Классификация расходов бюджетных учреждений
При классификации приобретаемого имущества бюджетными организациями остается нерешенным вопрос: относится ли имущество к основным средствам или материальным запасам.
От этого зависит, какую подстатью бюджетной классификации расходов использовать. Например, в письме казначейства России от 16.04.07 г. N 42-2.2-04/6а "Об отнесении отдельных расходов на соответствующие статьи и подстатьи экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации" сказано, что приобретение нефинансовых активов (ножницы, папки, корзины для мусора, лотки для бумаг, замки навесные и встроенные, лупы, наборы настольные канцелярские, дыроколы, степлеры, антистеплеры, жалюзи, зеркала, настенные часы, топор, лопата, домкрат, набор инструментов для ремонта автомашины, кухонная утварь, флаги, гербы, книги учета, журналы регистрации, амбарные книги, географические карты, наглядные пособия, мойка, кран, сифон и т.п.) в зависимости от критериев, установленных положениями Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 10.02.06 г. N 25н (далее - Инструкция), следует относить либо на ст. 310 "Увеличение стоимости основных средств", либо на ст. 340 "Увеличение стоимости материальных запасов". Однако указанные в Инструкции критерии не дают однозначный ответ. Обобщим основные критерии при классификации перечисленного имущества, используя положения пп. 10 и 48 Инструкции:
Критерии | Основное средство | Материальные запасы |
Цель использования | Используется в процессе деятельности учреждения при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд учреждения |
Используются в деятельно- сти учреждения |
Срок использования | Превышает 12 месяцев | Превышает 12 месяцев |
Стоимость | Значения не имеет | Не определено |
ОКОФ | Относится | Не относится |
Если первые три критерия совпадают, то бухгалтер должен обратиться к Общероссийскому классификатору основных фондов (ОК 013-94), утвержденному постановлением Госстандарта России от 26.12.94 г. N 359 (последние изменения внесены 14.04.98 г.). В преамбуле классификатора сказано, что при разработке классификатора" учтен Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП), для которого МСОК и КОП являются базовыми." (МСОК - это Международная стандартная отраслевая классификация всех видов экономической деятельности - International Standard Industrial Classification of all Economic Activities (ISIC); КОП - международный Классификатор основных продуктов - Central Product Classification (CPC).
Кроме того, при разработке ОКОФ учтено и Положение о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина России от 26.12.94 г. N 170. В Положении было сказано, что оно применяется организациями, являющимися юридическими лицами по законодательству Российской Федерации независимо от подчиненности и форм собственности (кроме банков), включая организации с иностранными инвестициями и организации, основная деятельность которых финансируется за счет средств бюджета (бюджетные организации). Позднее данное Положение отменено приказом Минфина России от 29.07.98 г. N 34н "Об утверждении положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации", в котором бюджетные учреждения исключены из перечня организаций, на которые распространяется новое Положение. В связи с этим возникли разночтения.
По мнению некоторых специалистов, в п. 48 Инструкции имеется в виду перечень активов, который не относится к ОКОФ. Перечень состоит из 12 пунктов. Однако следует заметить, что данный перечень составлен на основании требований бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации, а именно Положения о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России N 170. Поскольку же данный документ отменен, а существующее Положение не распространяется на бюджетные учреждения, отсылка на указанный перечень не может быть правомочной на сегодняшний день.
Автор предлагает иную точку зрения на порядок учета отсылки на ОКОФ в п. 48 Инструкции. Вернемся к письму Казначейства России от 16.04.07 г. N 42-2.2-04/6а, в котором, в частности, упоминается дырокол. Напомню, что ОКОФ базируется на ОКДП, и девятизначный код для ОКОФ строится на классах продукции ОКДП. В ОКДП (часть III раздел D (коды 2430000-3440000) дырокол имеет код 3010460. Это значит, что он относится к средствам механизации и автоматизации управленческого и инженерно-технического труда (3010000). Без сомнения дырокол должен относиться к хозяйственному инвентарю, т.е. к предметам конторского и хозяйственного обзаведения, непосредственно не используемым в производственном процессе, полный код для него будет 16 3010460. Однако в ОКОФ нет подраздела производственного и хозяйственного инвентаря, имеющего отношение к средствам механизации и автоматизации управленческого и инженерно-технического труда. Рассмотрим критерии Инструкции для дырокола:
Критерии | Дырокол |
Цель использования | Используется в деятельности учреждения |
Срок использования | Превышает 12 месяцев |
Стоимость | Не имеет значения |
ОКОФ | Не относится |
Таким образом, дырокол относится к материальным запасам и расходы по его приобретению должны быть произведены по ст. 340 "Увеличение стоимости материальных запасов".
Приведенный алгоритм использования положений Инструкции, по мнению автора, дает единый механизм классификации имущества и для учреждений и для контролирующих органов.
Очевидна необходимость разъяснений официальных органов по данной проблеме.
Ю. Гулидов,
ОАО "Шуйский завод "Аквариус"
"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 11, март 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"
Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"
Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.
Регистрационное свидетельство N 012947
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71