Следует ли автономному учреждению культуры уплачивать ЕНВД за размещение рекламных афиш на общественном транспорте?
Распространение и (или) размещение рекламы на автобусах любых типов, трамваях, троллейбусах, легковых и грузовых автомобилях, прицепах, полуприцепах и прицепах-роспусках, речных судах (пп. 11 п. 2 ст. 346.26 НК РФ) относится к деятельности, подлежащей переводу на систему налогообложения в виде ЕНВД*(1). Под таковой в силу ст. 346.27 НК РФ подразумевается деятельность организаций или индивидуальных предпринимателей по доведению до потребителей рекламной информации, предназначенной для неопределенного круга лиц и рассчитанной на визуальное восприятие, путем размещения рекламы на крышах, боковых поверхностях кузовов указанных объектов, а также установки на них рекламных щитов, табличек, электронных табло и иных средств рекламы (см. также п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе").
В соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2001*(2) рекламная деятельность (код ОКВЭД 74.40) включает подготовку и размещение рекламы (в том числе на автомобилях, автобусах и т.п.), а также предоставление для нее места. Таким образом, плательщиком ЕНВД, осуществляющим предпринимательскую деятельность по распространению и (или) размещению рекламы на поверхности транспортных средств (получающим доход от указанного вида деятельности), признается организация, занимающаяся на соответствующей территории непосредственно распространением и (или) размещением рекламы на транспортных средствах для заказчика, а не сам заказчик и не лицо, предоставляющее транспортное средство для размещения на нем рекламной информации (за исключением случаев, когда транспортное средство принадлежит самой рекламной организации). Данная точка зрения высказана финансистами в письмах от 20.07.2006 N 03-11-04/3/354, от 06.06.2006 N 03-11-04/3/282, от 26.01.2007 N 03-11-04/3/24 и некоторых других.
Самостоятельное распространение и (или) размещение организацией рекламы о своих товарах (работах, услугах) не признается предпринимательской деятельностью (п. 1 ст. 2 ГК РФ), а значит, не подлежит переводу на специальный налоговой режим в виде ЕНВД.
Из вопроса следует, что учреждение культуры - заказчик рекламы, следовательно, в указанном случае оно не является плательщиком единого налога.
Обратите внимание: вопрос об отнесении рекламных расходов на транспорте (в целях исчисления налога на прибыль) относится к спорным. С одной стороны, подобная реклама квалифицируется как наружная и в целях налогообложения прибыли не нормируется. Однако контролирующие органы так не считают - дело в том, что законодательство о рекламе рассматривает рекламу на транспортных средствах и с их использованием как самостоятельный способ распространения рекламы (ст. 20 Закона "О рекламе"). Значит, затраты, связанные с рекламой на транспорте, в целях налогообложения прибыли относятся к расходам на иные виды рекламы, не указанные в абз. 2-4 п. 4 ст. 264 НК РФ, то есть нормируются. Следовательно, при исчислении налога на прибыль они признаются в размере, не превышающем 1% выручки от реализации (см. также письма Минфина РФ от 02.11.2005 N 03-03-04/1/334, от 20.04.2006 N 03-03-04/1/361)*(3).
С. Зайцева,
главный редактор журнала "Актуальные вопросы
бухгалтерского учета и налогообложения"
1 февраля 2008 г.
"Автономные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", N 2, февраль 2008 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Разумеется, при условии, что "вмененный" налоговый режим предусмотрен на конкретной территории согласно решениям представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения - Москвы и Санкт-Петербурга (п. 2 ст. 346.26 НК РФ).
*(2) Утвержден Постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 N 454-ст.
*(3) Справедливости ради отметим, что в арбитражной практике есть примеры, свидетельствующие о том, что расходы на рекламу на транспорте не нормируются (см., например, Постановление ФАС МО от 29.05.2007, 01.06.2007 N КА-А40/4651-07).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"