г. Воронеж |
|
07 октября 2010 г. |
Дело N А35-1269/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 сентября 2010 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 октября 2010 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Осиповой М.Б.
судей Ольшанской Н.А.,
Скрынникова В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бутыриной Е.А.,
при участии:
от Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску: Веретенников О.Ф., заместитель начальника правового отдела Управления ФНС России по Курской области по доверенности от 14.09.2010, Щербакова А.А., заместитель начальника юридического отдела по доверенности от 06.04.2010,
от открытого акционерного общества "Курская энергосбытовая компания": Ломакина В.В., заместитель генерального директора по правовым вопросам по доверенности от 06.04.2010,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску на решение Арбитражного суда Курской области от 07.07.2010 по делу N А35-1269/2010 (судья Горевой Д.А.) по заявлению открытого акционерного общества "Курская энергосбытовая компания" к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Курская энергосбытовая компания" (далее - ОАО "Курская энергосбытовая компания", Общество) обратилось в Арбитражный суд Курской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску (далее - ИФНС России по г. Курску, Инспекция) о признании незаконным решения N 15-11/126 от 27.11.2009 г. о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части: привлечения общества к налоговой ответственности на основании п. 1 ст. 122 Налогового кодекса РФ в виде штрафа в размере 3 189 263 руб. 30 коп. за неуплату налога на добавленную стоимость; начисления пени в размере 1 327 505 руб. 41 коп. за несвоевременную уплату налога на добавленную стоимость; предложения уплатить налог на добавленную стоимость в сумме 15 946 316 руб. 32 коп.
Решением Арбитражного суда Курской области от 07.07.2010 г. заявленные требования удовлетворены.
С Инспекции в пользу Общества взысканы расходы в размере 2000 руб. по государственной пошлине.
Инспекция, не согласившись с решением суда первой инстанции, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований Общества в полном объеме.
Инспекция в апелляционной жалобе указывает, на то, что в нарушение пп.2 п.1 ст. 162 НК РФ, ОАО "Курская ЭСК" при исчислении налоговой базы по налогу на добавленную стоимость неправомерно не учитывало денежные средства, полученные из бюджета в связи с реализацией электроэнергии отдельным категориям граждан, имеющим право на оплату электроэнергии по льготным тарифам.
Инспекция указывает, что из положений п. 2 ст. 154 НК РФ, ст. 6 Бюджетного кодекса РФ следует, что бюджетные средства, предоставляемые налогоплательщикам на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов, а также на условиях долевого финансирования целевых расходов, при определении налоговой базы по налогу на добавленную стоимость не учитываются.
Однако, ссылаясь на информацию, полученную от Комитета финансов Курской области, Инспекция делает вывод о том, что указанные бюджетные средства выделялись не на компенсацию расходов организаций по оплате приобретаемых ими материальных ресурсов, а выделялись на оплату жилищно-коммунальных услуг, оказываемых организациями данной категории потребителей (поскольку относились на подстатью 262 "Пособия по социальной помощи населению" статьи 260 "Социальное обеспечение" Экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации).
По мнению Инспекции, в том случае, если денежные средства, получаемые из бюджета в связи с реализацией услуг по льготным тарифам, выделяются не на компенсацию расходов организаций по оплате приобретенных ими материальных ресурсов или на покрытие убытков, связанных с применением льгот, а на оплату подлежащих обложению НДС услуг, оказываемых льготным категориям граждан, то такие денежные средства включаются в налоговую базу по НДС.
Также Инспекция не согласна с решением суда первой инстанции в части взыскания с Инспекции в пользу Общества госпошлины в размере 2000 руб.
Изучив материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, Инспекцией проведена выездная налоговая проверка ОАО "Курская энергосбытовая компания" и его обособленнных подразделений по вопросам соблюдения налогового законодательства Российской Федерации, в том числе по вопросам правильности исчисления, уплаты и перечисления налога на добавленную стоимость за период с 01.02.2007 г. по 31.12.2008 г., составлен акт N 15-11/71 от 27.10.2009.
Рассмотрев материалы выездной налоговой проверки, Инспекцией вынесено решение N 15-11/126 от 27.11.2009 г. о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым Общество привлечено к налоговой ответственности, в том числе, за неуплату налога на добавленную стоимость (НДС) по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) в виде штрафа в сумме 3 189 263,30 руб., доначислен НДС в сумме 15 946 316,32 руб., пени по НДС в размере 1 327 505,41 руб.
Основанием доначисления НДС в оспоренной Обществом части послужили выводы Инспекции о занижении Обществом налогооблагаемой базы по НДС на сумму денежных средств, полученных из бюджета в счет возмещения расходов в связи с предоставлением льгот отдельным категориям потребителей при реализации электрической энергии.
По мнению Инспекции, указанные средства представляют собой часть выручки за оказанные услуги и признаны суммами в счет увеличения доходов, в связи с чем на основании пункта 2 статьи 153, подпункта 2 пункта 1 статьи 162 Налогового кодекса Российской Федерации подлежат включению в налогооблагаемую базу при исчислении НДС.
Решением Управления ФНС по Курской области от 18.01.2010 г. N 34, принятым по апелляционной жалобе Общества, решение Инспекции от 27.11.2009 г. N 15-11/126 оставлено без изменения, апелляционная жалоба ОАО "Курская энергосбытовая компания" - без удовлетворения.
Не согласившись с решением Инспекции в части, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.
Реализацией товаров, работ или услуг признается передача на возмездной основе права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу (пункт 1 статьи 39 НК РФ).
Порядок определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость установлен статьями 153 - 162 НК РФ.
При определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг) определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами (п. 2 ст. 153 НК РФ).
Согласно п. 1 ст. 154 НК РФ налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг), если иное не предусмотрено настоящей статьей, определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 40 НК РФ, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.
В соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 154 НК РФ (в редакции Федерального закона от 22.07.2005 N 119-ФЗ и действующего в спорный период) при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субвенций (субсидий), предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.
Также с 01.01.2006 Федеральным законом от 22.07.2005 N 119-ФЗ пункт 2 статьи 154 НК РФ дополнен третьим абзацем, согласно которому суммы субвенций (субсидий), предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, при определении налоговой базы не учитываются.
В силу п. 1 ст. 40 НК РФ для целей налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки.
Исходя из положений п.13 ст.40 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации для целей налогообложения принимаются указанные цены (тарифы).
Из анализа совокупности указанных норм Налогового кодекса Российской Федерации следует, что налоговая база по налогу на добавленную стоимость определяется как цена реализованных коммунальных услуг, указанная сторонами сделки купли-продажи этих услуг, то есть цена, по которой коммунальные услуги реализуются гражданам-потребителям этих услуг.
В случае реализации услуг по регулируемым тарифам, в том числе реализации услуг по льготным тарифам, для целей налогообложения НДС принимается стоимость реализованных услуг с учетом соответствующих льгот, то есть исходя из фактической цены реализации. Суммы, полученные организацией, реализующей соответствующие услуги, из бюджета в качестве возмещения расходов такой организации в связи с предоставлением законодательно установленных мер социальной поддержки при исчислении налоговой базы не учитываются.
Согласно п. 15 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" размер платы за электроснабжение рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
При реализации услуг льготным категориям граждан, пунктом 43 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" установлен специальный порядок расчета размера платы, согласно которому в случае, если в жилом помещении проживают потребители, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации или законодательством субъектов Российской Федерации за счет средств соответствующих бюджетов предоставляются при оплате коммунальных услуг льготы в виде скидки, то размер платы за коммунальные услуги уменьшается на величину скидки.
Поэтому при реализации населению электроэнергии с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, налоговая база определяется из фактической цены ее реализации.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в 2007-2008 гг. ОАО "Курская энергосбытовая компания" оказывало услуги по реализации электрической энергии на оптовом и розничном рынках (в том числе гражданам), с учетом льгот, установленных федеральным законодательством и законодательством Курской области, по утвержденным Администрацией Курской области тарифам на электрическую энергию, отпускаемую гарантирующими поставщиками ОАО "Курская энергосбытовая компания" населению Курской области, Постановлениями Комитета по тарифам и ценам Курской области N 154 от 30.12.2006 г., N 83 от 6.11.2007 г. и N 135 от 19.12.2007 г. Тарифы установлены в соответствии с Федеральным законом от 14.04.1995 г. N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", Постановлением Правительства Российской Федерации N 109 от 26.02.2004 г "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации".
Для отдельных потребителей законодательством установлены льготные тарифы на электроэнергию, следовательно, утверждение льготных тарифов входит в единую систему государственного регулирования цен.
Так, в частности статьями 17,28 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в РФ" предусмотрено предоставление льгот в виде 50-процентной скидки на оплату коммунальных услуг.
Согласно п.п. 9 п. 1 ст. 14 Федерального закона "О ветеранах" от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ инвалидам войны в качестве меры социальной поддержки предусмотрена оплата коммунальных услуг (в том числе электрическая и тепловая энергия) в размере 50%.
Оплата электроэнергии в размере 50% предусмотрена также Законом РФ N 1244-1 от 15.05.1991 г. "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и Федеральным законом N 181-ФЗ от 24.11.1995 г. "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
В соответствии с пп. "б" п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 05.05.1992 г. N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" установлена скидка в размере не ниже 30% от установленной платы за пользование электроэнергией.
Согласно пп. 4 п. 1 ст. 2 Закона Курской области от 01.12.2004 г. N 58-ЗКО "О социальной поддержке лиц, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, и ветеранов труда" ветеранам труда в качестве меры социальной поддержки предусмотрена оплата коммунальных услуг, в том числе электроэнергии, в размере 50%.
В соответствии с пп. 8 п. 2 ст. 1 Закона Курской области "О социальной поддержке реабилитированных лиц и лиц, пострадавших от политических репрессий" лицам, подвергшимся политическим репрессиям в качестве меры социальной поддержки предусмотрена оплата коммунальных услуг, в том числе электроэнергии, в размере 50%.
Судом первой инстанции установлено и Инспекцией не оспаривается, что в проверяемом периоде ОАО "Курская энергосбытовая компания" осуществляя реализацию электроэнергии гражданам.
При отпуске электроэнергии льготным категориям граждан Курской области, для которых законодательством предусмотрена система мер социальной поддержки, Общество предъявляло к оплате стоимость электроэнергии исходя из полного тарифа, установленного уполномоченным регулирующим государственным органом, уменьшенным на льготную составляющую.
Возмещение понесенных ОАО "Курская энергосбытовая компания" расходов в связи с предоставлением мер социальной поддержки осуществлялось за счет средств соответствующего бюджета на основании заключенных договоров с Комитетом социального обеспечения Курской области и Комитетом жилищно-коммунального хозяйства Курской области N 163-188/12/494-КЭС/2007 от 19.03.2007 г. и N 167-185/12 от 20.02.2008 г.
На основании указанных договоров Общество получало из бюджета в 2007-2008 гг. денежные средства в целях возмещения расходов, понесенных в связи с предоставлением мер социальной поддержки по оплате за жилищно-коммунальные услуги, в порядке, утвержденном Постановлением Правительства Курской области от 25.05.2005 г. N 77 "О порядке возмещения расходов, понесенных организациями при предоставлении мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, предусмотренных федеральным законодательством и законодательством Курской области".
В указанных договорах изложен порядок возмещения расходов по предоставлению мер социальной поддержки отдельным категориям граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг, в том числе, обязанности общества по предоставлению Комитету жилищно-коммунального хозяйства Курской области документов (отчетов, актов сверки, счетов-фактур), обязанности Комитета жилищно-коммунального хозяйства Курской области представлять Комитету социального обеспечения Курской области полученные от общества документы и оформленные платежные поручения для перечисления бюджетных средств на счет общества.
При этом, согласно договорам, сумма начисленных льгот возмещалась обществу без учета налога на добавленную стоимость.
На основании договоров от N 163-188/12/494-КЭС/2007 от 19.03.2007 г. и N 167-185/12 от 20.02.2008 г., Обществом в проверяемом периоде выставлялись счета-фактуры в адрес Комитета социального обеспечения Курской области на возмещение расходов, понесенных в связи с предоставлением мер социальной поддержки по оплате за жилищно-коммунальные услуги, без налога на добавленную стоимость, всего в сумме 88 590 646 руб. 25 коп., в том числе:
в феврале 2007 г. на сумму 3 753 496 руб. 47 коп. (счета-фактуры N N 7, 8, 9, 10, 11, 12 от 28.02.2007 г),
в марте 2007 г. на сумму 3 850 691 руб. 46 коп. (счета-фактуры N N 13, 14, 15, 16, 17, 18 от 31.03.2007 г.),
в апреле 2007 г. на сумму 3 416 417 руб. 32 коп. (счета-фактуры N N 19, 20, 21, 22, 23, 24 от 30.04.2007 г.);
в мае 2007 г. на сумму 3 416 579 руб. 22 коп. (счета-фактуры N N 25, 26, 27, 28, 29, 30 от 31.05.2007 г.);
в июне 2007 г. на сумму 3 058 477 руб. 96 коп. (счета-фактуры N N 31, 32, 33, 34, 35, 36 от 30.06.2007 г.);
в июле 2007 г. на сумму 3 176 498 руб. 25 коп. (счета-фактуры N N 37, 38, 39, 40, 41, 42 от 31.07.2007 г.);
в августе 2007 г. на сумму 2 986 638 руб. 35 коп. (счета-фактуры N N 43, 44, 45, 46, 47, 48 от 31.08.2007 г.);
в сентябре 2007 г. на сумму 3 201 174 руб. 39 коп. (счета-фактуры N N 49, 50, 51, 52, 53, 54 от 30.09.2007 г.);
в октябре 2007 г. на сумму 3 583 533 руб.40 коп. (счета-фактуры N N 55, 56, 57, 58, 59, 60 от 31.10.2007 г.);
в ноябре 2007 г. на сумму 4 218 000 руб. 16 коп. (счета-фактуры N N 61, 62, 63, 64, 65, 66 от 30.11.2007 г.);
в декабре 2007 г. на сумму 4 662 201 руб.17 коп. (счета-фактуры N N 67, 68, 69, 70, 71 от 30.12.2007 г.);
в январе 2008 г. на сумму 5 311 030 руб. 25 коп. (счета-фактуры N N 1, 2, 3, 4, 5, 6 от 31.01.2008 г.);
в феврале 2008 г. на сумму 4 284 456 руб. 91 коп. (счета-фактуры N N 7, 8, 9, 10, 11, 12 от 29.02.2008 г.);
в марте 2008 г. на сумму 4 247 657 руб. 26 коп. (счета-фактуры N N 13, 14, 15, 16, 17, 18 от 31.03.2008 г.);
в апреле 2008 г. на сумму 4 130 187 руб. 74 коп. (счета-фактуры N N 19, 20, 21, 22, 23, 24 от 30.04.2008 г.);
в мае 2008 г. на сумму 3 694 589,28 руб. (счета-фактуры N N 25, 26, 27, 28, 29, 30 от 30.05.2008 г.);
в июне 2008 г. на сумму 3 681 289 руб. 45 коп. (счета-фактуры N N 31, 32, 33, 34, 35, 36 от 30.06.2008 г.);
в июле 2008 г. на сумму 3 645 133 руб. 29 коп. (счета-фактуры N N 37, 38, 39, 40, 41, 42 от 31.07.2008 г.);
в августе 2008 г. на сумму 3 538 436 руб. 14 коп. (счета-фактуры N N 43, 44, 45, 46, 47, 48 от 31.08.2008 г.);
в сентябре 2008 г. на сумму 3 728 500 руб. 18 коп. (счета - фактуры N N 49, 50, 51, 52, 53, 54 от 30.09.2008 г.);
в октябре 2008 г. на сумму 4 116 295 руб. 64 коп. (счета-фактуры N N 55, 56, 57, 58, 59, 60 от 30.10.2008 г.);
в ноябре 2008 г. на сумму 4 233 167 руб. 05 коп. (счета-фактуры N N 61, 62, 63, 64, 65, 66 от 30.11.2008 г.);
в декабре 2008 г. на сумму 4 656 195 руб. 03 коп. (счета-фактуры N N 67, 68, 69, 70, 71, 72 от 31.12.2008 г.).
Как следует из материалов дела, указанные счета-фактуры были оплачены платежными поручениями N N 350 от 19.06.2007 г. на сумму 2 450 893 руб. 70 коп. (счет-фактура N7\1 от 28.02.2007 г.), 351 от 19.06.2007 г. на сумму 2513252 руб. 32 коп. (счет-фактура N 13\1 от 31.03.2007 г.), 437 от 25.06.2007 г. на сумму 2110285 руб. 14 коп. (счет-фактура N 25\1 от 31.05.2007 г., 216 от 14.06.2007 г. на сумму 2419976 руб. 76 коп. (счет-фактура N 1\1 от 31.01.2007 г.), 438 от 29.06.2007 г. на сумму 2099580 руб. 67 коп. (счет-фактура N 19/1 от 30.04.2007 г.), 350 от 19.06.2007 г. на сумму 2450893 руб. 70 коп. (счет-фактура N7\1 от 28.02.2007 г.), 351 от 19.06.2007 г. на сумму 2513252 руб. 32 коп. (счет-фактура N 13\1 от 31.03.2007 г.), 437 от 25.06.2007 г. на сумму 2110285 руб. 14 коп. (счет-фактура N 25\1 от 31.05.2007 г., 216 от 14.06.2007 г. на сумму 2419976 руб. 76 коп. (счет-фактура N 1\1 от 31.01.2007 г.), 438 от 29.06.2007 г. на сумму 2099580 руб. 67 коп. (счет-фактура N 19/1 от 30.04.2007 г.), 352 от 26.06.2007 г. на сумму 15834 руб. 51 коп. (счет-фактура N 9\1 от 28.02.2007 г.), 353 от 19.06.2007 г. на сумму 17427 руб. 41 коп. (счет-фактура N 3\1 от 31.01.2007 г.), 219 от 14.06.2007 г. на сумму 19390 руб. 37 коп. (счет-фактура N 15\1 от 31.03.2007 г., 510 от 27.06.2007 г. на сумму 31150 руб. 96 коп. (счет-фактура N 21\1 от 30.04.2007 г.), 123 от 29.06.2007 г. на сумму 312790 руб. 59 коп. (счет-фактура N 22/1 от 30.04.2007 г.), 124 от 29.06.2007 г. на сумму 1901606 руб. 36 коп. (счет-фактура N 23\1 от 30.04.2007 г.), 122 от 29.06.2007 г. на сумму 32382 руб. 97 коп. (счет-фактура N 24\1 от 30.04.2007 г.), 68 от 25.06.2007 г. на сумму 2898971 руб. 68 коп. (счет-фактура N 5\1 от 31.01.2007 г.), 95 от 25.06.2007 г. на сумму 47265 руб. 36 коп. (счет-фактура N 12\1 от 28.02.2007 г.), 69 от 25.06.2007 г. на сумму 505524 руб. 20 коп. (счет-фактура N 4/1 от 31.01.2007 г.), 881 от 18.07.2007 г. на сумму 1821580 руб. 10 коп. (счет-фактура N 31\1 от 30.06.2007 г.), 873 от 19.07.2007 г. на сумму 496496 руб. 04 коп. (счет-фактура N 2\1 от 31.01.2007 г., N 8\1 от 28.02.2007 г., N 14\1 от 31.03.2007 г.), 874 от 19.07.2007 г. на сумму 504688 руб. 02 коп. (счет-фактура N 20\1 от 30.04.2007 г. N 26\1 от 31.05.2007 г.), 914 от 20.07.2007 г. на сумму 11961 руб. 96 коп. (счет-фактура N 33\1 от 30.06.2007 г.), 902 от 27.07.2007 г. на сумму 143313 руб. 57 коп. (счет-фактура N 34/1 от 30.06.2007 г.), 871 от 24.07.2007 г. на сумму 909433 руб. 53 коп. (счет-фактура N 35\1 от 30.06.2007 г.), 908 от 27.07.2007 г. на сумму 12700 руб. 63 коп. (счет-фактура N 36\1 от 30.06.2007 г.), 717 от 22.08.2007 г. на сумму 1878541 руб. 26 коп. (счет-фактура N 37\1 от 31.07.2007 г.), 716 от 21.08.2007 г. на сумму 165895 руб. 51 коп. (счет-фактура N 38\1 от 31.07.2007 г.), 715 от 22.08.2007 г. на сумму 14783 руб. 64 коп. (счет-фактура N 39/1 от 31.07.2007 г.), 444 от 29.08.2007 г. на сумму 124198 руб. 78 коп. (счет-фактура N 40\1 от 31.07.2007 г.), 443 от 29.08.2007 г. на сумму 977841 руб. 65 коп. (счет-фактура N 41\1 от 31.07.2007 г.), 445 от 29.08.2007 г. на сумму 15237 руб. 41 коп. (счет-фактура N 42\1 от 31.07.2007 г., 554 от 1.11.2007 г. на сумму 1920680 руб. 69 коп. (счет-фактура N 49 от 30.09.2007 г.), 621 от 19.16.2007 г. на сумму 2117301 руб. 82 коп. (счет-фактура N 55 от 31.10.2007 г.), 128 от 26.11.2007 г. на сумму 1769750 руб. 21 коп. (счет-фактура N 43 от 31.08.2007 г.), 555 от 1.11.2007 г. на сумму 156255 руб. 56 коп. (счет-фактура N 50 от 30.09.2007 г.), 803 от 21.11.2007 г. на сумму 174184 руб. 50 коп. (счет-фактура N 56 от 31.10.2007 г., 125 от 26.11.2007 г. на сумму 161867 руб. 51 коп. (счет-фактура N 44 от 31.08.2007 г.), 579 от 1.11.2007 г. на сумму 13522 руб. 21 коп. (счет-фактура N 51 от 30.09.2007 г.), 869 от 22.11.2007 г. на сумму 16343 руб. 11 коп. (счет-фактура N 57 от 31.10.2007 г.), 123 от 26.11.2007 г. на сумму 12870 руб. 76 коп. (счет-фактура N 45 от 31.08.2007 г.), 578 от 6.11.2007 г. на сумму 115019 руб. 54 коп. (счет-фактура N 53 от 30.09.2007 г., 444 от 28.11.2007 г. на сумму 111449 руб. 91 коп. (счет-фактура N 46 от 31.08.2007 г.), 445 от 28.11.2007 г. на сумму 149749 руб. 21 коп. (счет-фактура N 58 от 31.10.2007 г.), 576 от 6.11.2007 г. на сумму 983576 руб. 96 коп. (счет-фактура N 53 от 30.09.2007 г.), 358 от 21.11.2007 г. на сумму 1112738 руб. 65 коп. (счет-фактура N 59 от 31.10.2007 г.), 446 от 28.11.2007 г. на сумму 915481 руб. 34 коп. (счет-фактура N 47 от 31.08.2007 г.), 577 от 6.11.2007 г. на сумму 12119 руб. 43 коп. (счет-фактура N 54 от 30.09.2007 г.), 442 от 28.11.2007 г. на сумму 13216 руб. 11 коп. (счет-фактура N 60 от 31.10.2007 г.), 443 от 29.11.2007 г. на сумму 15218 руб. 52 коп., (счет-фактура N 48 от 31.08.2007 г.), 728 от 19.12.2007 г. на сумму 2656104 руб. 03 коп. (счет-фактура N 61 от 30.11.2007 г.), 720 от 20.12.2007 г. на сумму 182083 руб. 98 коп. (счет-фактура N 62 от 30.11.2007 г., 713 от 19.12.2007 г. на сумму 17025 руб. 79 коп., (счет-фактура N 63 от 30.11.2007 г.), 101 от 27.12.2007 г. на сумму 167799 руб. 95 коп. (счет-фактура N 64 от 30.11.2007 г.), 892 от 27.12.2007 г. на сумму 1177952 руб. 84 коп. (счет-фактура N 65 от 30.11.2007 г.), 417 от 24.12.2007 г. на сумму 17033 руб. 57 коп. (счет-фактура N 66 от 30.11.2007 г.), 294 от 28.01.2008 г. на сумму 189651 руб. 78 коп. (счет-фактура N 70 от 31.12.2007 г.), 214 от 23.01.2007 г. на сумму 1319917 руб. 80 коп. (счет-фактура N 711 от 31.12.2007 г.), 213 от 31.01.2007 г. на сумму 20163 руб. 35 коп. (счет-фактура N 72 от 31.12.2007 г.), 337 от 30.01.2008 г. на сумму 2899142 руб. 77 коп. (счет-фактура N 67 от 31.12.2007 г.), 351 от 31.01.2007 г. на сумму 213102 руб. 04 коп. (счет-фактура N 68 от 31.12.2007 г.), 366 от 29.01.2007 г. на сумму 20223 руб. 43 коп. (счет-фактура N 69 от 31.12.2007 г.), 765 от 14.03.2008 г. на сумму 18947 руб. 96 коп. (счет-фактура N 6 от 31.01.2008 г.), 764 от 14.03.2007 г. на сумму 239006 руб. 87 коп. (счет-фактура N 4 от 31.01.2008 г.), 28 от 12.03.2008 г. на сумму 23025 руб. 68 коп. (счет-фактура N 3 от 31.01.2008 г.), 612 от 24.03.2008 г. на сумму 205819 руб. 30 коп. (счет-фактура N 8 от 29.02.2008 г.), 27 от 12.03.2008 г. на сумму 227344 руб. 52 коп. (счет-фактура N 2 от 31.01.2008 г.), 579 от 25.03.2008 г. на сумму 17802 руб. 08 коп. (счет-фактура N 12 от 29.02.2008 г.), 580 от 25.03.2008 г. на сумму 204493 руб. 09 коп. (счет-фактура N 10 от 29.02.2008 г.), 527 от 28.03.2008 г. на сумму 1339980 руб. 13 коп. (счет-фактура N 11 от 29.02.2008 г.), 578 от 25.03.2008 г. на сумму 1507459 руб. 84 коп. (счет-фактура N 613 от 24.03.2008 г.), 26 от 12.03.2008 г. на сумму 3295245 руб. 38 коп. (счет-фактура N 1 от 31.01.2008 г.), 611 от 24.03.2008 г. на сумму 21895 руб. 93 коп. (счет-фактура N 9 от 29.02.2008 г.), 431 от 23.04.2008 г. на сумму 18389 руб. 00 коп. (счет-фактура N 18 от 31.03.2008 г.), 847 от 22.04.2008 г. на сумму 1373841 руб. 67 коп. (счет-фактура N 17 от 31.03.2008 г.), 838 от 22.04.2008 г. на сумму 177496 руб. 94 коп. (счет-фактура N 16 от 31.03.2008 г.), 170 от 16.04.2008 г. на сумму 21664 руб. 47 коп. (счет-фактура N 15 от 31.03.2008 г.), 5 от 17.04.2008 г. на сумму 206386 руб. 22 коп. (счет-фактура N 14 от 31.03.2008 г.), 967 от 15.04.2008 г. на сумму 2449878 руб. 96 коп. (счет-фактура N 13 от 31.03.2008 г.), 322 от 20.05.2008 г. на сумму 2366034 руб. 84 коп. (счет-фактура N 19 от 30.04.2008 г.), 204 от 22.05.2008 г. на сумму 202081 руб. 37 коп. (счет-фактура N 20 от 30.04.2008 г.), 345 от 27.05.2008 г. на сумму 20352 руб. 14 коп. (счет-фактура N 21 от 30.04.2008 г.), 970 от 23.05.2008 г. на сумму 169779 руб. 28 коп. (счет-фактура N 22 от 30.04.2008 г.), 988 от 22.05.2008 г. на сумму 1353995 руб. 74 коп. (счет-фактура N 23 от 30.04.2008 г.), 993 от 22.05.2008 г. на сумму 17944 руб. 37 коп. (счет-фактура N 24 от 30.04.2008 г.), 816 от 17.06.2008 г. на сумму 2049983 руб. 54 коп. (счет-фактура N 25 от 31.05.2008 г.), 897 от 19.06.2008 г. на сумму 186812 руб. 55 коп. (счет-фактура N 26 от 31.05.2008 г.), 200 от 24.06.2008 г. на сумму 15819 руб. 59 коп. (счет-фактура N 27 от 31.05.2008 г.), 181 от 26.06.2008 г. на сумму 145369 руб. 72 коп. (счет-фактура N 28 от 31.05.2008 г.), 484 от 19.06.2008 г. на сумму 1281390 руб. 49 коп. (счет-фактура N 29 от 31.05.2008 г.), 276 от 26.06.2008 г. на сумму 15213 руб. 39 коп. (счет-фактура N 30 от 31.05.2008 г.), 767 от 14.07.2008 г. на сумму 1985517 руб. 18 коп. (счет-фактура N 31 от 30.06.2008 г.), 56 от 21.07.2008 г. на сумму 184127 руб. 18 коп. (счет-фактура N 32 от 30.06.2008 г.), 965 от 18.07.2008 г. на сумму 16647 руб. 79 коп. (счет-фактура N 33 от 30.06.2008 г.), 382 от 25.07.2008 г. на сумму 201443 руб. 59 коп. (счет-фактура N 34 от 30.06.2008 г.), 494 от 21.07.2008 г. на сумму 1277008 руб. 41 коп. (счет-фактура N 35 от 30.06.2008 г.), 390 от 25.07.2008 г. на сумму 16545 руб. 30 коп. (счет-фактура N 36 от 30.06.2008 г., 275 от 13.08.2008 г. на сумму 1965011 руб. 19 коп. (счет-фактура N 37 от 31.07.2008 г.), 456 от 14.08.2008 г. на сумму 189217 руб. 32 коп. (счет-фактура N 38 от 31.07.2008 г.), 939 от 18.08.2008 г. на сумму 217007 руб. 20 коп. (счет-фактура N 39 от 31.07.2008 г.), 818 от 26.08.2008 г. на сумму 148364 руб. 45 коп. (счет-фактура N 40 от 31.07.2008 г.), 434 от 19.08.2008 г. на сумму 1309328 руб. 85 коп. (счет-фактура N 41 от 31.07.2008 г.), 822 от 26.08.2008 г. на сумму 16204 руб. 28 коп. (счет-фактура N 42 от 31.07.2008 г.), 324 от 17.09.2008 г. на сумму 1897326 руб. 45 коп. (счет-фактура N 43 от 31.08.2008 г.), 497 от 22.09.2008 г. на сумму 182125 руб. 14 коп. (счет-фактура N 44 от 31.08.2008 г.), 678 от 24.09.2008 г. на сумму 16235 руб. 58 коп. (счет-фактура N 45 от 31.08.2008 г.), 392 от 29.09.2008 г. на сумму 137798 руб. 50 коп., (счет-фактура N 46 от 31.08.2008 г.), 642 от 19.09.2008 г. на сумму 1289127 руб. 80 коп. (счет-фактура N 47 от 31.08.2008 г.), 397 от 29.09.2008 г. на сумму 15822 руб. 67 коп. (счет-фактура N 48 от 31.08.2008 г.), 201 от 15.10.2008 г. на сумму 2025538 руб. 46 коп. (счет-фактура N 49 от 30.09.2008 г.), 404 от 17.10.2008 г. на сумму 189674 руб. 19 коп. (счет-фактура N 50 от 30.09.2008 г.), 566 от 20.10.2008 г. на сумму 16595 руб. 33 коп. (счет-фактура N 51 от 30.09.2008 г.), 894 от 27.10.2008 г. на сумму 150779 руб. 43 коп. (счет-фактура N 52 от 30.09.2008 г.), 286 от 20.10.2008 г. на сумму 1330178 руб. 69 коп. (счет-фактура N 53 от 30.09.2008 г.), 897 от 27.10.2008 г. на сумму 15734 руб. 08 коп. (счет-фактура N 54 от 30.09.2008 г.), 331 от 19.11.2008 г. на сумму 2332586 руб. 05 коп. (счет-фактура N 55 от 31.10.2008 г.), 352 от 20.11.2008 г. на сумму 195447 руб. 74 коп. (счет-фактура N 56 от 31.10.2008 г.), 519 от 21.11.2008 г. на сумму 19747 руб. 45 коп. (счет-фактура N 57 от 31.10.2008 г.), 429 от 28.11.2008 г. на сумму 184759 руб. 58 коп. (счет-фактура N 58 от 31.10.2008 г.), 529 от 28.11.2008 г. на сумму 1365714 руб. 96 коп. (счет-фактура N 59 от 31.10.2008 г.), 535 от 28.11.2008 г. на сумму 18039 руб. 86 коп. (счет-фактура N 60 от 31.10.2008 г.), 487 от 22.12.2008 г. на сумму 2440167 руб. 54 коп. за ноябрь 2008 г. согласно акта сверки к договору N 167-185/12 от 20.02.2008 г., 494 от 31.12.2008 г. на сумму 2681883 руб. 29 коп. за декабрь 2008 г. согласно акта сверки к договору N 167-185/12 от 20.02.2008 г., 708 от 23.12.2008 г. на сумму 195610 руб. 84 коп. за ноябрь 2008 г. согласно акта сверки к договору N 167-185/12 от 20.02.1008 г. 498 от 31.12.2008 г. на сумму 215148 руб. 68 коп. за декабрь 2008 г. согласно акта сверки к договору N 167-185/12 от 20.02.2008 г., 110 от 24.12.2008 г. на сумму 17914 руб. 66 коп. за ноябрь 2008 г. согласно акта сверки к договору N 167-185/12 от 20.02.2008 г., 497 от 31.12.2008 г. на сумму 18893 руб. 49 коп. за декабрь 2008 г. согласно акта сверки к договору N 167-185/12 от 20.02.2008 г., 145 от 24.12.2008 г. на сумму 171600 руб. 46 коп. за ноябрь 2008 г. согласно акта сверки к договору N 167-185/12 от 20.02.2008 г., 646 от 31.12.2008 г. на сумму 195890 руб. 11 коп. за декабрь 2008 г. согласно акта сверки к договору N 167-185/12 от 20.02.1008 г., 837 от 23.12.2008 г. на сумму 1389605 руб. 56 коп. за ноябрь 2008 г. согласно акта сверки к договору N 167-185/12 от 20.02.2008 г., 645 от 31.12.2008 г. на сумму 1523116 руб. 16 коп. за декабрь 2008 г. согласно акта сверки к договору N 167-185/12 от 20.02.2008 г., 614 от 25.12.2008 г. на сумму 18267 руб. 99 коп. за ноябрь 2008 г. согласно акта сверки к договору N 167-185/12 от 20.02.2008 г., 642 от 31.12.2008 г. на сумму 220263 руб. 30 коп. за декабрь 2008 г. согласно акта сверки к договору N 167-185/12 от 20.02.2008 г.
В назначении платежей по данным платежным поручениям указано "НДС нет" и ссылки на соответствующие законы, устанавливающие льготу по оплате коммунальных услуг.
Как следует из акта выездной налоговой проверки и оспариваемого решения, на указанные суммы налоговым органом по каждому счету-фактуре расчетным путем был доначислен налог на добавленную стоимость, в общей сумме 15 946 316,32 руб.
Установив вышеуказанные обстоятельства суд первой инстанции пришел к правильному выводу о необоснованности доначисления Обществу спорных сумм НДС в связи с включением Инспекцией в налоговую базу по НДС сумм, полученных Обществом в возмещение расходов, понесенных при реализации отдельным категориям потребителей электроэнергии по льготным тарифам, входящим в систему государственного регулирования цен.
При этом суд первой инстанции обоснованно руководствовался положениями п.13 ст.40, п.2 ст.154 НК РФ указав, что в рассматриваемом случае налоговая база по налогу на добавленную стоимость исчисляется исходя из фактических цен реализации населению жилищно-коммунальных услуг без учета сумм, полученных Обществом из бюджета во исполнение договоров, заключенных с Комитетом социального обеспечения Курской области и Комитетом жилищно-коммунального хозяйства Курской области.
Ссылки Инспекции на положения п.п.2 п.1 ст.162 НК РФ, судом апелляционной инстанции отклоняются в силу следующего.
В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ налоговая база, определенная в соответствии со ст.153-158 НК РФ, увеличивается на суммы, полученные за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).
Доказательств того, что спорные суммы денежных средств являются финансовой помощью либо получены Обществом на пополнение фондов специального назначения, Инспекцией не представлено.
Спорные суммы также не могут быть расценены как полученные Обществом в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).
Как правомерно указано судом первой инстанции, при реализации коммунальных услуг по льготной цене Общество не получает полную оплату (цену) электроэнергии, в связи с чем у Общества возникает убыток.
Поэтому одновременно с установлением льготного порядка оплаты коммунальных услуг, государство предусмотрело и механизм компенсации организациям-исполнителям коммунальных услуг их расходов, связанных с оказанием услуг льготным категориям граждан.
Компенсация данных расходов (убытков) Обществу производилась путем перечисления из областного бюджета денежных средств на безвозвратной и безвозмездной основе на расчетный счет Общества.
При этом, ни Комитет социального обеспечения по Курской области ни Комитет жилищно-коммунального хозяйства Курской области в рассматриваемом случае не являлись покупателями соответствующих жилищно-коммунальных услуг.
Таким образом, поскольку денежные средства, выделенные из бюджета на покрытие расходов (убытков) Общества, возникших при применении установленных законодательством льгот для отдельных категорий граждан, не связаны с оплатой реализованных Обществом потребителям товаров ( работ, услуг), следовательно они не учитываются при исчислении налоговой базы по налогу на добавленную стоимость в порядке, определенном пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ.
Доводы апелляционной жалобы Инспекции о том, что бюджетные средства выделялись не на компенсацию расходов организаций по оплате приобретаемых ими материальных ресурсов, а выделялись на оплату жилищно-коммунальных услуг, оказываемых организациями данной категории потребителей (поскольку относились на подстатью 262 "Пособия по социальной помощи населению" статьи 260 "Социальное обеспечение" Экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации), судом апелляционной инстанции отклоняются, поскольку приведенные Инспекцией обстоятельства во-первых не изменяют оснований и существа средств, полученных Обществом из бюджета, а во-вторых распределение средств на статьи и подстатьи определенного вида в рамках бюджетного законодательства не свидетельствует о возникновении у Общества объекта налогообложения применительно к ст.39, п.13 ст.40, ст.146, п.2 ст.154 НК РФ с учетом обстоятельств, установленных при рассмотрении настоящего спора.
На основании изложенного, суд первой инстанции правомерно признал решение ИФНС России по г. Курску N 15-11/126 от 27.10.2009 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения незаконным в оспариваемой Обществом части.
В соответствии с ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия Инспекцией оспариваемого акта, возлагается на этот орган.
Частью 5 ст. 200 АПК РФ предусмотрено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В нарушение указанных норм Инспекцией не представлено надлежащих доказательств законности принятого ненормативного акта.
Доводы Инспекции о несогласии с решением суда первой инстанции в части взыскания с Инспекции государственной пошлины в сумме 2000 руб. в пользу Общества отклоняются судом апелляционной инстанции в силу следующего.
По смыслу пункта 2 статьи 126 и части 1 статьи 128 АПК РФ уплата государственной пошлины является условием обращения в арбитражный суд. Уплаченная государственная пошлина поступает в бюджет. Следовательно, отношения по уплате государственной пошлины возникают между ее плательщиком - лицом, обращающимся в суд, и государством.
В силу подпункта 1 пункта 3 статьи 44 НК РФ обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком или плательщиком сбора. Поэтому после уплаты истцом государственной пошлины при обращении в арбитражный суд отношения между плательщиком и государством по поводу уплаты государственной пошлины прекращаются.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. Согласно статье 101 АПК РФ к судебным расходам относится государственная пошлина.
Таким образом, отношения по возмещению судебных расходов возникают между сторонами состоявшегося судебного спора. Иными словами, после прекращения отношений истца с государством по поводу уплаты государственной пошлины и рассмотрения судом дела, возникают отношения между сторонами судебного спора (истцом и ответчиком) по поводу возмещения судебных расходов, в состав которых законодателем включена уплаченная сумма государственной пошлины.
При этом суд, взыскивая с ответчика уплаченную истцом в бюджет государственную пошлину, возлагает на ответчика обязанность не по уплате государственной пошлины в бюджет, а по компенсации истцу денежных сумм, равных понесенным им судебным расходам.
В этой связи то обстоятельство, что в конкретном случае ответчиком является налоговый орган, освобожденный от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 1.1 пункта 1 ст. 333.37 НК РФ, не может повлечь отказ истцу в возмещении его судебных расходов.
Также положениями ст.333.40 НК РФ не предусмотрена возможность возврата уплаченной государственной пошлины в случаях, если решения судов приняты полностью или частично не в пользу государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц.
Таким образом, законодательством не предусмотрено освобождение государственных и муниципальных органов от возмещения судебных расходов в случае, если решение принято не в их пользу. Напротив, в части 1 статьи 110 АПК РФ гарантируется возмещение всех понесенных судебных расходов в пользу выигравшей дело стороны, независимо от того, является ли проигравшей стороной государственный или муниципальный орган.
Следовательно, расходы по государственной пошлине, уплаченной Обществом при обращении в суд в размере 2000 руб., правомерно взысканы судом первой инстанции с Инспекции.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе, и опровергающих выводы суда первой инстанции апелляционная жалоба не содержит, в силу чего удовлетворению не подлежит.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенной значение для разрешения дела по существу, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования, имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка судом первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Суд первой инстанции не допустил нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения (часть 4 статьи 270 АПК РФ).
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение Арбитражного суда Курской области от 07.07.2010 по делу N А35-1269/2010 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску без удовлетворения.
Учитывая, что в соответствии с пп.1 п. 1 ст.333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона N 281-ФЗ) государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, вопрос о взыскании с Инспекции, как заявителя апелляционной жалобы, судом не разрешается.
Руководствуясь ст.ст. 110, 112, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курской от 07.07.2010 по делу N А35-1269/2010 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий судья |
М.Б. Осипова |
Судьи |
Н.А. Ольшанская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А35-1269/2010
Истец: ОАО "Курская энергосбытовая компания"
Ответчик: ИФНС по г. Курску