г. Санкт-Петербург |
|
22 апреля 2013 г. |
Дело N А56-58722/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 апреля 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 апреля 2013 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Есиповой О.И.
судей Борисовой Г.В., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Беляевой Ю.А.
при участии в заседании:
от заявителя: Румянцева Е.Ю. - по доверенности от 24.01.2013, конкурсный управляющий Суомалайнен С.А. - по паспорту (определение арбитражного суда по делу N А56-74668/2010)
от заинтересованных лиц: 1) Лендяшева В.В. - по доверенности от 24.01.2013 N 1; 2) не явился, извещен; 3) Мишакова Г.И. - по паспорту;
от 3-го лица: не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-5498/2013) Комитета финансов Администрации Муниципального образования "Подпорожский муниципальный район Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.01.2013 по делу N А56-58722/2012 (судья Семенова И.С.), принятое
по заявлению МУП "Никольское жилищно-коммунальное хозяйство", место нахождения: 187741, Ленинградская область, Подпорожский район, пгт. Никольский, ул. Комсомольская, д. 2а, ОГРН 1074711000066
к Комитету финансов Администрации Муниципального образования "Подпорожский муниципальный район Ленинградской области",
к Главе Администрации Муниципального образования "Никольское городское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области" Емельяненко В.П.
к Председателю Комитета финансов Администрации муниципального образования "Подпорожский муниципальный район Ленинградской области" Мишакова Г.И.
3-е лицо: Администрация Муниципального образования "Никольское городское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области"
о признании незаконными бездействий и обязании устранить допущенные нарушения
установил:
Муниципальное унитарное предприятие "Никольское жилищно-коммунальное хозяйство", 187741, Ленинградская область, Подпорожский район, пгт. Никольский, ул. Комсомольская, д. 2а, ОГРН 1074711000066, (далее - заявитель, Предприятие) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным бездействия Комитета финансов Администрации Муниципального образования "Подпорожский муниципальный район Ленинградской области" (далее - Комитет финансов), выразившегося в неисполнении решения Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.04.2010 по делу N А56-2051/2010 и выданного на его основании исполнительного листа от 15.12.2010 серии АС N 004100573 о взыскании долга 2 068 327 руб. 68 коп. и 10 000 руб. расходов на представителя, как несоответствующего нормам Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), об обязании Комитет финансов приостановить осуществление операций по расходованию средств на лицевых счетах (за исключением операций по исполнению исполнительных документов) должника - Администрации Муниципального образования "Никольское городское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области", об обязании Комитет финансов произвести действия по выполнению требований решения Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.04.2010 по делу N А56-2051/2010 и выданного на его основании исполнительного листа от 15.12.2010 серии АС N 004100573 с целью устранения нарушенных прав Предприятия, о признании незаконным бездействий Главы Администрации Муниципального образования "Никольское городское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области" (далее - Глава Администрации), выразившихся в непредставлении в Комитет финансов информации об источнике образования задолженности и о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы местного бюджета по исполнению исполнительного документа, а также платежного поручения на перечисление средств в размере полного либо частичного исполнения исполнительного документа в пределах остатка объемов финансирования расходов, отраженных на его лицевом счете получателя средств местного бюджета, по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации и в не выделении лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов для исполнения требований исполнительного листа от 15.12.2010 серии АС N 004100573, об обязании Главы Администрации обеспечить выделение лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов для исполнения требований исполнительного листа от 15.12.2010 серии АС N 004100573 по делу N А56-2051/2010 о взыскании долга 2 068 327 руб. 68 коп. и 10 000 руб. расходов на представителя в срок, не позднее одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу с целью устранения нарушенных прав взыскателя, а в случае недостаточности лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов для исполнения требований исполнительного листа от 15.12.2010 серии АС N 004100573 обязать: Председателя комитета финансов Администрации муниципального образования "Никольское городское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области" (далее - Председатель Комитета финансов) принять решение об изменении показателей сводной бюджетной росписи без внесения изменений в закон (решение) о бюджете и Главу Администрации изменить показатели сводной бюджетной росписи для исполнения исполнительного листа от 15.12.2010 серии АС N 004100573 без внесения изменений в решение о бюджете Муниципального образования "Никольское городское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области" на 2012 год в пределах объема бюджетных ассигнований по соответствующему Главному распорядителю средств местного бюджета для исполнения решения Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.04.2010 по делу N А56-2051/2010 с целью устранения нарушенных прав взыскателя.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация Муниципального образования "Никольское городское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области" (далее - Администрация).
Решением суда от 29.01.2013 требования Предприятия удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым решением, Комитета финансов направил апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального права, а также неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит решение от 29.01.2013 отменить и прекратить производство по делу. По мнению подателя жалобы, Комитет финансов не допустил незаконного бездействия, нарушающего права и интересы Предприятия, поскольку не является финансовым органом Никольского городского поселения, и соответственно не обладает полномочиями по принятию решения о внесении изменений в сводную бюджетную роспись, а также, поскольку соответствующее требование было направлено в адрес Администрации. Кроме того, податель жалобы утверждает о необоснованном применении судом в рассматриваемом случае положений статьи 242.5 БК РФ ввиду того, что разрешенный по арбитражному делу N А56-2051/2010 спор возник из деятельности Администрации как публично-правового образования, а не как казенного учреждения, а, следовательно, исполнение судебного акта должно производится по правилам статьи 242.2 БК РФ, которая не предусматривает приостановление операций по расходованию средств на лицевых счетах должника. При этом, по мнению Комитета финансов, поскольку положения статьи 242.5 БК РФ в рассматриваемых правоотношениях не подлежали применению, то и у Главы Администрации также отсутствовала обязанность по совершению испрашиваемых заявителем действий.
В судебном заседании представитель Комитета финансов и Председатель комитета финансов поддержали доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Представители заявителя позицию заинтересованных лиц не признали по мотивам, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, согласно которому просили оставить решение суда первой инстанции без изменения, а жалобу Комитета финансов - без удовлетворения.
Глава Администрации и Администрация, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства не обеспечили явку своих представителей в судебное заседание, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена судом в соответствии с частью 3 статьи 156 и частью 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) без участия Главы Администрации и третьего лица.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 26.04.2010 решением Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-2051/2010 с Администрации в пользу Предприятия взыскано 2 068 327 руб. 68 коп. долга и 10 000 руб. расходов на представителя.
15.12.2010 на основании решения Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.04.2010 выдан исполнительный лист серии АС N 004100573.
16.05.2012 конкурсным управляющим Предприятия для целей исполнения решения Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.04.2010 по делу N А56-2051/2010 в Комитет финансов направлен оригинал исполнительного листа с приложением надлежащим образом заверенной копии судебного решения, а также заявления об исполнении судебного решения с указанием платежных реквизитов взыскателя, которые приняты Комитетом, о чем свидетельствует соответствующая отметка Комитета (л.д. 26 тома 1).
16.05.2012 конкурсным управляющим Предприятия для целей исполнения решения Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.04.2010 по делу N А56-2051/2010 в Администрацию направлено заявление-уведомление с предложением добровольно исполнить судебное решение, а также с уведомлением о том, что в Комитет финансов передан для исполнения исполнительный лист от 15.12.2010 серии АС N 004100573 о взыскании 2 068 327 руб. 68 коп. долга и 10 000 руб. расходов на представителя, которое Администрацией также принято, о чем свидетельствует соответствующая отметка о получении (л.д. 28 тома 1).
17.05.2012 заявителем в адрес Главы Администрации направлено требование об осуществлении мероприятий по исполнению судебного акта в соответствии со статьей 242.2 БК РФ с приложением копий исполнительных документов (л.д. 102 тома 1).
В связи с неисполнением судебного решения Администрацией и Комитетом финансов по истечении трех месяцев с даты вручения исполнительного листа, 17.08.2012 конкурсным управляющим заявителя в Комитет финансов направлен запрос с требованием сообщить о причинах и основаниях не выполнения решения Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.04.2010 по делу N А56-2051/2010.
10.09.2012 в адрес конкурсного управляющего Предприятия поступил ответ от 23.08.2012 N 02-0, в котором Комитет финансов сообщил следующее:
- 17.08.2012 Администрация направила в адрес Комитета Финансов ответ о невозможности исполнения судебного акта в связи с отсутствием средств в бюджете поселения;
- в решении Совета депутатов Никольского городского поселения от 21.12.2011 года N 167 "О бюджете муниципального образования "Никольское городское поселение Подпорожского муниципального района" на 2012 год" (с изменениями) не предусмотрены ассигнования на цели исполнения судебных актов. Поэтому внесение изменений в сводную бюджетную роспись Никольского городского поселения может производиться только на основании решения Совета депутатов Никольского городского поселения о внесении изменений в бюджет поселения на 2012 год.
- в соответствии с Уставом Никольского городского поселения инициатором внесения проекта решения о внесении изменений в бюджет поселения в текущем году является Глава администрации поселения.
Ознакомившись с ответом от 23.08.2012 N 02-0 и посчитав бездействия Комитета финансов, Главы Администрации и Председателя комитета финансов незаконными, Предприятие оспорило их в арбитражном суде.
Придя к выводу о несоответствии бездействий заинтересованных лиц, нарушивших права и законные интересы Предприятия, бюджетному законодательству Российской Федерации, суд первой инстанции удовлетворил требования заявителя в полном объеме.
Проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил оснований для удовлетворения жалобы Комитета финансов и отмены принятого по делу судебного акта ввиду следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как верно указано судом первой инстанции, частью 1 статьи 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" предусмотрено, что вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации;
Организационно-правовой механизм исполнения судебных решений по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации предусмотрен, в частности, АПК РФ, БК РФ, Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N229-ФЗ) и иными актами законодательства Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Закона N 229-ФЗ условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 239 БК РФ обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 данного Кодекса.
Согласно статье 242.1 БК РФ исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов. К исполнительному документу (за исключением судебного приказа), направляемому для исполнения судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем, должны быть приложены надлежащим образом заверенная судом копия судебного акта, на основании которого он выдан, а также заявление взыскателя с указанием реквизитов банковского счета взыскателя, на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию. Заявление подписывается взыскателем либо его представителем с приложением доверенности или нотариально удостоверенной копии доверенности или иного документа, удостоверяющего полномочия представителя.
В соответствии с пунктами 4, 6 статьи 242.2 БК РФ для исполнения судебных актов по искам к муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов местного самоуправления или их должностных лиц, в том числе в результате издания органами местного самоуправления муниципальных правовых актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет средств казны муниципального образования (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств местного бюджета), документы, указанные в пункте 2 статьи 242.1 названного Кодекса, направляются для исполнения в финансовый орган муниципального образования. Исполнение судебных актов производится в течение трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение.
При этом, пунктом 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что положения статьи 242.2 БК РФ подлежат применению при разрешении споров, возникающих в процессе исполнения судебных актов о взыскании денежных средств с публично-правовых образований, вынесенных как по требованиям о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов (органов местного самоуправления) либо должностных лиц этих органов, так и по иным требованиям.
В соответствии с пунктом 7 статьи 37 Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" Местная администрация обладает правами юридического лица.
Согласно пункту 2 статьи 41 Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом и уставом муниципального образования наделяются правами юридического лица, являются муниципальными казенными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций, и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц в соответствии с федеральным законом. Представительный орган муниципального образования и местная администрация как юридические лица действуют на основании общих для организаций данного вида положений настоящего Федерального закона в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации применительно к казенным учреждениям.
В свою очередь, порядок исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам муниципальных казенных учреждений, установлен статьей 242.5 БК РФ.
Следовательно, так как Администрация является муниципальным казенным учреждением, исполнение судебного акта вопреки доводам Комитета финансов должно производиться, в том числе, основываясь на нормах статьи 242.5 БК РФ.
Как указано в пункте 5 статьи 242.2 БК РФ исполнение судебных актов осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом (решением) о бюджете. При исполнении судебных актов в объемах, превышающих ассигнования, утвержденные законом (решением) о бюджете на эти цели, вносятся соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись.
В силу статьи 6 БК РФ бюджетные ассигнования - это предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств.
В соответствии со статьей 242.2 БК РФ и разъяснением, содержащимся в пункте 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23, на основании статьи 69 БК РФ к бюджетным ассигнованиям относятся, в том числе, и ассигнования на исполнение судебных актов по искам к муниципальным образованиям о возмещении вреда (абзац 8) и по иным требованиям.
Согласно статье 171 БК РФ составление проекта бюджета муниципального образования является прерогативой исполнительного органа муниципального образования, непосредственное составление проекта бюджета осуществляется финансовым органом муниципального образования.
В соответствии с абзацем 5 пункта 3 статьи 217 БК РФ в ходе исполнения бюджета показатели сводной бюджетной росписи могут быть изменены в соответствии с решениями руководителя финансового органа без внесения изменений в закон (решение) о бюджете в случае исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации - в пределах объема бюджетных ассигнований.
Распорядителем средств местного бюджета Муниципального образования "Никольское городское поселение Подпорожского района Ленинградской области" является Глава администрации, что подтверждается пунктом 1 статьи 53 Устава Муниципального образования "Никольское городское поселение Подпорожского района Ленинградской области" от 12.02.2009 года N 169.
Таким образом, в случае недостаточности лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов для исполнения исполнительного листа серии АС N 004100573, выданного 15.12.2010 Арбитражным судом Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-2051/2010, в соответствии с решениями Председателя Комитета Глава Администрации обязан изменить показатели сводной бюджетной росписи без внесения изменений в закон (решение) о бюджете.
Решением Совета депутатов Муниципального образования "Никольское городское поселение Подпорожского муниципального района" от 26.06.2008 N 135 утверждено "Положение о бюджетном процессе в муниципальном образовании "Никольское городское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области" (далее - "Положение о бюджетном процессе").
В соответствии со статьей 7 "Положения о бюджетном процессе" участниками бюджетного процесса в муниципальном образовании "Никольское городское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области" являются:
- Совет депутатов муниципального образования "Никольское городское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области";
- глава муниципального образования "Никольское городское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области";
- администрация муниципального образования "Никольское городское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области";
- финансовый орган (уполномоченный орган) или соответствующее должностное лицо администрации муниципального образования "Никольское городское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области";
- контрольно - ревизионная комиссия муниципального образования "Никольское городское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области";
- главные распорядители (распорядители) бюджетных средств;
- получатели бюджетных средств;
- главные администраторы (администраторы) доходов бюджета;
- главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета;
- иные органы, на которые бюджетным законодательством Российской Федерации возложены бюджетные полномочия по регулированию бюджетных правоотношений, организации и осуществлению бюджетного процесса в муниципальном образовании "Никольское городское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области".
В соответствии с пунктом 4 статьи 8 "Положения о бюджетном процессе" Финансовый орган (уполномоченный орган) Администрации муниципального образования "Никольское городское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области" наделен следующими полномочиями:
- составляет проект бюджета муниципального образования "Никольское городское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области";
- составляет и ведет сводную бюджетную роспись, представляет сводную бюджетную роспись Совету депутатов муниципального образования "Никольское городское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области" и контрольно-ревизионной комиссии муниципального образования "Никольское городское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области";
- организует исполнение бюджета муниципального образования "Никольское городское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области";
- осуществляет методологическое руководство в области составления проекта бюджета муниципального образования "Никольское городское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области" и исполнения бюджета муниципального образования "Никольское городское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области";
- составляет отчетность об исполнении бюджета муниципального образования "Никольское городское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области";
- осуществляет предварительный, текущий и последующий контроль за исполнением бюджета муниципального образования "Никольское городское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области", в том числе контроль за целевым и эффективным расходованием бюджетных средств главными распорядителями, распорядителями и получателями бюджетных средств;
- разрабатывает программу муниципальных заимствований;
- управляет муниципальным долгом в порядке, установленном администрацией муниципального образования "Подпорожский муниципальный район Ленинградской области";
- в качестве главного администратора источников внутреннего финансирования дефицита бюджета осуществляет муниципальные внутренние заимствования, заключает кредитные соглашения и договоры для привлечения кредитов, предоставляет от имени муниципального образования "Никольское городское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области" муниципальные гарантии;
- ведет муниципальную долговую книгу, в том числе ведет учет выдачи муниципальных гарантий, исполнения получателями муниципальных гарантий обязанностей по основному обязательству, обеспеченному муниципальной гарантией, учет осуществления платежей за счет средств бюджета муниципального образования "Никольское городское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области" по выданным муниципальным гарантиям;
- представляет сторону муниципального образования "Никольское городское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области в договорах о предоставлении средств бюджета муниципального образования "Никольское городское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области" на возвратной основе, бюджетных инвестиций;
- осуществляет ведение реестра предоставления бюджетных средств на возвратной основе в разрезе их получателей;
- проводит проверки финансового состояния получателей бюджетных средств на возвратной основе, получателей муниципальных гарантий, получателей бюджетных инвестиций;
- согласует решения налоговых органов об изменении сроков уплаты налогов (подлежащих зачислению в бюджет муниципального образования "Никольское городское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области") в форме отсрочки, рассрочки, налогового кредита, налогового инвестиционного кредита, в пределах лимитов предоставления отсрочек, рассрочек и налоговых кредитов, установленных решением Совета депутатов муниципального образования "Никольское городское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области" на очередной финансовый год;
- взыскивает в бесспорном порядке суммы просроченной задолженности по бюджетным средствам, выданным на возвратной основе, не уплаченные в срок проценты за пользование бюджетными средствами, а также пени за несвоевременный возврат бюджетных средств;
- взыскивает бюджетные средства, использованные не по целевому назначению;
- в случаях, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации, выносит предупреждение руководителям органов местного самоуправления и получателей бюджетных средств о ненадлежащем исполнении бюджета;
- осуществляет иные бюджетные полномочия в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и настоящим Положением.
В соответствии со статьей 13 "Положения о бюджетном процессе" составление проекта бюджета муниципального образования "Никольское городское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области" исключительная прерогатива Администрации Муниципального образования "Никольское городское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области".
При этом в силу статьи 22 "Положения о бюджетном процессе" исполнение бюджета Муниципального образования "Никольское городское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области" обеспечивается Администрацией муниципального образования "Никольское городское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области".
Организация исполнения бюджета муниципального образования возлагается на финансовый орган (уполномоченный орган) администрации муниципального образования "Никольское городское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области". Исполнение бюджета организуется на основе сводной бюджетной росписи и кассового плана. Бюджет муниципального образования "Никольское городское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области" исполняется на основе единства кассы и подведомственности расходов. Единство кассы предусматривает зачисление всех поступающих доходов бюджета, привлечение и погашение источников финансирования дефицита бюджета и осуществление всех расходов с единого счета бюджета. Кассовое обслуживание исполнения бюджета муниципального образования осуществляется Управлением Федерального казначейства по Ленинградской области посредством открытия и ведения лицевого счета финансового органа (уполномоченного органа) Администрации муниципального образования "Никольское городское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области" на едином счете бюджета муниципального образования. Учет операций по исполнению бюджета муниципального образования осуществляется на лицевых счетах главных распорядителей, распорядителей, получателей средств бюджета муниципального образования, открытых в финансовом органе (уполномоченном органе) администрации муниципального образования "Никольское городское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области". Лицевой счет открывается и ведется в порядке, установленном финансовым органом (уполномоченным органом) администрации муниципального образования "Никольское городское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области".
Право открытия и закрытия единого счета бюджета муниципального образования "Никольское городское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области" принадлежит финансовому органу (уполномоченному органу) Администрации муниципального образования "Никольское городское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области".
Администрация муниципального образования "Никольское городское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области" по согласованию с Управлением Федерального казначейства по Ленинградской области вправе принять решение об изменении варианта кассового обслуживания исполнения бюджета в части проведения и учета операций по кассовым выплатам.
Согласно представленному Комитетом финансов Соглашению от 10.01.2006 Администрация МО "Никольское городское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области" (далее - Поселение) передает Администрации МО "Подпорожский муниципальный район Ленинградской области" (далее - Район) полномочия Поселения по формированию, исполнению и контролю за исполнением бюджета поселения.
Согласно Положению о Комитете финансов Администрации МО "Подпорожский муниципальный район Ленинградской области", утвержденному Постановлением главы Администрации МО "Подпорожский муниципальный район Ленинградской области" N 1687-а от 27.12.2005, и Решению Совета депутатов Администрации МО "Подпорожского муниципального района Ленинградской области" от 27.10.2011 N 180 "Об утверждении структуры администрации муниципального образования "Подпорожский муниципальный район Ленинградской области" Комитет финансов администрации МО "Подпорожский муниципальный район" является структурным подразделением Администрации МО "Подпорожского муниципального района Ленинградской области".
В соответствии с Положением о Комитете финансов Администрации муниципального образования "Подпорожский муниципальный район Ленинградской области", утвержденному Постановлением главы Администрации МО "Подпорожский муниципальный район Ленинградской области" от 27.12.2005 N 1687-а Комитет финансов Администрации МО "Подпорожский муниципальный район Ленинградской области" в тесном взаимодействии с отраслевыми и функциональными комитетами, органами местного самоуправления поселений, участвует в практической реализации бюджетной и финансовой политики района, решает задачи финансового обеспечения политики администрации в сфере социально-экономического развития района. При непосредственном участии Комитета финансов формируются и исполняются бюджеты района и поселений.
Согласно разделу 2 Соглашения от 10.01.2006 Район в процессе исполнения полномочия Поселения по формированию, исполнению и контролю за исполнением бюджета поселения принимает на себя следующие обязательства, в том числе: формировать бюджет, готовить проект решения о бюджете поселения; предоставлять проект решения о бюджете поселения на рассмотрение и утверждение его представительным органом поселения; публиковать в местных средствах массовой информации утвержденное решение о бюджете поселения; разрабатывать порядок составления и ведения сводной бюджетной росписи поселения, в котором должны быть отражены: перечень главных распорядителей и получателей средств бюджета поселения и др.; составлять сводную бюджетную роспись поселения; открыть лицевые счета бюджета поселения в отделении Федерального казначейства по Ленинградской области; организовать и обеспечивать открытие и ведение лицевых счетов главным распорядителям, распорядителям и получателям средств бюджета поселения; распоряжаться средствами бюджета поселения на лицевом счета, открытом в отделении Федерального казначейства по Ленинградской области; формировать отчеты об исполнении бюджета поселения; осуществлять контрольные функции за исполнением бюджета поселения.
Согласно абзацу 7 страницы 4 Соглашения от 10.01.2006 обязательства Района, кроме опубликования утвержденного решения о бюджете поселения, осуществляет Комитет финансов Администрации МО "Подпорожский муниципальный район Ленинградской области".
Более того, вопреки позиции подателя жалобы в представленном в материалы дела Письме Отделения по Подпорожскому району Управления Федерального казначейства по Ленинградской области от 06.04.2010 N 02-09/7 (л.д. 40-41 тома 2) разъяснено, что в соответствии со статьей 242.5 БК РФ исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам его казенного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счета муниципального казенного учреждения, по месту открытия должнику как получателю средств местного бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов местного бюджета. В данном случае таким органом является Комитет финансов Администрации МО "Подпорожский муниципальный район Ленинградской области", поскольку сама Администрация Никольское городское поселение не является финансовым органом. Все счета на содержание должника по местному бюджету открыты в Комитете финансов.
На основании изложенного, судом первой инстанции верно установлено, что Комитет финансов является финансовым органом (уполномоченным органом) Администрации муниципального образования "Никольское городское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области", а потому соответствующие доводы Комитета финансов о том, что он не является финансовым органом Никольского городского поселения, а, следовательно, не обладает полномочиями по принятию решения о внесении изменений в сводную бюджетную роспись, отклоняются апелляционной коллегией как несостоятельные.
Таким образом, в соответствии с вышеназванными нормами БК РФ, Комитет финансов, Администрация и Глава Администрации должны были после поступления исполнительных документов совершить следующие действия:
- Комитет финансов (орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов Администрации) в соответствии с пунктом 2 статьи 242.5 БК РФ обязан был не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа направить должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и дате его приема к исполнению с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя;
- Администрация в соответствии с абзацем 1 пункта 3 статьи 242.5 БК РФ в течение 10 рабочих дней со дня получения соответствующего уведомления обязана была представить в Комитет финансов информацию об источнике образования задолженности и о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы местного бюджета по исполнению исполнительного документа применительно к бюджетной классификации Российской Федерации текущего финансового года;
- в соответствии с абзацем 3 пункта 3 статьи 242.5 БК РФ для исполнения исполнительного документа за счет средств местного бюджета Администрация одновременно с информацией, указанной в абзаце 1 пункта 3 статьи 242.5 БК РФ, должна была также представить в Комитет финансов платежное поручение на перечисление средств в размере полного либо частичного исполнения исполнительного документа в пределах остатка объемов финансирования расходов, отраженных на его лицевом счете получателя средств местного бюджета, по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации;
- в соответствии с абзацем 5 пункта 3 статьи 242.5 БК РФ ввиду нарушения Администрацией требований, установленных пунктом 3 статьи 242.5 БК РФ, Комитет финансов обязан был приостановить до момента устранения соответствующего нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах Администрации, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в Комитете (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), уведомив об этом должника и его структурные (обособленные) подразделения;
- при этом, в соответствии с абзацем 5 пункта 3 статьи 217 БК РФ ввиду неисполнения судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации - в пределах объема бюджетных ассигнований, руководитель Комитета финансов (Председатель) должен был принять решение об изменении показателей сводной бюджетной росписи без внесения изменений в закон (решение) о бюджете, а Глава Администрации внести соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись;
- и в соответствии с пунктом 7 статьи 242.5 БК РФ ввиду неисполнения Администрацией в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа в Комитет финансов, Комитет обязан был приостановить осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в Комитете (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), до момента устранения нарушения, а также в течение 10 дней информировать об этом взыскателя.
Факт предъявления Предприятием исполнительного листа от 15.12.2010 серии АС N 004100573 по делу N А56-2051/2010 о взыскании с Администрации 2 068 327 руб. 68 коп. долга и 10 000 руб. расходов на представителя в порядке, предусмотренном статьей 242.1 БК РФ, неисполнения Комитетом финансов означенного судебного акта, равно как и неисполнение Комитетом финансов, Администрацией и Главой Администрации возложенных на них БК РФ обязанностей установлены судом первой инстанции, подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами и не отрицаются заинтересованными лицами.
При этом, как верно отмечено судом первой инстанции, в нарушение положений части 5 статьи 200 АПК РФ, каких-либо доказательств совершения своевременных (в установленный трехмесячный срок со дня получения исполнительных документов) действий, направленных на исполнение судебного решения, либо наличия уважительных причин невозможности его своевременного исполнения, заинтересованными лицами в материалы дела не представлено.
На основании изложенного, исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные заявителем в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи по правилам статьи 71 АПК РФ, апелляционная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о несоответствии действий (бездействий) Комитета финансов, Главы Администрации и Председателя Комитета финансов БК РФ, в связи с чем они, безусловно, нарушают права и законные интересы предприятия в сфере осуществления им предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку связаны с исполнением в его пользу решения арбитражного суда, что в совокупности в свою очередь в силу части 2 статьи 201 АПК РФ влечет признание их незаконными.
При таких обстоятельствах, придя к выводу о незаконности означенных бездействий заинтересованных лиц, суд первой инстанции, руководствуясь положениями части 5 статьи 201 АПК РФ, с целью восстановления нарушенных прав заявителя также правомерно обязал:
- Комитет финансов приостановить осуществление операций по расходованию средств на лицевых счетах (за исключением операций по исполнению исполнительных документов) должника - Администрации МО "Никольское городское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области";
- Комитет финансов произвести действия по выполнению требований решения Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.04.2010 по делу N А56-2051/2010 и выданного на его основании исполнительного листа от 15.12.2010 серии АС N 004100573;
- Главу Администрации обеспечить выделение лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов для исполнения требований исполнительного листа от 15.12.2010 серии АС N 004100573 по делу N А56-2051/2010 в срок, не позднее одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу с целью устранения нарушенных прав взыскателя, а в случае недостаточности лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов для исполнения требований названного исполнительного листа обязал: Председателя комитета финансов принять решение об изменении показателей сводной бюджетной росписи без внесения изменений в закон (решение) о бюджете, а Главу Администрации изменить показатели сводной бюджетной росписи для исполнения исполнительного листа от 15.12.2010 серии АС N 004100573 без внесения изменений в решение о бюджете МО "Никольское городское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области" на 2012 год в пределах объема бюджетных ассигнований по соответствующему Главному распорядителю средств местного бюджета для исполнения решения Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.04.2010 по делу N А56-2051/2010.
В апелляционной жалобе Комитет финансов не приводит каких-либо доводов со ссылками нормы права, которые опровергали бы выводы суда первой инстанции или указывали на их несоответствие представленным в материалы дела доказательствам, апелляционная коллегия также не находит правовых и фактических оснований для переоценки названных выводов суда.
Нарушений или неправильного применения норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основание для отмены обжалуемого судебного акта, при вынесении решения от 29.01.2013 судом также не допущено, а потому у апелляционной коллегии не имеется оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Комитета финансов и отмены принятого по делу решения.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29 января 2013 года по делу N А56-58722/2012 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета финансов Администрации Муниципального образования "Подпорожский муниципальный район Ленинградской области" - без удовлетворения.
Председательствующий |
О. И. Есипова |
Судьи |
Г. В. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-58722/2012
Истец: МУП "Никольское жилищно-коммунальное хозяйство"
Ответчик: Глава Администрации МО "Никольское городское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области", Глава Администрации МО "Никольское городское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области" Емельяненско В. П., Комитет финансов Администрации Муниципального образования "Подпорожский муниципальный район Ленинградской области", Председатель Комитета финансов Администрации муниципального образования "Подпорожский муниципальный район Ленинградской области! Мишакова Г. И.
Третье лицо: Администрация МО "Никольское городское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области"