г. Красноярск |
|
25 марта 2013 г. |
Дело N А74-4903/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена "18" марта 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен "25" марта 2013 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бутиной И.Н.,
судей: Белан Н.Н., Радзиховской В.В.,
секретаря судебного заседания Бахтеевой Э.Б.,
при участии:
от прокурора Республики Хакасия: Кулябовой Ю.А., старшего прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Красноярского края;
от общества с ограниченной ответственностью "Крепость-Абакан": Дисевич П.И., представителя по доверенности от 01.04.2010,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу прокурора Республики Хакасия
на решение Арбитражного суда Республики Хакасия от "04" декабря 2012 года по делу N А74-4903/2012, принятое судьей Конкиной И.И.,
установил:
прокурор Республики Хакасия обратился в Арбитражный суд Красноярского края с исковым заявлением в интересах муниципального образования Таштыпский район в лице уполномоченного органа администрации Таштыпского района (ИНН 1909051438, ОГРН 1031900758042) к обществу с ограниченной ответственностью "Крепость-Абакан" (ИНН 1901078075, ОГРН 1071901001512, далее - ООО "Крепость-Абакан") о признании недействительным в силу ничтожности муниципального контракта от 26.06.2012 N 2012.68461 на поставку автомобиля Toyota Camry, 2012 года выпуска, идентификационный номер (VIN) XW7BF4FKX0S009826, заключенного между администрацией Таштыпского района и ООО "Крепость-Абакан"; о применении последствий недействительности ничтожной сделки в виде обязания администрации Таштыпского района вернуть ООО "Крепость-Абакан" полученное по сделке транспортное средство, обязания ООО "Крепость-Абакан" вернуть администрации Таштыпского района полученные по сделке денежные средства в сумме 1 433 259 рублей 48 копеек.
Определением суда от 19.10.2012 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия.
Решением от 04.12.2012 Арбитражный суд Республики Хакасия отказал в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
При этом суд первой инстанции исходил из недоказанности факта нарушения ответчиком требований Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закона о размещении заказов), Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закона о защите конкуренции), норм Бюджетного кодекса Российской Федерации при проведении аукциона по приобретению легкового автомобиля для нужд администрации Таштыпского района.
Не согласившись с принятым решением, прокурор Республики Хакасия обратился с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, в которой просил обжалуемый судебный акт отменить - принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска.
В апелляционной жалобе от 28.12.2012 N 8/3-173-2012 и дополнительных пояснениях к жалобе от 13.03.2013 N 8/3-173-2012 прокурор настаивает на том, что администрацией Таштыпского района при заключении муниципального контракта на поставку автомобиля Toyota Camry нарушены положения частей 2, 3, 3.1 статьи 34 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", статей 15, 16, 17 Закона о защите конкуренции, статьи 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
По мнению прокурора, предъявленные требования к товару исключают возможность поставки автомобилей других марок, не имеющих комплектацию "N 4 Престиж", навигационной системы Toyota на русском языке с жестким диском, системой курсовой устойчивости VSC и дополнительного оборудования Camry, что привело к ограничению количества участников размещения заказа.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия, поддерживая правовую позицию прокурора, представило в материалы дела отзыв по существу доводов апелляционной жалобы от 05.02.2013 N 06-580, в котором пояснило следующее.
Антимонопольный орган на основании письма прокуратуры Таштыпского района от 28.05.2012 N 7-24-2012 провел анализ технического задания документации об аукционе на приобретение легкового автомобиля Toyota Camry (или эквивалент) для администрации Таштыпского района и пришел к выводу о наличии в действиях муниципального заказчика нарушений части 1 статьи 41.6, части 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов.
Ответчик, ООО "Крепость-Абакан", представил в материалы дела отзыв по существу доводов апелляционной жалобы без даты, без номера, пояснив, что указание в аукционной документации подробных характеристик не препятствовало участникам размещения заказа предложить в заявке другой товар, имеющий аналогичные или улучшенные технические или функциональные характеристики, и соответствующий потребностям заказчика. По мнению ответчика, прокурор не доказал факта ограничения доступа иных лиц к участию в торгах.
Администрация Таштыпского района также представила в материалы дела отзыв по существу доводов апелляционной жалобы без даты, без номера, настаивая на законности и обоснованности обжалуемого решения.
В канцелярию апелляционного суда поступило ходатайство Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия об участии в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Хакасия.
Определением от 08.02.2013 в удовлетворении ходатайства отказано ввиду отсутствия технической возможности.
В судебном заседании прокурор поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Определением апелляционного суда от 11.02.2013 рассмотрение апелляционной жалобы отложено на 11.03.2013.
Распоряжением председателя коллегии Бабенко А.Н. произведена замена судей Кириловой Н.А. и Магда О.В. в связи с нахождением их в очередном отпуске на судей Белан Н.Н. и Радзиховскую В.В.
Протокольным определением суда от 11.03.2013 в судебном заседании объявлен перерыв до 18.03.2013.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия, явку полномочного представителя в суд апелляционной инстанции не обеспечило.
Материалами дела подтверждается надлежащее извещение указанного третьего лица о времени и месте рассмотрения дела судом первой инстанции.
Копия определения о принятии апелляционной жалобы направлялась третьему лицу судом апелляционной инстанции. Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы размещена Третьим арбитражным апелляционным судом на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации 21.01.2013.
При изложенных обстоятельствах, в силу статей 121 - 123, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции признает третье лицо надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы и рассматривает жалобу в отсутствие его представителя.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
На основании заявки администрации Таштыпского района от 21.05.2012 уполномоченный орган - Управление муниципальным имуществом администрации Таштыпского района разместил государственный заказ на приобретение легкового автомобиля Toyota Camry (или эквивалент) для нужд администрации Таштыпского района согласно техническому заданию, в соответствии с которым разработал и разместил 01.06.2012 на общероссийском официальном сайте извещение и документацию об открытом аукционе в электронной форме.
В техническом задании к аукционной документации на приобретение легкового автомобиля Toyota Camry (или эквивалент) начальной (максимальной) стоимостью - 1 433 259 рублей 48 копеек, уполномоченный орган указал требования, установленные заказчиком к качеству, техническим характеристикам товара, требования к его безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам).
Согласно протоколу подведения итогов открытого аукциона в электронной форме от 14.06.2012 на приобретение легкового автомобиля Toyota Camry (или эквивалент) поступила одна заявка от ООО "Крепость-Абакан", которое допущено к участию в открытом аукционе в электронной форме и признано участником открытого аукциона в электронной форме.
В связи с тем, что на участие в открытом аукционе подана только одна заявка и один участник размещения заказа признан участником аукциона, комиссия приняла решение признать открытый аукцион в электронной форме несостоявшимся, рекомендовала заказчику заключить муниципальный контракт на приобретение легкового автомобиля с единственным участником размещения заказа ООО "Крепость-Абакан" за начальную (максимальную) цену контракта - 1 433 259 рублей 48 копеек.
26.06.2012 администрация Таштыпского района (заказчик) и ООО "Крепость-Абакан" (поставщик) заключили муниципальный контракт N 2012.68461 на поставку автомобиля марки Toyota Camry стоимостью 1 433 259 рублей 48 копеек. 29.06.2012 стороны подписали акт приема-передачи автомобиля.
Платежными поручениями от 03.07.2012 N 2211298, от 23.07.2012 N 2274059, от 26.07.2012 N 2288754 администрация Таштыпского района перечислила на расчетный счет ООО "Крепость-Абакан" денежные средства в общей сумме 1 433 259 рублей 48 копеек.
Ссылаясь на заключение муниципального контракта с нарушением требований частей 2, 3, 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов, статей 15, 16, 17 Закона о защите конкуренции и статьи 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации, прокурор Республики Хакасия обратился в арбитражным суд с настоящим иском.
Повторно рассмотрев материалы дела, проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, арбитражный апелляционный суд не установил оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены судебного акта.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.
Согласно статье 34 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.
В силу пункта 2 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.
В соответствии с пунктом 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции под недобросовестной конкуренцией понимаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.
В статье 9 указанного Закона установлен запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия хозяйствующих субъектов.
Согласно части 1 статьи 17 Закона при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:
1) координация организаторами торгов или заказчиками деятельности его участников;
2) создание участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;
3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов;
4) участие организаторов торгов или заказчиков и (или) работников организаторов торгов или работников заказчиков в торгах.
В силу части 4 статьи 17 Закона о защите конкуренции нарушение правил, установленных настоящей статьей, является основанием для признания судом соответствующих торгов и заключенных по результатам таких торгов сделок недействительными.
В соответствии с частью 1 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд производится в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении и заказов для государственных и муниципальных нужд.
Согласно статье 1 Закона о размещении заказов заключение контракта для муниципальных нужд направлено, в частности, на развитие добросовестной конкуренции, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.
В силу статьи 10 Закона о размещении заказов размещение заказа может осуществляться: путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме.
В соответствии со статьей 41.1 упомянутого Закона под открытым аукционом в электронной форме на право заключить контракт понимается открытый аукцион, проведение которого обеспечивается оператором электронной площадки на сайте в сети Интернет, в порядке, установленном главой 3 настоящего закона.
В соответствии с частью 1 статьи 41.6 Закона аукционная документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1-6 статьи 34 указанного закона.
В части 2 статьи 41.6 Закона о размещении заказов установлено, что документация об аукционе должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
Документация об аукционе в соответствии с частью 3 статьи 34 Закона содержать указание на товарные знаки. При указании в документации об аукционе на товарные знаки они должны сопровождаться словами "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком. Эквивалентность товаров определяется в соответствии с требованиями и показателями, устанавливаемыми в соответствии с частью 2 настоящей статьи.
Согласно части 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
В соответствии с частью 2 статьи 22 Закона функциональные характеристики товара обозначены как потребительские свойства товара. При этом конкурсная документация должна содержать требования, в том числе и к функциональным характеристикам - потребительским свойствам товара.
Как следует из материалов дела, в аукционной документации предметом аукциона в электронной форме указано приобретение легкового автомобиля Toyota Camry или эквивалент. В техническом задании указаны требования, установленные заказчиком, к качеству, техническим характеристикам товара, требования к безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара потребностям заказчика.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что содержащееся в аукционной документации указание на товарный знак Toyota Camry с указанием слов "или эквивалент" соответствует положениям статьи 34 Закона о размещении заказов.
При этом наличие в аукционной документации указания на конкретную модификацию автомобиля, а также незначительное количеств технических и функциональных характеристик, относящихся к указанной модификации, не препятствовало участникам размещения заказа предложить в заявке другой товар, имеющий аналогичные или улучшенные технические и функциональные характеристики, который соответствовал бы потребностям заказчика.
Администрация Таштыпского района и ООО "Крепость-Абакан" представили в материалы дела доказательства наличия автотранспортных средств, которые могли бы служить эквивалентом по всем техническим характеристикам, указанным в аукционной документации.
Указанным техническим характеристикам соответствуют автомобили следующих марок: Renault, Audi A6, Nissan Teana, Lexus ES 350, что подтверждается представленными в дело доказательствами. В частности, согласно технической документации на автомобиле Audi A6 установлена навигационная система Toyota на русском языке с жестким диском.
В апелляционной жалобе прокурор указывает, что упомянутые нарушения, допущенные при размещении заказа, исключили возможность поставки автомобилей других марок и повлекли за собой ограничение количества участников размещения заказа.
Между тем прокурор Республики Хакасия не представил доказательства, свидетельствующие о том, что содержащиеся в аукционной документации требования к автомобилю, создали одним участникам размещения заказа преимущество перед другими, являются непреодолимыми для других потенциальных участников размещения заказа, а также каким-либо иным способом повлекли за собой ограничение количества участников размещения заказа.
Довод прокурора о том, что потраченные на приобретение автомобиля денежные средства могли быть направлены на решение других социально-значимых вопросов, отклоняется судом апелляционной инстанции как необоснованный.
В статье 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках предоставленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
Согласно пункту 23 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" при оценке соблюдения участниками бюджетного процесса указанного принципа судам необходимо учитывать, что участники бюджетного процесса в рамках реализации поставленных перед ними задач и в пределах выделенных на определенные цели бюджетных средств самостоятельно определяют необходимость, целесообразность и экономическую обоснованность совершения конкретной расходной операции.
В связи с этим конкретная расходная операция может быть признана неэффективным расходованием бюджетных средств только в случае, если уполномоченный орган докажет, что поставленные перед участником бюджетного процесса задачи могли быть выполнены с использованием меньшего объема средств или что, используя определенный бюджетом объем средств, участник бюджетного процесса мог бы достигнуть лучшего результата.
Как следует из материалов дела, на 2012 год за счет средств местного бюджета для нужд аппарата администрации Таштыпского района на приобретение основных средств предусмотрено 2 241 000 рублей.
Фактически муниципальный контракт выполнен в пределах средств, отпущенных на его исполнение.
При этом денежные средства, предусмотренные в бюджете на приобретение основных средств, в соответствии с бюджетным законодательством не могли быть направлены на другие нужды.
С учетом изложенных выше обстоятельств, суд правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Более того, оспариваемый договор заключен администрацией Таштыпского района (заказчиком) и ООО "Крепость-Абакан" (поставщиком) по результатам проведения открытых торгов по продаже автомобиля.
Положения статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливают обязательность оспаривания торгов до оспаривания сделки купли-продажи в случае нарушения правил (процедуры) проведения торгов.
Заключенный после проведения аукциона по продаже муниципального имущества государственный контракт оспаривается прокурором по процедурным основаниям (довод прокурора о том, что размещение заказа представляло собой конкретную заявку), что по правилам названной выше статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускается.
В установленном частью 1 статьи 449 Кодекса порядке торги (результаты размещения муниципального заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме) не оспорены.
Доказательств несоответствия самой сделки требованиям какого-либо закона или иных нормативных актов прокурором Республики Хакасия не представлено.
При указанных обстоятельствах и, учитывая предмет и основание настоящего иска, у суда отсутствовали правовые основания для его удовлетворения.
Иные доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
При указанных обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не установлено.
Государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относится на заявителя, но не подлежит взысканию с него в силу пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающего освобождение прокурора и органов местного самоуправления от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Хакасия от "04" декабря 2012 года по делу N А74-4903/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
И.Н. Бутина |
Судьи |
Н.Н. Белан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А74-4903/2012
Истец: МО "Таштыпский район -Администрация Таштыпского района, Прокурор Республики Хакасия
Ответчик: ООО "Крепость-Абакан"
Третье лицо: Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия, Управление Федеральной антимонопольной службы по РХ, Администрация Таштыпского района Республики Хакасия, Прокурор Республики Хакасия