г. Пермь |
|
22 апреля 2013 г. |
Дело N А60-46685/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 апреля 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 апреля 2013 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Риб Л. Х.,
судей Варакса Н.В., Ясиковой Е.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кожевниковой К.В.,
при участии:
от заявителя (открытое акционерное общество "Карат") (ОГРН 1096674003073, ИНН 6674325246): Лобанова Р.В., доверенность от 10.01.2013, паспорт;
от заинтересованного лица (1. Федеральное агентство по недропользованию (ОГРН 1047796345805, ИНН 7703518529), 2. Департамент по недропользованию по Уральскому Федеральному округу) (ОГРН 1046604005139, ИНН 6671153800): 1. Цуранова А.И., доверенность от 27.07.2012, паспорт; 2. не явились;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица Федерального агентства по недропользованию
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 08 февраля 2013 года
по делу N А60-46685/2012,
принятое судьей Евдокимовым И.В.,
по заявлению открытого акционерного общества "Карат"
к Федеральному агентству по недропользованию, Департаменту по недропользованию по Уральскому Федеральному округу
о признании недействительным решения,
установил:
Открытое акционерное общество "Карат" (далее - ОАО "Карат", общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с требованиями о признании недействительными решений Департамента по недропользованию по Уральскому Федеральному округу N 02-05/855 от 10.08.2012 и Федерального агентства по недропользованию N 06-30/7390 от 26.07.2012 об отказе в приеме заявки общества на переоформление лицензии (с учетом уточнения требований в соответствии со ст. 49 АПК РФ).
Решением арбитражного суда от 08.02.2013 (резолютивная часть решения объявлена 01.02.2013) требования удовлетворены частично. Признано недействительным решение Федерального агентства по недропользованию от 26.07.2012 N 06-30/7390 и на заинтересованное лицо возложена обязанность в течение месяца со дня вступления в законную силу судебного акта рассмотреть заявку общества и принять мотивированное решение. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Федеральное агентство по недропользованию не согласно с вынесенным по делу судебным актом, обжалует решение суда в части удовлетворения требований, в жалобе просит отменить решение суда как вынесенное по неполно выясненным обстоятельствам, с нарушением норм материального права, полностью отказать заявителю в удовлетворении требований.
В апелляционной жалобе ее подателем приведены доводы о несоответствии представленных для переоформления лицензии документов требованиям п. 3 ст. 14 Закона о недрах, подп. 4, 5, 6 п. 69 Административного Регламента, что послужило законным основанием для отказа в переоформлении лицензии. В частности, в составе заявочных материалов не представлены: доказательства перехода права собственности общества на объекты недвижимого имущества; сведения о наличии у привлекаемых подрядных организаций технических средств для проведения работ; сведений о наличии необходимых финансовых средств; квалифицированных специалистов.
Заявитель представил письменный отзыв с возражениями против доводов апелляционной жалобы, оснований для отмены судебного акта не усматривает.
В заседании суда апелляционной инстанции представители сторон поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на жалобу.
Департамент по недропользованию по Уральскому Федеральному округу, надлежащим образом уведомленный о дате и времени рассмотрения дела апелляционным судом, отзыв на апелляционную жалобу не представил, представители для участия в судебном заседании не направлены.
Законность и обоснованность решения проверена судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в обжалуемой части при отсутствии возражений сторон.
Как следует из материалов дела, ОАО "Шабровский тальковый комбинат" является обладателем лицензии на право добычи тальк-магнезита Шабровского месторождения серии СВЕ N 00554 вид ТЭ сроком действия до 01.11.2013 (л.д.64).
Решением арбитражного суда Свердловской области от 11.06.2009 по делу N А60-3102/8/2007 общество признано банкротом.
На основании договоров купли-продажи от 06.12.2011 N 2 и N 3 ОАО "Карат" приобретено имущество предприятия банкрота, перечень приобретенного имущества указан в актах приема-передачи имущества (л.д. 83-97).
30.05.2012 ОАО "Карат" представило в Департамент по недропользованию по Уральскому Федеральному округу заявку на переоформление лицензии СВЕ N 00554 вид ТЭ на право пользования недрами с целью добычи тальк-магнезитов Шабровского месторождения, указав в качестве основания для переоформления лицензии - приобретение имущества предприятия ОАО "Шабровский тальковый комбинат", признанного банкротом. Перечень представленных с заявкой документов поименован в приложении к заявке (л.д. 60-63).
Письмом от 26.07.2012 Федеральное агентство по недропользованию сообщило в территориальный орган о том, что заявочные материалы не соответствуют установленным требованиям (л.д. 198).
Департамент по недропользованию по Уральскому Федеральному округу письмом от 10.08.2012 проинформировал ОАО "Карат" о принятом Федеральным агентством по недропользованию решении по заявке (л.д. 11).
Решения, изложенные в вышеуказанных письмах Федерального агентства по недропользованию и Департамента по недропользованию по Уральскому Федеральному округу обжалованы заявителем в арбитражный суд.
Суд первой инстанции при рассмотрении дела пришел к выводу о том, что письмо Департамента по недропользованию по Уральскому Федеральному округу от 10.08.2012 носит информационный характер, самостоятельных выводов о несоответствии заявки требованиям законодательства, властных предписаний в адрес заявителя в данном письме не содержится, следовательно, оснований для удовлетворения требований в указанной части не имеется.
В данной части решение суда сторонами по делу не оспаривается, апелляционным судом законность судебного акта в указанной части не проверяется.
Основанием для признания недействительным решения Федерального агентства по недропользованию от 26.07.2012 послужили выводы суда о недоказанности оснований для принятия решения.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, обсудив доводы жалобы, заслушав пояснения представителей сторон, проверив правильность применения арбитражным судом положений законодательства, суд апелляционный инстанции не установил оснований для отмены судебного акта в обжалуемой части.
В соответствии с ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, п. 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных актов государственных необходимо установить наличие двух условий в совокупности: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии со ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами оспариваемых актов, решений, возлагается на орган, принявший оспариваемый акт.
Согласно ст. 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.
В соответствии с п. 7 ст. 10 Закона о недрах основаниями возникновения права пользования участками недр является, в том числе, переход права пользования участками недр в соответствии с основаниями, установленными федеральными законами, регулирующими отношения недропользования.
Статьей 17.1 Закона о недрах предусмотрены случаи перехода права пользования недрами к другому субъекту предпринимательской деятельности, одним из которых является приобретение субъектом предпринимательской деятельности в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)", имущества (имущественного комплекса) предприятия-банкрота (пользователя недр) при условии, что приобретатель имущества является юридическим лицом, созданным в соответствии с законодательством Российской Федерации, отвечает квалификационным требованиям, предъявляемым к недропользователю законодательством Российской Федерации о недрах.
При передаче права пользования участком недр лицензия на пользование участком недр подлежит переоформлению.
Порядок переоформления лицензий на пользование участками недр установлен Административным регламентом Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий, и принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29.09.2009 N 315 (далее - Административный Регламент).
Исполнение функции по осуществлению переоформления лицензий на пользование участками недр включает в себя: регистрацию заявки на переоформление лицензии на пользование участками недр; рассмотрение заявки на переоформление лицензии, подготовку и направление заявки на переоформление лицензии в Комиссию по внесению изменений, дополнений и переоформлению лицензий; рассмотрение заявки на переоформление лицензии на Комиссии по внесению изменений, дополнений и переоформлению лицензий; принятие Роснедрами или его территориальным органом решения о переоформлении лицензии на пользование участком недр; оформление, государственную регистрацию и выдачу переоформленной лицензии (п. 63 Административного регламента).
Последовательность действий при исполнении государственной функции по осуществлению переоформлении лицензий прописана в приложении 9 Административного Регламента. Согласно приведенной в приложении блок-схеме результатом рассмотрения заявочных материалов должностным лицом, ответственным за лицензирование, на соответствие установленным требованиям является: при соответствии заявочных материалов установленным требованиям рассмотрение материалов комиссией; в случае если заявочные материалы не соответствуют установленным требованиям, направления заявителю уведомления об отказе в приеме заявочных материалов (п. п. 77, 78 Административного регламента).
Соблюдение установленной последовательности действий является одним из основополагающих принципов законности исполнения государственной функции по переоформлению лицензии.
В силу подп. 7 п. 61 Административного регламента государственная функция по осуществлению переоформления лицензий на пользование участками недр, за исключением участков недр, распоряжение которыми отнесено к компетенции субъектов Российской Федерации, реализуется Роснедрами и его территориальными органами в случае приобретения субъектом предпринимательской деятельности в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)", имущества (имущественного комплекса) предприятия-банкрота (пользователя недр) при условии, что приобретатель имущества является юридическим лицом, созданным в соответствии с законодательством Российской Федерации, отвечает квалификационным требованиям, предъявляемым к пользователю недр законодательством Российской Федерации о недрах.
Общий перечень документов, прилагаемых к заявке на переоформление лицензии, содержится в п. 68 Административного Регламента.
В зависимости от конкретного основания перехода права пользования п. 69 Административного Регламента предусмотрен перечень документов и сведений, дополнительно представляемых с заявкой.
Согласно подп. 6 п. 69 Административного Регламента в случае переоформления лицензии по основанию, предусмотренному подп. 7 п. 61 настоящего Регламента, с заявкой на переоформление необходимо представить данные о том, что приобретатель имущества является юридическим лицом, созданным в соответствии с законодательством Российской Федерации; документы, подтверждающие, что в отношении владельца лицензии проводится процедура банкротства, в том числе копия решения суда о начале процедуры банкротства владельца лицензии; документы (оригиналы или заверенная в установленном порядке копия), подтверждающие приобретение имущества (имущественного комплекса) предприятия-банкрота, являющегося владельцем лицензии, и то, что это имущество связано с пользованием соответствующим участком недр.
Оспариваемое решение принято Федеральным агентством по недропользованию на основании п. 77 Административного Регламента.
Как указано в решении, в представленных обществом заявочных материалах отсутствуют следующие документы: 1) не представлены сведения о государственной регистрации перехода права собственности на недвижимость по договору купли-продажи от 06.12.2011 N 3; 2). по кредитному договору с ОАО Банк "Вятич" от 09.04.2012 N5-2012/кл не представлено доказательств перечисления денежных средств по договору или сведений о наличии у кредитора финансовых средств, необходимых для исполнения обязательств по договору кредита; 3) сведения о наличии квалифицированных специалистов представлены в отношении ООО "Карат", а не ОАО "Карат"; 4) не представлено сведений о наличии у ООО "Маркшейдер" маркшейдерского оборудования; 5) не представлены сведения о наличии у ОАО "Уральский асбестовый ГОК" технических средств, необходимых для производства работ, предусмотренных договором, что свидетельствует о нарушении п. 67- 69 Административного Регламента.
Между тем, с учетом заявленного основания переоформления лицензии, оценка представленных документов должна производиться на предмет соответствия требованиям п. 68, подп. 4 п. 69 Административного Регламента. Соответственно, отказ в принятии заявочных материалов возможен в случае несоответствия документов вышеуказанным требованиям Административного Регламента.
Проанализировав содержание оспариваемого решения апелляционный суд отмечает, что в решении не приведено мотивированного обоснования, почему отсутствие поименованных в п. 1-5 решения документов свидетельствует о невыполнении обществом требований подп. 6 п. 69 Административного Регламента. В частности, в решении не содержится ссылок на Положение о лицензировании пользования недрами (утв. Постановление Верховного Совета РФ от 15.07.1992 N 3314-1), иные нормативные акты, которыми установлены квалификационные требования к соискателям лицензии, и соблюдение которых должно доказать лицо, обратившееся за переоформлением лицензии.
В отсутствие мотивированного обоснования арбитражному суду не представляется возможным проверить законность отказа в принятии заявочных материалов в связи с непредставлением конкретных документов, поименованных в решении.
По основаниям, изложенным непосредственно в оспариваемом решении, суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
Согласно подп. 6 п. 69 Административного регламента для переоформления лицензии необходимо представить документы, подтверждающие (имущественного комплекса) предприятия-банкрота, являющегося владельцем лицензии, и то, что это имущество связано с пользованием соответствующим участком недр.
Общество утверждает, что указанным требованиям отвечает имущество, приобретенное по договору N 2 от 06.12.2011, и в отношении данного имущества не производится государственная регистрация. Имущество, приобретенное по договору N3 от 06.12.2011, при осуществлении деятельности по использованию недр не используется. Иное заинтересованным лицом не доказано, доводы общества не опровергнуты.
Указание на непредставление документов о перечислении денежных средств по кредитному договору с ОАО Банк "Вятич" от 09.04.2012, без какого-либо правового обоснования, не соотносится с обязанностью общества подтвердить соответствие квалификационным требованиям. В то же время Административным Регламентом не предусмотрено самостоятельное требование о предоставлении документов, подтверждающих наличие у заявителя необходимых финансовых средств.
Указание в решении на представление сведений о наличии квалифицированных специалистов в отношении ООО "Карат", в то время как за переоформлением лицензии обратилось ОАО "Карат" является обоснованным, вместе с тем данное нарушение является следствием технической опечатки, которая может быть устранена обществом на стадии рассмотрения заявочных материалов.
Указанные в пунктах 4, 5 решения документы и сведения также прямо не предусмотрены Административным Регламентом в качестве обязательных для представления. При этом в решении не содержится нормативно-правового обоснования для представления данных документов.
С учетов изложенного, в отсутствие необходимого нормативно-правового обоснования, решение Федерального агентства по недропользованию не может быть признано соответствующим требованиям законодательства.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы о том, что судом не проверены представленные обществом документы на предмет соответствия требованиям ст. 17.1 Закона о недрах и Административного Регламента подлежат отклонению, поскольку арбитражный суд не может подменять компетентный орган (Федеральное агентство по недропользованию) в вопросе о проверке представленных с заявкой на переоформление лицензии материалов на соответствие требованиям законодательства.
Таким образом оспариваемое решение не соответствует требованиям Административного Регламента, нарушает права и законные интересы общества при осуществлении предпринимательской деятельности, что является основанием для признания решения недействительным.
Следовательно, заявленные требования в указанной части обоснованно удовлетворены судом первой инстанции.
При рассмотрении дела апелляционным судом учтено, что судом первой инстанции в качестве устранения прав заявителя предложено Федеральному агентству по недропользованию в соответствии с имеющимися полномочиями рассмотреть заявочные материалы общества и принять мотивированное решение в соответствии с требованиями законодательства.
С учетом изложенного оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 08 февраля 2013 года по делу N А60-46685/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Федерального агентства по недропользованию - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Л.Х.Риб |
Судьи |
Н.В.Варакса |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-46685/2012
Истец: ОАО "Карат"
Ответчик: Департамент по недропользованию по Уральскому федеральному округу, Департамент по недропользованию по Уральскому федеральному округу ( "Уралнедра"), Федеральное агентство по недропользованию России