г. Челябинск |
|
22 апреля 2013 г. |
Дело N А07-17869/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 апреля 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 апреля 2013 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ершовой С.Д.,
судей Забутыриной Л.В., Хоронеко М.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Крыловой Н.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства экономического развития Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 12.02.2013 по делу N А07-17869/2012 (судья Галимова Н.Г.).
Государственный комитет Республики Башкортостан по предпринимательству и туризму (далее - Комитет) обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Мастер и К-Уфа" (далее - общество "Мастер и К-Уфа", ответчик) о взыскании 300 000 руб. суммы предоставленной субсидии.
Определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 12.02.2012 произведена процессуальная замена заявителя Государственного комитета Республики Башкортостан по предпринимательству и туризму на правопреемника - Министерство экономического развития Республики Башкортостан (далее - Министерство, истец).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 12.02.2013 в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе Министерство просит решение суда отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении иска.
Податель апелляционной жалобы не согласен с выводами суда о том, что ответчик представил соответствующую отчетность, целевое использование полученной субсидии доказано. Министерство указывает, что Республиканской программой развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Башкортостан на 2010-2011 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Башкортостан от 03.03.2010 N 64 (далее - Программа) прямо предусмотрено, что порядок и условия перечисления субсидии определяются договором о субсидировании. Правила возврата субсидии в случае нарушения условий, установленных при её предоставлении, содержатся и в Программе и в договоре о субсидировании. Общество "Мастер и К-Уфа" не исполнило обязанность по представлению отчетов о фактическом использовании полученных денежных средств, об исполнении плановых показателей, об эффективности деятельности по итогам года. Условия, установленные при предоставлении субсидии Программой и договором, ответчиком не соблюдены. В подтверждение своей позиции заявитель ссылается на судебные акты Арбитражного суда Республики Башкортостан по аналогичным делам. Кроме того, Министерство отмечает, что представленные ответчиком после истечения срока документы не содержат отметок налогового органа о принятии отчетности, соответственно, отчет об эффективности деятельности, отвечающий установленным требованиям, не представлен. Обществом "Мастер и К-Уфа" не исполнена обязанность по созданию второго рабочего места в течение календарного года с момента заключения договора. Также ответчиком не представлен ежеквартальный отчет о фактическом использовании полученных денежных средств, сохранении и создании рабочих мест.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом путем направления в их адрес копии судебного акта, а также размещения информации на сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в судебное заседание представителей не направили. Министерство заявило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей сторон.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Программой определены условия и порядок оказания государственной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в республике, в том числе, финансовой поддержки в виде субсидирования субъектов малого предпринимательства на начальной стадии становления бизнеса (раздел 7.3 Программы).
На основании решения комиссии по предоставлению финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства Государственного комитета Республики Башкортостан по предпринимательству и туризму, оформленного протоколом от 13.04.2011 N 4, Комитетом и обществом "Мастер и К-Уфа" (получатель) заключен договор о субсидировании на начальной стадии становления бизнеса от 10.05.2011 N 11 (л.д.10-30 т.1).
Согласно пунктам 1.2, 2.1.1, 2.2 договора Комитет обязуется перечислить получателю субсидию в размере 300 000 руб., а получатель обязуется использовать выделенную субсидию по целевому назначению в соответствии со сметой расходов; ежеквартально представлять в Комитет отчет о фактическом использовании полученных денежных средств, а также сохранении и создании рабочих мест в срок не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом по установленной форме; предоставить в Комитет отчет об эффективности деятельности по итогам года не позднее 10 апреля 2012 года по установленной форме; обеспечить сохранение 1-го рабочего места и создание 1-го рабочего места в течение календарного года с момента заключения договора.
Предоставление субсидии подтверждено платежным поручением от 27.05.2011 N 260825 (л.д.31 т.1).
Письмом от 16.08.2012 N ВУ-12/2489 Комитет на основании пункта 7.2.21 Программы, Приказа от 10.08.2012 N 182/о уведомил общество "Мастер и К-Уфа" о необходимости возврата выделенных бюджетных средств в связи с нарушением условий субсидирования в части предоставления отчетов (л.д.32-36 т.1).
Поскольку общество "Мастер и К-Уфа" в установленный в уведомлении срок субсидию не возвратило, Комитет обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из доказанности материалами дела целевого использования ответчиком полученных средств, предоставления в Комитет необходимой отчетности.
Проверив доводы жалобы, исследовав имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Выводы суда являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
Согласно пункту 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
В соответствии с пунктом 2 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливаются в том числе региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
Истец в обоснование права требовать возврата выданной субсидии ссылается на положения пункта 7.2.21 Программы и пункт 5.2 договора о субсидировании от 10.05.2011 N 11.
Согласно пункту 5.2 договора о субсидировании от 10.05.2011 N 11 в случае неисполнения (ненадлежащего исполнения) получателем условий предоставления субсидии, установленных Программой и настоящим договором, полученные средства подлежат возврату в доход республиканского и (или) федерального бюджета в порядке, предусмотренном пунктом 7.2.21 Программы.
Также в соответствии с пунктом 5.1 договора получатель несет ответственность за нецелевое использование бюджетных средств в соответствии со статьей 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 7.3.12 Программы субъект малого предпринимательства обязан возвратить субсидию (часть суммы субсидии) в бюджет Республики Башкортостан при выявлении факта ее нецелевого использования в нарушение условий ее предоставления, установленных Программой и заключенным договором, либо в случае образования остатка неиспользованной субсидии.
Из буквального толкования названных положений следует, что обязанность получателя возвратить полученную из бюджета субсидию возникает в случаях: нецелевого использования бюджетных средств; неисполнения (ненадлежащего исполнения) получателем условий предоставления субсидии.
Разделы Программы 7.1 "Условия предоставления финансовой поддержки", 7.3 "Субсидирование субъектов малого предпринимательства на начальной стадии становления бизнеса", договор о субсидировании от 10.05.2011 N 11 обязанность получателя по предоставлению отчетности к условиям предоставления субсидии не относит.
Факт целевого использования ответчиком полученной субсидии подтвержден материалами дела и не оспаривается истцом.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что непредставление обществом "Мастер и К-Уфа" установленной договором отчетности не влечёт обязанность последнего возвратить субсидию.
Суд первой инстанции установил, что отчеты о фактическом использовании полученных денежных средств, сохранении и создании рабочих мест, об эффективности деятельности по итогам года с документами, подтверждающими указанные в отчетах сведения, представлены ответчиком в Комитет 25.12.2012 в ходе судебного процесса (л.д.119-144 т.1).
Доводы заявителя жалобы были предметом рассмотрения суда первой инстанции и обоснованно отклонены. Суд правильно указал, что нарушение обществом "Мастер и К-Уфа" сроков создания второго рабочего места и сроков предоставления отчетности является нарушением договорных обязательств, а не условий предоставления субсидии, установленных Программой и договором.
Ссылка заявителя на судебную практику апелляционным судом не принимается, поскольку по названным делам судом установлены иные обстоятельства: получатели субсидии не представили доказательств исполнения обязательства как в части предоставления отчетности, так и в отношении целевого использования денежных средств.
Судом первой инстанции дана правильная правовая оценка всем обстоятельствам дела, представленным в материалы дела доказательствам и доводам ответчика.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, обращающиеся в арбитражный суд в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов, освобождены от уплаты государственной пошлины, в связи с чем взыскание государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в доход федерального бюджета в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с заявителя не производится.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 12.02.2013 по делу N А07-17869/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства экономического развития Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Республики Башкортостан.
Председательствующий судья |
С.Д. Ершова |
Судьи |
Л.В. Забутырина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-17869/2012
Истец: Государственный комитет Республики Башкортостан по предпринимательству и туризму
Ответчик: ООО "Мастер и К-Уфа"
Третье лицо: Министерство экономического развития РБ, Министерство экономического развития Республики Башкортостан
Хронология рассмотрения дела:
22.04.2013 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-3171/13