г. Санкт-Петербург |
|
05 апреля 2013 г. |
Дело N А56-46496/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 марта 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 апреля 2013 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Глазкова Е.Г.
судей Слобожаниной В.Б., Черемошкиной В.В.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Суворовой Т.О.
при участии:
от истца: представитель не явился, уведомлен
от ответчика: представители Мальцева А.С. по доверенности от 26.03.2013, Каликин К.М. по доверенности от 26.03.2013
от 3-го лица: представитель не явился, уведомлен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-489/2013) ФКУ "Федеральное управление автомобильных дорог "Сибирь" Федерального дорожного агентства" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.10.2012 по делу N А56-46496/2012(судья Дудина О.Ю.), принятое по исковому заявлению ФКУ "Федеральное управление автомобильных дорог "Сибирь" Федерального дорожного агентства"
к ООО "Монополия"
3-е лицо: Управление государственного автодорожного надзора по Кемеровской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
о взыскании 206 871 руб. 64 коп.
установил:
Федеральное казенное учреждение "Федеральное управление автомобильных дорог "Сибирь" Федерального дорожного агентства" (630008, Новосибирск Город, Добролюбова Улица, 111, ОГРН 1035401907287, далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд города Санкт - Петербурга и Ленинградской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "МОНОПОЛИЯ" (196006, Санкт-Петербург г, Заставская ул, 4, ОГРН 5067847272334, далее - Общество) о взыскании 206 871 руб. 64 коп. платы за провоз тяжеловесного груза при проезде по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление государственного автодорожного надзора по Кемеровской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - Управление).
Решением от 12.10.2012 арбитражный суд первой инстанции удовлетворил исковые требования в части взыскания с ООО "Монополия" в доход федерального бюджета 27 684 руб. платы за провоз тяжеловесного груза по автомобильным дорогам федерального значения, в удовлетворении остальной части иска отказал.
Решение обжаловано истцом в апелляционном порядке в части отказа в удовлетворении исковых требований.
В жалобе истец указывает, что ФКУ "Сибуправтодор" не был ознакомлен с отзывом ответчика и был лишен возможности направить в суд возражения на него; отзыв поступил без приложений; контррасчет платы за провоз тяжеловесного груза при проезде по автомобильным дорогам общего пользования федератьного значения в размере 27 684 руб., представленный ООО "Монополия", в ФКУ "Сибуправтодор" направлен не был. Истец оспаривает правомерность представленного ответчиком расчета, который был положен в основу обжалуемого решения.
От ответчика поступил отзыв на жалобу, в котором Общество возражает против удовлетворения апелляционной жалобы.
В судебное заседание представители истца и третьего лица не явились.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителя Учреждения и Управления, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Решение проверено в апелляционном порядке в обжалуемой части.
Исследовав материалы дела, заслушав объяснения представителей ответчика, обсудив доводы жалобы, апелляционный суд не находит оснований для ее удовлетворения.
Согласно материалам дела, Общество приняло груз к перевозке по маршруту Санкт - Петербург - Красноярск, что подтверждается товарной накладной от 11.04.2012 N 9465.
В соответствии с письмом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 25.03. 2009 N ВД-4171/04, распоряжениями департамента имущества и земельных отношений от 04.08.2003 N1833-р и территориального управления по Новосибирской области от 05.10.2005 N 1512 автомобильные дороги 1Р402 (Омская область), М-51 "Байкал" (Омская и Новосибирская области), М-53 (Новосибирская и Кемеровские области) находятся на балансе истца и закреплены на праве оперативного управления.
В период с 16.04.2012 по 15.05.2012 согласно приказу ФКУ "Сибуправтодор" от 27.02.2012 N 58, было введено временное ограничение движения транспортных средств с грузом или без груза, следующих по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения (далее - временное ограничение движения в весенний период) в границах Кемеровской, 7 Новосибирской, Омской и Томской областей с превышением временно установленных предельно допустимых нагрузок на оси.
19.04.2012 в ходе осуществления весового контроля на стационарном пункте весового контроля N 44 федеральной автомобильной дороги М-53 "Новосибирск - Иркутск" с подъездом к Томску на 158 км. выявлено нарушение требований нормативных правовых актов, регулирующих перевозку тяжеловесного груза, автотранспортом (грузовой автомобиль тягач Mersedes Benz Axor государственный регистрационный знак в158кх 178, полуприцеп SCHMITZ CARGOBULL SKO государственный регистрационный знак 78вв1760), принадлежащим Обществу (Свидетельства о регистрации транспортного средства от 31.01.2012 серии 78 ХЕ N 121741), а именно: перевозка с превышением установленных предельных значений полной массы и (или) осевой массы транспортного средства при отсутствии специального разрешения на перевозку.
Выявленное нарушение зафиксировано в акте от 19.04.2012 N 186.
Согласно акту "о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось" N 186 от 19.04.2012 превышение по осям транспортного средства Мегзедез Вепг Ахог государственный регистрационный знак в158кх 178, полуприцеп 8СНМ1Т2 САКООВ1ЛХ 8КО государственный регистрационный знак 78вв1760 составило:
Ось |
1-ая ось |
2-ая ось |
3-я ось |
4-ая ось |
5-ая ось |
Допустимые значения осевой нагрузки (т) |
9,00 |
10,00 |
7,00 |
7,00 |
7,00 |
Фактические значения осевой нагрузки (т) |
6,62 |
12,50 |
3,68 |
3,68 |
3,54 |
Превышение осевой нагрузки (т) |
0 |
2,50 |
0 |
0 |
0 |
Превышение осевой нагрузки (%) |
0 |
25 |
0 |
0 |
0 |
Таким образом, имело превышение нагрузки на одну ось. В акте произведен расчет суммы причиненного ущерба в виде платы за провоз тяжеловесного груза, исходя из маршрута протяженностью 265 км, что составило 33 525 руб.
Ссылаясь на то, что размер вреда, нанесенного в результате нарушения установленных требований, составил 206 871,64 руб.(исходя из расчета протяженности маршрута 1393 км), и Общество в добровольном порядке плату за провоз тяжеловесного груза не внесло, что Учреждение обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции признал обоснованными требования истца в размере 27 684 руб., отказав в удовлетворении остальной части иска.
Апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
В силу части 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1079 Гражданского кодекса РФ обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.).
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об автомобильных дорогах).
Согласно пунктам 11 и 13 статьи 11 Закона об автомобильных дорогах, установление порядка возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, порядка определения размера такого вреда; порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных и(или) тяжеловесных грузов, и транспортных средств, осуществляющих перевозки крупногабаритных грузов; порядка осуществления весового и габаритного контроля, в том числе организации пунктов весового и габаритного контроля, и порядка определения постоянно действующих маршрутов транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных, тяжеловесных и(или) крупногабаритных грузов, отнесено к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.
Пунктом 7 статьи 12 Закона установлено, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится определение размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения.
В частях 1 и 2 статьи 30 Закона закреплено, что временные ограничения или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам могут устанавливаться, в том числе, в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий, в случае снижения несущей способности конструктивных элементов автомобильной дороги, ее участков. Временные ограничения или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам осуществляются в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение приведенной нормы Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 27.08.2009 N 149 утвержден Порядок осуществления временных ограничений или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам (далее - Порядок осуществления временных ограничений).
Согласно пунктам 5.2, 6 Порядка, акт о введении ограничения принимается для автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, который устанавливает в таком акте сроки начала и окончания периодов временного ограничения или прекращения движения; автомобильные дороги (участки автомобильных дорог), на которых вводятся временные ограничения или прекращение движения; организации, обеспечивающие временное ограничение или прекращение движения.
В пункте 19 Порядка осуществления временных ограничений предусмотрено, что в период введения временного ограничения движения в весенний период движение по автомобильным дорогам транспортных средств с грузом или без груза, нагрузки на оси которых превышают предельно допустимые нагрузки, установленные актом о введении ограничения, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим правоотношения в сфере перевозки тяжеловесных грузов.
В силу части 1 статьи 31 Закона об автомобильных дорогах движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и(или) крупногабаритных грузов, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями настоящей статьи.
Размер вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, в случае движения таких транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (пункт 2 части 9 статьи 31 Закона).
Порядок возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, и порядок определения размера такого вреда устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 8 статьи 31 Закона об автомобильных дорогах).
В соответствии с пунктами 2, 5 Правил возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 N 934, вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, подлежит возмещению владельцами транспортных средств; размер платы в счет возмещения вреда определяется в зависимости от:
а) превышения установленных правилами перевозки грузов автомобильным транспортом, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, значений, в том числе: предельно допустимой массы транспортного средства; предельно допустимых осевых нагрузок транспортного средства;
б) размера вреда, определенного соответственно для автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения, частных автомобильных дорог;
в) протяженности участков автомобильных дорог федерального значения, участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, участков автомобильных дорог местного значения, участков частных автомобильных дорог, по которым проходит маршрут транспортного средства;
г) базового компенсационного индекса текущего года.
В таблице 2 Приложения к названным Правилам установлен размер вреда при превышении значений предельно допустимых осевых нагрузок на каждую ось транспортного средства.
Исходя из приведенных положений, превышение значений предельно допустимых осевых нагрузок на каждую ось транспортного средства наряду с превышением значения предельно допустимой массы транспортного средства является самостоятельными основаниями для возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам.
Приказом Учреждения от 27.02.2012 N 58 "О введении временных ограничений движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения в 2012 году" с 16.04. по 15.05.2012 г. установлено временное ограничение движения транспортных средств с грузом или без груза, следующих по автомобильным дорогам общего федерального значения в границах Кемеровской, Новосибирской, Омской и Томской областей с превышением временно установленных предельно допустимых нагрузок на оси.
В материалы дела представлен акт от 19.04.2012 N 186, в котором зафиксировано, что превышение допустимых нагрузок на одной оси транспортного средства произошло на маршруте "Новосибирск - Кемерово" протяженностью 265 км.
Между тем, иск заявлен исходя из протяженности маршрута 1393 км по участкам дорог, находящихся в оперативном управлении истца.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что размер ущерба в сумме 206 871 руб., истцом в нарушение части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не доказан.
Истцом не опровергнуты доводы ответчика о том, что на протяжении маршрута имело место перемещение товара в автомобиле при разгрузке в 6 пунктах. Соответственно, нагрузка на ось изменилась. Ответчик не доказал, что на ином участке маршрута, кроме зафиксированного в акте, имело место превышение допустимых нагрузок.
В соответствии с Таблицей 2 Правил возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 934 от 16.11.2009 г. при превышении предельно допустимых осевых нагрузок на ось транспортного средства на 25 % размер вреда в период временных ограничений в связи с неблагоприятными природно-климатическими условиями составляет 7710 рублей на 100 км.
В соответствии с п. 6 Правил возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 934 от 16.11.2009 г. размер платы в счет возмещения вреда рассчитывается применительно к каждому участку автомобильной дороги, по которому проходит маршрут транспортного средства, по формуле:
Таким образом, размер вреда, причиненного транспортным средством Мегзеёез Вепг Ахог государственный регистрационный знак в158кх 178, полуприцеп 8СНМ1Т2 САК.ООВ1ЛХ 8КО государственный регистрационный знак 78вв1760, осуществлявшим перевозку тяжеловесного груза, при движении по автомобильным дорогам федерального значения составил:
(0 (превышение по массе ТС) + 0 (1 ось) +7710 (2 ось) + 0 (3 ось) + 0 (4 ось) + 0 (5 ось) * 2, 65 (протяженность маршрута) * 1,355 (базовый компенсационный индекс 2012 года) = 27 684 руб. 68 коп.
В связи с изложенным, суд первой инстанции правильно определил размер вреда в размере 27 684 руб. отказав в удовлетворении остальной части иска.
Ссылки истца на отсутствие своевременного получения от ответчика отзыва, приложений к нему и контррасчета, отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку в материалы дела отзыв поступил 28.09.2012, судебное заседание состоялось 03.10.2012. Таким образом, истец мог заблаговременно ознакомиться с материалами дела и представить свои возражения по делу.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.10.2012 по делу N А56-46496/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.Г. Глазков |
Судьи |
В.Б. Слобожанина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-46496/2012
Истец: Федеральное казенное учреждение "Федеральное управление автомобильных дорог "Сибирь" Федерального дорожного агентства", ФКУ "Федеральное управление автомобильных дорог "Сибирь" Федерального дорожного агентства"
Ответчик: ООО "Монополия"
Третье лицо: Управление государственного автодорожного надзора по Кемеровской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта