Комментарий к письму Минфина РФ
от 30 января 2008 г. N 03-03-06/1/57
Министерство финансов озвучило свою позицию в вопросе учета одной из услуг мерчандайзинга - приоритетной выкладки товаров.
Что в имени тебе моем?
Мерчандайзинг - направление маркетинга, цель которого - обеспечение продвижения товаров в розничной торговле, повышение их привлекательности и доступности для потребителя.
К услугам мерчандайзинга можно, например, отнести приоритетную выкладку продукции на торговых площадях, на видном, удобном месте, размещение полного ассортимента продукции, поддержание необходимого запаса продукта в зале и т. д. Заказчик таких услуг - производитель или поставщик продукции. Исполнитель - розничная торговая фирма, через которую происходит реализация товара.
Мнение Минфина: реклама
Несмотря на то что экономическая обоснованность подобных услуг не оставляет никаких сомнений, чуть больше года назад финансовые специалисты не признавали их в налоговом учете (письмо Минфина России от 17.10.2006 N 03-03-02/247). Их аргументом был тот факт, что размещение продукции производится уже после того, как право собственности на нее перешло к розничному магазину. То есть фактически расходы должен нести продавец, а не производитель (поставщик).
Обратите внимание: подобное обоснование не касается комиссионной торговли. Так как в этом случае право собственности не переходит к комиссионеру.
Однако в прошлом году сотрудники финансового ведомства несколько изменили свою точку зрения (письмо Минфина России от 22.05.2007 N 03-03-06/1/286*(1)). И остались при ней и в новом году, что подтверждает комментируемое письмо.
Теперь Минфин признает, что услуги мерчандайзинга, в том числе и выкладка товара, способствуют реализации и получению дохода. То есть являются экономически обоснованными.
Списывать такие расходы финансовые специалисты предлагают как рекламные (п. 4 ст. 264 НК РФ). Соответственно их нужно и нормировать. То есть общая сумма затрат на услуги мерчандайзинга может составлять не более 1 процента от выручки без учета налога на добавленную стоимость.
Закон о рекламе: реклама ли?
В налоговом законодательстве нет понятия рекламы. Поэтому, чтобы понять, относятся ли услуги по размещению продукции в определенном месте магазина к рекламным, нужно обратиться к другим отраслям законодательства (ст. 11 НК РФ)
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ, "...реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке...".
Услуги по выкладке товара, в принципе, соответствуют такому определению. Однако обратимся к подпунктам 7, 8 пункта 2 статьи 2 того же закона. В них сказано, что рекламой не является информация о товаре, его изготовителе, об импортере или экспортере, размещенная на товаре или его упаковке. Также к рекламе не относятся и любые элементы оформления товара, которые помещены на товаре или его упаковке и не относятся к другой продукции.
Услуга по выкладке товара не доносит до конечного потребителя никакую другую информацию, кроме перечисленной ранее. Поэтому затраты на оплату подобного действия нельзя отнести к рекламным расходам. По нашему мнению, в данном случае такие траты можно учитывать в полном объеме как другие расходы, связанные с реализацией (подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ).
Но с учетом комментируемых разъяснений Минфина скорее всего налоговиков такая позиция не устроит. А значит, свою точку зрения придется отстаивать. Судебная практика по данному вопросу пока отсутствует.
В этом случае не нужно забывать, что перечень прочих расходов, связанных с производством и реализацией, в главе 25 Налогового кодекса является открытым. Поэтому при возникновении спора, доказывая обоснованность понесенных организацией затрат, не лишним будет обратить внимание налоговых органов именно на этот факт.
Документальное подтверждение
В комментируемом письме специалисты главного финансового ведомства настаивают на надлежащем документальном подтверждении расходов на мерчандайзинг (в т.ч. на услуги по выкладке товаров).
При этом основным документом должен быть договор. Одним из вариантов, которые предлагает Минфин, является заключение договора на оказание услуг (ст. 779 ГК РФ). Другой вариант - наличие в контракте на поставку товаров оговорки об оказании покупателем услуг по мерчандайзингу.
Подтверждением фактического выполнения услуги обычно служит акт выполненных работ (оказанных услуг). Но и тут производителя (поставщика) ждет подвох. Финансовое ведомство считает, что подобного документа может быть недостаточно (письмо Минфина России от 05.04.2005 N 03-03-01-04/1/170). Ведь его наличие не подтверждает, например:
- присутствия товаров заказчика в согласованном ассортименте;
- доли выкладки в общем объеме выкладки;
- текущего минимального запаса товаров в каждом магазине сети.
Таким образом, документальное подтверждение затрат может оказаться не менее сложной задачей, чем их экономическое обоснование.
Однако если налогоплательщик справится с данной задачей, то он может уменьшить налогооблагаемую прибыль на подобные расходы. Какие записи при этом нужно будет сделать в бухгалтерском учете, покажем на примере.
Пример
ООО "Бета" оказало ЗАО "Альфа" услуги по приоритетному размещению проданного "Бете" товара на полках магазина. Стоимость услуг составила 35 400 руб. (в т.ч. НДС - 5400 руб.).
Бухгалтер "Альфы" сделал в учете такие проводки:
- 30 000 руб. (35 400 - 5400) - отражена стоимость услуг по приоритетной выкладке продукции;
- 5400 руб. - отражена сумма НДС со стоимости данных услуг;
- 5400 руб. - предъявлен к вычету НДС по услугам мерчандайзинга;
- 35 400 руб. - перечислено вознаграждение за приоритетную выкладку продукции.
Е.Ю. Шишлова,
эксперт "НА"
"Нормативные акты для бухгалтера", N 4, февраль 2008 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Документ опубликован в "НА" N 13, 2007.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Нормативные акты для бухгалтера"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27066 выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия 26 января 2007 года.