиям: она должна быть зарегистрирована в соответствии с законодательством Барбадоса, ее уставный капитал не должен превышать 1 млн. долл., годовой объем продаж - не более 2 млн. долл., а численность наемных работников - не более 25 человек.
Сингапур
В Сингапуре происходит реформирование налогового законодательства. В результате размер ставки налога на прибыль корпораций уменьшен с 20 до 18%. Порог частичного освобождения от этого налога повышен со 100 тыс. до 300 тыс. сингапурских долларов. Это означает, что для почти 80% местных малых и средних предприятий ставка налога будет менее 10%. Таким образом, Сингапур становится для малого бизнеса наиболее конкурентоспособной в своем регионе страной. Кроме того, отменяется налоговый режим, в соответствии с которым благотворительные организации для получения освобождения от налога на прибыль должны были расходовать в Сингапуре на протяжении не более двух лет не менее 80% своей выручки. Выпадающие из-за снижения налогов из бюджета суммы компенсированы увеличением с 1 июля прошлого года с 13 до 14,5% ставки взносов работодателей в Центральный страховой фонд, и с 5 до 7% - ставки налога на товары и услуги.
Таиланд
Руководитель налоговой службы Таиланда заявил о необходимости полной переработки налогового кодекса страны. Соответствующая работа уже проводится налоговым ведомством, к ней привлечены научные круги и частные структуры. Работа оказалась непростой, поскольку изменения норм в одной области влекут изменения во многих других. Поправки, которые вносились в действующий налоговый кодекс на протяжении ряда последних лет, зачастую были обусловлены совершенно разными, иногда противоположными, мотивами. Из кодекса уберут противоречащие и устаревшие нормы, основные положения будут упрощены и перегруппированы, подкорректированы с учетом сложившихся реалий. Например, ликвидируют норму, в соответствии с которой доходы женщины считались доходами ее мужа. В результате супружеская пара могла облагаться по более высокой ставке, чем это было бы в случае, если бы доходы супругов учитывались раздельно. В новом кодексе найдут свое отражение вопросы налогообложения электронных сделок и электронной коммерции. Новое налоговое законодательство должно предусматривать меры, поощряющие вывод из тени (т.е. включение в налоговую систему) малых и средних предприятий, доля которых в Таиланде составляет 80% всех компаний. Будут пересмотрены и размеры ставок налогообложения. Хотя размер максимальной ставки подоходного налога с физических лиц составляет 37%, средний таиландец уплачивает его по ставке всего 5%. Ставка НДС была заморожена на ближайшие 10 лет на уровне 7%, хотя по закону она должна была бы равняться 10%.
Франция
Организация экономического сотрудничества и развития подготовила обзор состояния экономики Швейцарии. Отмечается, что уровень налогообложения прибыли корпораций по сравнению с большинством зарубежных конкурентов здесь остается низким. Однако чрезмерно высокое обложение дивидендов способствует уклонению от уплаты налога на них, для чего используются "сложные корпоративные структуры". Это чревато искажениями при принятии финансовых решений фирмами, которые оказываются не в состоянии приобрести акционерный капитал на международном рынке. К тому же отсутствие налога на прирост капитала создает дополнительные стимулы к удержанию доходов на предприятиях. Обзор содержит рекомендации, чтобы сокращение налогообложения дивидендов не сопровождалось ограничением налоговых льгот для акционеров, чья доля в капитале превышает 10%. Снижение налогов на дивиденды от портфельных инвестиций рекомендуется компенсировать за счет введения умеренного налогообложения прироста капитала. Кроме того, существование в Швейцарии гербового сбора, взимаемого при выпуске обыкновенных акций, также ведет к увеличению затрат на создание компаний и увеличение их капитала без сколько-нибудь заметных поступлений в бюджет. Специалисты ОЭСР рекомендуют этот налог отменить.
Южная Корея
Президент Южной Кореи предложил значительно, на 12,6 трлн. вон, сократить налоги. До сих пор многие иностранные инвесторы жаловались на "неважное отношение властей к бизнесу". Президент объявил приоритетом своей политики ускоренное экономическое развитие Южной Кореи. Поставлена цель за счет стимулирования иностранных и национальных инвестиций добиться ежегодного 7%-ного экономического роста (по данным Банка Кореи, в прошлом году ВВП страны вырос на 4,9%.). Планируется создание 3 млн новых рабочих мест. В рамках налоговой реформы предполагается поэтапно (за пять лет) уменьшить размер ставок налога с корпораций с 25 до 20% и с 13 до 10% (в Южной Корее действует прогрессивная шкала обложения прибыли корпорации), а также сократить налогообложение в нефтяной отрасли и секторе недвижимости. Сокращение ставки налога с корпораций на 1% снизит сумму налоговых поступлений в бюджет примерно на 1,6 трлн. вон, что предлагается компенсировать за счет сокращения (на сумму до 20 трлн. вон) объема государственных расходов. Вместе с тем президент полагает, что фактические налоговые поступления из-за снижения ставок налога с корпораций должны снизиться незначительно, поскольку благодаря росту экономики должны увеличиться доходы корпораций.
По прогнозам минфина Южной Кореи, в текущем году поступления по налогу с корпораций должны составить 36,3 трлн. вон против 35,4 трлн. вон в 2007 г.
Е. Воловик
"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 10, март 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"
Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"
Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.
Регистрационное свидетельство N 012947
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71