город Воронеж |
|
10 апреля 2013 г. |
Дело N А48-1967/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 3 апреля 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 апреля 2013 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Сергуткиной В.А.,
судей Ольшанской Н.А.,
Скрынникова В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бауман Л.В.,
при участии:
от Крестьянского (фермерского) хозяйства "Заря": Захарова А.В., выписка из ЕГРЮЛ N 342 от 12.02.2013 г.,
от ИП Белякова Б.О.: Ковалевой И.Д., представителя по доверенности б/н от 10.05.2012 г.,
от Администрации города Орла: Курганской И.Ю., представителя по доверенности N 199-д от 19.12.2012 г., Канатниковой Е.М., представителя по доверенности N 173-д от 08.10.2012 г.,
от Управления архитектуры и градостроительства Администрации города Орла: Курганской И.Ю., представителя по доверенности N 9/110 от 11.02.2013 г.,
от Управления государственного имущества Орловской области: представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Крестьянского (фермерского) хозяйства "Заря" на решение Арбитражного суда Орловской области от 05.12.2012 по делу N А48-1967/2012 (судья Л.Н. Гайдукова), по заявлению Крестьянского (фермерского) хозяйства "Заря" (ОГРН 1035717000351) к Администрации города Орла (ОГРН 1025700828999), третьи лица - индивидуальный предприниматель Беляков Борис Олегович; Управление архитектуры и градостроительства Администрации города Орла (ИНН 5701000880, ОРГН 1025700832981, 302000); Управление государственного имущества Орловской области (ОГРН 1025700833784, ИНН 5753004003), о признании недействительным постановления Администрации г. Орла от 13 февраля 2012 года N316 "Об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории по ул. Покровской, в кадастровом квартале N57:25:0030405 города Орла", об обязании принять решение о разделе земельного участка с кадастровым номером 57:25:0030405:10 по ул. Покровской, 19 в городе Орле пропорционально площади застройки объектами недвижимости, принадлежащими КХ "Заря" и Белякову Б.О., а именно: КХ "Заря" - 855, 40 кв.м., Белякову Б.О. - 770, 10 кв.м.
УСТАНОВИЛ:
Крестьянское (фермерское) хозяйство "Заря" (далее - КХ "Заря", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Орловской области с заявлением к Администрации города Орла о признании недействительным постановления Администрации г. Орла от 13 февраля 2012 года N 316 "Об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории по ул. Покровской, в кадастровом квартале N 57:25:0030405 города Орла", об обязании принять решение о разделе земельного участка с кадастровым номером 57:25:0030405:10 по ул. Покровской, 19 в городе Орле пропорционально площади застройки объектами недвижимости, принадлежащими КХ "Заря" и Белякову Б.О., а именно: КХ "Заря" - 855, 40 кв.м., Белякову - 770, 10 кв.м.
Дело рассматривалось с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: индивидуального предпринимателя Белякова Бориса Олеговича, Управления архитектуры и градостроительства Администрации города Орла, Управления государственного имущества Орловской области.
Решением Арбитражного суда Орловской области от 05.12.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, КХ "Заря" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, и неправильным применением норм материального права. КХ "Заря" указывает на то, что раздел земельного участка с кадастровым номером 57:25:0030405:10 произведен с нарушением норм действующего законодательства. Часть указанного земельного участка (ЗУ) 3, площадью 110 кв.м. получила самостоятельный вид разрешенного использования - озеленение и благоустройство. Вместе с тем, ни в Правилах землепользования и застройки городского округа город Орел, утвержденных решением Орловского городского Совета народных депутатов от 30.10.2008 N 38/616-ГС, ни в Градостроительном кодексе РФ не предусмотрена возможность изменения вида разрешенного использования в отношении части земельного участка. Кроме того, экспертное заключение N 1 от 05.10.2012 содержит вывод об отсутствии необходимости формировать третий земельный участок ЗУ 3 для обеспечения доступа к землям общего пользования.
В соответствии с таблицей 8 Свода правил "СП 42.13330.2011. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*", утвержденного приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 28.12.2010 N 820, ширина полосы движения на второстепенных проездах должна быть не менее 3,5 м., что исключает возможность формирования самостоятельного земельного участка ЗУ 3 с условно разрешенным видом использования - озеленение и благоустройство.
В апелляционной жалобе КХ "Заря" ссылается на расчет площади земельного участка, необходимого для эксплуатации и обслуживания нежилого здания, используемого им как блок гаражей. В соответствии с указанным расчетом необходимая площадь земельного участка составляет 791 кв.м.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, судом при рассмотрении дела не было установлено, в чем заключается перспектива развития земельного участка площадью 938 кв.м., предоставленного Белякову Б.О., почему площадь предоставляемого земельного участка зависит от площади, находящейся на нем недвижимости.
КХ "Заря" в судебном заседании апелляционного суда доводы апелляционной жалобы поддерживает, просит обжалуемое решение отменить.
Администрация города Орла и Управление архитектуры и градостроительства Администрации города Орла в заседании апелляционного суда возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, полагая принятое решение неподлежащим отмене. В отзыве на жалобу указанные лица ссылаются на то, что при разделе земельного участка с кадастровым номером 57:24:0030405:10 вид разрешенного использования установлен в отношении трех вновь образуемых земельных участков, являющихся самостоятельными объектами права, отсюда доводы заявителя об изменении вида разрешенного использования части земельного участка являются несостоятельными. Определение площади вновь образуемых земельных участков и их границ произведено пропорционально площади занятой объектами недвижимого имущества с учетом требований Правил землепользования и застройки городского округа город Орел. Земельный участок ЗУ 3 сформирован для обеспечения доступа к землям общего пользования в соответствии с п. 63 приказа Министерства экономического развития РФ от 24.11.2008 N 412 "Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков".
В представленных в суд апелляционной инстанции объяснениях Администрация города Орла поясняет, что определение площади и конфигурации образуемых земельных участков осуществлялось с учетом общесоюзных нормативов технологического проектирования предприятий автомобильного транспорта ОНТП-01-91 РД 3107938-91 "Временное совместное решение по корректировке нормативных требований, представленных в ОНТП-01-91, МГСН 5.01-94 и касающихся разработки разделов по охране окружающей среды при проектировании стоянок легковых автомобилей", в соответствии с которыми максимальная ширина проезда для легкового автотранспорта составляет 7,7 м. Фактически заявителю выделен земельный участок с шириной въезда и выезда из гаражей - 8 м.
ИП Беляков Б.О. в судебном заседании апелляционного суда против удовлетворения апелляционной жалобы возражает по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным. В обоснование своих возражений Предприниматель указывает на то, что земельный участки 1 и 2 сформированы по правилам ст. 36 Земельного кодекса РФ, земельный участок 3, площадью 110 кв.м. сформирован в соответствии со ст. 34 Земельного кодекса РФ. Код использования земельного участка 3 - 18.510 "Озеленение и благоустройство" - подразумевает устройство проезда к зданиям, расположенным на земельном участке, что необходимо для эксплуатации объекта недвижимости заявителя. С целью определения размеров земельных участков, необходимых для использования гаражей и административного здания, расположенных по адресу: г.Орел, ул. Покровская, д. 19, была проведена судебная экспертиза. Однако выводы, сделанные экспертом, в заключении N 1 от 05.10.2012 не дали ответа на поставленные вопросы. Требования КХ "Заря" об обязании разделить земельный участок пропорционально площади застройки заявлены к Администрации г. Орла, однако таким полномочием наделено Управление архитектуры и градостроительства Администрации города Орла.
Управление государственного имущества Орловской области явку своих представителей в судебное заседание не обеспечило. Учитывая наличие у суда доказательств надлежащего извещения данного лица о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассматривалась в отсутствие его представителей в порядке статей 123, 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании объявлялся перерыв с 27.03.2013 по 03.04.2013.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзывы на нее, оценив все доказательства в совокупности, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого решения.
Из материалов дела следует, что объект недвижимого имущества - административное здание, литер "А", общей площадью 420,6 кв.м., по адресу: г.Орел, ул. Покровская, 19, принадлежащее ИП Белякову Б.О. на праве собственности, расположено на земельном участке с кадастровым номером 57:25:0030405:10, общей площадью 1626, 5 кв.м.
Соглашением от 18.03.2008 ИП Белякову Б.О. от предыдущего собственника переданы права арендатора указанного земельного участка площадью 1626, 5 кв.м.
Также на земельном участке с кадастровым номером 57:25:0030405:10 расположен объект недвижимости - блок гаражей, площадью 200,3 кв.м., принадлежащий на праве собственности КХ "Заря", приобретенный у ОАО "Надымспецсвармонтаж" по договору купли-продажи от 20.02.2006.
На момент приобретения КХ "Заря" в собственность объекта недвижимости (блока гаражей) право ОАО "Надымспецсвармонтаж" на земельный участок, на котором расположен объект недвижимости, в установленном порядке оформлено не было.
КХ "Заря" 27.09.2011 обратилось в Департамент имущества, промышленности и информатизации Орловской области (в настоящее время - Управление государственного имущества Орловской области) с заявлением о разделе земельного участка площадью 1625, 50 кв.м., с кадастровым номером 57:25:0030405:10, на два земельных участка пропорционально площади, занимаемой объектами недвижимости. Заявитель просил в результате раздела указанного участка собственнику административного здания - ИП Белякову Б.О. выделить земельный участок площадью 770,10 кв.м., собственнику сооружений - КХ "Заря" выделить земельный участок площадью 855,40 кв.м.
Рассмотрев обращение КХ "Заря", Департамент имущества, промышленности и информатизации Орловской области сообщил в письме от 25.10.2011 N 1891/з-и о направлении обращения в Администрацию города Орла об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровой карте и о рассмотрении вопроса о возможности в дальнейшем предоставить их в собственность для эксплуатации и обслуживания объектов недвижимости, принадлежащих КХ "Заря" и ИП Белякову Б.О., с учетом прохода (проезда) к вновь образованным земельным участкам.
Администрация г. Орла, рассмотрев обращения Департамента имущества, промышленности и информатизации Орловской области от 25.10.2011 N 1894/з-и, от 30.11.2011 года N 3352/з, приняла 13.02.2012 постановление N 316, которым утвердила схему расположения земельных участков на кадастровых планах территорий, образуемых за счет раздела земельного участка с кадастровым номером 57:25:0030405:10 по ул.Покровской, 19, в кадастровом квартале 57:25:0030405 города Орла: земельный участк - ЗУ 1 площадью 540 кв.м., для эксплуатации и обслуживания блока гаражей; земельный участок - ЗУ 2 площадью 938 кв.м., для эксплуатации и обслуживания административного здания; земельный участок - ЗУ 3 площадью 110 кв.м. с видом разрешенного использования земельного участка - озеленение и благоустройство.
Полагая, что постановление Администрации г. Орла N 316 от 13.02.2012 является незаконным КХ "Заря" обратилось в суд с рассмотренными требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности Администрацией г. Орла законности вынесенного постановления от 13.02.2012 N 316, об отсутствии нарушений прав заявителя. Требование об обязании Администрацию г. Орла принять решение о разделе земельного участка с кадастровым номером 57:25:0030405:10 заявлено к ненадлежащему лицу.
Апелляционный суд полагает данный вывод суда области правильным, а принятое по делу решение правомерным исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному ненормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания недействительными актов и незаконными действий (бездействий) необходимо одновременное существование указанных в статье 198 АПК РФ условий: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу п. 1 ст. 552 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору продажи здания, сооружения или другой недвижимости покупателю одновременно с передачей права собственности на такую недвижимость передаются права на ту часть земельного участка, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее использования.
Площадь части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации. Собственник здания, строения, сооружения, находящихся на чужом земельном участке, имеет преимущественное право покупки или аренды земельного участка, которое осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством для случаев продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу. В случае, если земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности, применяются правила, установленные пунктом 1 статьи 36 настоящего Кодекса (п. п. 2, 3 ст. 35 ЗК РФ).
Согласно п. 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ, если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Для приобретения прав на земельный участок юридические лица обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта (п. 5 ст. 36 ЗК РФ).
Пунктом 7 статьи 36 ЗК РФ предусмотрен случай, когда государственный кадастровый учет земельного участка не осуществлен или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, и в связи с чем для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
При этом, в силу п. 4 ст. 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации, случае, если по инициативе правообладателей земельных участков осуществляются разделение земельного участка на несколько земельных участков, объединение земельных участков в один земельный участок, изменение общей границы земельных участков, подготовка документации по планировке территории не требуется. При этом размеры образованных земельных участков не должны превышать предусмотренные градостроительным регламентом максимальные размеры земельных участков и не должны быть меньше предусмотренных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков. Обязательным условием разделения земельного участка на несколько земельных участков является наличие подъездов, подходов к каждому образованному земельному участку.
Оспариваемым постановлением от 13.02.2012 N 316 Администрацией г.Орла утверждена следующая схема расположения земельных участков на кадастровом плане территории по ул. Покровской, в кадастровом квартале N 57:25:0030405: земельный участок - ЗУ 1 площадью 540 кв.м., для эксплуатации и обслуживания блока гаражей; земельный участок - ЗУ 2 площадью 938 кв.м., для эксплуатации и обслуживания административного здания; земельный участок - ЗУ 3 площадью 110 кв.м. с видом разрешенного использования земельного участка - озеленение и благоустройство.
В пункте 3 статьи 33 Земельного кодекса РФ указано, что предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.
Пунктом 6 ст. 55 Правил землепользования и застройки городского округа город Орел, утвержденных решением Орловского городского Совета народных депутатов от 30.10.2008 N 38/616-ГС, предусмотрено, что площадь земельных участков, на которых расположены здания, строения, сооружения, предоставляемых в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса, определяется с учетом фактического землепользования. Предельные параметры этих земельных участков в части их размеров в этом случае не применяются при наличии схемы расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте территории, утвержденной мэром города Орла.
Следовательно, предоставление земельного участка, занятого объектом недвижимости, должно осуществляться таким образом, чтобы правообладатель этого объекта имел возможность осуществить его обслуживание и эксплуатацию, то есть в границы передаваемого участка должны входить как часть, которая занята объектом недвижимости, так и часть, необходимая для его использования.
В силу ч. 5 ст. 200 АПК РФ администрации г. Орла в рамках данного дела необходимо доказать, что площадь образованных спорным постановлением земельных участков и их границы определены в соответствии с действующим законодательством, и позволяют заявителю беспрепятственно эксплуатировать свой объект недвижимости.
В соответствии с Генеральным планом города Орла, утвержденным в 2008 году, земельный участок 57:25:0030405:10 расположен в территориальной зоне ОИ - зона исторического центра города.
В таблице 53.1 Правил землепользования и застройки отражены основные и условно разрешенные виды использования недвижимости жилых и общественно-деловых территориальных зон.
Согласно ст. 55 таблица 55.1 Правил землепользования и застройки в зоне для нежилых объектов установлен максимальный процент застройки - 60%, сформированные земельные участки имеют плотность застройки: под блоком гаражей - 37,09%, под административным зданием - 44,84%.
Согласно данной таблице (строка 14.112) в территориальной зоне ОИ запрещено использование таких объектов недвижимости как гаражи боксового типа.
Согласно Постановлению Орловского городского Совета народных депутатов от 25.03.2004 г. N 52/545-ГС "Об историко-культурном заповеднике в г. Орле (об историческом центре города Орла)" и Положению об историко-культурном заповеднике города Орла по решению органов местного самоуправления города Орла из заповедника должны постепенно переноситься не характерные для него промышленные предприятия, склады, крупные мастерские, временные строения, снижаться интенсивность движения автотранспорта; здания, противоречащие общему ансамблю исторического центра города по своему месторасположению, высоте, размерам, архитектурным формам или отдельным элементам должны реконструироваться или сноситься.
В соответствии со ст. 6, ст. 7 Правил землепользования и застройки, п. 8, п. 9 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Реконструкция указанных в части 8 настоящей статьи объектов капитального строительства может осуществляться только путем приведения таких объектов в соответствие с градостроительным регламентом или путем уменьшения их несоответствия предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции. Изменение видов разрешенного использования указанных земельных участков и объектов капитального строительства может осуществляться путем приведения их в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, установленными градостроительным регламентом.
С учетом изложенного, деятельность КХ "Заря" не может развиваться, то есть дальнейшее строительство гаражей в историческом центре города не допускается.
При проектировании гаражей-стоянок с боксовым хранением применяется прямоугольная схема организации мест хранения. При манежном хранении может быть использована любая схема расстановки автотранспорта в соответствии с конкретным проектным решением. От применения той или иной схемы зависит минимально допустимая ширина внутригаражного проезда.
В соответствии с общесоюзными нормами технологического проектирования предприятий автомобильного транспорта ОНТП-01-91 РД 3107938-91 "Временное совместное решение по корректировке нормативных требований, представленных в ОНТП-01-91, МГСН 5.01-94 и касающихся разработки разделов по охране окружающей среды при проектировании стоянок легковых автомобилей" максимальная ширина проезда для легкового автотранспорта составляет 7,7 м.
Кроме того, Управление архитектуры и градостроительства администрации г.Орла в обоснование определения площади и конфигурации спорных земельных участков ссылается на нормативы, разработанные АО "ЦНИИПРОМЗДАНИЙ" "Гаражи - стоянки для легковых автомобилей, принадлежащих гражданам", пособие для проектирования, Москва 1998 год. В соответствии с указанными нормативами, максимальная ширина проезда для класса автомобилей, которые возможно парковать в гараже имеющихся габаритов, установлена в размере 7,8 м.
Постановлением Администрации г. Орла от 13.02.2012 N 316 КХ "Заря" выделен земельный участок общей площадью 540 кв.м., ширина проезда для въезда и выезда из гаражей на котором составляет 8 м., что соответствует указанным выше нормативам.
С учетом изложенного, апелляционная коллегия приходит к выводу об обоснованности Администрацией г. Орла предоставления КХ "Заря" земельного участка площадью 540 кв.м.
Доказательства необходимости использования земельного участка большей площадью, чем 540 кв.м., КХ "Заря" в суды первой и апелляционной инстанций не представило.
Имеющийся в материалах дела расчет КХ "Заря" площади земельного участка, необходимого для эксплуатации и обслуживания блока гаражей, не основан на каких-либо нормативных актах. Кроме того, в расчете не указано, каким образом произведены замеры: по внутренним или внешним границам.
Ссылка КХ "Заря" на Свод правил "СП 42.13330.2011. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*" документально не подтверждена.
В указанном расчете КХ "Заря" ссылается на экспертное заключение N 1 от 05.10.2012, по которому площадь земельного участка, необходимого для эксплуатации гаражей, составляет 794 кв.м.
Экспертное заключение N 1 от 05.10.2012 содержит общее описание требований, предъявляемым к земельным участкам при их разделе, без какой-либо конкретизации, является необоснованным и противоречивым. Эксперт не отвечает на поставленные перед ним вопросы, а предлагает свои варианты раздела земельного участка. Производя раздел земельного участка пропорционально площади застройки, эксперт не ссылается на нормативные правовые акты.
Оценив экспертное заключение N 1 от 05.10.2012 по правилам ст. 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что оно не может быть принято судом в качестве надлежащего доказательства по делу.
Довод апелляционной жалобы о незаконном выделении земельного участка ЗУ 3 площадью 110 кв.м., с видом разрешенного использования - озеленение и благоустройство, апелляционная коллегия отклоняет, исходя из следующего.
В соответствии с п. 63 приказа Министерства экономического развития РФ от 24.11.2008 N 412 "Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков" в случае, если исходный (измененный) земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности или земельный участок образуется из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо смежный земельный участок, посредством которого обеспечивается доступ к землям (земельным участкам) общего пользования находится в государственной или муниципальной собственности, сведения об обеспечении образуемых (измененных) земельных участков доступом к земельным участкам общего пользования в межевой план вносятся на основании соответствующего акта органа государственной власти или органа местного самоуправления (утвержденных в установленном порядке схем расположения земельных участков на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующих территорий, проектов границ земельных участков, актов об установлении сервитутов и т.п.).
Земельный участок ЗУ 3 площадью 110 кв.м. с видом разрешенного использования - озеленение и благоустройство, образован в соответствии с требованиями указанного приказа Министерства экономического развития РФ от 24.11.2008 N 412, с целью обеспечения доступа к землям общего пользования, в том числе к земельному участку площадью 540 кв.м., для эксплуатации и обслуживания блока гаражей.
Согласно п. 2 ч. 3 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ порядок применения правил землепользования и застройки и внесения в них изменений включает в себя положения об изменении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами.
В соответствии с п. 5 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" до принятия в установленном данным Кодексом порядке правил землепользования и застройки (частью которых является градостроительный регламент) решение об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид такого использования принимается главой местной администрации.
Согласно ст. 12 Правил землепользования и застройки городского округа город Орел, администрация г. Орла правомочна изменять вид разрешенного использования земельных участков и иных объектов недвижимости в отношении муниципальных земельных участков и земельных участков из неразграниченных земель при наличии соответствующего обращения распорядителя - Управления государственного имущества Орловской области.
Таким образом, поскольку собственность на земельный участок с кадастровым номером 57:25:0030405:10 по ул. Покровской, 19 в г. Орле не разграничена, Администрация г. Орла правомочно приняла решение об изменении вида разрешенного использования земельного участка 3 площадью 110 кв.м. и установила его с кодом - озеленение и благоустройство.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о соответствии постановления Администрация г. Орла от 13.02.2012 N 316 действующему земельному законодательству.
Требования КХ "Заря" об обязании разделить земельный участок с кадастровым номером 57:25:0030405:10 по ул. Покровской, 19 в городе Орле пропорционально площади застройки объектами недвижимости заявлены к Администрации г.Орла.
В силу ст. 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 1 Закона Орловской области от 30 июня 2006 года N 603-ОЗ "О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре - городе Орле", распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Орловской области - городе Орле осуществляется органом исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области в сфере управления государственным имуществом. Порядок распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Орловской области - городе Орле устанавливается Правительством Орловской области.
Пунктом 1.2 Порядка распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Орловской области - городе Орле, утвержденного постановлением Правительства Орловской области от 31.12.2010 г. N 472, установлено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Орловской области - городе Орле осуществляется органом исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области в сфере управления государственным имуществом - Департаментом имущества, промышленности и информатизации Орловской области (в настоящее время - Управление государственного имущества Орловской области).
С учетом изложенного, исполнительным органом, обладающим правом на раздел спорного земельного участка с кадастровым номером 57:25:0030405:10 по ул. Покровской, 19 в городе Орле, является Управление государственного имущества Орловской области, следовательно, Администрация г. Орла является ненадлежащим ответчиком по делу. При таких обстоятельствах заявленное требование удовлетворению не подлежит.
С учетом изложенного, апелляционная инстанция находит, что при вынесении обжалуемого судебного акта суд области всесторонне, полно и объективно исследовал все представленные доказательства, дал им надлежащую правовую оценку и правильно применил нормы материального права.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы не могут быть приняты судом апелляционной инстанции в качестве основания для отмены решения арбитражного суда, поскольку выводов суда первой инстанции они не опровергают, а выражают лишь несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в соответствии со статьей 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, допущено не было.
В связи с этим апелляционная инстанция не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Учитывая результаты рассмотрения апелляционной жалобы, в соответствии со статьей 110 АПК РФ государственная пошлина за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции относится на заявителя апелляционной жалобы.
Излишне уплаченная по платежному поручению N 3 от 25.12.2012 государственная пошлина в сумме 1900 руб. подлежит возврату заявителю жалобы.
Руководствуясь статьями 266-268, пунктом 1 статьи 269 и статьей 271 АПК РФ, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Орловской области от 05.12.2012 по делу N А48-1967/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Крестьянского (фермерского) хозяйства "Заря" - без удовлетворения.
Выдать Крестьянскому хозяйству "Заря" справку на возврат государственной пошлины в сумме 1 900 рублей из федерального бюджета, уплаченной платежным поручением N 3 от 25.12.2012.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа через суд первой инстанции в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
В.А. Сергуткина |
Судьи |
Н.А. Ольшанская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А48-1967/2012
Истец: КФХ "Заря", КХ "Заря"
Ответчик: Администрация г. Орла, Администрация города Орла
Третье лицо: ИП Беляков Б. О., Управление архитектуры и градостроительства Администрации г. Орла, Управление государственного имущества администрации Орловской обл., Управление государственного имущества Орловской области, Кирилов А. Ю.