г. Санкт-Петербург |
|
22 апреля 2013 г. |
Дело N А56-61156/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 апреля 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 апреля 2013 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фокиной Е.А.
судей Есиповой О.И., Шульга Л.А.
при ведении протокола судебного заседания: Ганичевой В.А.
при участии:
от заявителя: Целикова Д.В. по доверенности от 16.11.2012 N 580-12.
от ответчика: Трифоновой А.В. по доверенности от 14.11.2012 N 96.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-5789/2013) Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.02.2013 по делу N А56-61156/2011 (судья Боровлев Д.Ю.), принятое
по заявлению ОАО "Ленэнерго"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области
об оспаривании постановления
установил:
Открытое акционерное общество "Ленэнерго" (196247 г.Санкт-Петербург, пл.Конституции, д.1, ОГРН 1027809170300, далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области (191124 г.Санкт-Петербург, ул.Смольного, д.3, ОГРН 1089847323026, далее - Управление) от 29.09.2011 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 102-05-Ш/11, которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 6 852 960 рублей.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.02.2013 обжалуемое постановление признано незаконным и отменено в части назначения размера административного штрафа. Суд первой инстанции счел возможным снизить размер назначенного штрафа до минимального предела санкции - 100 000 рублей, посчитав неверным определение Управлением административного штрафа, сделанным без проведения анализа товарного рынка, на основании которого должны быть установлены правильные географические границы товарного рынка, на котором совершено правонарушение, применительно к расчету выручки от реализации оказываемой конкретной услуги.
При этом суд первой инстанции исходил из доказанности Управлением состава вмененного заявителю административного правонарушения и соблюдения порядка и сроков привлечения Общества к ответственности.
Не согласившись с решением суда, Управление направило и поддержало в судебном заседании апелляционную жалобу, в которой просит отменить принятый судебный акт в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, и неправильным применением норм материального права.
Ленинградское УФАС также указывает на несоответствие выводов суда первой инстанции правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 08.09.2009 N 6057/09.
В судебном заседании представитель Общества поддержал решение суда первой инстанции, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом, по результатам рассмотрения Управлением дела N 126-05-1651/А-11 общество признано нарушившим п.3 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), выразившееся во включении в договоры технологического присоединения и технические условия невыгодных для заявителей (граждан Загарова А.В., Зацепина П.С., Толокинникова В.В., Лаптева Д.И., Игамбердиева Е.Ю., Шидловской О.В., Черняева С.Е., Кириенко И.Г., Косарева С.А., Айсанова З.Х.) и не предусмотренных Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила технологического присоединения, Правила) требований: по установке заявителями опоры на границе участков заявителей, установке указанных опор за счет заявителей, установке заявителями узла учета на опоре, установке на точке подключения токоограничивающего аппарата за счет заявителей, о разработке заявителями и согласовании с сетевой организацией проектной документации в случаях, когда такое требование не предусмотрено градостроительными нормами, - а также в настаивании на принятии заявителями указанных требований после их мотивированных отказов.
Тем самым заявителям навязываются невыгодные и не предусмотренные нормативными правовыми актами условия договора технологического присоединения и технические условия на присоединение.
На основании указанного решения антимонопольным органом в отношении Общества 18.08.2011 составлен протокол об административном правонарушении и 29.09.2011 вынесено постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 102-05-Ш/11, которым Общество признано виновным в совершении правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 14.31 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 6 852 960 руб., что составляет три тысячных суммы выручки от реализации услуг по передаче электрической энергии по сетям на территории филиала "Гатчинские электрические сети" ОАО "Ленэнерго" за 2010 год.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось с заявлением в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Определением от 07.12.2011 суд приостановил производство по делу до разрешения дела N А56-50110/2011, в рамках которого оспаривалось решение Управления N 126-05-1651-А/11.
16.01.2013 производство по делу возобновлено.
Вступившим в законную силу решением суда по делу N А56-50110/2011 ОАО "Ленэнерго" отказано в удовлетворении заявления, вышеуказанный акт антимонопольного органа признан законным, обоснованным и не нарушающим права и охраняемые законом интересы заявителя.
Судом первой инстанции, Тринадцатым арбитражным апелляционным судом и Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа установлено нарушение ОАО "Ленэнерго" в лице филиала "Гатчинские электрические сети" сроков выполнения мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств, расположенных на территории Гатчинского района Ленинградской области, в установленный Правилами технологического присоединения срок.
Согласно п. 2 ст. 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Согласно части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 4 Постановления от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" разъяснил, что исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции, для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.
Статьей 14.31 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 настоящего Кодекса.
Учитывая изложенные обстоятельства и положения приведенных норм права, апелляционная коллегия поддерживает вывод суда первой инстанции о наличии в действиях Общества состава вмененного ему правонарушения.
Материалами дела подтверждается и Обществом не оспаривается соблюдение антимонопольным органом процедуры привлечения ОАО "Ленэнерго" к административной ответственности.
При назначении административного штрафа антимонопольный орган исходил из размера трех тысячных суммы выручки от реализации услуг по передаче электрической энергии по сетям на территории филиала "Гатчинские электрические сети" ОАО "Ленэнерго" за 2010 год.
Таким образом, указание в решении суда о том, что Управление при исчислении штрафа учитывало сумму выручки от реализации всех товаров (работ, услуг) на территории Гатчинского района Ленинградской области, не соответствует фактическим обстоятельствам дела.
Суд также указал, что Управление при расчете штрафа не предприняло надлежащих действий по определению географических границ рынка в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденном приказом Федеральной антимонопольной службы от 28.04.2010 N 220.
Между тем, судом не учтено следующее.
Согласно статье 4 Закона о защите конкуренции под товарным рынком понимается сфера обращения товара (объекта гражданских прав, предназначенного для продажи, обмена или иного введения в оборот), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.
Передача электрической энергии неразрывно связана с технологическим присоединением к электрическим сетям, мероприятия по технологическому присоединению к электрической сети осуществляются непосредственно с целью последующей передачи электрической энергии для потребителя (технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии). Возможность заключения договора на передачу электроэнергии обусловлена необходимостью заключения обязательного для сетевой организации договора на технологическое присоединение.
Следовательно, технологическое присоединение не образует отдельного вида экономической деятельности, является нераздельной частью рынка передачи электрической энергии, в связи с чем не составляет самостоятельного товарного рынка.
Указанный вывод соответствует правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 08.09.2009 N 6057/09.
При рассмотрении дела N А56-50110/2011 установлено и Обществом не оспаривается, что сетевой организацией, к электрическим сетям которой предполагалось подключить принадлежащие гражданам дома, является ОАО "Ленэнерго". Также судами трех инстанций установлено, что ОАО "Ленэнерго" оказывает сопутствующие деятельности по передаче электроэнергии услуги - разрабатывает и выдает технические условия на присоединение к электрическим сетям и непосредственно осуществляет деятельность по технологическому присоединению заявителей к электрическим сетям.
Договор об осуществлении технологического присоединения и договор о подключении к электрическим сетям являются публичными и обязательными к заключению для сетевой организации с любым субъектом, кто к ней обратится.
Таким образом, определяя географические границы товарного рынка в пределах электрических сетей филиала ОАО "Ленэнерго" - "Гатчинские электрические сети", Ленинградское УФАС не допустило нарушений Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, руководствуясь вышеприведенной правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
В соответствии с примечанием к статье 14.31 КоАП РФ для целей применения главы 14 Кодекса под выручкой от реализации товаров (работ, услуг) понимается выручка от реализации товаров (работ, услуг), определяемая в соответствии со статьями 248 и 249 Налогового кодекса РФ.
В рассматриваемом случае антимонопольный орган для целей исчисления штрафа учел выручку ОАО "Ленэнерго" за услуги по передаче электроэнергии в зоне филиала "Гатчинские электрические сети", что не противоречит статье 14.31 КоАП РФ.
На основании изложенного, апелляционный суд признает апелляционную жалобу Управления обоснованной и подлежащей удовлетворению, а решение суда - отмене, с принятием нового судебного акта.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20 февраля 2-013 года по делу N А56-61156/2011 отменить.
В удовлетворении заявления открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Ленэнерго" (196247, Санкт-Петербург, пл. Конституции, 1) об оспаривании постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области (191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, 3) о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 102-05-Ш/11 от 29.09.2011 отказать.
Председательствующий |
Е.А. Фокина |
Судьи |
О.И. Есипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-61156/2011
Истец: ОАО "Ленэнерго"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области
Хронология рассмотрения дела:
30.08.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-5522/13
22.04.2013 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-5789/13
20.02.2013 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-61156/11