"Милицейские проверки. Как принимать "гостей"?"
(интервью с И. Соловьевым, доктором юридических наук, начальником
уголовно-правового управления Правового департамента МВД России)
До недавнего времени многие считали, что сотрудники милиции приходят на фирму с проверкой, даже если повод был чисто формальный или и вовсе без видимых причин. Такие действия контролеров "из органов" вызывали огромное возмущение среди коммерсантов. В итоге, с помощью судей они добились изменения правил проведения милицейских проверок. Наконец-то появился некий барьер, который ограничит количество визитов контролеров в компанию. Теперь каждый приход проверяющих должен иметь обоснованный повод. Сведения о причинах, которые им послужили, указывают в новой строке постановления о проведении проверки. С одной стороны, такое новшество призвано оградить фирму от безосновательного посещения милиционеров. С другой стороны, любые контрольные мероприятия сулят компании некоторые сложности. Помочь организациям разобраться в хитросплетениях правил милицейских проверок согласился Иван Соловьев, доктор юридических наук, начальник уголовно-правового управления Правового департамента МВД России.
Иван Николаевич, для начала давайте поговорим о том, в каких именно случаях милиционеры приходят в компанию с проверкой?
Условия, при которых милиционеры могут посетить компанию, есть в пункте 25 части 1 статьи 11 Закона "О милиции"*(1). Расскажу об этом подробнее. Во-первых, когда у сотрудников милиции есть информация о том, что фирма нарушила закон в сфере финансов, хозяйственной, предпринимательской или торговой деятельности. Причем за подобные преступные действия сотрудников компании могут привлечь к уголовной ответственности. Во-вторых, милиционеры посетят фирму, если проверка нужна для того, чтобы установить те или иные основания для возбуждения уголовного дела. Это может быть уклонение от уплаты налогов в крупных размерах, или производство и реализация товаров, операции с которыми ограничены законом. Вне зависимости от причины визита милиционеры должны провести контрольные мероприятия по общим правилам. Они установлены Инструкцией о порядке проведения сотрудниками милиции проверок и ревизий финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности*(2).
Как долго может длиться подобная проверка?
Тридцать дней. Такой срок установлен Инструкцией о порядке проведения милицейских проверок. Началом ревизии считают тот день, в который оформлено постановление. Однако, если милиционеры пришли на фирму с постановлением, но ее руководителя или его заместителя нет на месте, то контролеры проверку начать не могут. Поэтому ее срок продлевается. Не стоит рассчитывать, что если директор или его заместитель год не будут появляться на фирме, то и проверка не начнется. Постановление просто вручат другому сотруднику компании. Последний день срока совпадает с датой подписания всеми милиционерами акта проверки.
А что именно могут проверять и досматривать милиционеры? Они имеют право осматривать личные вещи сотрудников компании?
Сотрудники милиции вправе проводить осмотр офисных, производственных, складских и торговых помещений компании. Также они могут досматривать автомобили, но только в присутствии их владельцев и двух понятых. В исключительных случаях это возможно в отсутствие собственника машины. Кроме того, милиционеры имеют право изучать финансовые документы. При необходимости они потребуют от руководства компании предоставить заверенные копии тех или иных бумаг. Личные вещи работников милиционеры трогать не вправе.
В новой форме постановления появилась дополнительная строка. Насколько полно в ней должны быть указаны сведения о причинах проводимой проверки?
Действительно, форму постановления дополнили еще одной строкой*(3). В ней руководитель отдела указывает причину проверки: сведения, которые обосновывают проведение контрольных мероприятий. Это, как правило, признаки, на основании которых милиция подозревает сотрудников фирмы в преступлении. Например, в неуплате налогов в особо крупных размерах по статье 199 Уголовного кодекса. Однако в каждом конкретном случае полноту сведений определяет должностное лицо, которое оформляет постановление о проведении проверки деятельности.
На основании каких материалов у милиции могут возникнуть подозрения? Должна ли информация о том, что фирма, возможно, нарушает закон, подтверждаться документами?
Поводом для ревизии может стать самая разнообразная информация. Источниками бывают публикации в средствах массовой информации или заявление от гражданина о каких-либо нарушениях у работодателя. Кроме того, сведения могут предоставить сотрудники милиции, которые проводили проверку других компаний и по ее итогам усомнились в добросовестности подозреваемой фирмы. Мы также используем материалы, полученные в ходе оперативно-розыскной деятельности. Сотрудничаем с другими госслужбами, которые делятся с нами своими выводами и подозрениями. Есть и другие источники информации. Сведения, которые указывают на признаки преступления, как правило, подтверждены документами. Однако такие бумаги вовсе не обязательно прикладывать к постановлению о проверке. Тем более, что данная информация может носить "закрытый" характер.
В строке для обоснования проверки есть ссылка о неразглашении гостайны. Какие сведения попадают под это определение? Что делать фирме, если в постановлении указано - "гостайна"?
Ссылка о неразглашении государственной тайны в образце бланка адресована, главным образом, милиционерам, а не сотрудникам фирмы. То есть лицо, которое оформляет постановление, должно разделять информацию, которую можно указать в бланке, и которая может быть гостайной. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, четко определен в Законе РФ "О государственной тайне"*(4), Указе Президента РФ "Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне"*(5), а также в ведомственных актах МВД России.
К таким сведениям, в частности, относятся данные о лицах, которые сотрудничают с органами внутренних дел на конфиденциальной основе, силах и средствах милиции, источниках, методах, планах и результатах оперативно-розыскной деятельности. Какие-либо признаки, указывающие на вину компании, к государственной тайне не относят. Также следует иметь в виду, что для сотрудников органов внутренних дел, которые допустили разглашение гостайны, установлена уголовная ответственность.
Кто составляет и подписывает постановление о назначении милицейской проверки?
Постановление о назначении милицейской проверки может вынести только строго ограниченный круг лиц. Их перечень можно посмотреть в приложении N 2 к приказу МВД России, которым утверждена сама Инструкция о проверках*(6). После того, как постановление о проведении проверки будет оформлено и подписано, его реквизиты фиксируют в специальном журнале. Этот регистр хранят в подразделении по дело производству и режиму того отделения, сотрудники которого проверяют компанию. Такое правило установлено пунктом 4 Инструкции.
Какие документы помимо постановления должны предъявить милиционеры представителям проверяемой фирмы?
Проводить проверку финансово-хозяйственной деятельности компании имеют право только те лица, которые указаны в постановлении. В связи с этим помимо самого постановления сотрудники милиции обязаны предъявить служебные удостоверения. Работники фирмы, в свою очередь, могут записать данные милиционеров, которые пришли с проверкой.
И все-таки предположим, что у сотрудников компании закрались сомнения в подлинности постановления о проверке. Как их развеять, если милиционеры уже стоят на пороге?
Если руководство фирмы сомневается в подлинности документа, то надо сделать следующее. Попросите у сотрудников милиции номер телефона их подразделения по делопроизводству и уточните там, регистрировали они постановление о вашей проверке или нет. Если с этим возникли какие-либо трудности, то есть еще один вариант. Потребуйте у милиционеров номер телефона должностного лица, которое вынесло постановление. Как правило, это начальник управления или отделения внутренних дел города, района. Хотя, его заместитель тоже имеет право назначать милицейскую проверку.
Кстати, если проверяющие злоупотребляли своими полномочиями, то им может грозить как дисциплинарная, так и уголовная ответственность.
А как быть, если неверно указаны ФИО кого-нибудь из пришедших милиционеров или кто-то вовсе не "прописан" в постановлении?
Сотрудник милиции, данные которого не совпадают со сведениями в постановлении, не имеет права принимать участие в проверочных мероприятиях. Если это случилось и милиционер не указан в постановлении, то надо действовать так. Потребуйте у контролеров номер телефона дежурной части отделения, руководитель которого вынес постановление о проверке. Можно позвонить самому начальнику отделения и попросить его прояснить ситуацию. Номер его телефона обязаны сказать милиционеры, пришедшие к вам. Если есть подозрения, что проверяющие - вовсе не сотрудники ОВД, вызовите дежурный наряд милиции по телефону 02. Они помогут вам установить личность контролеров и их полномочия.
Сейчас в бизнесе довольно много компаний-близнецов, названия которых порой отличаются одной буквой. Если в постановлении о назначении проверки неверно указано название фирмы, что тогда делать?
Милиционеры могут проверять только ту фирму, которая указана в постановлении. Это означает, что в компании с другим названием они проводить проверку не имеют права. Причем это касается даже тех случаев, когда наименования фирм отличаются буквально одним знаком. Например, ООО "Фирма и Ко" и ООО "Фирма и К". Сказано в постановлении проверить ООО "Фирма и Ко", значит ее и надо проверять. Аргумент милиционеров, что начальник имел в виду ООО "Фирма и К", роли не играет. Если ошибка в названии компании появилась, например, при наборе текста, то значит сотрудникам милиции придется переоформить постановление. И только после этого они смогут вернуться на фирму и провести проверку.
В форме постановления о назначении проверки есть строка, которую заполняет представитель фирмы и ставит свою подпись. Если он откажется от этого, и не пустит контролеров на территорию компании, что ему грозит в таком случае?
В случае отказа представителей фирмы подписывать постановление о проверке, об этом надо сделать отметку в специальной графе постановления. Если руководство компании неправомерно отказалось пустить милиционеров на территорию фирмы для проверки, то они в принципе имеют право применить силу. Это связано с тем, что в данном случае ненасильственные способы не позволяют выполнить обязанности, которые возложены на контролеров. Применение силы возможно и в ситуации, когда работники компании каким-либо образом препятствует проведению проверки. Такое право дано милиционерам статьей 13 Закона "О милиции"*(7). Ответственность за неповиновение законному распоряжению сотрудника милиции закреплена в статье 19.3. Кодекса об административных правонарушениях. Эта статья предусматривает штраф или административный арест на срок до 15 суток за оказание сопротивления милиционерам.
В постановлении должен быть указан перечень мероприятий, которые вправе проводить милиционеры. А если изначально понятно, что контрольные мероприятия не смогут подтвердить или опровергнуть причину, указанную в обоснование проверки (то есть сразу видно, что данные сведения не соответствуют друг другу)? Как фирме опротестовать проведение ревизии в этом случае?
Ознакомившись с постановлением, важно обратить внимание проверяющих на то, что в постановлении есть противоречия и нестыковки. Однако от контрольных мероприятий фирму это не избавит.
Милиционеры в ходе проверки проводят мероприятия, которые не указаны в постановлении. Стоит ли руководству компании препятствовать их проведению или лучше пустить все на самотек. Как обжаловать действия милиционеров?
Если милиционеры проводят мероприятия, не предусмотренные постановлением, можно воспользоваться следующим алгоритмом действий. Во-первых, в присутствии свидетелей обратите внимание проверяющих, что они проводят мероприятия, не указанные в постановлении. А это, между прочим, уже превышение служебных полномочий. Во-вторых, при подписании акта по результатам ревизии обязательно сделайте отметку о том, что милиционеры провели мероприятия, не указанные в постановлении. В-третьих, вы можете обжаловать их действия начальнику отделения, который назначил проверку или направить заявление в управление внутренних дел, прокурору или в суд. Порядок обжалования определен статьей 197 Арбитражно-процессуального кодекса и статьями 254-256 Гражданско-процессуального кодекса.
Никаких нарушений при проверке не было вы явлено. Для фирмы на этом отношения с милицией закончатся или может последовать, например, перепроверка?
Контролеры при составлении акта проверки должны сделать запись о том, что по указанным в постановлении причинам никаких нарушений не найдено. Поскольку при проверке не подтвердились данные, которые указывают на признаки преступления, то каких-либо последствий для компании такая ревизия не имеет. Если обнаружены признаки других правонарушений, то эти данные могут быть использованы в ходе проведения дальнейших мероприятий контроля. О таких обстоятельствах милиционеры докладывают своему руководству, а всю информацию регистрируют в дежурной части органа внутренних дел (милиции).
Новую проверку компании милиционеры могут провести только при появлении свежих данных, которые опять-таки указывают на признаки преступления. При этом руководитель ОВД обязательно должен вынести новое постановление. В нем указывают уже актуальные обстоятельства, свидетельствующие о нарушениях.
Спасибо большое, что согласились с нами побеседовать. Надеемся на дальнейшее сотрудничество с вами, Иван Николаевич.
Конечно. Я всегда рад помочь читателям вашего журнала.
Беседу провела
Н. Горшенина,
эксперт журнала
"Откуда есть пошла..." строка для обоснования
Дополнительная строка в постановлении о проведении проверки появилась не случайно. Представители бизнес-сообщества уже давно требовали обоснования причин милицейской проверки. Практика проведения таких ревизий, к сожалению, свидетельствовала о том, что контролеры приходили "в гости" к фирме по поводу и без повода. В итоге страдала деятельность компании, которая порой несла крупные убытки.
В такой ситуации оказалась одна из иркутских фирм. Милиционеры пришли к ней с проверкой. Причину визита контролеры обосновывали наличием у них постановления о проведении проверки. Оно оформлено по всем правилам, соответствует Инструкции по заполнению бланка. Какие могут быть еще вопросы? В чем же конкретно подозревают фирму, милиционеры сказать отказались.
Однако деятельность компании они проверяли, что называется, на совесть. В том числе изъяли документы, необходимые для ведения бизнеса. Компании же ничего не оставалось делать, как приостановить деятельность и требовать, чтобы милиционеры вернули бумаги. Компания жаловалась в прокуратуру, городское управление внутренних дел Иркутска. Наконец все документы сотрудники милиции фирме вернули. Их изучение не дало проверяющим повода обвинить фирму в каких-либо нарушениях. Такой итог был зафиксирован в акте по результатам проверки, проведенной милиционерами.
Беспричинная проверка и необоснованная потеря существенной доли прибыли возмутили руководство компании. А поскольку она не первая, кто оказался бессилен перед произволом милиционеров, то юристы фирмы решили помочь бизнесу отстаивать свои права. Они оспорили в Верховном Суде правомерность существования бланка постановления о проведении проверки в том виде, в котором он действовал ранее. То есть без строки, в которой указывают теперь причину проверки. Верховный Суд назначил слушания по делу на 17 октября этого года.
Между тем представители МВД буквально в считанные дни разработали новую форму бланка. Правда все изменения свелись к тому, что появилась новая строка - обоснование причины проверки. Приказ о внесении таких изменений в постановление о проведении проверки зарегистрировал Минюст, а 17 октября его опубликовала "Российская газета".
В итоге к началу заседания Верховного Суда по иску о форме бланка постановления о милицейской проверке этот бланк уже не действовал. Ну а поскольку обжаловать можно только действующий документ, то необходимость в судебном разбирательстве отпала сама собой. Об этом сообщил всем собравшимся на судеб ном заседании представитель МВД в Верховном Суде. Естественно, по этой причине судебные слушания пришлось прекратить.
Можно ли говорить о том, что бизнес выиграл дело? Навряд ли. Строка для обоснования причины появилась, но вот точных пояснений о том, как ее надо заполнять, пока нет. Поэтому милиционеры зачастую попросту ссылаются на положения Закона "О милиции".
Н. Горшенина,
эксперт журнала
"Актуальная бухгалтерия", N 1, январь 2008 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Закон РФ от 18.04.1991 N 1026-1
*(2) Приказ МВД России от 02.08.2005 N 636
*(3) Приказ МВД России от 13.09.2007 N 796
*(4) Федеральный закон от 21.07.1993 N 5485-1
*(5) Указ Президента РФ от 11.02.2006 N 90
*(6) Приказ МВД России от 02.08.2005 N 636
*(7) Закон РФ от 18.04.1991 N 1026-1
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Актуальная бухгалтерия"
Особенный журнал о налоговом и бухгалтерском учете. Решение сложных профессиональных вопросов, возникающих у бухгалтера в повседневной работе; оперативные и подробные комментарии к изменениям в законодательстве; консультации по вопросам, связанным с работой бухгалтерии. Все это излагается в доступной форме, сопровождается наглядными примерами, схемами, таблицами и рисунками.
"Ноу-хау" "Актуальной бухгалтерии" - многоступенчатая проверка информации экспертами редакции, независимыми специалистами в области налогов и бухгалтерии, а также со стороны авторитетных чиновников Минфина и ФНС России. Ошибки практически исключены. Периодичность - 1 раз в месяц. Ежемесячник выпускается компанией "ГАРАНТ".
Чтобы регулярно получать "Актуальную бухгалтерию", обратитесь к Официальному партнеру компании "Гарант", который Вас обслуживает.