г. Москва |
|
15 апреля 2013 г. |
Дело N А40-137388/12-94-54 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 апреля 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 апреля 2013 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Москвиной Л.А.,
судей: |
Захарова С.Л., Пронниковой Е.В., |
при ведении протокола |
помощником судьи Яцевой В.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России N 46 по г.Москве
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 17 декабря 2012 года по делу N А40-137388/12-94-54 судьи Лапшиной В.В.
по заявлению Бирюкова О.Л
к Межрайонной ИФНС России N 46 по г.Москве,
третье лицо: Инспекция ФНС России N 43 по г.Москве,
о признании незаконным решения
при участии:
от заявителя: |
Вагин Ю.А. по дов. от 11.09.2012, |
от ответчика: |
Сизов С.С. по дов. от 25.03.2013, |
от третьего лица: |
Савенков В.И. по дов. от 10.01.2013, |
УСТАНОВИЛ:
Бирюков Олег Леонидович (далее - заявитель) обратился в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции ФНС России N 46 по г. Москве (далее - ответчик, регистрирующий орган) о признании незаконным и отмене решения Межрайонной ИФНС России N46 по г. Москве N 15623 от 20.04.2012 г. о предстоящем исключении недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц, вынесенное в отношении ООО "Добра Банька"; признании незаконными действий Межрайонной ИФНС России N46 по г. Москве по исключению ООО "Добра Банька" из Единого государственного реестра юридических лиц на основании решения N 15623 от 20.04.2012 г. о предстоящем исключении ООО "Добра Банька" из Единого государственного реестра юридических лиц; обязании Межрайонную ИФНС России N46 по г. Москве аннулировать в Едином государственном реестре юридических лиц запись за ГРН 2127747894350 от 13.08.2012 г., восстановив статус ООО "Добра Банька" в Едином государственном реестре юридических лиц как действующего юридического лица.
Решением суда от 17.12.2012 признал незаконным и отменил решение Межрайонной ИФНС России N 46 по г. Москве N 15623 от 20.04.2012 г. о предстоящем исключении недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц, вынесенное в отношении ООО "Добра Банька"; признал незаконными действия Межрайонной ИФНС России N46 по г. Москве по исключению ООО "Добра Банька" из Единого государственного реестра юридических лиц на основании решения N 15623 от 20.04.2012 г. о предстоящем исключении ООО "Добра Банька" из Единого государственного реестра юридических лиц; обязал Межрайонную ИФНС России N46 по г. Москве аннулировать в Едином государственном реестре юридических лиц запись за ГРН 2127747894350 от 13.08.2012 г., восстановив статус ООО "Добра Банька" в Едином государственном реестре юридических лиц как действующего юридического лица, в течение десяти дней со дня вступления решения в законную силу.
Ответчик не согласился с решением суда и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
Представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель заявителя поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать, изложил свои доводы.
Представитель третьего лица доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст. 266, 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, выслушав объяснения лиц участвующих в деле, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, считает, что судебный акт подлежит отмене в части обязания Межрайонной ИФНС России N 46 по г.Москве аннулировать в едином государственном реестре юридических лиц запись за ГРН 2127747894350 от 13.08.2012, исходя из следующего.
Согласно ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 ст.200 АПК РФ предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как усматривается из материалов дела, в регистрирующий орган из Инспекции ФНС России N 43 по г. Москве поступили Справки от 30.03.2012 г. N N 8981-О о непредставлении юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документе отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах сборах, и 8981-С об отсутствии в течение последних 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам или об отсутствии у юридического лица открытых банковских счетов в отношении ООО "Добра Банька", по форме, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации N 32н "О утверждении формы справки о непредставлении юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, и формы справки об отсутствии в течение последних 12 месяцев движения денежных средств о банковским счетам или об отсутствии у юридического лица открытых банковских счетов.
На основании представленных сведений регистрирующий орган принял решение от 20.04.2012 N 15623 о предстоящем исключении из единого государственного реестра юридических лиц недействующего юридического лица - ООО "Добра Банька".
Данное решение и сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления, были опубликованы в журнале "Вестник государственной регистрации" номер 16 (374) часть 2 от 25.04.2012 г.
Поскольку заявлений от заинтересованных лиц, обусловленных несогласием с предстоящим исключением юридического лица из ЕГРЮЛ в регистрирующий орган не поступало, 13.08.2012 г. в единый государственный реестр юридических лиц была внесена запись за ГРН 2127747894350 об исключении ООО "Добра Банька" как прекратившего свою деятельность.
Посчитав, что решение и действия Межрайонной ИФНС России N 46 по г. Москве по исключению ООО "Добра Банька" из Единого государственного реестра юридических лиц как недействующего юридического лица, нарушают его права и законные интересы, руководитель и учредитель общества Бирюков Олег Леонидович обратился в арбитражный суд с заявлением.
Согласно пункту 1 статьи 21.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон) юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном Законом.
Пунктом 2 статьи 21.1 Закона предусмотрено, что при наличии одновременно всех указанных в пункте 1 настоящей статьи признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц.
Таким образом, исходя из положений п. 5 Правил ведения единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 438, непосредственными основаниями для принятия регистрирующим органом по месту нахождения юридического лица решения о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ являются:
- документ налогового органа, подтверждающий непредставление юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации;
- документ налогового органа, подтверждающий отсутствие в течение последних 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам или подтверждающего отсутствие у юридического лица открытых банковских счетов, по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации.
Решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления (п. 3 ст. 21.1 Закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").
Заявления могут быть направлены в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В случае направления заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц не принимается и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке (пункт 4 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ).
В соответствии с пунктом 7 статьи 22 Закона N 129-ФЗ, если в течение срока, предусмотренного пунктом 4 статьи 21.1 названного закона, заявления не направлены, регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из единого государственного реестра юридических лиц путем внесения в него соответствующей записи.
Операции по банковским счетам обществом не осуществлялись, что заявителем не оспаривается.
10 апреля 2012 года документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, за период 2010, 2011 года и за 1-й квартал 2012 года были направлены ЗАО "Аудит.Ру:Бухгалтерия", которое согласно договору от 01.04.2012 г. N 12/2011-ДБ осуществляет бухгалтерское обслуживание ООО "Добра Банька", в Инспекцию ФНС России N 43 по г. Москве посредством телекоммуникационного канала связи через оператора связи ЗАО "ПФ СКБ Контур".
Помимо представленных заявителем доказательств, данный факт подтверждается также представленной Инспекций ФНС России N 43 по г. Москве распечаткой из АИС Налог.
Принимая решение об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, регистрирующий орган не учел, что за период с момента выдачи Инспекцией ФНС России N 43 по г. Москве справки от 30.03.2012 г., подтверждающей непредставление обществом отчетности за последние 12 месяцев, до издания решения о предстоящем исключении 20.04.2012 г., ООО "Добра Банька" 10.04.2012 г. представило бухгалтерскую отчетность за 2010 и 2011 года и за 1-й квартал 2012 года.
Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии у ООО "Добра Банька" признаков недействующего юридического лица, и несоответствии оспариваемых решения и действий регистрирующего органа по внесению записи в ЕГРЮЛ об исключении ООО "Добра Банька" из государственного реестра требованиям законодательства Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Апелляционная коллегия не может согласиться с выводом судов в части обязания Межрайонной ИФНС России N 46 по г.Москве аннулировать в едином государственном реестре юридических лиц запись за ГРН 2127747894350 от 13.08.2012, по следующим основаниям.
Согласно статье 4 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее по тексту - Закон о государственной регистрации) в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы.
Кроме того, изменение сведений, содержащихся в конкретной записи государственного реестра, осуществляется путем внесения новой записи со ссылкой на изменяемую запись.
Действующее законодательство о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей не предусматривает возможности восстановления предыдущих записей и исключение записей из реестра.
Согласно части 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
В силу статьи 182 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные акты по требованиям об обязании совершить определенные действия, должны быть исполнимыми.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Закона о государственной регистрации государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.
При осуществлении государственной регистрации с нарушениями закона оспариванию должна подлежать не запись о государственной регистрации внесения соответствующих сведений в государственный реестр, а решение о государственной регистрации, которое является документом, принимаемым по результатам проведенной проверки представленных заявителем документов.
Решение о государственной регистрации, также как и решение об отказе в государственной регистрации, а не сама запись в ЕГРЮЛ, имеют ненормативный характер и являются ненормативными актами, которые могут быть оспорены в порядке, предусмотренном главной 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Таким образом, в силу статьи 11, пункта 3 статьи 5 Закона о государственной регистрации, решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в государственный реестр; при этом в случае изменения содержащихся в государственных реестрах сведений ранее внесенные сведения сохраняются.
В соответствии с пунктом 4 Правил ведения единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 438 "О Едином государственном реестре юридических лиц" (далее - Правила) государственный реестр содержит:
- записи о государственной регистрации при создании, реорганизации, ликвидации юридических лиц, в том числе юридических лиц, специальный порядок регистрации которых установлен федеральными законами, включая коммерческие организации с иностранными инвестициями; записи о прекращении унитарных предприятий, имущественный комплекс которых продан в порядке приватизации или внесен в качестве вклада в уставный капитал открытого акционерного общества;
- записи о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридических лиц;
- записи об изменении сведений, содержащихся в государственном реестре в соответствии с Федеральным законом;
- документы, представленные в регистрирующий орган в соответствии с Федеральным законом и пунктом 5 Правил.
Документы, относящиеся к государственной регистрации юридического лица, содержатся в регистрационном деле этого юридического лица, которое является частью государственного реестра.
Решение суда в части обязания Межрайонной ИФНС России N 46 по г.Москве аннулировать в едином государственном реестре юридических лиц запись за ГРН 2127747894350 от 13.08.2012 не может быть признано обоснованным еще и по той причине, что оно противоречит пункту 5 Правил ведения единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 438, согласно которых изменение сведений, содержащихся в конкретной записи государственного реестра, осуществляется путем внесения новой записи со ссылкой на изменяемую запись.
В связи с этим, решение в указанной части в силу неправильного применения Закона о государственной регистрации подлежит отмене, а в остальной части - оставлению без изменения, как законное и обоснованное.
Руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 17 декабря 2012 года по делу N А40-137388/12-94-54 отменить в части обязания Межрайонной ИФНС России N 46 по г.Москве аннулировать в едином государственном реестре юридических лиц запись за ГРН 2127747894350 от 13.08.2012.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.А.Москвина |
Судьи |
С.Л.Захаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-137388/2012
Истец: Бирюков О. Л
Ответчик: Межрайонная ИФНС России N46 по г. Москве
Третье лицо: Инспекция ФНС России N 43 по г. Москве, ИФНС Росии N43 по г. Москве