г. Вологда |
|
03 апреля 2013 г. |
Дело N А05-14636/2012 |
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Шадриной А.Н., судей Зайцевой А.Я. и Романовой А.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Семеновой О.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Архангельской области в лице Министерства финансов Архангельской области и Правительства Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 23 января 2013 года по делу N А05-14636/2012 (судья Макаревич И.А.),
установил:
администрация муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар" (ОГРН 1028301646779; далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с иском к Архангельской области в лице Министерства финансов Архангельской области (ОГРН 1022900535558; далее - Минфин Архангельской области) о взыскании 2 604 000 руб. убытков, из которых 2 601 000 руб. - расходы, связанные с предоставлением жилого помещения Зуеву Анатолию Викторовичу, имеющему статус лица из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, и 3000 руб. - расходы, связанные с оплатой услуг независимого эксперта по оценке рыночной стоимости квартиры.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Правительство Архангельской области и Министерство образования и науки Архангельской области.
Решением суда от 23 января 2013 года исковые требования удовлетворены в полном объеме. С Минфина Архангельской области за счет казны Архангельской области в пользу Администрации взыскано 2 604 000 руб. убытков.
Минфин Архангельской области с решением суда не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. Доводы подателя жалобы сводятся к следующему. Зуев А.В., не включенный в список нуждающихся в предоставлении жилья детей-сирот по муниципальному образованию "Городской округ "Город Нарьян-Мар", не мог быть учтен при расчете размера субвенции данному муниципальному образованию, выделяемых из областного бюджета. Суд первой инстанции не указал, в чем именно выразились незаконные действия (бездействие) Минфина Архангельской области, иных исполнительных органов государственной власти Архангельской области, приведшие к возникновению ущерба у истца. Вина и противоправность поведения ответчика в данном случае не доказаны. Перечисление бюджетам муниципальных образований субвенций из областного бюджета осуществляется министерством образования, науки и культуры Архангельской области в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств. Положениями Порядка предоставления и расходования субвенций из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Архангельской области и Ненецкого автономного округа на осуществление государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, утвержденного постановлением Правительства Архангельской области от 12.01.2010 N 1-пп (далее - Порядок), не предусмотрена возможность оплаты муниципальным образованиям стоимости жилых помещений, переданных детям-сиротам и лицам из их числа, из состава муниципального жилищного фонда. Размер заявленных требований истцом не доказан.
Правительство Архангельской области также не согласилось с решением суда и обратилось с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований к Минфину Архангельской области. Доводы подателя жалобы сводятся к следующему. С 01 января 2013 года органы государственной власти Архангельской области не имели полномочий по наделению органов местного самоуправления муниципальных образований Ненецкого автономного округа государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, поскольку указанное полномочие в соответствии с законодательством Российской Федерации с 01 января 2013 года осуществляется органами государственной власти Ненецкого автономного округа самостоятельно. Поскольку на момент вынесения решения органы государственной власти Архангельской области не осуществляли на территории Ненецкого автономного округа полномочий по обеспечению указанных выше категорий граждан жилыми помещениями, оснований для удовлетворения исковых требований за счет казны Архангельской области не имелось. С 01.01.2013 исполнение данных полномочий относится к компетенции органов государственной власти Ненецкого автономного округа. Квартира N 74 в доме N 3Б по ул. Рыбников в г. Нарьян-Маре была предоставлена Зуеву А.В. в бессрочное владение и пользование. Следовательно, право собственности муниципального образования "Город Нарьян-Мар" на указанную квартиру не прекращено, Администрация не утратила возможность исполнять собственные полномочия за счет данного помещения. Расторжение договора социального найма с Зуевым А.В. и возвращение данной квартиры наймодателю при условии исполнения решения суда может повлечь необоснованные расходы за счет казны Архангельской области и неосновательное обогащение муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар". Ссылки истца на положения гражданского законодательства в обоснование заявленных требований, в частности на нормы Гражданского кодекса Российской Федерации об убытках и возмещении вреда (статьи 15, 16, 1069, 1071) применительно к спорным правоотношениям являются несостоятельными. В данном случае спор носит характер публично-правовых межбюджетных отношений. Перечисление бюджетам муниципальных образований субвенций из областного бюджета осуществляется министерством образования, науки и культуры Архангельской области в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и средств, зачисленных на лицевой счет. Положениями Порядка не предусмотрена возможность оплаты муниципальным образованиям Архангельской области стоимости жилых помещений, переданных детям-сиротам и лицам из их числа, из муниципального жилищного фонда. Дополнительные расходы Администрации, связанные с предоставлением жилого помещения Зуеву А.Н., свидетельствуют о превышении объема субвенции местному бюджету муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар" на осуществление полномочий по предоставлению детям-сиротам жилых помещений, финансовое обеспечение таких расходов должно осуществляться за счет собственных доходов муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар" и источников финансирования дефицита местного бюджета данного муниципального образования. Также апеллянт ссылается на то, что средняя рыночная стоимость жилья, подлежащего предоставлению в Ненецком автономном округе на состав семьи из одного человека, составляет 869 000 руб.
Администрация в отзывах просит апелляционную коллегию решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения; ходатайствует о рассмотрении дела без участия своих представителей.
Стороны и третьи лица о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалоб.
Как следует из материалов дела, решением Нарьян-Марского городского суда Ненецкого автономного округа от 21 мая 2012 года по делу N 2-319/2012 удовлетворен иск прокурора Ненецкого автономного округа в интересах Зуева А.В. к Администрации о предоставлении жилого помещения по договору социального найма.
Решением суда на Администрацию возложена обязанность предоставить Зуеву А.В., как лицу из числа детей-сирот, жилое помещение по договору социального найма, благоустроенное применительно к данному муниципальному образованию, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, в размере не менее 33 кв.м общей площади.
В целях исполнения решения суда, на основании постановления Администрации от 27.09.2012 N 2014, Зуеву А.В. предоставлено по договору социального найма жилое помещение - однокомнатная квартира N 74 в доме N 3Б по ул. Рыбников в г. Нарьян-Маре.
Между муниципальным казенным учреждением "Управление городского хозяйства г. Нарьян-Мара" и Зуевым А.В. 02.10.2012 заключен договор социального найма N 349.
Согласно выполненному оценщиком Егоровым Н.А. отчету от 02.10.2012 N 294/12 рыночная стоимость квартиры, предоставленной Зуеву А.В., по состоянию на 02.10.2012 составляет 2 601 000 руб.
Стоимость услуг по оценке указанной квартиры согласно счету от 02.10.2012 N 294 составила 3000 руб.
Исковые требования мотивированы тем, что в результате предоставления указанной квартиры, муниципальное образование "Городской округ "Город Нарьян-Мар" понесло убытки в размере стоимости квартиры, которые ему не компенсированы. По мнению истца, понесенные им расходы подлежат возмещению за счет средств казны Архангельской области.
Суд первой инстанции, рассмотрев заявленные требования, признал их обоснованными по праву и размеру.
Апелляционная коллегия считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии со статьей 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
В предмет доказывания по делу о взыскании убытков входит установление следующих обстоятельств: противоправности действий (бездействия) ответчика; факта и размера понесенного ущерба; причинной связи между действиями ответчика и возникшими убытками.
Согласно статье 4 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ) дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.
В соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 8 Закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Аналогичное положение закреплено в статье 7 Закона Архангельской области от 05.07.2001 N 49-7-ОЗ (ред. от 23.09.2009) "О дополнительных гарантиях по защите жилищных прав детей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Архангельской области" (принят Архангельским областным Собранием депутатов 05.07.2001).
В силу статьи 5 Закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно статье 46 Закона Архангельской области от 20.09.2005 N 84-5-03 "О порядке наделения органов муниципальных образований Архангельской области и муниципальных образований Ненецкого автономного округа отдельными государственными полномочиями" органы местного самоуправления муниципальных образований, указанных в статье 45 настоящего Областного закона, наделяются государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, не имеющим закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Статьей 45 этого Закона государственными полномочиями, указанными в статье 46 настоящего Областного закона, наделяются органы местного самоуправления городских и сельских поселений и городских округов Архангельской области, городских и сельских поселений и городских округов Ненецкого автономного округа.
Следовательно, администрация муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар" как орган местного самоуправления наделена отдельными государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа.
Вместе с тем согласно части 5 статьи 19 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Суд первой инстанции правомерно сослался на то, что, предоставив жилое помещение Зуеву А.В., муниципальное образование "Городской округ "Город Нарьян-Мар" в силу жилищного законодательства за счет данного жилого помещения не может исполнить собственные обязательства. Следовательно, для исполнения своих основных обязательств, возложенных Жилищным кодексом Российской Федерации, оно будет вынуждено приобрести аналогичное жилое помещение по рыночной стоимости.
Соответственно, убытки Администрации составляют рыночную стоимость квартиры, предоставленной Администрацией Зуеву А.В., на момент ее предоставления.
В силу статьи 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Согласно статье 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного физическому или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности.
Исходя из вышеизложенного, апелляционный суд считает, что суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что в данном случае требования предъявлены к надлежащему ответчику - Минфину Архангельской области.
Убытки в сумме 2 604 000 руб. определены истцом исходя из отчета от 02.10.2012 N 294/12 "Об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости" по состоянию на 02.10.2012. Расходы по проведению оценки стоимости квартиры подтверждаются договором от 02.10.2012 N 294 на оказание услуг по определению рыночной стоимости объекта недвижимости, актом сдачи-приемки услуг по оценке от 04.10.2012, счетом от 02.10.2012 N 294 и платежным поручением от 23.10.2012 N 244485.
Поскольку заявленные требования доказаны истцом по праву и размеру, суд правомерно удовлетворил иск в полном объеме.
Доводы, изложенные в апелляционных жалобах Минфина Архангельской области и Правительства Архангельской области, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, которые были предметом исследования в суде первой инстанции и получили соответствующую оценку, с которой суд апелляционной инстанции согласен.
Так как судом первой инстанции полно исследованы обстоятельства дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не установлено, апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены состоявшегося судебного акта.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 23 января 2013 года по делу N А05-14636/2012 оставить без изменения, апелляционные жалобы Архангельской области в лице Министерства финансов Архангельской области и Правительства Архангельской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Н. Шадрина |
Судьи |
А.Я. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-14636/2012
Истец: администрация МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар"
Ответчик: Архангельская область в лице Министерства финансов Архангельской области
Третье лицо: Министерство образования и науки Архангельской области, Правительство Архангельской области