14 декабря 2011 г. |
А38-1708/2011 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Смирновой И.А.,
судей Захаровой Т.А., Протасова Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лукашовой Д.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Москвина Сергея Николаевича
на решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 22.08.2011
по делу N А38-1708/2011,
принятое судьей Фроловой Л.А.
по заявлению индивидуального предпринимателя Москвина Сергея Николаевича
о признании незаконным решения Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" от 08.11.2010,
без участия лиц,
и установил:
индивидуальный предприниматель Москвин Сергей Николаевич (далее - Предприниматель, заявитель) обратился в Арбитражный суд Республики Марий Эл с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным решения Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" (далее - Комитет) от 08.11.2010 в предоставлении Предпринимателю земельного участка площадью 5700 кв.м в парке имени Ю.А. Гагарина по улице Мира города Йошкар-Олы под благоустрйство зоны отдыха, а также земельного участка площадью 390 кв.м для размещения временных построек - палаток-беседок в количестве 19 штук, об обязании Комитета предоставить Предпринимателю земельные участки, расположенные по адресу: г. Йошкар-Ола, ул. Мира, восточнее д. 2-а, с кадастровыми номерами: 12:05:1102001:128, 12:05:1102001:127, 12:05:1102001:138, 12:05:1102001:133, 12:05:1102001:140, 12:05:1102001:137, 12:05:1102001:130, 12:05:1102001:126, 12:05:1102001:141, 12:05:1102001:132, 12:05:1102001:125, 12:05:1102001:124, 12:05:1102001:134, 12:05:1102001:129, 12:05:1102001:135, 12:05:1102001:131, 12:05:1102001:142, 12:05:1102001:143, 12:05:1102001:136, 12:05:1102001:139, под размещение временных построек сроком на 1 год.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено Управление архитектуры и градостроительства администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" (далее - Управление).
Решением от 22.08.2011 Арбитражный суд Республики Марий Эл отказал заявителю в удовлетворении требований.
Предприниматель не согласился с решением суда первой инстанции и обратился в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанностью имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными, несоответствием выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального и процессуального права и принять по делу новый судебный акт.
Лица, участвующие в деле и извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направили.
Комитет в отзыве на апелляционную жалобу просил в ее удовлетворении отказать, решение суда - оставить без изменения, а также заявил ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы без его участия.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Республики Марий Эл от 22.08.2011 проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном в статье 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемого решения.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, решением рабочей комиссии по размещению (установке) временных построек на территории муниципального образования "Город Йошкар-Ола" от 11.04.2008 Предпринимателю согласовано предоставление земельного участка площадью 600 кв.м на праве аренды под благоустройство зоны отдыха в парке имени Ю.А.Гагарина без права строительства.
05.05.2008 рабочая комиссия выдала заключение о возможности предоставления земельного участка площадью 600 кв.м под благоустройство зоны отдыха.
Вопросы размещения временных построек на территории муниципального образования "Город Йошкар-Ола регулируются Временным порядком размещения (установки) временных построек на территории муниципального образования "Город Йошкар-Ола", утвержденным постановлением главы администрации города Йошкар-Олы от 04.03.2005 N 511 (далее - Временный порядок).
Согласно пункту 6 Временного порядка заинтересованное в предоставлении земельного участка для размещения (установки) временной достройки лицо обращается с заявлением в администрацию города Йошкар-Олы. Рабочая комиссия, создаваемая в целях координации работы должностных лиц и структурных подразделений администрации города Йошкар-Олы, а также заинтересованных государственных органов и учреждений при предоставлении земельных участков для размещения (установки) временных построек, в двухнедельный срок рассматривает заявление и принимает решение о возможности либо об отказе в предоставлении земельного участка под заявленные цели.
20.05.2010 Предприниматель повторно обратился в администрацию городского округа "Город Йошкар-Ола" с 20 заявлениями о предоставлении земельных участков площадью 20 кв.м, 12 кв.м, 16 кв.м, 14 кв.м, 15 кв.м, 11 кв.м, 16 кв.м, 16 кв.м, 43 кв.м, 15 кв.м, 15 кв.м, 14 кв.м, 16 кв.м, 16 кв.м, 17 кв.м, 41 кв.м, 17 кв.м, 15 кв.м, 61 кв.м для размещения (установки) временных построек (19 палаток-беседок) и площадью 5654 кв.м для размещения площадки для благоустройства прилегающей территории без права строительства.
По результатам рассмотрения данных заявлений рабочей комиссией 18.06.2010 принято решение о возможности оформления заключений для установки временных построек - 19 павильонов и благоустройства прилегающей территории (пункт 10 протокола N 6).
Впоследствии в соответствии с пунктом 8 Временного порядка на основании рассмотренного заявления и решения рабочей комиссии Управлением проведена работа по выбору земельных участков для размещения (установки) временных построек, составлены схемы расположения земельных участков на кадастровой карте территории.
23.06.2010 Управлением на основании пунктов 9, 10 Временного порядка подготовлены 19 заключений N N 15-33 о возможности предоставления заявителю 19 земельных участков для размещения (установки) временных построек - палаток-беседок позиций NN 1-19, расположенных по адресу: г. Йошкар-Ола, по ул. Мира, восточнее дома N 2-а, а также заключение N 34 о возможности предоставления земельного участка площадью 5654 кв.м для размещения площадки для благоустройства территории, которые должны быть согласованы всеми членами рабочей комиссии.
Комитет отказал в согласовании заключений N 15, 33 в связи с нахождением на территории земельных участков капитальных зданий туалета и кухни-раздевалки для персонала, которые возведены без оформленных в установленном порядке документов на землю (письма от 03.09.2010 NN 08-31/4887, 08-31/4888).
При согласовании заключения N 34 Комитет указал, что на территории испрашиваемого земельного участка находится капитальное здание - навес-шашлычная, строительство которого осуществлено без правоустанавливающих документов на землю.
Остальные заключения N N 16-32 согласованы Комитетом при условии внесения землепользователем оплаты за фактическое использование предоставляемого земельного участка за весь период такого использования и оформления землеустроительного дела и прохождения государственного кадастрового учета.
В сентябре 2010 года земельные участки под 20 объектами прошли государственный кадастровый учет. При этом в кадастровых паспортах указано на временный характер сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости.
Пунктами 11, 14 Временного порядка установлено, что на основании заключения о возможности предоставления земельного участка для размещения (установки) временной постройки Комитет по управлению имуществом города Йошкар-Олы готовит проект постановления главы администрации города Йошкар-Олы о предоставлении земельного участка для размещения (установки) временной постройки, который является основанием для оформления договора аренды.
19.10.2010 Предприниматель обратился в администрацию городского округа "Город Йошкар-Ола" с заявлением о предоставлении на праве аренды земельного участка площадью 390 кв.м в парке имени Ю.Гагарина по улице Мира города Йошкар-Олы для размещения временных построек - палаток-беседок в количестве 19 штук и земельного участка площадью 5710 кв.м под благоустройство зоны отдыха.
Письмом от 08.11.2010 N 03-10/6272 Комитет отказал Предпринимателю в предоставлении указанных земельных участков, поскольку на них расположены объекты недвижимости, возведенные без разрешений на строительство, без согласия собственника земельного участка на строительство капитальных сооружений, а также на земельном участке, не отведенном для строительства объектов в установленном законом порядке.
Посчитав данный отказ Комитета не соответствующим действующему законодательству и нарушающим его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, Предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Согласно статье 29 Кодекса предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 названного Кодекса.
Обязанность предоставить земельный участок в аренду может возникнуть у указанных в статье 29 Кодекса исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления только при определенных, предусмотренных действующим гражданским и земельным законодательством Российской Федерации условиях, в частности, в силу статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в случае наличия на земельном участке объекта недвижимости, принадлежащего лицу, которое обращается за предоставлением такого участка в аренду.
В ходе проведенного Комитетом 23.12.2010 обследования земельного участка, фактически занимаемого Предпринимателем, на котором расположено 20 построек, выявлено, что три объекта (туалет, кухня-раздевалка для персонала, навес-шашлычная) являются капитальными строениями.
В силу пункта 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Судом первой инстанции на основании акта обследования земельного участка от 23.12.2010, фототаблиц и технических паспортов установлено, что объект капитального строительства "Навес" (литер 1-1) имеет кирпичный фундамент на опорах, выложенных из кирпича, кирпичные стены; двухэтажное здание "кухня-раздевалка для персонала" (литер 1А-1А1) возведено на ленточном монолитном фундаменте, имеет водопровод, канализацию, централизованное горячее водоснабжение, электроснабжение; объект капитального строительства "Туалет" (литер А) возведен на ленточном монолитном фундаменте, имеет водопровод, канализацию, электроснабжение. Следовательно, данные объекты имеют статус капитальных строений.
В этой связи судом апелляционной инстанции не принимается во внимание ссылка заявителя апелляционной жалобы на заключение общества с ограниченной ответственностью "Строймонтажпроект", согласно которому все объекты застройки на испрашиваемых земельных участках являются временными.
Поскольку правоустанавливающие документы на земельные участки под тремя названными объектами и разрешения на строительство этих объектов отсутствуют, согласие собственника земельного участка на строительство капитальных сооружений не получено, что заявителем не оспаривается, указанные капитальные объекты в силу статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации обладают признаками самовольных построек.
Согласно пункту 3 Временного порядка земельные участки, предоставляемые гражданам и юридическим лицам для размещения (установки) временных построек, не могут использоваться для возведения зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, прочно связанных к земельным участком и относящихся к недвижимому имуществу, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Исследовав фактические обстоятельства дела и проанализировав нормы действующего законодательства, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об обоснованности отказа Комитета в предоставлении Предпринимателю испрашиваемых земельных участков в аренду со ссылкой на статью 222 Гражданского кодекса Российской Федерации.
При этом суд правильно указал, что наличие на трех из двадцати земельных участках объектов недвижимого имущества не порождает у Комитета обязанности предоставить Предпринимателю земельные участки под остальными 17 временными постройками, поскольку предметом рассмотрения Комитета явилось заявление Предпринимателя от 19.10.2010 о предоставлении на праве аренды двух земельных участков площадью 390 кв.м для размещения временных построек - палаток-беседок в количестве 19 штук и площадью 5710 кв.м для благоустройства зоны отдыха. Между тем на земельном участке площадью 5710 кв.м расположено капитальное строение "Навес-шашлычная", на земельном участке общей площадью 390 кв.м находятся капитальные строения "туалет" и "кухня-раздевалка для персонала".
Кроме того, Временный порядок не предусматривает возможности и обязанности Комитета предоставить земельный участок под уже возведенной временной постройкой.
Напротив, в соответствии с пунктами 16, 17, 18 Временного порядка заинтересованное лицо вправе разработать проект (паспорт) временной постройки и осуществить ее размещение (установку) только после оформления соответствующего договора аренды земельного участка. Размещенная (установленная) и благоустроенная в соответствии с согласованным проектом (паспортом) временная постройка сдается заявителем по акту приемки временной постройки в эксплуатацию, который утверждается Управлением архитектуры и градостроительства администрации города Йошкар-Олы.
Судом установлено, что паспорта (проекты) временных построек и акты приемки их в эксплуатацию в материалы дела также не представлены. Однако по смыслу пункта 20 Временного порядка Предприниматель вправе эксплуатировать временные постройки (палатки-беседки) только при наличии следующих документов: постановления главы администрации города Йошкар-Олы о предоставлении земельного участка для размещения (установки) временной постройки, договора аренды земельного участка, проекта (паспорта) временной постройки, акта приемки временной постройки в эксплуатацию.
Поскольку ни один из перечисленных документов Предпринимателем не представлен, возведение и эксплуатация заявителем палаток-беседок в силу указанной нормы, как правомерно указал суд, является незаконной.
Следовательно, у Комитета отсутствует обязанность предоставить заявителю испрашиваемые земельные участки под такими временными постройками.
При вышеназванных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к аналогичному выводу о том, что оспариваемый отказ Комитета не противоречит действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы Предпринимателя в сфере предпринимательской деятельности.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При этих условиях суд первой инстанции правомерно отказал Предпринимателю в удовлетворении требования. Доводам заявителя судом дана надлежащая правовая оценка.
Арбитражный суд Республики Марий Эл в полном объеме выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
С учетом изложенного апелляционная жалоба Предпринимателя по приведенным в ней доводам, противоречащим нормам действующего законодательства и фактическим обстоятельствам дела, удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 22.08.2011 по делу N А38-1708/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Москвина Сергея Николаевича - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.А. Смирнова |
Судьи |
Т.А. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А38-1708/2011
Истец: ИП Москвин Сергей Николаевич
Ответчик: Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа "Город Йошкар-Ола", Муниципальное образование Город Йошкар-Ола в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа Город Йошкар-Ола
Третье лицо: Управление архитектуры и градостроительства адиминистрации городского округа "Город Йошкар-Ола"
Хронология рассмотрения дела:
14.12.2011 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-6014/11