О совершенствовании контрольной работы налоговых органов
(по материалам опроса работников налоговых органов)
1. Содержание оперативно-контрольной работы налоговых органов
Содержание оперативно-контрольной работы налоговых органов сформулировано в ст. 31 Налогового кодекса Российской Федерации, в которой установлены их права, в том числе:
- требовать от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов;
- проводить налоговые проверки;
- производить выемку документов у налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента при проведении налоговых проверок в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;
- вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах;
- приостанавливать операции по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента в банках и налагать арест на имущество налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента;
- осматривать любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества;
- определять суммы налогов, подлежащие уплате налогоплательщиками в бюджетную систему Российской Федерации, расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги;
- требовать от налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований;
- взыскивать недоимки, а также пени и штрафы;
- привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков;
- вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля.
2. Показатели деятельности налоговых органов, характеризующие
контрольную работу налоговых органов
Среди показателей деятельности налоговых органов, используемых для ее оценки, можно выделить показатели, характеризующие контрольную работу налоговых органов:
- показатели оценки камерального контроля, например удельный вес пассивного контроля в общей сумме доначислений по камеральным проверкам, среднее значение которого в ряде регионов составляет около 30%;
- показатели оценки выездного контроля, которые позволяют оценить средние размеры доначислений по результатам выездных налоговых проверок (например, по результатам каждой пятой проверки в отдельных регионах в бюджет доначислено менее 50 тыс. руб.);
- показатели оценки контрольной работы с крупнейшими налогоплательщиками (например, коэффициент взыскания доначисленных платежей по результатам налоговых проверок, среднее значение которого составляет в настоящее время 40%);
- показатели оценки работы налоговых органов с "фирмами-однодневками" по выявлению получателей денежных средств;
- показатели оценки результатов выездных налоговых проверок. Например, среднее значение удельного веса результативных проверок составляет более 99%, однако коэффициент взыскания штрафных санкций не превышает 40%. Следовательно, проблема заключается в том, что не все выявленные нарушения законодательства о налогах и сборах сопровождаются реальным поступлением штрафных санкций в бюджетную систему Российской Федерации.
3. Результаты опроса работников налоговых органов
Как известно, от качества работы налоговых органов зависит экономическое благополучие государства. Одним из важных условий стабилизации государственной финансовой системы является обеспечение устойчивого сбора налогов, надлежащей дисциплины налогоплательщиков. Успешное соблюдение этих условий определяется единой системой контроля за исполнением правовых норм налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременным поступлением налогов в бюджетную систему Российской Федерации.
Например, при определении качества работы налоговых органов учитываются следующие показатели:
1) уровень оптимизации организационных структур и технологии работы налоговых органов. В этих целях осуществляется переход территориальных налоговых органов на функциональный принцип деятельности с перераспределением численности персонала в пределах установленных Правительством РФ численности и фонда оплаты труда работников налоговых органов, проводятся мероприятия по разработке и внедрению стандартизированных технологических процессов, укрупнению налоговых инспекций. В результате достигаются унификация процессов управления, повышение производительности труда; улучшение контрольно-аналитической работы налоговых органов и обслуживания налогоплательщиков;
2) эффективность расходов на содержание налоговых органов. Данный показатель подразумевает, что налоговая система должна обеспечивать стабильное поступление доходов бюджета и рациональное расходование бюджетных средств на собственное развитие и содержание.
Повышение качества контрольной работы налоговых органов является одним из приоритетных направлений налогового администрирования. При этом исходя из результатов социологического опроса (анонимного) работников налоговых органов, в котором участвовало 150 специалистов, представляющих все федеральные округа, можно выделить основные проблемы, не позволяющие повысить качество контрольной работы.
Самая главная проблема (ее назвали около 62% опрошенных) - несовершенство налогового законодательства, которое допускает неоднозначные трактовки и не в полной мере охватывает все возникающие ситуации.
Недостаточная численность, нестабильный кадровый состав, не всегда достаточная квалификация работников налоговых органов в каждом втором ответе рассматриваются как проблема, которую следует решать в первоочередном порядке.
Не в полной мере решены вопросы информационного и правового взаимодействия с другими государственными органами, которое осуществляется при проведении мероприятий налогового контроля (отметили 8% опрошенных).
При этом работники налоговых органов отмечают, что необходимо совершенствовать работу налоговых органов в следующих направлениях:
- улучшение информационного и программного обеспечения, в том числе касающегося системы электронной обработки данных (отметили 25% опрошенных);
- упрощение документооборота внутри налоговых инспекций (отметили 10% опрошенных);
- совершенствование аналитической работы, особенно при планировании выездных налоговых проверок (отметили 11% опрошенных).
Самыми эффективными методами борьбы с неплательщиками налогов названы:
- приостановление операций по счету (отметил каждый второй);
- существенное повышение штрафов на налоговые правонарушения (отметил каждый пятый);
- арест имущества (отметил каждый десятый);
- легализация доходов и повышение сознательности налогоплательщиков (отметил каждый седьмой).
Кроме того, опрошенные работники налоговых органов отмечали необходимость применения санкций к должностным лицам организаций за нарушение налогового законодательства, в том числе дисквалификацию руководителей, их привлечение к уголовной ответственности, информирование через средства массовой информации о злостных неплательщиках.
Для повышения качества оперативно-контрольной работы налоговых органов разработаны критерии оценки эффективности деятельности налоговых органов вместо заданий по сбору налогов, которые позволят варьировать уровень оплаты труда в налоговых инспекциях и их финансирование в целом. Основные критерии и их доли следующие:
- уровень собираемости налогов на территории (отметили 18% опрошенных);
- количество граждан и юридических лиц, получающих через Интернет информацию из ЕГРЮЛ и ЕГРИП (отметили 6% опрошенных);
- соотношение числа жалоб, рассмотренных в досудебном порядке, и числа судебных исков налогоплательщиков (отметили 15% опрошенных);
- доля решений налоговых органов, признанных судов недействительными (отметили 16% опрошенных);
- снижение задолженности по налоговым платежам в бюджет (отметили 13% опрошенных);
- доля налогоплательщиков, удовлетворительно оценивающих качество работы налоговых органов (отметили 6% опрошенных);
- доля налогоплательщиков, имеющих возможность доступа по каналам связи и через Интернет к персонифицированной информации о состоянии расчетов с бюджетом (отметили 11% опрошенных).
Безусловно, в дальнейшем следует проанализировать применение данных критериев и их влияние на повышение эффективности работы налоговых органов, и вполне возможна их корректировка с учетом сложившихся тенденций.
Однако уже в настоящее время можно выделить приоритетные критерии, по которым работники налоговых органов оценили бы свою деятельность (по результатам опроса):
- собираемость налогов (отметили более 50% опрошенных);
- снижение недоимки (около 40% опрошенных);
- количество выигранных налоговым органом споров с налогоплательщиками, а также количество споров, разрешенных в досудебном порядке (около 14% опрошенных);
- результативность налоговых проверок (отметили 17% опрошенных).
Опрошенными названы также такие критерии, как количество налогоплательщиков, "перешедших" в другую инспекцию, квалификация налоговых инспекторов, изменение кадрового состава.
Безусловно, совершенствование контрольной работы налоговых органов следует рассматривать как приоритетный вопрос при определении новаций в законодательстве о налогах и сборах.
Е.Е. Смирнова,
к.э.н.
"Налоговый вестник", N 2, февраль 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник"
Журнал основан в 1994 г. Государственной налоговой службой РФ
Издатель ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации N 016790
Редакция: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1