Вправе ли налоговые органы отказывать с 1 июля 2007 года владельцам игорных заведений в случае открытия ими после 1 июля 2007 года новых игорных заведений или снятия ими после 1 июля 2007 года с учета всех ранее установленных в их игорных заведениях объектов налогообложения с последующей регистрацией данных или иных объектов налогообложения в требуемом количестве?
В соответствии с частью 2 ст. 5 Закона N 244-ФЗ, вступившего в силу с 1 января 2007 года, деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно в игорных заведениях, соответствующих требованиям, предусмотренным данным Законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Игорные заведения (за исключением букмекерских контор и тотализаторов) могут быть открыты исключительно в игорных зонах в порядке, установленном Законом N 244-ФЗ (часть 4 ст. 5 Закона N 244-ФЗ).
Порядок создания и ликвидации игорных зон определен ст. 9 Закона N 244-ФЗ.
Согласно части 1 ст. 16 Закона N 244-ФЗ имеющие соответствующие лицензии игорные заведения при условии их соответствия требованиям, установленным частью 6 ст. 6, частями 1, 3-5 ст. 8, частями 2 и 3 ст. 15, частью 2 ст. 16 этого Закона, вправе продолжить свою деятельность до 30 июня 2009 года без получения предусмотренного Законом N 244-ФЗ разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне.
Деятельность игорных заведений, не отвечающих требованиям, установленным частями 1 и 2 ст. 16 Закона N 244-ФЗ, должна была быть прекращена до 1 июля 2007 года (часть 6 ст. 16 Закона N 244-ФЗ).
Таким образом, со дня вступления в силу Закона N 244-ФЗ игорные заведения, не отвечающие вышеуказанным требованиям данного Закона, сохраняли право на осуществление предпринимательской деятельности по организации и проведению азартных игр до 1 июля 2007 года, если иное не было предусмотрено действующим на территории соответствующего субъекта Российской Федерации нормативным правовым актом о регулировании (запрете) деятельности по организации и проведению азартных игр (в том числе в отдельных видах игорных заведений).
В этих условиях при представлении до 1 июля 2007 года владельцами таких игорных заведений заявлений о регистрации объектов обложения налогом на игорный бизнес и (или) о регистрации изменений (уменьшения) количества объектов налогообложения данным налогом, у налоговых органов отсутствовали правовые основания для отказа им в постановке на учет в качестве плательщиков налога на игорный бизнес, а также в регистрации установленных ими в данных игорных заведениях объектов налогообложения [в регистрации изменений (уменьшения) количества имеющихся в данных игорных заведениях объектов налогообложения].
Как следует из вышеприведенных норм Закона N 244-ФЗ, с 1 июля 2007 года право на дальнейшее осуществление предпринимательской деятельности по организации и проведению азартных игр предоставляется только тем ранее действовавшим игорным заведениям, которые по состоянию на эту дату и далее отвечают вышеупомянутым требованиям данного Закона и требованиям действующего на территории соответствующего субъекта Российской Федерации нормативного правового акта о регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр.
При соблюдении владельцами данных игорных заведений норм ст. 366 НК РФ налоговые органы не имеют права после 30 июня 2007 года отказывать им в регистрации дополнительно установленных в данных игорных заведениях объектов налогообложения и (или) в регистрации изменений (уменьшения с учетом соответствующих требований Федерального закона) количества имеющихся в данных игорных заведениях объектов налогообложения.
В то же время читателям журнала следует иметь в виду, что несоблюдение после 30 июня 2007 года владельцами таких игорных заведений требований Закона N 244-ФЗ (в частности, открытие ими новых игорных заведений вне игорных зон; аннулирование регистрации ранее установленных в игорном заведении объектов обложения налогом на игорный бизнес без одновременной регистрации соответствующего количества аналогичных объектов налогообложения) служит для налоговых органов основанием для отказа им в осуществлении соответствующих процедур, предусмотренных ст. 366 НК РФ, и (или) для признания данных игорных заведений утратившими право на дальнейшее осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр.
Что касается остальных игорных заведений, то исходя из вышеизложенного такие игорные заведения признаются утратившими с 1 июля 2007 года право на дальнейшее осуществление предпринимательской деятельности по организации и проведению азартных игр.
При таких обстоятельствах налоговые органы вправе на основании положений ст. 365 НК РФ отказать владельцам данных игорных заведений в осуществлении после 30 июня 2007 года процедур, предусмотренных ст. 366 настоящего Кодекса.
Владельцы игорных заведений, не отвечающих требованиям Закона N 244-ФЗ и (или) требованиям нормативного правового акта соответствующего субъекта Российской Федерации, продолжающие после 30 июня 2007 года осуществление в данных игорных заведениях предпринимательской деятельности по организации и проведению азартных игр, могут быть привлечены к административной ответственности, предусмотренной ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и (или) к уголовной ответственности, предусмотренной ст. 171 Уголовного кодекса Российской Федерации (письмо Минфина России от 04.05.2007 N 03-05-05-05/04).
Одновременно с этим необходимо отметить, что исходя из норм ст. 366 и 370 НК РФ налоговые органы не вправе без заявлений владельцев таких игорных заведений аннулировать регистрацию ранее установленных ими в данных заведениях объектов обложения налогом на игорный бизнес, а также отказать им в приеме налоговых деклараций по налогу на игорный бизнес.
Поэтому в целях реализации вышеприведенных положений Закона N 244-ФЗ налоговые органы обязаны обратиться в суд с иском о признании с 1 июля 2007 года деятельности вышеуказанных игорных заведений незаконной предпринимательской деятельностью.
И.М. Андреев,
государственный советник Российской Федерации 2 класса
1 февраля 2008 г.
"Налоговый вестник", N 2, февраль 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник"
Журнал основан в 1994 г. Государственной налоговой службой РФ
Издатель ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации N 016790
Редакция: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1