г. Москва |
|
22 апреля 2013 г. |
Дело N А40-77944/12-121-739 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 апреля 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 апреля 2013 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Яковлевой Л.Г.,
судей: |
Мухина С.М., Румянцева П.В., |
при ведении протокола |
помощником судьи Степкиным М.С., |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда N 3 апелляционную жалобу МУП "СПРС" ГПС СМР
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 24.12.2012 по делу N А40-77944/12-121-739, принятое судьей Ласкиной С.О.,
по заявлению МУП "СПРС" ГПС СМР (142800, Московская обл., г. Ступино, ул. Пристанционная, д. 12)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Московской области (123423, г.Москва, Карамышевская наб., д. 44)
третьи лица: Администрация городского поселения Ступино Московской области, Администрация Ступинского муниципального района Московской области, ИП Рогожин В.В., ИП Лихов, ООО "Ромакс"
о признании незаконным решения от 06.10.2011 по делу N 06-11/5-2011,
при участии:
от заявителя: |
Новиков И.Е. по доверенности б/н от 06.02.2012; |
от ответчика: |
Шишкова Н.С. по доверенности от 02.05.2012, уд. N 6692; |
от третьих лиц: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
МУП "СПРС" ГПС СМР (далее - заявитель) обратилась в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Московской области (далее - ответчик) о признании недействительным решения от 06.10.2011 по делу N 06-11/5-2011 и предписания.
Решением суда от 24.12.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт, об удовлетворении заявленных требований в полном объеме, указывая на то, что судом неправильно применены нормы материального права, не полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
Ответчик отзыв на апелляционную жалобу не представил.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции ответчик возражал против изложенных в жалобе доводов, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, считая его законным и обоснованным.
Заявитель поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции, принять новый судебный акт, об удовлетворении заявленных требований.
Третьи лица надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Дело судом рассмотрено в порядке, предусмотренном ст. ст. 123, 156 АПК РФ в отсутствие третьих лиц.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ.
Изучив представленные в деле доказательства, заслушав представителей заявителя и ответчика, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда, принятого в соответствии с законодательством РФ и установленными фактическими обстоятельствами, и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, в соответствии с п. 1.1 устава муниципального унитарного предприятия "Специализированная похоронно-ритуальная служба" городского поселения Ступино, Ступинского муниципального района, утвержденного постановлением главы городского поселения Ступино, Ступинского муниципального района N 29-п от 30.01.2009 МУП "СПРС" ГПС СМР создано для оказания социально-значимых услуг и получения прибыли.
В соответствии с постановлением администрации городского поселения Ступино, Ступинского муниципального района Московской области от 14.04.2009 N 52-п "Об уполномоченном исполнительном органе в сфере погребения и похоронного дела на территории городского поселения Ступино, Ступинского муниципального района", на отдел содержания жилищного фонда, благоустройства, и содержания территории Администрации городского района Ступино возложены функции, уполномоченного исполнительного органа в сфере погребения и похоронного дела на территории городского поселения Ступино, Ступинского муниципального района Московской области.
Согласно ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, процессуальный закон устанавливает наличие одновременно двух обстоятельств, а именно, не соответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение оспариваемым актом прав и законных интересов организаций в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц.
Согласно ст. 44 Федерального закона РФ от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" антимонопольный орган рассматривает поступающие заявление или материалы и в ходе рассмотрения последних вправе запрашивать у физических или юридических лиц, государственных органов, органов местного самоуправления с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне, банковской тайне, коммерческой тайне или об иной охраняемой законом тайне документы, сведения, пояснения в письменной или устной форме, связанные с обстоятельствами, изложенными в указанных заявлении или материалах.
Постановлением главы городского поселения Ступино Ступинского муниципального района Московской области от 17.11.2009 N 158-п "О предоставлении МУП "Специализированная пoxopoнно-ритуальная служба" статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела в городском поселении Ступино Ступинского муниципального района, функции специализированной службы по вопросам похоронного дела городского поселения Ступино Ступинского муниципального района Московской области возложены на МУП "СПРС" ГПС СМР.
Решением совета депутатов городского поселения Ступино Ступинского муниципального района Московской области от 17.12.2009 N 48/4 "О принятии муниципального нормативного правового акта положение о погребении и похоронном деле в городском поселении Ступино Ступинского муниципального района Московской области принят муниципальный нормативный правовой акт положение о погребении и похоронном деле в городском поселении Ступино.
В соответствии с муниципальным контрактом N 25 1 от 12.03.2010, заключенным между Администрацией городского поселения Ступино, заявитель принял на себя обязательства по выполнению полного комплекса работ по содержанию кладбищ, находящихся в муниципальной собственности городского поселения Ступино Ступинского муниципального района Московской области в соответствии с техническим заданием на выполнение работ, сроком по 31.12.2010.
В соответствии с техническим заданием на выполнение работ по содержанию мест захоронения, расположенных на территории городского поселения Ступино Ступинского муниципального района заявитель обязуется осуществлять работы, направленные на содержание муниципального имущества в надлежащем состоянии, а также обеспечение чистоты и порядка на территории кладбищ.
В соответствием с п. 2.1 договора N 25 10 от 29.01.2010, заключенного между заявителем и ООО "Ромакс", ООО "Ромакс" обязуется производить захоронение после уведомления и выдачи разрешения заявителя на захоронение.
В силу п. 3.3 указанного договора следует, что заявитель обязуется производить регистрацию захоронения с выдачей соответствующего удостоверения (паспорта), после предоставления ООО "Ромакс" всех необходимых документов для выдачи паспорта захоронения. Срок действия договора - с 29.01.2010 по 31.12.2010. Получение хозяйствующим субъектом разрешения на захоронение не предусмотрено законодательством.
Таким образом, заявителем установлен барьер для осуществления деятельности хозяйствующими субъектами, не предусмотренный законодательством.
Согласно п. 1.2 договора о выполнении подрядных работ N 81/10 от 01.06.2010 и ИП Рогожиным В.В. (Исполнитель), до осуществления погребения умершего исполнитель обязан зарегистрировать такое погребение в предприятии, представить в предприятие свидетельство о смерти умершего, свидетельство о смерти родственника при захоронении и паспорт такого захоронения, заявление-поручение родственников умершего либо доверенность члена семьи умершего исполнителю для осуществления погребения.
В соответствии с п. 2.1 указанного договора установлено, что исполнитель обязан осуществлять ритуальные услуги только с ведома предприятия и после получения в последнем разрешения на захоронение умершею по режиму работы, действующему в предприятии. Срок действия указанного договора - 01.06.2010 по 31.12.2010
Согласно с п. 2.2 договора N 81/10 исполнитель гарантирует и полностью обеспечивает безопасные условия работы при исполнении указанного договора.
Согласно пункту 2.7 Договора N 81/10 при исполнении данного договора контролирующие функции возлагаются на предприятие.
В соответствии с письмом ФАС России от 30.09.2009 N АК/34001, "О разъяснении применения антимонопольного законодательства", организации, заключившие муниципальный контракт на предоставление услуг по содержанию кладбищ, не могут наделяться контрольными функциями в отношении иных хозяйствующих субъектов и должны осуществлять деятельность исключительно в рамках исполнения контракта. Муниципальным контрактом не предусмотрено предоставление "СПРС" ГПС СМР места для захоронения, регистрация захоронения и разрешения на захоронение.
В силу с ч. 1 ст. 12 Закона МО "О погребении и похоронном деле в Московской области" в редакции от 28.12.2009, места для родственных захоронений предоставляются организацией, управляющей кладбищем, в день обращения лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего, специализированной службы по вопросам похоронного дела или иного хозяйствующего субъекта с заявлением о предоставлении места для родственного захоронения.
В соответствии с Законом Московской области N 65/2010-03 от 28.05.2010 "О внесении изменений в Закон Московской области "О погребении и похоронном деле в Московской области", в закон о погребении и похоронном деле в Московской области внесены изменения.
В соответствии с ч. 1 ст. 12 Закона МО "О погребении и похоронном деле в Московской области", места для родственных захоронений предоставляются уполномоченным органом местного самоуправления в сфере погребения и похоронного дела на безвозмездной основе в день обращения лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего, специализированной службы по вопросам похоронного дела или иного хозяйствующего субъекта с заявлением о предоставлении места для родственного захоронения.
В соответствии с ч. 1 ст. 18 Закона МО "О погребении и похоронном деле в Московской области" в редакции от 28.05.2010, каждое захоронение, произведенное на территории кладбища, регистрируется уполномоченным органом местного самоуправления в сфере погребения и похоронного дела в книге регистрации захоронений.
В соответствии с ч. 1 ст. 12 Закона МО "О погребении и похоронном деле в Московской области" в редакции от 28.05.2010, места для родственных захоронений предоставляются уполномоченным органом местного самоуправления в сфере погребения и похоронного дела на безвозмездной основе в день обращения лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего, специализированной службы по вопросам похоронного дела или иного хозяйствующего субъекта с заявлением о предоставлении места для родственного захоронения.
В соответствии с ч. 1 ст. 18 Закона МО "О погребении и похоронном деле в Московской области" в редакции от 28.05.2010, каждое захоронение, произведенное на территории кладбища, регистрируется уполномоченным органом местного самоуправления в сфере погребения и похоронного дела в книге регистрации захоронений.
Сведений о расторжении договора о выполнении подрядных работ N 81/10 от 01.06.2010 и договора N 25/10 от 29.01.2010 в управление не представлено.
На основании изложенного, в соответствии с документами, имеющимися в материалах дела и заявлением индивидуального предпринимателя Рогожина В.В., заявитель, являясь хозяйствующим субъектом, совмещает функции хозяйствующего субъекта и органа местного самоуправления в сфере погребения и похоронного дела в части предоставления мест для захоронений, регистрации захоронений, что не соответствует законодательству.
Согласно имеющемуся в материалах дела заявлению Александрова Д. от 29.10.2010., о разрешении произвести захоронение Рыжковой О.Н., указанный документ расписан уполномоченным органом городского поселения Ступино Московской области директору МУП "СПРС" ГПС СМР Блохину А.Д. с резолюцией: "Блохину А.Д. установленным порядком произвести регистрацию. Уполномоченный орган городского поселения Ступино. Подпись".
Таким образом, резолюция на указанном заявлении подтверждает наделение заявителя функциями органа местного самоуправления в сфере погребения и похоронного дела.
В соответствии с ч. 3 ст. 15 закона о защите конкуренции, запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов.
Изменения в положение о погребении и похоронном деле в городском поселении Ступино внесены Решением от 17.03.2011 N 205/19.
Согласно п. 1.14 решения от 17.03.2011 N 205/19, каждое захоронение, произведенное на территории кладбища, регистрируется уполномоченным органом местного самоуправления в сфере погребения и похоронного дела в книге регистрации захоронений.
Документы, подтверждающие введение директором МУП "СПРС" ГПС СМР Блохиным А.Д. ограничения на въезд второго автобуса траурного кортежа на территорию кладбища в управление не представлены.
Вместе с тем, при разговоре по мобильному телефону между ИП Лиховым Г.С. и смотрителем кладбища, состоявшемся на заседании комиссии, смотритель кладбища сообщил, что в соответствии с распоряжением, поступившим от заявителя, второй автобус траурного кортежа на территорию кладбища в этот день не пропустили.
Согласно заявлению ИП Лихова Г.С., заявителем введены ограничения, касающиеся сроков копки могил, а именно - приступить к копке могилы можно исключительно в день захоронения. Документы, подтверждающие указанные обстоятельства в управление не представлены.
В соответствии с пп. 1 и 4 ст. 18 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, данные органы также определяют порядок деятельности общественных кладбищ.
В силу пп. 22 ч. 1 ст. 14 закона об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, к вопросам местного значения поселения относится, в том числе, организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Возможность передачи общественных кладбищ в ведение хозяйствующего субъекта и наделения хозяйствующего субъекта полномочиями органа местного самоуправления по решению вопросов местного значения указанными законами не предусмотрена.
В соответствии со с. 13 ГК РФ, п. 6 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации и Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "0 некоторых вопросах, связанных с применением части первой ГК РФ", основанием для принятия судом решения о признании ненормативного правового акта недействительным, является, одновременно как его несоответствие закону или иному нормативно-правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых интересов граждан или юридических лиц обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Согласно ст. 65 АПК РФ заявители должны доказать, каким образом оспариваемые решение и предписания нарушают их права и законные интересы, а также в защиту и на восстановление каких прав предъявлены требования о признании недействительными решения Федеральной антимонопольной службы России от 30.12.2011 N 1 11/83-11.
В соответствии со ст. 201 АПК РФ арбитражный суд установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Таким образом, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции находит необоснованными, ранее они были проверены и правильно оценены арбитражным судом первой инстанции.
Учитывая изложенное, арбитражный суд первой инстанции всесторонне и полно исследовал материалы дела, дал надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применил нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений процессуального закона.
Выводы, содержащиеся в судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам дела.
При таких обстоятельствах основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 24.12.2012 по делу N А40-77944/12-121-739 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с МУП "СПРС" ГПС СМР (142800, Московская обл., г. Ступино, ул. Пристанционная, д. 12) госпошлину в доход федерального бюджета в размере 1000 рублей по апелляционной жалобе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.Г. Яковлева |
Судьи |
П.В. Румянцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-77944/2012
Истец: МУП "СПРС" ГПС СМР
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Московской области, УФАС по Московской области
Третье лицо: Администрация городского поселения Ступино Московской области, АДМИНИСТРАЦИЯ СТУПИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, Главе Ступинского МР М. О. Челпану П. И., ИП Лихову Г. С., ИП Рогожин В. В., МУП "СПРС"ГПС СМР, ООО "РОМАКС", Совет Депутатов СТУПИНСКОГО МУНИЦЫПАЛЬНОГО РАЙ-НА М. О.