город Москва |
|
22 апреля 2013 г. |
Дело N А40-77683/11 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17.04.2013 г.
Полный текст постановления изготовлен 22.04.2013 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сумароковой Т.Я., судей: Савенкова О.В., Левиной Т.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Алмасхановым М.У.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ФГБУК "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры" на решение Арбитражного суда г. Москвы от "28" января 2013 г., принятое судьей Е.Ю. Филиной, по делу N А40-77683/11-142-672 по иску Федеральное агентство по управлению государственным имуществом к ФГУП "Государственный трест "Артикуголь" Министерства топлива и энергетики Российской Федерации, третье лицо с самостоятельными требованиями ФГБУК АУИПИК об истребовании из чужого незаконного владения памятник "Жилой дом, XVIII в.", расположенный по адресу: 127473, г.Москва, Волконский 2-й переулок, д. 8А, и передаче его Росимуществу.
при участии в судебном заседании:
от истца: не явился, извещен;
от ответчика: Мазавина А.А. по дов. N 64 от 13.10.11г.;
от третьего лица ФГБУК АУИПИК: Зейналова Л.С. по дов. N 245д от 01.01.13г.;
от иных лиц участвующих в деле: не явились, извещены:
Истец, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к ФГУП "Государственный трест "Арктикуголь" Министерства топлива и энергетики Российской Федерации (далее - ответчик) об истребовании из чужого незаконного владения памятника "Жилой дом, ХVIII в.", расположенного по адресу: 127473, г. Москва, Волконский 2-й переулок, д. 8А, и передаче его Росимуществу.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 28.01.2013 года в удовлетворении исковых требований отказано. Решение суда мотивировано тем, что охранно-арендный договор от 20.12.2002 г. N 521 на пользование недвижимым памятником истории и культуры заключен от имени собственника здания уполномоченным лицом, является действующим, при этом смена собственника здания, в силу ст. 617 ГК РФ и п. 3 ст. 63 ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации", не влечет прекращение действия договора. Таким образом, ответчик правомерно занимает спорное недвижимое имущество на основании указанного охранно-арендного договора.
С решением суда первой инстанции не согласилось третье лицо с самостоятельными требованиями ФГБУК "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры", подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, как судебный акт, принятый с нарушением норм материального и процессуального права. Апелляционная жалоба мотивирована тем, что суд первой инстанции не учел его возражения о том, что государственное учреждение "Главное Управление охраны памятников г. Москвы" на момент заключения договора аренды от 20.12.2002 года уже не имело полномочий по сдаче в аренду памятников истории и культуры, находящихся в федеральной собственности. В связи с чем, у ответчика отсутствуют правовые основания для нахождения в спорном объекте.
Третье лицо в судебном заседании полностью поддержало доводы апелляционной жалобы. Ответчик с решением суда согласен, просил оставить его без изменения по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу. Истец и третьи лица в судебном заседании не участвовали, на основании ст.123 Арбитражного процессуального кодекса РФ считаются уведомленными о времени и месте судебного заседания. Дело рассмотрено в отсутствие указанных лиц на основании п. 3 ст.156 Арбитражного процессуального кодекса РФ. Департамент имущества города Москвы с решением суда согласен, просил оставить его без изменения.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив в порядке ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность вынесенного по делу решения арбитражного суда первой инстанции, правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права и соответствие выводов суда установленным и исследованным по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, судебная коллегия установила следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, между ГУОП г. Москвы и ответчиком 20.12.2002 г. заключен охранно-арендный договор N 521 на пользование недвижимым памятником истории и культуры, по условиям которого ГУОП г. Москвы обязалось передать ответчику в аренду для использования под конторские помещения памятник "ЖИЛОЙ ДОМ XVIII в.", расположенный по адресу: г. Москва, 2-й Волконский пер., д. 8а общей площадью 558,8 кв.м., а ответчик принять объект аренды и оплачивать арендную плату на условиях установленных указанным договором.
Факт передачи ответчику объекта аренда подтверждается актом приемки-передачи здания от 20.12.2002 г., подписанным представителями сторон договора.
В соответствии с п. 2 ст. 651 ГК РФ договор аренды здания или сооружения, заключенный на срок не менее года, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации. Пунктом 4 охранно-арендного договора установлен срок аренды с 01.01.2003 г. по 01.01.2018 г., в связи с чем, в порядке ст. 651 ГК РФ указанный договор зарегистрирован Московским комитетом по регистрации права 07.05.2003 за номером 77-01/30-406/2003-755.
Собственником объекта аренды памятника истории и культуры на момент заключения охранно-арендного договора являлся города Москва, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 77 НН N 104824 от 26.06.2001 г.
Право оперативного управления в отношении спорного объекта ГУОП г. Москвы на момент заключения договора подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 77 НН N 277735 от 24.07.2001 г.
Согласие собственника на сдачу в аренду помещений, являющихся объектом аренды по договору N 521 от 20.12.2002 г. подтверждено подписью на договоре руководителя Департамента имущества г. Москвы, удостоверенной печатью.
Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на момент заключения охранно-арендного договора урегулированы Федеральным Законом N 73-ФЗ от 25 июня 2002 г. "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".
В соответствии с п.п. 1, 3 ст. 63 указанного Закона впредь до вступления в силу утвержденных Правительством Российской Федерации нормативных актов, издание которых отнесено настоящим Федеральным Законом к полномочиям Правительства Российской Федерации, но не позднее 31 декабря 2010 года сохраняются правила охраны, реставрации и использования памятников истории и культуры Российской Федерации, установленные Положением об охране и использовании памятников истории и культуры, утвержденным Постановлением Министров СССР от 16 сентября 1982 года и применяемым постольку, поскольку указанные правила не противоречат настоящему Федеральному Закону.
Впредь до включения объекта культурного наследия в реестр в порядке, установленном настоящим Законом, в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия применяются охранно-арендные договоры и охранные обязательства, установленные Постановлением Совета Министров СССР от 16 сентября 1982 года N 865.
Согласно п. 5 Положения "Об охране и использовании памятников истории и культуры", утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 16 сентября 1982 года N 865, государственное управление в области охраны и использования памятников истории и культуры осуществляется Советом Министров СССР, Советами Министров союзных республик, Советами Министров автономных республик, исполнительными комитетами краевых, областных Советов народных депутатов, Советов народных депутатов автономных областей и автономных округов, районных, городских, районных в городах, поселковых и сельских Советов народных депутатов, а также специально уполномоченными на то государственными органами охраны памятников.
Государственный контроль за охраной и использованием памятников истории и культуры осуществляется Советами народных депутатов, их распорядительными и исполнительными органами и специально уполномоченными на то органами охраны памятников. Специально уполномоченными государственными органами охраны памятников являются Министерство культуры СССР, Главное архивное управление при Совете Министров СССР, а также подведомственные им органы в союзных и автономных республиках, краях, областях, Москве и Ленинграде.
Согласно п. 58-60 Положения недвижимые памятники истории и культуры (здания и сооружения), которые находятся в собственности государства и могут быть использованы в хозяйственных и иных практических целях (за исключением использования в качестве жилых помещений), передаются на баланс местных государственных органов охраны памятников для предоставления в пользование предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам.
Порядок и условия использования памятников истории и культуры устанавливаются государственными органами охраны памятников и определяются для каждого памятника, находящегося в пользовании или в собственности предприятий, учреждений, организаций и граждан, соответствующим охранным документом: охранно-арендным договором, охранным договором или охранным обязательством.
Постановлением Совета Министров РСФР N 1327 от 30.08.1960 г. и Указом Президента Российской Федерации от 20.02.1995 г. N 176 "Об утверждении перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) наследия" спорное строение включено в перечень памятников истории и культуры, подлежащих охране как памятники государственного федерального значения.
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним N 21/064/2012-310 от 04.10.2012 нежилое здание площадью 558,8 кв.м., расположенное по адресу: г. Москва, 2-й Волконский пер., д. 8А принадлежит на праве собственности Российской Федерации, при этом на основании распоряжения Министерства имущественных отношений Российской Федерации и Министерства культуры Российской Федерации от 22.12.2000 N 429/1367-р спорный объект недвижимого имущества передан в оперативное управление ФГБУК "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры". Право оперативного управления третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора также подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 77 АН N 359843 от 27.05.2011 г.
Согласно п. 32 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" применяя ст. 301 ГК РФ, судам необходимо иметь в виду, что собственник вправе истребовать свое имущество от лица, у которого оно фактически находится в незаконном владении.
При этом, судам необходимо устанавливать, была ли воля собственника на передачу владения иному лицу (п. 39 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав").
Поскольку, в период заключения охранно-арендного договора применялись специальные правила предоставления памятников истории и культуры, отличные от порядка использования иного государственного имущества, и Управление государственного контроля охраны и использования памятников истории и культуры г. Москвы (ГУОП г. Москвы), правомерно, в силу делегированных ему полномочий органом власти субъектом Федерации, заключило с ответчиком охранно-арендный договор в отношении спорного имущества, то суд первой инстанции правомерно применил ст.617 Гражданского кодекса РФ и отказал в удовлетворении требований о выселении ФГУП "Государственный трест "Артикуголь" из занимаемого здания.
Доводы апелляционной жалобы ФГБУК "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры" о том, что полномочия по предоставлению памятников федерального значения были делегированы субъектам РФ только до 29.06.2002 года, то есть до момента вступления в силу ФЗ от 25.06.2002 г. N 73 " Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ" не принимается апелляционным судом, поскольку в соответствии с п.п. 1, 3 ст. 63 указанного Закона установлено, что впредь до вступления в силу утвержденных Правительством Российской Федерации нормативных актов, издание которых отнесено настоящим Федеральным Законом к полномочиям Правительства Российской Федерации, но не позднее 31 декабря 2010 года сохраняются правила охраны, реставрации и использования памятников истории и культуры Российской Федерации, установленные Положением об охране и использовании памятников истории и культуры, утвержденным Постановлением Министров СССР от 16 сентября 1982 года и применяемым постольку, поскольку указанные правила не противоречат настоящему Федеральному Закону.
В соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Исходя из изложенного, из совокупности представленных по делу доказательств решение суда первой инстанции соответствует обстоятельствам дела и закону и оснований для переоценки выводов суда первой инстанции апелляционный суд не находит, решение отмене не подлежит.
Руководствуясь ст.176, пунктом 1 ст. 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от "28" января 2013 г., по делу N А40-77683/11 (142-672) оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Сумарокова Т.Я. |
Судьи |
Савенков О.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-77683/2011
Истец: Федеральное агенство по управлению государственным имуществом, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом
Ответчик: ГУ "Главное управление охраны памятников г. Москвы", ФГУП "Государственный трест "Арктикуголь" Министерства топлива и энергетики РФ, ФГУП "Государственный трест "Артикуголь"
Третье лицо: Департамент имущества города Москвы, Департамент культурного наследия г Москвы "Мосгорнаследие", ДИГМ, Комитет по культурному наследию г. Москвы, Комитет по культурному наследию города Москвы, МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РФ, Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по г. Москве, УФРС г. Москвы, ФГБУК "Агенство по управлению и использованию памятников истории и культуры", ФГУК "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры", Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), Центральное территориальное бюро технической инвентаризации