г. Красноярск |
|
12 апреля 2013 г. |
Дело N А33-20748/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена "05" апреля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен "12" апреля 2013 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кирилловой Н.А.,
судей: Белан Н.Н., Радзиховской В.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Савицкас Н.В.,
при участии:
от Первого заместителя прокурора Красноярского края - прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессу Моргун О.В.,
от общества с ограниченной ответственностью "Викинг-моторс" - Саркисян Г.И., представителя по доверенности от 20.12.2012,
от Администрации Нахвальского сельсовета - главы Гимбал Н.И., а также Вишневской И.В., представителя по доверенности от 05.04.2013, Лукиной Е.С., представителя по доверенности от 05.04.2013,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Первого заместителя прокурора Красноярского края
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "05" февраля 2013 года по делу N А33-20748/2012, принятое судьей Ражковым Р.А.,
установил:
Первый заместитель прокурора Красноярского края обратился в Арбитражный суд Красноярского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Викинг - моторс" (далее - ООО "Викинг-моторс", ОГРН 1032402650928, ИНН 2465077306) и Администрации Нахвальского сельсовета (ОГРН 1022401037031, ИНН 2435002198) о признании недействительным размещения заказа путем проведения аукциона в электронной форме на поставку автомобиля УАЗ PATRIOT 3163-327 Limited или эквивалент, проведенного администрацией Нахвальского сельсовета 11.10.2012, о признании недействительным муниципального контракта от 23.10.2012 N 117241.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 05 февраля 2013 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с данным решением, Первый заместитель прокурора Красноярского края обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить. По мнению заявителя, установленные заказчиком требования к характеристикам поставляемого автомобиля однозначно свидетельствуют о том, что заказ размещен на поставку определенно товара - автомобиля УАЗ PATRIOT 3163-327 Limited с индивидуальной комплектацией, что автоматически влечет за собой ограничение количества участников размещения заказа и недопустимо в силу части 3.1 статьи 34 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Заявитель также полагает, что намерение муниципального заказчика приобрести конкретный автомобиль подтверждает формирование цены контракта на основании запрошенных предложений цены на автомобиль УАЗ PATRIOT 3163-327 Limited.
Администрация Нахвальского сельсовета представила отзыв на апелляционную жалобу, в котором выразила свое согласие с решением суда первой инстанции.
В судебном заседании представители сторон поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее. Представитель ООО "Викинг-моторс" пояснил, что согласен с решением суда первой инстанции.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства:
Администрацией Нахвальского сельсовета 20.09.2012 принято распоряжение N 59 о размещении муниципального заказа на поставку автомобиля - УАЗ PATRIOT- 3163-327 Limited для нужд Администрации Нахвальского сельсовета путем проведения открытого аукциона на сумму 635 000 рублей, а также утверждена документация открытого аукциона в электронной форме N 2-32-76.
В соответствии с пунктом 3 документации об аукционе предметом договора является поставка легкового автомобиля УАЗ PATRIOT- 3163-327 Limited или эквивалент для нужд Администрации Нахвальского сельсовета. Код ОКДП - 3410120 Автомобили легковые среднего класса (с рабочим объемом двигателя свыше 1,8 л до 3,5 л. включительно).
В техническом задании на поставку легкового автомобиля УАЗ PATRIOT- 3163-327 Limited или эквивалент для нужд Администрации Нахвальского сельсовета указаны технические характеристики и комплектация поставляемого товара, соответствующая техническим характеристикам и комплектации УАЗ PATRIOT- 3163-327 Limited, в частности: габаритные размеры, мм. не менее 4700*2100*1900*2000 (с дугами на крыше); дорожный просвет, мм - не менее 210, масса снаряженного автомобиля, кг - не менее 525; двигатель - ЗМЗ-409,04 (без указания на эквивалентность); система выпуска отработавших газов - "ЗМЗ-40904.10" Евро-3; задние тормоза - барабанного типа с одним цилиндром, с автоматическим регулированием зазора между накладками и барабаном; задняя подвеска - зависимая, на двух продольных полуэлептических малолистовых рессорах и гидропневматических амортизаторах телескопического типа двустороннего действия, шины 235/70 R16, контейнер запасного колеса (пластик) в цвет кузова с выштамповкой "PATRIOT"; объемные шильдики с эффектом металлических букв Limited и прочие.
Извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку легкового автомобиля УАЗ PATRIOT- 3163-327 Limited или эквивалент для нужд Администрации Нахвальского сельсовета размещено 27.09.2012 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме N 2-32-76 на право заключения муниципального контракта на поставку легкового автомобиля УАЗ PATRIOT- 3163-327 Limited или эквивалент для нужд Администрации Нахвальского сельсовета от 08.10.2012 поступило и допущено к участию в аукционе две заявки.
Согласно протоколу рассмотрения вторых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме N 2-32-76 на право заключения муниципального контракта на поставку легкового автомобиля УАЗ PATRIOT- 3163-327 Limited или эквивалент для нужд Администрации Нахвальского сельсовета и подведения итогов аукциона от 11.10.2012 победителем открытого аукциона признано ООО "Викинг - моторс", предложившее поставить автомобиль УАЗ PATRIOT- 3163-327 (в комплектации Limited) по цене 605 790 рублей.
По итогам торгов 23.10.2012 между Администрацией Нахвальского сельсовета (покупатель) и ООО "Викинг - моторс" (поставщик) заключен муниципальный контракт N 117241, по условиям которого поставщик обязуется передать покупателю в собственность автомобиль УАЗ PATRIOT- 3163-327 (в комплектации Limited), а покупатель обязуется принять товар и уплатить поставщику 605 790 рублей.
Ссылаясь на то, что в нарушение положений частей 1, 2, 2.1, 3, 3.1 статьи 34, частей 1, 4 статьи 41.6 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) Администрацией в конкурсной документации допущена конкретизация и детализация параметров, непосредственно связанных с техническими характеристиками автомобиля, соответствующая только одной марке автомобиля с индивидуальной комплектацией, указанные обстоятельства лишили возможности поставщиков предлагать к поставке другие марки автомобилей, а, следовательно, повлекли за собой ограничение участников размещения заказа, первый заместитель прокурора обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений (размещение заказа) регулируются Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд" (далее - Федеральный закон N 94-ФЗ), который устанавливает единый порядок размещения заказов в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Как усматривается из материалов, прокурором заявлено требование о признании недействительным размещения заказа путем проведения аукциона в электронной форме на поставку автомобиля УАЗ PATRIOT- 3163-327 Limited или эквивалент, проведенного Администрацией Нахвальского сельсовета 11.10.2012, признании недействительным в силу ничтожности муниципального контракта от 23.10.2012 N 117241, заключенного администрацией Нахвальского сельсовета и ООО "Викинг-моторс", а также применения последствий недействительности сделки.
Возможность признания недействительным размещения заказа в судебном порядке предусмотрена частью 3 статьи 57 Федерального закона N 94-ФЗ.
Под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, а в случае, предусмотренном пунктом 14 части 2 статьи 55 настоящего Федерального закона, в целях заключения с ними также иных гражданско-правовых договоров в любой форме (статья 5 названного Федерального закона).
Согласно части 4 статьи 9 Федерального закона N 94-ФЗ заказ признается размещенным со дня заключения государственного или муниципального контракта, а в случае, предусмотренном пунктом 14 части 2 статьи 55 настоящего Федерального закона, со дня заключения иных гражданско-правовых договоров.
Согласно пункту 1 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными.
Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги (пункт 2 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с положениями статей 4, 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с иском о признании недействительными сделок, совершенных органами местного самоуправления, а также с иском о применении последствий недействительности ничтожной сделки.
В качестве правового обоснования прокурор указывает на то, что при размещении заказа Администрацией Нахвальского сельсовета было допущено нарушение положений частей 1, 2, 2.1, 3, 3.1 статьи 34, частей 1, 4 статьи 41.6 Федерального закона N 94-ФЗ, выразившееся в конкретизации и детализации в конкурсной документации параметров, непосредственно связанных с техническими характеристиками автомобиля, соответствующих только одной марке автомобиля с индивидуальной комплектацией.
В соответствии с частями 1, 2, 2.1, 3, 3.1 статьи 34 Федерального закона N 94-ФЗ документация об аукционе разрабатывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией и утверждается заказчиком, уполномоченным органом.
Документация об аукционе должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
Документация об аукционе может содержать указание на товарные знаки. При указании в документации об аукционе на товарные знаки они должны сопровождаться словами "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев размещения заказов на поставки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование. Эквивалентность товаров определяется в соответствии с требованиями и показателями, устанавливаемыми в соответствии с частью 2 настоящей статьи
Документация об аукционе не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, промышленные образцы, наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
Согласно пункту 1 части 4 статьи 41.6 Федерального закона N 94-ФЗ документация об открытом аукционе в электронной форме наряду с предусмотренными частью 3 настоящей статьи сведениями должна содержать требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
Из аукционной документации N 2-32-76 следует, что предметом аукциона является поставка легкового автомобиля УАЗ PATRIOT- 3163-327 Limited или "эквивалента". В документации отражены технические и функциональные характеристики, соответствующие указанной модели автомобиля УАЗ PATRIOT- 3163-327 Limited. При этом критерии эквивалентности функциональных и качественных характеристик в аукционной документации не приведены.
Вместе с тем, наименование аукциона "Поставка легкового автомобиля УАЗ PATRIOT- 3163-327 Limited или эквивалент", а также описание технических параметров являются указанием на возможность поставки участниками размещения заказа аналогичной продукции, производимой компаниями, при условии соответствия или превосходства запрашиваемому автомобилю. Кроме того, суд апелляционной инстанции учитывает, что показатели технических характеристик автомобиля дополнены словами "не более", "не менее", что также исключает возможность конкретизации и детализации параметров автомобиля.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что требование о наличии в аукционной документации информации о критериях эквивалентности предъявляется законом только в том случае, если в документации об аукционе содержится указание на товарные знаки в отношении товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств - в этом случае в документации об аукционе также должно содержаться указание на товарный знак в отношении товара российского происхождения (при наличии информации о товаре российского происхождения, являющемся эквивалентом товара, происходящего из иностранного государства или группы иностранных государств) (часть 3 статьи 34 Закона N 94-ФЗ).
Из смысла статей 1, 12, 32, 34, 37 Федерального закона N 94-ФЗ следует, что размещение заказа не должно быть конкретной заявкой, которая в этом случае автоматически влечет за собой ограничение количества участников размещения заказа, что недопустимо в силу части 3.1 статьи 34 Закона N94-ФЗ.
Оценив аукционную документацию, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что она соответствует требованиям Федерального закона N 94-ФЗ.
Более того, из протоколов рассмотрения заявок следует, что в аукционе принимали участие два участника, победителем аукциона признано ООО "Викинг-моторс", предложившее более низкую цену. Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что при проведении открытого аукциона Администрацией Нахвальского сельсовета ограничения конкуренции допущено не было.
Установив отсутствие нарушений Федерального закона N 94-ФЗ при проведении аукциона, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований.
Решение суда первой инстанции соответствует нормам материального и процессуального права, основания для его отмены, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отсутствуют.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя, который на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "05" февраля 2013 года по делу N А33-20748/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение.
Председательствующий |
Н.А. Кириллова |
Судьи |
Н.Н. Белан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-20748/2012
Истец: Первый заместитель прокурора Красноярского края
Ответчик: Администрация Нахвальского сельсовета, ООО Викинг - моторс