На предприятии основным производственным цехам предоставлена самостоятельность как бизнес-центрам. Все расчеты с ними ведутся по внутренним (трансфертным или расчетным) ценам, которые базируются на фактических ценах реализации товаров. Из-за неравномерного изменения рыночных цен прибыль бизнес-центров резко колеблется, меняются условия материального стимулирования, что вызывает споры и конфликты. Каковы пути решения этой проблемы?
В хозяйственной практике России и в западных странах применяются различные методики формирования внутренних расчетных цен: на основе рыночных цен, на основе договорных цен, на основе себестоимости товаров и др. Каждая методика имеет свои достоинства и недостатки. Формирование расчетных цен на базе рыночных цен в максимальной степени приближает условия функционирования бизнес-центров к реальным рыночным условиям, но в результате бизнес-центры могут оказаться в неравном положении (неравными могут оказаться возможности материального стимулирования персонала, что вызывает споры и конфликты).
В этом отношении проще применение методики, основанной на нормативах, т.е. рассчитанной по технико-экономическим нормативам себестоимости товаров. На базе фактической себестоимости товаров формировать расчетные цены нельзя.
Рассмотрим пример формирования и применения расчетных цен. Нормативная себестоимость продукции завода бытовой техники составила за отчетный период 96 млн руб., прибыль от продаж - 19 737 тыс. руб., в том числе чистая прибыль - 15 млн руб. (19 737 х 0,76); речь идет в данном случае не о балансовой прибыли, а о прибыли от продажи товаров. На каждый год с учетом инвестиционной и дивидендной политики фирмы утверждается норматив распределения чистой прибыли между фирмой и бизнес-центрами, например: 40% - бизнес-центрам, 60% - фирме.
Определим сумму чистой прибыли, которая включается в расчетные цены: 15 млн руб. х 40% = 6 млн руб. Следовательно, расчетная рентабельность продукции составит:
6 млн руб. : 96 млн руб. = 6,25%.
Пользуясь этим нормативом, можно определить расчетную цену любого товара. Например, бизнес-центром производится пылесос "Омега", отпускная цена которого составляла 9720 руб., нормативная себестоимость - 8100 руб., фактическая себестоимость - 8000 руб. По этим данным расчетная цена пылесоса будет равна 8606 руб. (8100 х 1,0625), а нормативная прибыль в расчетной цене - 506 руб. (8606 - 8100). Следовательно, фактическая прибыль бизнес-центра от производства пылесоса составит: 8606 - 800 = 606 (руб.). Фактическая прибыль оказалась больше расчетной, так как бизнес-центру удалось снизить себестоимость производства пылесоса по сравнению с нормативной. В этом и состоит достоинство рассматриваемой методики, она существенно повышает заинтересованность персонала в снижении затрат.
Фактическая прибыль от реализации пылесоса 1720 руб. (9720 - 8000), а чистая прибыль - 1307 руб. (1720 х 0,76). Доля бизнес-центра составит 46,4% (606 : 1307), а остальная часть поступила в распоряжение фирмы:
1307 - 606 = 701 (руб.); 701 : 1307 = 53,6(%).
Фактическое распределение чистой прибыли несколько отличается от нормативного, доля предприятия составила не 40%, как это предусмотрено нормативом распределения чистой прибыли, а 46,4%, поскольку фактическая себестоимость товара оказалась ниже нормативной. Если бы фактическая себестоимость товара (в данном примере - пылесоса) была выше нормативной, то соответственно доля бизнес-центра в фактической сумме прибыли была бы ниже нормативной. Распределению подлежит чистая прибыль, так как плательщиком налога на прибыль является не бизнес-центр, а предприятие.
Таков один из возможных вариантов формирования внутренних расчетных цен на базе нормативной себестоимости товаров.
Г. Киперман,
профессор Института микроэкономики
13 марта 2008 г.
"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 11, март 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"
Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"
Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.
Регистрационное свидетельство N 012947
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71