Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16 апреля 2013 г. N 17АП-3405/13
г. Пермь |
|
16 апреля 2013 г. |
Дело N А50-20974/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 апреля 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 апреля 2013 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сафоновой С.Н.,
судей Голубцова В.Г., Савельевой Н.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бакулиной Е.В.,
при участии:
от заявителя ООО "Частное охранное предприятие Агентство "Луком-А-Пермь": Балмашева Т.В. - представитель по доверенности от 14.01.2013 N 2,
от заинтересованного лица Государственного учреждения - Пермское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации: Виноградова Н.Н. - представитель по доверенности от 15.04.2013 N 01-03/04/19947,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица Государственного учреждения - Пермское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 11 февраля 2013 года по делу N А50-20974/2012,
принятое судьей Трефиловой Е.М.,
по заявлению ООО "Частное охранное предприятие Агентство "Луком-А-Пермь" (ОГРН 1025900526750, ИНН 251131155800)
к Государственному учреждению - Пермское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации
о признании недействительным решения,
установил:
ООО "Частное охранное предприятие Агентство "Луком-А-Пермь" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным вынесенного Государственным учреждением - Пермское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Учреждение, заинтересованное лицо) решения от 26.09.2012 N 1048 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 11 февраля 2013 года заявленные требования удовлетворены: оспариваемое решение Учреждения признано незаконным.
Не согласившись с указанным судебным актом, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права.
В обоснование жалобы ее заявитель указывает на ошибочность выводов суда первой инстанции о том, что выплаченные работникам суммы страхового возмещения по спорным листкам нетрудоспособности подлежат включению в расходы страхователя. По мнению заявителя жалобы, листки нетрудоспособности по уходу за больным ребенком до полутора лет в период отпуска по уходу за ребенком одного из членов семьи не выдаются никому из членов семьи, в связи с чем оснований для принятия спорных сумм расходов у Учреждения не имелось.
Общество с жалобой не согласно по мотивам, указанным в письменном отзыве, решение суда первой инстанции считает законным, оснований для его отмены не усматривает, ссылаясь на отсутствие оснований для отказа в принятии спорных сумм расходов.
Участвующие в судебном заседании представители Учреждения и Общества поддержали доводы апелляционной жалобы и отзыва, соответственно.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, по результатам проведения Учреждением документальной выездной проверки расходов страхователя (заявителя) на цели обязательного социального страхования, оформленной актом проверки от 28.08.2012 г. N 1917, заинтересованным лицом вынесено решение от 26.09.2012 г. N 1048 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 7924,10 руб.
Отказывая в принятии к зачету вышеуказанных расходов, Учреждение исходило из того, что представленные в обоснование указанных расходов листки нетрудоспособности выданы с нарушением п. 42 Порядка выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 01.08.2007 N 514 (далее - Порядок), действовавшего в спорный период.
Общество, полагая, что решение Учреждение является незаконным, обратилось в арбитражный суд с требованиями по настоящему делу.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из неправомерности отказа Учреждения в принятии расходов, поскольку оснований для непринятия расходов по спорным листкам нетрудоспособности у заинтересованного лица не имелось.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва, заслушав пояснения участвующих в судебном заседании представителей заявителя и заинтересованного лица, проверив правильность применения и соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Положениями подпункта 5 пункта 2 статьи 8 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" пособия по временной нетрудоспособности отнесены к страховому обеспечению по обязательному социальному страхованию. Основанием для их назначения и выплаты является наступление документально подтвержденного страхового случая (статья 22 Закона).
В соответствии с частью 4 статьи 13 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности лицо представляет листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обязательного социального страхования.
Статьей 11 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" страховщику предоставлено право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 18 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101, расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами (в том числе суммы пособий по временной нетрудоспособности, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного Порядка листков нетрудоспособности), к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.
Частью 1 статьи 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" предусмотрено, что финансирование выплаты пособий по временной нетрудоспособности осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, а также за счет средств работодателя (за первые два дня временной нетрудоспособности).
Таким образом, законодательством предусмотрено право страховщика не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 35 Порядка листок нетрудоспособности по уходу за больным членом семьи выдается медицинским работником одному из членов семьи (опекуну, попечителю, иному родственнику), фактически осуществляющему уход.
Согласно пункту 41 Порядка листок нетрудоспособности не выдается в период отпуска по уходу за ребенком до достижения возраста 3-х лет.
В силу пункта 42 Порядка при заболевании ребенка в период, когда мать (иной член семьи, фактически осуществляющий уход за ребенком) не нуждается в освобождении от работы (ежегодные оплачиваемые отпуска, отпуск по беременности и родам, отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет, отпуск без сохранения заработной платы, выходные или нерабочие праздничные дни и другое), листок нетрудоспособности по уходу за ребенком (в случае, когда он продолжает нуждаться в уходе) выдается со дня, когда мать (иной член семьи, фактически осуществляющий уход за ребенком) должна приступить к работе.
Судом первой инстанции установлено, материалами дела подтверждено и участвующими в деле лицами не оспорено, что основанием для непринятия к зачету расходов страхователя явились выводы Фонда о неправомерной выдаче листков нетрудоспособности по уходу за детьми работникам Общества Шилову Артему Викторовичу и Мерзлякову Виктору Станиславовичу.
При этом суд первой инстанции, указав на недоказанность факта нахождения матерей в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет, пришел к выводу о том, что оснований для непринятия спорных сумм расходов страхователя у страховщика не имелось.
Оценив представленные в материалах дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи по правилам, установленным ст. 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает указанный вывод суда первой инстанции правильным, при этом исходит из следующего.
Согласно Методическим указаниям о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и принятия мер по их результатам, утвержденным Постановлением ФСС России от 07.04.2008 N 81, контроль за правильностью расходования страхователями средств на обязательное социальное страхование, начисления и уплаты страховых взносов в добровольном порядке на обязательное социальное страхование работников на случай временной нетрудоспособности осуществляется отделением (филиалом отделения) Фонда посредством проведения документальных выездных проверок страхователей, истребования у страхователей документов, получения от них объяснений, проверки данных учета и отчетности.
Пункт 60 названных Методических указаний обязывает перед проверкой назначения (исчисления) пособия по временной нетрудоспособности обращать внимание на правильность заполнения реквизитов листка нетрудоспособности как финансового документа, который должен иметь разборчивые записи медицинских работников, четкие печати, название или штампы медицинской организации.
Как следует из материалов дела и установлено судом, заявителем представлены доказательства, свидетельствующие об оформлении листков нетрудоспособности в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Фонд, ссылаясь на невозможность выдачи кому-либо из членов семьи листка нетрудоспособности по уходу за ребенком до полутора лет в период нахождения в отпуске по уходу за ребенком, доказательств того, что кто-либо из членов семей работников Шилова А.В и Мерзлякова В.С. находится в отпуске по уходу за ребенком, не представил.
Кроме того, суд первой инстанции обоснованно отметил, что из системного толкования пунктов 60 и 61 Методических указаний следует, что учреждение принимает решение о непринятии к зачету расходов на основании акта проверки в отношении тех нарушений, которые могут поставить под сомнение наступление (продолжительность) страхового случая, по остальным - принимает меры к лечебному учреждению, выдавшему листки нетрудоспособности.
Так же апелляционный суд отмечает, что прямого запрета на выдачу листка нетрудоспособности по уходу за ребенком до полутора лет члену семьи, который не находится в отпуске по уходу за ребенком, действующее законодательство не содержит.
Поскольку заинтересованным лицом не доказан факт неправомерного принятия к зачету расходов по больничным листкам на имя своих сотрудников, наступление страховых случаев сторонами также не оспаривается, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для непринятия спорных сумм расходов.
Таким образом, выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и нормам права.
Иного суду апелляционной инстанции не доказано.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению на основании вышеизложенного.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Расходы по госпошлине по апелляционной жалобе относятся на ее заявителя, который от уплаты госпошлины освобожден.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края от 11 февраля 2013 года по делу N А50-20974/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
С.Н.Сафонова |
Судьи |
В.Г.Голубцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.