Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 22 апреля 2013 г. N 10АП-2640/13
г. Москва |
|
22 апреля 2013 г. |
Дело N А41-39548/12 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 апреля 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 апреля 2013 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мордкиной Л.М.,
судей: Александрова Д.Д., Коновалова С.А.,
при ведении протокола судебного заседания Перкиной Ю.В.,
в судебном заседании участвуют:
от заявителя - Юрченко Н.А. по доверенности от 10.01.2013 N 9/01, Стратонов Н.А. по доверенности от 14.03.2013 N 9/05;
от заинтересованного лица - Жабинский И.Г. по доверенности от 27.02.2013 N 26/1-1-30,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ОАО Московское производственное объединение по выпуску алмазного инструмента на решение Арбитражного суда Московской области от 08 февраля 2013 года по делу N А41-39548/12, принятое судьей Шайдуллиной А.С., по заявлению ОАО Московское производственное объединение по выпуску алмазного инструмента к Администрации Люберецкого муниципального района Московской области о признании действия (отказа) незаконным; об обязании принять решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, подготовить и направить заявителю проект договора купли-продажи земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
ОАО Московское производственное объединение по выпуску алмазного инструмента (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, к Администрации Люберецкого муниципального района Московской области (далее - заинтересованное лицо, Администрация) с требованиями:
- признать незаконным отказ Администрации Люберецкого муниципального района Московской области в льготной продаже (за 2,5 % от кадастровой стоимости) земельного участка с кадастровым номером 50:22:0010309:20, расположенного по адресу: Московская область, Люберецкий район, пос. Томилино-4;
- обязать Администрацию Люберецкого муниципального района Московской области принять решение о продаже ОАО Московское производственное объединение по выпуску алмазного инструмента земельного участка с кадастровым номером 50:22:0010309:20, расположенного по адресу: Московская область, Люберецкий район, пос. Томилино-4 площадью 9700+/-69 мI на основании Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ по цене продажи земельного участка рассчитанной в соответствии со статьей 2 Федерального закона N 137-ФЗ от 25.10.2001 в размере двух с половиной процентов от кадастровой стоимости земельного участка, подготовить и направить заявителю проект договора купли-продажи земельного участка в месячный срок, с даты вступления решения в законную силу.
Решением Арбитражного суда Московской области от 08 февраля 2013 года по делу N А41-39548/12 в удовлетворении заявления ОАО Московское производственное объединение по выпуску алмазного инструмента отказано.
Законность и обоснованность решения проверяются по апелляционной жалобе ОАО Московское производственное объединение по выпуску алмазного инструмента, в которой заявитель просит решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель ссылается на то, что обществом были представлены Администрации все необходимые документы в соответствии перечнем документов, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 13.09.2011 N 475.
Рассмотрев апелляционную жалобу, заслушав представителей сторон, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для ее удовлетворения в силу нижеследующего.
Материалами дела установлено: 22.05.2012 ОАО Московское производственное объединение по выпуску алмазного инструмента обратилось в Администрацию Люберецкого муниципального района Московской области с заявлением исх.N 9/068 о предоставлении в собственность земельного участка.
Письмом от 21.06.2012 Администрация Люберецкого муниципального района Московской области отказала заявителю в предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность, указав, что заявителем не представлены необходимые документы, предусмотренные действующим законодательством.
В обоснование своих требований о приобретении права собственности на земельный участок кадастровым номером: 50:22:0040309:20, заявитель ссылается на следующие обстоятельства.
ОАО Московское производственное объединение по выпуску алмазного инструмента на основании плана приватизации от 23.10.1992 было передано недвижимое имущество: здание нежилого назначения (здание клуба-столовой), 2-этажное, общая площадь 1690,7 кв.м., инв. N 39-12026/В, лит. В.
На основании Постановления Главы Администрации поселка Томилино Люберецкого района Московской области от 16.10.1992 N 330 ОАО Московское производственное объединение по выпуску алмазного инструмента представлен в постоянное бессрочное пользование земельные участки общей площадью 5,24 га, и 0,97 га.
Заявитель полагает, что ОАО Московское производственное объединение по выпуску алмазного инструмента, как собственник принадлежащего ему имущества, расположенного на земельном участке, находящемся в муниципальной собственности, имеет исключительное право на приватизацию испрашиваемого им земельного участка.
Полагая, что отказ администрации в предоставлении в собственность указанного земельного участка противоречит статье 36 Земельного кодекса Российской Федерации, заявитель обратился с заявлением в Арбитражный суд Московской области.
Апелляционный суд находит обоснованным вывод суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
Согласно подпункту 1 статьи 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации одной из задач судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.
Статья 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами.
Согласно пункту 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что орган государственной власти или местного самоуправления на основании заявления собственника здания, строения, сооружения в месячный срок принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.09.2011 N 475 утвержден перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, согласно которому для приобретения прав на земельный участок, необходимо представить следующие документы:
1. Копия документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица.
2. Копия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей), копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица (для юридических лиц) или выписка из государственных реестров о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе, являющемся заявителем, ходатайствующим о приобретении прав на земельный участок.
3. Копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического или юридического лица, если с заявлением обращается представитель заявителя (заявителей).
4. При наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке -выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, или:
4.1. уведомление об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанные здания, строения, сооружения и 4.2. копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение, если право на такое здание, строение, сооружение в соответствии с законодательством Российской Федерации признается возникшим независимо от его регистрации в ЕГРП.
5. Выписка из ЕГРП о правах на приобретаемый земельный участок или:
5.1. уведомление об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанный земельный участок и
5.2. копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на приобретаемый земельный участок, если право на данный земельный участок в соответствии с законодательством Российской Федерации признается возникшим независимо от его регистрации в ЕГРП.
6. Кадастровый паспорт земельного участка, либо кадастровая выписка о земельном участке в случае, если заявление о приобретении прав на данный земельный участок подано с целью переоформления прав на него.
7. Копия документа, подтверждающего обстоятельства, дающие право приобретения земельного участка, в том числе на особых условиях, в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность или в аренду на условиях, установленных земельным законодательством, если данное обстоятельство не следует из документов, указанных в пунктах 1 - 6 настоящего Перечня.
8. Сообщение заявителя (заявителей), содержащее перечень всех зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке, в отношении которого подано заявление о приобретении прав, с указанием (при их наличии у заявителя) их кадастровых (инвентарных) номеров и адресных ориентиров.
Из материалов дела, следует, что ОАО Московское производственное объединение по выпуску алмазного инструмента не представило все необходимые документы в соответствии с данным перечнем.
Оспаривание ненормативных актов, решений и действий органов местного самоуправления возможно, если они нарушают права и законные интересы граждан, организаций и иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (статья 198 АПК).
Как усматривается из оспариваемого отказа от 21.06.2012 (л.д. 7), Администрация, учитывая отсутствие полного пакета документов по каждому из испрашиваемых земельных участков, сообщила заявителю, что удовлетворить заявление в настоящее время не представляется возможным; после предоставления необходимых документов, земельно-правовые отношения будут оформлены в соответствии с действующим законодательством.
Как усматривается из описи приложений к заявлению общества от 22.05.2012 N 9/068 (л.д. 6), заявителем не приложены к указанному заявлению нотариально заверенная копия устава, и заключение главного архитектора о наличии красных линий и других ограничений (в случаях предусмотренных законодательством), возможности (оформления земельного участка в собственность (при отсутствии красных линий или других ограничений), либо оформления только в аренду (при наличии ограничений).
Заявителем не представлено доказательств, что действия, выраженные в требовании Администрации Люберецкого муниципального района Московской области о представлении заявителю дополнительных документов к заявлению о предоставлении земельного участка в собственность, изложенном в письме Администрации Люберецкого муниципального района Московской области от 21.06.2012 нарушают права и законные интересы заявителя.
Следовательно, отказ (отказ) Администрации Люберецкого муниципального района Московской области в льготной продаже (за 2,5% от кадастровой стоимости) земельного участка с кадастровым номером 50:22:0040309:20, расположенного по адресу: Московская область, Люберецкий район, пос. Томилино не нарушает прав и законных интересов заявителя.
Кроме того, апелляционным судом установлено, что в судебном заседании суда первой инстанции заявитель ходатайствовал об исправлении технической ошибки (опечатки) в части указания кадастрового номера испрашиваемого земельного участка с 50:22:0010309:20 на 50:22:0040309:20. Суд удовлетворил заявление об исправлении технической ошибки.
Между тем, из представленного в материалы дела заявления о исх.N 9/068 от 22.05.2012 (л.д. 6) о предоставлении в собственность земельного участка, усматривается, что заявитель обратился в Администрацию с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 50:22:0010309:20.
Из кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым номером 50:22:0010309:20 усматривается, что площадь указанного участка составляет 71 кв.м., земельный участок расположен по адресу: Московская обл., Люберецкий район, г. Люберцы, ул. Южная, д. 8.
Доказательств обращения в установленном законом порядке с заявлением о предоставлении в собственность именно земельного участка с кадастровым номером 50:22:0040309:20 заявителем не представлено.
Требование об обязании Администрации Люберецкого муниципального района Московской области принять решение о продаже ОАО Московское производственное объединение по выпуску алмазного инструмента земельного участка с кадастровым номером 50:22:0040309:20, расположенного по адресу: Московская область, Люберецкий район, пос. Томилино-4 площадью 9700 + / - 69 мI на основании Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ по цене продажи земельного участка рассчитанной в соответствии со статьей 2 Федерального закона N 137-ФЗ от 25.10.2001 в размере двух с половиной процентов от кадастровой стоимости земельного участка, подготовить и направить заявителю проект договора купли-продажи земельного участка в месячный срок, с даты вступления решения в законную силу удовлетворению не подлежит, так как заявлено в порядке пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ в качестве последствия признания недействительным ненормативного правового акта, а решение об отказе в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка признано законным и не нарушающим права и законные интересы заявителя.
Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, рассмотрены судом апелляционной инстанции в полном объеме и подлежат отклонению ввиду их несостоятельности.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 8 февраля 2013 года по делу N А41-39548/12 оставить без изменения, апелляционную жалобу ОАО Московское производственное объединение по выпуску алмазного инструмента - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.М. Мордкина |
Судьи |
Д.Д. Александров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.