Входит ли в компетенцию налоговых органов дача письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам учета доходов и расходов для целей налогообложения прибыли?
В соответствии с подпунктом 4 п. 1 ст. 32 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) налоговые органы обязаны бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, о законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлять формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснять порядок их заполнения.
Пределы компетенции налоговых органов в части дачи письменных разъяснений налогоплательщикам установлены только подпунктом 4 п. 1 ст. 32 НК РФ.
Если вопросы учета доходов и расходов в целях налогообложения прибыли отнести к вопросам о порядке исчисления и уплаты налогов, то можно сделать вывод, что дача письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам вышеуказанного учета входит в компетенцию налоговых органов.
В то же время согласно п. 1 ст. 34.2 НК РФ Минфин России дает письменные разъяснения налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, утверждает формы расчетов по налогам и формы налоговых деклараций, обязательные для налогоплательщиков, налоговых агентов, а также порядок их заполнения.
Пределы компетенции Минфина России в части дачи письменных разъяснений налогоплательщикам установлены только п. 1 ст. 34.2 НК РФ.
НК РФ предусмотрено, что только Минфин России дает письменные разъяснения налогоплательщикам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах.
Согласно ст. 1 НК РФ законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.
Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены НК РФ и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено п. 7 ст. 12 Кодекса (п. 2 данной статьи НК РФ).
К федеральным налогам и сборам относится налог на прибыль (п. 5 ст. 13 НК РФ).
Учитывая вышеизложенное, необходимо признать, что дача письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам налогообложения прибыли относится к полномочиям только Минфина России, поскольку налог на прибыль уплачивается на всей территории Российской Федерации.
Минфин России дает письменные разъяснения налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, утверждает формы расчетов по налогам и формы налоговых деклараций, обязательные для налогоплательщиков, налоговых агентов, а также порядок их заполнения (п. 1 ст. 34.2 НК РФ).
Налоговые органы обязаны бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлять формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснять порядок их заполнения (подпункт 4 п. 1 ст. 32 НК РФ).
Таким образом, из вышеприведенных положений НК РФ следует, что сферы компетентности налоговых органов и Минфина России в части дачи письменных разъяснений различаются.
Статьей 247 НК РФ определено, что объектом обложения налогом на прибыль признается прибыль, полученная налогоплательщиком.
Прибылью в целях главы 25 НК РФ признаются:
- для российских организаций - полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 Кодекса;
- для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, - полученные через эти постоянные представительства доходы, уменьшенные на величину произведенных этими постоянными представительствами расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 Кодекса;
- для иных иностранных организаций - доходы, полученные от источников в Российской Федерации, которые определяются в соответствии со ст. 309 Кодекса.
Получается, что вопросы учета доходов и расходов в целях налогообложения прибыли являются вопросами применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
Поэтому вопросы учета доходов и расходов для целей налогообложения прибыли относятся не к вопросам о порядке исчисления и уплаты налогов, а к вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах.
В связи с вышеизложенным дача письменных разъяснений налогоплательщикам об учете доходов и расходов для целей налогообложения прибыли входит в компетенцию не налоговых органов, а Минфина России.
Вышеприведенный вывод имеет принципиальное значение в связи с тем, что согласно подпункту 3 п. 1 ст. 111 НК РФ обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения, признается выполнение налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции (вышеуказанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к налоговым периодам, в которых совершено налоговое правонарушение, независимо от даты издания такого документа).
Положение подпункта 3 п. 1 ст. 111 НК РФ не применяется в случае, если вышеуказанные письменные разъяснения основаны на неполной или недостоверной информации, представленной налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом).
А.А. Нестеров
1 февраля 2008 г.
"Налоговый вестник", N 2, февраль 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник"
Журнал основан в 1994 г. Государственной налоговой службой РФ
Издатель ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации N 016790
Редакция: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1