г. Ессентуки |
|
17 апреля 2013 г. |
Дело N А61-2233/12 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 апреля 2013 г.
Полный текст постановления изготовлен 17 апреля 2013 г.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Афанасьевой Л.В.,
Судей: Белова Д.А., Цигельникова И.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гузоевым А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального Управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в РСО-Алания на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 15 января 2013 г. по делу N А61-2233/2012,
по заявлению открытого акционерного общества "Электроцинк" к Территориальному Управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в РСО-Алания о признании незаконным и отмене постановления от 16.08.2012 г. по делу N 90-12/70 (судья Базиева Н.М.),
при участии в судебном заседании:
от Территориального Управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в РСО-Алания Торчинова А.В. по доверенности от 04.12.2012, Бурдули Н.Г. по доверенности от 14.03.2013.
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Электроцинк" обратилось в Арбитражный суд Республики Северная Осетия-Алания с заявлением к Территориальному Управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в РСО-Алания о признании незаконным и отмене постановления от 16.08.2012 г. по делу N 90-12/70 о назначении административного наказания.
Определением от 28 августа 2012 года заявление принято к производству, предварительное судебное заседание назначено на 20.09.2012.
Указанное определение опубликовано на сайте суда 29.08.2012 года и получено сторонами по почте (том N 1 л.д.16-18).
Суд первой инстанции принял надлежащие меры по извещению лиц участвующих в деле.
Решением суда от 15 января 2013 года постановление Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в РСО-Алания от 16.08.2012 по делу N 90-12/70 о привлечении ОАО "Электроцинк" к административной ответственности по части 6.3 статьи 15.25 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50000 рублей, признано незаконным и отменено.
Решение мотивированно отсутствием состава вменяемого обществу правонарушения.
Не согласившись с принятым решением, Территориально Управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в РСО-Алания обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на незаконность и необоснованность обжалуемого решения. Заявитель указывает, что действия общества образуют состав вменяемого правонарушения. Подтверждающие документы в банк паспорта сделки направлены с нарушением срока более 30 дней, обществом не приняты надлежащие меры по соблюдению требований законодательства.
В судебном заседании представители административного органа поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Открытое акционерное общество "Электроцинк" представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором оно просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, как законное и обоснованное.
Открытое акционерное общество "Электроцинк", надлежащим образом извещенное о времени и месте проведения судебного разбирательства, своих представителей для участия в судебном заседании не направило, что в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителей стороны, и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 15 января 2013 г. по делу N А61-2233/2012 следует отменить.
Из материалов дела усматривается, что ОАО "Электроцинк" (продавец) и Umcor AG (Покупатель) заключили контракт N UE-2010/17 от 24.06.2010 г. на поставку рафинированного свинца в форме чушек производства ОАО "Электроцинк" (том N 1 л.д.42-48).
На момент проверки контракт является действующим.
ОАО "Электроцинк" 12.07.2010 г. оформило паспорт сделки N 10070042/3292/0000/1/0 и ведомость банковского контроля в ЗАО "Райффайзенбанк" г. Москва (том N1 л.д.49-57).
Во исполнение контракта общество поставило в адрес покупателя по декларации товар на сумму 348 214,18 долларов США с отметкой таможни "выпуск разрешен" 12.12.2011 (том N 1 л.д.63-109).
В целях выполнения требований Положения ЦБР от 01.06.2004 г. N 258-П, ОАО "Электроцинк" должно было представить в уполномоченный банк ПС справку о подтверждающих документах по ДТ N 10803010/121211/0001680, на сумму 348214,18 долларов США не позднее 27.12.2011 г.
В результате проверки представленных обществом документов выяснилось, что во исполнение п. 2.4 Положения ЦБР от 01.06.2004 г. N 258-П общество по системе "Клиент-банк" своевременно направило в уполномоченный банк необходимую справку о подтверждающих документах от 19.12.2011 г. Однако, согласно п.2.14 вышеуказанного Положения данная справка была отменена уполномоченным банком и возвращена обществу.
ОАО "Электроцинк" должно было повторно предоставить в уполномоченный банк Справку о подтверждающих документах с приложением в качестве подтверждающего документа N 10803010/121211/0001680, на сумму 348214,18 долларов США не позднее трех дней с момента получения возвращённого документа.
Общество представило справку 20.02.2012 (том 1 л. д. 68), с нарушением срока на 39 календарных дней.
По указанному факту таможенным органом в присутствии представителя общества Мороз К.В. 17 июля 2012 года составлен протокол об административном правонарушении.
Общество извещалось о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, и о чем свидетельствуют телеграммы от 12.07.2012.
Определением от 09.08.2012 рассмотрение дела назначено на 16.08.2012.
Постановлением ТУ Росфиннадзора в РСО-Алания от 16.08.2012 г. N 90-12/70 ОАО "Электроцинк" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6.3 статьи 15.25 КоАП РФ и назначен штраф в размере 50.000 руб.
На рассмотрение дела об административном правонарушении явился представитель ОАО "Электроцинк" - юрист Тедеев Эрик Гарикович, действующий на основании доверенности N 50-01 -1278 от 15.11.2011 г.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обжаловало его в суд.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с частью 6.3 статьи 15.25 КоАП РФ нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций более чем на тридцать дней - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Требованиями пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 10-декабря 2003 г. т 173-ФЗ установлено, что "Для реализации функций, предусмотренных настоящим Федеральным Законом, Центральный Банк РФ и Правительство РФ издают в пределах своей компетенции акты органов валютного регулирования, обязательные для резидентов и нерезидентов".
В соответствии с п.4 ст.5 Федерального закона от 10.12.2003 г. N 173-ФЗ, Центральный Банк РФ устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления.
Во исполнение указанного пункта ЦБР принято Положение от 01.06.2004 г. т 258-П "О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций".
Пунктом 2.1 Положения ЦБР от 01.06.2004 г. N 258-П установлено, что "В целях учета валютных операций по контракту и осуществления контроля за их проведением резидент в порядке, установленным настоящим Положением, представляет в банк ПС документы, связанные с проведением указанных операций, подтверждающих факт выполнения работ, оказания услуг".
В соответствии с п.2.2 данного Положения, "Подтверждающие документы предоставляются резидентом в банк ПС одновременно с двумя экземплярами Справки о подтверждающих документах, оформленной резидентом в порядке, изложенном в Приложении N 1 к настоящему Положению".
Согласно п.2.4 указанного Положения ЦБР от 01.06.2004 г. N 258-П (с внесенными в него изменениями Указанием от 26.09.2008 г. N 2080-У) "резидент представляет в банк ПС подтверждающие документы в согласованный с банком срок, не превышающий 15 календарных дней, исчисляемых со дня, следующего за датой выпуска таможенными органами ввозимых на таможенную территорию РФ или вывозимых с таможенной территории РФ товаров, определяемой по отметкам таможенного органа о выпуске товаров в таможенной декларации...".
В целях выполнения требований Положения ЦБР от 01.06.2004 г. N 258-П, ОАО "Электроцинк" должно было представить в уполномоченный банк ПС Справку о подтверждающих документах по ДТ N 10803010/121211/0001680, на сумму 348214,18 долларов США не позднее 27.12.2011 г.
Во исполнение п. 2.4 Положения ЦБР от 01.06.2004 г. N 258-П общество по системе "Клиент-банк" своевременно направило в уполномоченный банк необходимую Справку о подтверждающих документах от 19.12.2011 г.
Согласно п.2.14 вышеуказанного Положения данная справка была отменена уполномоченным банком и возвращена обществу, на бумажном носителе заказным почтовым отправлением через компанию DHL. На документе указана причина, по которой справка возвращена: в ГТД нет ссылки на ПС. П 2.14 Положения 258-П.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что состав правонарушения отсутствует, так как возвращенная справка получена обществом 17.02.2012, а исправленная справка представлена уполномоченному банку 20.02.2012, то есть в пределах установленного трехдневного срока.
Между тем, судом не учтено следующее.
Пункт 2.14 Положения ЦБР от 01.06.2004 г. N 258-11 гласит: "Резидент повторно представляет в банк ПС надлежащим образом заполненное и оформленные с учетом замечаний банка ПС справки вместе с документами, на основании которых заполнены эти справки, в срок, не превыше 3 рабочих дней с даты их получения от банка ПС".
Согласно информации, представленной ЗАО "Райффайзенбанк Управлению Росфиннадзора справка о подтверждающих документах от 19.12.2011 была возвращена резиденту на бумажном носителе почтовым отправлением DHL 28.12.2011 квитанция N 7449981103, и документы, отправленные по данной квитанции, были доставлены в ОАО "Электроцинк" 10.01.2012 г. в 17:44. (том 1 л.д. 75).
Квитанция N 7449981103 имеется в материалах дела (том 1 л.д. 78).
В журнале входящей корреспонденции в ОАО "Электроцинк" имеется запись о том, что 10.01.2012 года от ЗАО "Райффайзенбанк" г. Москва получена входящая корреспонденция (том 1 л.д. 146).
ОАО "Электроцинк" повторно направило в ЗАО "Райффайзенбанк" справку о подтверждающих документах с приложением подтверждающего документа ДТ N 10803010/121211/0001680, на сумму 348214,18 долларов США 20.02.2012 г., т.е. с превышением установленного законодательством срока на 39 календарных дней, тем самым лишив уполномоченный банк возможности обеспечить своевременный и достоверный учет валютных операций.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что общество не приняло своевременных мер по соблюдению требований законодательства.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В материалах дела отсутствуют сведения о том, что общество приняло все зависящие от него меры по своевременному направлению сведений в адрес уполномоченного банка.
Судом апелляционной инстанции исследован вопрос о полномочиях административных органов в спорных правоотношениях.
В соответствии с пунктом 80 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 15.25 КоАП РФ, являются должностные лица органов и агентов валютного контроля.
Перечень должностных лиц таможенных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, утвержден приказом Федеральной таможенной службы от 01.03.2012 N 368 "О должностных лицах таможенных органов Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, и осуществлять административное задержание" (зарегистрировано в Минюсте 27.03.2012 N 23617), в котором указан государственный таможенный инспектор.
В данном случае протокол об административном правонарушении от 17.05.2012, составлен государственным таможенным инспектором, то есть уполномоченным лицом, и являлся основанием для вынесения постановления о привлечении общества к административной ответственности по части 6.3 статьи 15.25 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 23.60. КоАП РФ органы валютного контроля рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 15.25 настоящего Кодекса.
В соответствии с Положением о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2004 N 278, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора является органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, а также функции органа валютного контроля.
Протокол об административном правонарушении и постановление о привлечении к административной ответственности вынесены уполномоченными лицами.
Процедура привлечения к ответственности соблюдена. Общество было уведомлено о месте и времени составления протокола и рассмотрении материалов проверки. Протокол и постановление приняты в присутствии уполномоченных представителей общества.
При определении наказания, учтено отсутствие смягчающих обстоятельств, или обстоятельств, исключающих производство по делу об административных правонарушениях, формальный состав правонарушения, штраф назначен в пределах санкции, предусмотренной ч. 6.3 ст. 15.25 КоАП РФ.
Суд первой инстанции неправильно установил обстоятельства, в нарушение статьи 71 АПК РФ дал неправильную оценку доказательств, не учел, что общество направляло 2 справки с подтверждающими документами, по одной из которых оно не привлекалось к ответственности, не исследовал документы, по справке о подтверждающих документах с приложением подтверждающего документа ДТ N 10803010/121211/0001680, сделал неправильные выводы, неправильно применил нормы права, что повлекло принятие незаконного судебного решения.
Доводы апелляционной жалобы подтвердились.
На основании изложенного, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки представленных доказательств, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу, что судом первой инстанции не установлены все фактические обстоятельства по делу, не правильно применены нормы права, вынесено не законное и не обоснованное решение, и поэтому у арбитражного апелляционного суда имеются основания для отмены решения Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 15 января 2013 г. по делу N А61-2233/2012.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 270, 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 15 января 2013 г. по делу N А61-2233/2012 отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
В удовлетворении требований открытого акционерного общества "Электроцинк" отказать.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Л.В. Афанасьева |
Судьи |
Д.А. Белов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А61-2233/2012
Истец: ОАО "Электроцинк"
Ответчик: ТУ Росфиннадзора в РСО-А
Третье лицо: Территориальное Управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в РСО-Алания
Хронология рассмотрения дела:
17.04.2013 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-542/13