г. Красноярск |
|
02 апреля 2013 г. |
Дело N А33-12420/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена "26" марта 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен "02" апреля 2013 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бутиной И.Н.,
судей: Белан Н.Н., Радзиховской В.В.,
секретаря судебного заседания Савицкас Н.В.,
при участии:
от Региональной энергетической комиссии Красноярского края: Сутыриной Л.А., представителя по доверенности от 27.06.2012 N 1-2086/3;
от открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания "Сибири": Петровой Ю.В., представителя по доверенности от 20.12.2012 N 146Н/169;
от общества с ограниченной ответственностью "Региональная сетевая компания": Мартумян Я.Р., представителя по доверенности от 21.01.2013,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Региональной энергетической комиссии Красноярского края на решение Арбитражного суда Красноярского края от "11" января 2013 года по делу N А33-12420/2012, принятое судьей Медведевой О.И.,
установил:
открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания "Сибири" (ИНН 2460069527, ОГРН 1052460054324, далее - ОАО "МРСК Сибири") обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Региональной энергетической комиссии Красноярского края (ИНН 2466070303, ОГРН 1022402656902, далее - РЭК) о признании незаконным бездействия по неустановлению размера платы по индивидуальному проекту на основании заявления от 20.02.2012 N 1.3/01/1849-исх и обязании установить размер платы по индивидуальному проекту на основании упомянутого заявления и представленных документов к данному заявлению и письму от 30.03.2012 N 1.3/01/3816-исх.
Определением от 07.08.2012 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне заявителя, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Региональная сетевая компания" (ИНН 2463064830, ОГРН 1032402211456, далее - ООО "РСК").
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 11.01.2013 заявление удовлетворено частично: бездействие РЭК по неустановлению размера платы по индивидуальному проекту на основании заявления ОАО "МРСК Сибири" от 20.02.2012 N 1.3/01/1849-исх признано незаконным. В удовлетворении остальной части заявления отказано.
Частично удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из того, что оспариваемое бездействие противоречит требованиям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Не согласившись с данным судебным актом, РЭК обратилась в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просила отменить решение суда в части признания незаконным бездействия РЭК по неустановлению размера платы по индивидуальному проекту на основании заявления ОАО "МРСК Сибири" от 20.02.2012 N 1.3/01/1849-исх, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В остальной части заявитель просил оставить решение суда без изменения.
В обоснование своих возражений заявитель указал на ошибочность вывода суда о том, что содержащиеся в заключении и дополнительном заключении выводы являются выводами РЭК.
Как указал податель жалобы, выводы РЭК о том, что заявление ОАО "МРСК Сибири" не соответствует требованиям действующего законодательства, предъявляемым к заявлениям об установлении платы по индивидуальному проекту в части обоснования инвестиционной составляющей, основаны на более общей совокупности аргументов, чем это указано судом в обжалуемом решении; вывод суда в части возможности направления сетевой организацией в регулирующий орган неподписанного уполномоченным лицом проекта договора не согласуется с общим положением главы 28 Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении договора, противоречит пунктам 15, 30.1, 30.4 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила технологического присоединения), поскольку с учетом указанных норм понятие "проект договора" используется в одном значении - в значении завизированного сетевой организацией проекта договора.
По мнению РЭК, учитывая ее право запрашивать дополнительные документы и информацию при рассмотрении заявления ОАО "МРСК Сибири", замечания РЭК являлись обоснованными.
Заявитель жалобы полагает, что ОАО "МРСК Сибири" не доказало факт нарушения оспариваемым бездействием его прав и законных интересов, поскольку до утверждения платы за технологическое присоединение обязанность по заключению соответствующего договора и осуществлению мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств у сетевой организации не наступает.
ОАО "МРСК Сибири" в отзыве на апелляционную жалобу от 26.03.2013 возразило против доводов апелляционной жалобы.
По мнению ОАО "МРСК Сибири", заявителем жалобы допущено смешение взаимоотношений "заявитель - сетевая организация" и "сетевая организация - регулирующий орган", в связи с чем РЭК пришла к необоснованному выводу о том, что сетевая организация обязана представлять в регулирующий орган договор с подписью уполномоченного лица.
В подтверждение факта нарушения оспариваемым бездействием прав ОАО "МРСК Сибири" последнее пояснило, что невозможность технологического присоединения объектов электросетевого хозяйства заявителя ООО "РСК" к сетевым объектам ОАО "МРСК Сибири" (ввиду неустановленной РЭК платы) влечет отсутствие возможности оказания услуг по передаче электроэнергии до указанного потребителя и, как следствие, невозможность получения дополнительных доходов от реализации упомянутых услуг.
ООО "РСК" в отзыве на апелляционную жалобу от 13.03.2013 поддержало доводы апелляционной жалобы.
Как пояснило ООО "РСК", у сетевой организации (ОАО "МРСК Сибири") существует техническая возможность технологического присоединения энергопринимающих устройств, указанных в заявке ООО "РСК", поскольку согласно пункту 28 Правил технологического присоединения при осуществлении мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств ООО "РСК" на момент подачи заявки ООО "РСК" все условия энергоснабжения сохраняются, ограничение по мощности отсутствует, а также отсутствует необходимость сооружения ОАО "МРСК Сибири" - "Красноярскэнерго" новых объектов элекросетевого хозяйства, так как прокладка кабельной линии будет осуществлена силами и за счет ООО "РСК".
По мнению ООО "РСК", из указанного следует, что основания для технологического присоединения по индивидуальному проекту отсутствуют, в связи с чем плата должна взиматься ОАО "МРСК Сибири" в общем порядке.
ООО "РСК" полагает, что нарушение прав ОАО "МРСК Сибири" со стороны РЭК отсутствует. Напротив, действиями ОАО "МРСК Сибири" нарушаются права ООО "РСК" и нормы законодательства о технологическом присоединении при рассмотрении заявки ООО "РСК".
Данные обстоятельства, как указало ООО "РСК", подтверждаются решением Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю (далее - УФАС по Красноярскому краю) от 14.03.2013.
В судебном заседании представитель ООО "РСК" в обоснование доводов отзыва на апелляционную жалобу устно ходатайствовал о приобщении к материалам дела копии определения Арбитражного суда Красноярского края от 18.02.2013 по делу N А33-2043/2013, из которого следует, что ОАО "МРСК Сибири" обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к РЭК о признании незаконным действия, выразившегося в отказе установить плату за техническое присоединение по индивидуальному проекту на основании заявления от 20.02.2012 N 1.3/01/1849-исх, и об обязании установить размер платы по индивидуальному проекту на основании упомянутого заявления, а также копии решения УФАС по Красноярскому краю от 14.03.2013.
В связи с этим РЭК также устно ходатайствовала о приобщении заявления ОАО "МРСК Сибири", на основании которого возбуждено производство по делу N А33-2043/2013. Как пояснила РЭК, из данного заявления усматривается предмет заявленных ОАО "МРСК Сибири" требований.
В порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации копия решения Управления Федеральной антимонопольной службы от 14.03.2013 и копия определения Арбитражного суда Красноярского края от 18.02.2013 по делу N А33-2043/2013 приобщены к материалам дела как представленные в обоснование пояснений по доводам апелляционной жалобы РЭК.
В приобщении заявления "МРСК Сибири", на основании которого возбуждено производство по делу N А33-2043/2013, суд отказал, поскольку предмет заявленных требований указан в тексте определения Арбитражного суда Красноярского края от 18.02.2013 по делу N А33-2043/2013.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Поскольку лица, участвующие в деле, не заявили возражений, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части (в части признания незаконным бездействия РЭК по неустановлению размера платы по индивидуальному проекту на основании заявления ОАО "МРСК Сибири" от 20.02.2012 N 1.3/01/1849-исх).
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
20.02.2012 на основании заявки на технологическое присоединение, поступившей от ООО "РСК", ОАО "МРСК Сибири" в адрес РЭК направлено заявление за N 1.3/01/1849-исх с просьбой установить размер платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств ООО "РСК" к электрическим сетям филиала ОАО "МРСК Сибири" - "Красноярскэнерго" на основании прилагаемого расчета и материалам, представленным согласно Методическим указаниям по определению платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утвержденным Приказом Федеральной службы по тарифам России от 30.11.2010 N 365-э/5 (в редакции Приказа ФСТ РФ от 09.08.2011 N 190-э/1).
07.03.2012 РЭК в адрес ОАО "МРСК Сибири" направило письмо за номером 1-409/1, в котором уведомила о том, что по результатам предварительного рассмотрения заявления от 20.02.2012 N 1.3/01/1849-исх (вх. N 741 от 29.02.2012) по установлению размера платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) ООО "РСК" (объект - нежилое помещение, расположенное по адресу: г. Красноярск, Октябрьский район, ул. Телевизорная, 1, строение 9, помещение 125) к электрическим сетям филиала ОАО "МРСК Сибири" - "Красноярскэнерго" установлено ненадлежащее оформление ряда документов, в связи с чем необходимы дополнительные пояснения по вопросам, изложенным в этом письме.
30.03.2012 ОАО "МРСК Сибири" в адрес РЭК направило письмо за номером 1.3/01/3816-исх. с приложением к нему нового проекта договора с ООО "РСК", а также с пояснениями относительно замечаний РЭК, изложенных в письме от 07.03.2012.
Приказом РЭК от 30.03.2012 N 21-т для организации предварительного рассмотрения предложения ОАО "МРСК Сибири" об установлении по индивидуальному проекту платы за технологическое присоединение к электрическим сетям его филиала "Красноярскэнерго" энергопринимающих устройств ООО "РСК" (ТП 10/04 кВ) (объект - нежилое помещение, расположенное по адресу: г. Красноярск, Октябрьский район, ул. Телевизорная, 1, строение 9, помещение 125) назначена рабочая группа, которой предложено в срок с 02.04.2012 по 04.06.2012 подготовить письменное заключение по представленному расчету платы за технологическое присоединение к электрическим сетям.
ООО "РСК" в адрес РЭК направило письмо от 16.04.2012 N 118, в котором со ссылкой на поступивший расчет тарифа по подключению ООО "РСК" к сетям ОАО "МРСК Сибири" ООО "РСК" уведомило РЭК о том, что расчет индивидуального тарифа произведен службой ОАО "МРСК Сибири" исходя из необходимости выполнения данной сетевой организацией прокладки кабельных линий 10 кВ до границ участка ООО "РСК", однако в заявлении, направленном в ОАО "МРСК Сибири", ООО "РСК" предложено данный вид работ выполнить своими силами и собственными средствами.
В данном письме ООО "РСК" также указало, что поскольку в расчете ОАО "МРСК Сибири" других работ не предусмотрено, установление индивидуального тарифа на технологическое присоединение для ОАО "МРСК Сибири" не требуется.
05.06.2012 ОАО "МРСК Сибири" обратилось к РЭК с просьбой сообщить о результатах рассмотрения представленных документов.
15.06.2012 в адрес РЭК поступило письмо ООО "Искра-Энергосети" от 15.06.2012 N 105 с просьбой сообщить, производит ли в настоящее время РЭК какие-либо мероприятия по установлению индивидуального тарифа по присоединению оборудования ТП-10 для ООО "РСК"; в случае поступления заявки - ООО "Искра-Энергосети" просило не принимать по ней решение до вступления в законную силу судебного акта по делу N А33-9286/2011, в рамках которого рассматривается вопрос о праве собственности в отношении указанного выше оборудования.
Приказом РЭК от 15.06.2012 N 290-т в связи с получением письма ООО "Искра-Энергосети" за N 105 от 15.06.2012 (вх. N 2808 от 15.06.2012) рабочей группе в составе, утвержденном Приказом РЭК от 30.03.2012 N 21-т, предложено подготовить в срок с 18.06.2012 по 10.08.2012 дополнительное заключение по расчету платы за технологическое присоединение к электрическим сетям филиала ОАО "МРСК Сибири" - "Красноярскэнерго" энергопринимающих устройств ООО "РСК" и представить его к рассмотрению правлением РЭК.
18.06.2012 ООО "РСК" в адрес РЭК сопроводительным письмом с просьбой отказать ОАО "МРСК Сибири" - "Красноярскэнерго" в установлении индивидуального тарифа на технологическое присоединение энергопринимающих устройств ООО "РСК", направлена копия письма Енисейского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 07.06.2012 за N 10-6666/68, в котором установлено, что техническая возможность технологического присоединения энергопринимающих устройств мощностью 600 кВт к электрическим сетям филиала ОАО "МРСК Сибири" - "Красноярскэнерго" имеется.
Извещением от 02.08.2012 N 2-3234/3 РЭК уведомило ОАО "МРСК Сибири" о том, что заседание правления РЭК по вопросу размера платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств ООО "РСК" к сетям филиала ОАО "МРСК Сибири" - "Красноярскэнерго" состоится 22.08.2012 в 11 часов 00 минут по адресу: г. Красноярск, ул. С.Лазо, 12А.
Согласно заключению по расчету размера платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) ООО "РСК" (ТП 10/04 кВ) (объект - нежилое помещение, расположенное по адресу: г. Красноярск, Октябрьский район, ул. Телевизорная, 1, строение 9, помещение 125) к электрическим сетям филиала ОАО "МРСК Сибири" - "Красноярскэнерго", составленному рабочей группой РЭК Красноярского края в соответствии с Приказом РЭК от 30.03.2012 N 21-т, в отсутствие в составе заявления полного объема документации, предусмотренной пунктом 30.1 Правил технологического присоединения, включая завизированные и утвержденные уполномоченными лицами ОАО "МРСК Сибири" проект договора с техническими условиями, проектную документацию (проект), данное заявление не позволяет определить достоверно необходимые и достаточные мероприятия по технологическому присоединению ООО "РСК" в их фактическом и объемном содержании.
В пунктах 1-4 данного заключения перечислены обстоятельства, послужившие основанием для его подготовки:
- заявление ОАО "МРСК Сибири" не соответствует требованиям действующего законодательства, предъявляемым к заявлениям об установлении размера платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту, в части инвестиционной составляющей (проект договора об осуществлении технологического присоединения не завизирован уполномоченным лицом ОАО "МРСК Сибири", то есть не является законной зафиксированной офертой ОАО "МРСК Сибири" для ООО "РСК");
- аналогичные недостатки имеют технические условия на технологическое присоединение электроустановок ООО "РСК" (ТП 10/04 кВ), строение 9, помещение 125 (не утверждены уполномоченным лицом ОАО "МРСК Сибири", то есть фактически не представлены проект договора технологического присоединения и индивидуальные технические условия в соответствии с пунктом 30.1 Правил Технологического присоединения);
- в нарушение пункта 16 Правил технологического присоединения представленные заявителем технические условия не содержат перечень мероприятий по технологическому присоединению;
- согласно поступившему в адрес РЭК обращению заявителя - ООО "РСК" (письмо от 16.04.2012 N 118) - он просит не устанавливать тариф по технологическому присоединению по индивидуальному проекту, так как прокладку кабельных линий до границ участка заявителя он согласен выполнить своими силами и за счет собственных средств.
В данном заключении со ссылкой на обстоятельства, изложенные в пунктах 1-4 заключения, указано, что определить размер платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) ООО "РСК" (ТП 10/04 кВ) (объект - нежилое помещение, расположенное по адресу: г. Красноярск, Октябрьский район, ул. Телевизорная, 1, строение 9, помещение 125) на уровне напряжения 10 кВ и величине присоединяемой мощности 600 кВт к электрическим сетям филиала ОАО "МРСК Сибири" - "Красноярскэнерго" по индивидуальному проекту с учетом инвестиционной составляющей не представляется возможным.
Согласно дополнительному заключению по расчету размера платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) ООО "РСК" (ТП 10/04 кВ) (объект - нежилое помещение, расположенное по адресу: г. Красноярск, Октябрьский район, ул. Телевизорная, 1, строение 9, помещение 125) к электрическим сетям филиала ОАО "МРСК Сибири" - "Красноярскэнерго", составленному рабочей группой РЭК в соответствии с Приказом от 30.03.2012 N 21-т, в отсутствие в составе заявления полного объема документации, предусмотренной пунктом 30.1 Правил технологического присоединения, включая завизированные и утвержденные уполномоченными лицами ОАО "МРСК Сибири" проект договора с техническими условиями, проектную документацию (проект), данное заявление не позволяет определить достоверно необходимые и достаточные мероприятия по технологическому присоединению ООО "РСК" в их фактическом и объемном содержании.
В пунктах 1-6 дополнительного заключения перечислены обстоятельства, послужившие основанием для его подготовки:
- заявление ОАО "МРСК Сибири" не соответствует требованиям действующего законодательства, предъявляемым к заявлениям об установлении размера платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту, в части инвестиционной составляющей (проект договора об осуществлении технологического присоединения не завизирован уполномоченным лицом ОАО "МРСК Сибири", то есть не является законной зафиксированной офертой ОАО "МРСК Сибири" для ООО "РСК");
- аналогичные недостатки имеют технические условия на технологическое присоединение электроустановок ООО "РСК" (ТП 10/04 кВ), строение 9, помещение 125 (не утверждены уполномоченным лицом ОАО "МРСК Сибири", то есть фактически не представлены проект договора технологического присоединения и индивидуальные технические условия в соответствии с пунктом 30.1 Правил технологического присоединения);
- в нарушение пункта 16 Правил технологического присоединения представленные заявителем технические условия не содержат перечень мероприятий по технологическому присоединению;
- согласно поступившему в адрес РЭК обращению заявителя - ООО "РСК" (письмо от 16.04.2012 N 118), последний просит не устанавливать тариф по технологическому присоединению по индивидуальному проекту, так как прокладку кабельных линий до границ участка заявителя он согласен выполнить своими силами и за счет собственных средств;
- согласно поступившему в адрес РЭК письму ООО "Искра-Энергосети" от 15.06.2012 N 105 с просьбой не принимать решения по установлению индивидуального тарифа по присоединению оборудования ТП-10 в связи с тем, что в отношении энергопринимающего оборудования, смонтированного в тп-10, находящегося по адресу: г. Красноярск, ул. Телевизорная, 1, строение 9, помещение 125, в настоящее время имеется судебный спор об истребовании данного оборудования из чужого незаконного владения от ООО "Мега-А" и ООО "РСК" в пользу ООО "Искра-Энергосети" (дело N А33-9286/2011);
- согласно поступившему в адрес РЭК письму ООО "РСК" 18.06.2012 N 201 с приложенными к нему сведениями Енисейского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (письмо от 07.06.2012 N 10-6666/68) техническая возможность технологического присоединения энергопринимающих устройств мощностью 600 кВт к электрическим сетям филиала ОАО "МРСК Сибири" - "Красноярскэнерго" имеется; ООО "РСК" просит отказать ОАО "МРСК Сибири" - "Красноярскэнерго" в установлении индивидуального тарифа на технологическое присоединение энергопринимающих устройств ООО "РСК".
В пунктах 7.2, 7.3 дополнительного заключения рабочая группа РЭК также указала:
- до разрешения Арбитражным судом Красноярского края по делу N А33-9286/2011 вопроса о праве на спорное имущество плата по заявлению ОАО "МРСК Сибири" не может быть установлена;
- с учетом информации о наличии технической возможности технологического присоединения энергопринимающих устройств, указанных в заявке ООО "РСК", направленной в ОАО "МРСК Сибири" в целях технологического присоединения, которая положена в основу обращения ОАО "МРСК Сибири" в РЭК с заявлением, указанное заявление не соответствует требованиям, предъявляемым Правилами технологического присоединения к заявлениям об установлении размера платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту.
В дополнительном заключении со ссылкой на обстоятельства, изложенные в пунктах 1-6 данного заключения, указано, что определить размер платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) ООО "РСК" (ТП 10/04 кВ) (объект - нежилое помещение, расположенное по адресу: г. Красноярск, Октябрьский район, ул. Телевизорная, 1, строение 9, помещение 125) на уровне напряжения 10 кВ и величине присоединяемой мощности 600 кВт к электрическим сетям филиала ОАО "МРСК Сибири" - "Красноярскэнерго" по индивидуальному проекту с учетом инвестиционной составляющей не представляется возможным.
26.11.2012 РЭК направила в адрес ОАО "МРСК Сибири" направлено письмо за номером 2-3048/1, в котором сообщается о том, что решение по заявлению об установлении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту энергопринимающих устройств ООО "РСК", представленному в РЭК письмами от 20.02.2012 и от 30.03.2012, не принято по основаниям, указанным в заключении и в дополнительном заключении.
Как указано в письме, данные заключение и дополнительное заключение направлены в адрес ОАО "МРСК Сибири" письмом РЭК от 24.10.2012 N 2-4544/3, однако недостатки заявления до настоящего времени не устранены, в том числе в нарушение пункта 30.1 Правил технологического присоединения не представлены подписанные уполномоченным лицом и скрепленные печатью предприятия проект договора технологического присоединения и индивидуальные технические условия, включая проектную документацию (проект), являющиеся неотъемлемой частью указанных технических условий и договора, а также не представлены пояснения о наличии (отсутствии) технической возможности технологического присоединения с учетом заключения Енисейского управления Ростехнадзора от 07.06.2012 N 10-6666/68, которое также было направлено в адрес ОАО "МРСК Сибири" письмом РЭК от 24.10.2012 N 2-4544/3.
Указанным письмом от 26.11.2012 РЭК предложила ОАО "МРСК Сибири" в целях обеспечения возможности дальнейшего движения по заявлению устранить допущенные недостатки в срок до 04.11.2012.
03.12.2012 ОАО "МРСК Сибири" в адрес РЭК направило письмо N 1.3/01/17326-исх, в котором в ответ на письмо РЭК от 26.11.2012 N 2-3048/1 указало, что проект договора и индивидуальные технические условия представлены в составе заявления от 20.02.2012, письмом от 30.03.2012 направлен скорректированный проект договора; поскольку установка ячеек - развитие существующей инфраструктуры филиал направил в адрес РЭК заявление об установлении платы по индивидуальному проекту с мероприятиями по прокладке кабельных линий.
Согласно выписке из протокола заседания правления РЭК от 04.12.2012 N 57 по вопросу N 5 "О размере платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту к электрическим сетям филиала ОАО "МРСК Сибири" - "Красноярскэнерго" энергопринимающих устройств ООО "РСК" (ТП 10/04 кВ) (объект - нежилое помещение, расположенное по адресу: г. Красноярск, Октябрьский район, ул. Телевизорная, 1, строение 9, помещение 125)" РЭК принято решение: "Плату за технологическое присоединение к электрическим сетям по заявлению ОАО "МРСК Сибири" не устанавливать".
В данной выписке отражено, что вопрос об установлении размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям по заявлению ОАО "МРСК Сибири" рассматривался на заседании правления РЭК 22.08.2012, где было принято решение рассмотреть данный вопрос после официального решения Арбитражного суда Красноярского края о необходимости установления платы по индивидуальному проекту за рассматриваемое технологическое присоединение (дело N А33-12420/2012). Однако, поскольку у суда отсутствует обязанность принятия положительного или отрицательного решения по конкретному делу, в том числе решения о необходимости установления платы по индивидуальному проекту за рассматриваемое присоединение, указанная формулировка отложения рассмотрения вопроса об установлении размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям по заявлению ОАО "МРСК Сибири" не позволяет определить точный срок такого отложения.
В нарушение пункта 30.1 Правил технологического присоединения ОАО "МРСК Сибири" не представлены в РЭК подписанные уполномоченным лицом и скрепленные печатью предприятия проект договора технологического присоединения и индивидуальные технические условия, включая проект, являющиеся неотъемлемой частью указанных технических условий и договора, что не позволяет определить достоверно необходимые и достаточные мероприятия по технологическому присоединению ООО "РСК" в их фактическом и объемном содержании, оценить экономическую обоснованность расходов, учтенных ОАО "МРСК Сибири" при предоставлении расчета платы за технологическое присоединение.
Полагая, что бездействие РЭК, выразившееся в непринятии в установленный срок решения по заявлению ОАО "МРСК Сибири" от 20.02.2012 N 1.3/01/1849-исх, незаконно и нарушает права и законные интересы последнего в качестве сетевой организации, ОАО "МРСК Сибири" обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с настоящим заявлением.
Повторно рассмотрев материалы дела, проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, арбитражный апелляционный суд не установил оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены судебного акта.
Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Выполняя требования части 2 статьи 65, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд обоснованно включил в предмет доказывания (судебного исследования) по делу совокупность следующих обстоятельств: соответствие (несоответствие) обжалуемых актов (действий) государственного органа действующему законодательству, наличие полномочий на принятие актов и нарушение этими актами (действиями) прав и законных интересов заявителя.
Обязанность доказывания законности действия (бездействия), наличия надлежащих полномочий, обстоятельств, послуживших основанием для данных действий (бездействия), возлагается на орган, издавший акт (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Обязанность доказывания факта нарушения оспариваемым бездействием прав или законных интересов возлагается на лицо, оспаривающее это бездействие (статья 65 Кодекса).
При исследовании вопроса о доказанности факта незаконного бездействия государственного органа судом обоснованно приняты во внимание установленные статьей 6 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" общие принципы организации экономических отношений и основы государственной политики в сфере электроэнергетики, положения статьи 23 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", согласно которой государственному регулированию в электроэнергетике подлежит, в том числе плата за технологическое присоединение к электрическим сетям и (или) стандартизированные тарифные ставки. Регулирование указанных цен (тарифов), предельных (минимального и (или) максимального) уровней цен (тарифов) осуществляется в порядке, устанавливаемом основами ценообразования в сфере регулируемых цен (тарифов) и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов), утверждаемыми Правительством Российской Федерации; а также положения статей 24, 26 названного Закона.
Согласно пунктам 3, 6 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им Правил технологического присоединения и наличии технической возможности технологического присоединения. Технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации.
Процедура технологического присоединения, установленная пунктом 7 Правил технологического присоединения, включает в себя: подачу заявки на технологическое присоединение юридическим или физическим лицом, которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение, реконструкцию и увеличение мощности энергопринимающих устройств, а также изменить категорию надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр (увеличение) величины присоединенной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения энергопринимающих устройств заявителя; заключение договора; выполнение сторонами договора мероприятий, предусмотренных договором; получение разрешения уполномоченного федерального органа исполнительной власти по технологическому надзору на допуск в эксплуатацию объектов заявителя; составление акта о технологическом присоединении и акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности. Для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, к электрическим сетям которой планируется технологическое присоединение (пункт 8 Правил технологического присоединения).
В соответствии с пунктом 15 Правил технологического присоединения сетевая организация обязана направить заявителю для согласования проект договора в течение 15 рабочих дней с даты получения заявки. При отсутствии сведений, указанных в пункте 9 настоящих Правил, сетевая организация в течение 6 рабочих дней с даты получения заявки уведомляет об этом заявителя и в течение 15 рабочих дней с даты получения недостающих сведений направляет ему для согласования проект договора и технические условия.
Если присоединение энергопринимающих устройств требует строительства (реконструкции) объекта электросетевого хозяйства, не включенного в инвестиционные программы на очередной период регулирования, сетевая организация в 30-дневный срок после получения заявки обращается в уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов для расчета платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту. Если заявитель выразит согласие осуществить расчеты за технологическое присоединение по индивидуальному проекту в размере, определенном указанным уполномоченным органом, сетевая организация не вправе отказать в заключении договора. Размер платы за технологическое присоединение устанавливается уполномоченным органом в области государственного регулирования тарифов (пункты 30, 17 Правил технологического присоединения).
Как справедливо указал суд первой инстанции, органом исполнительной власти края, осуществляющим государственное регулирование тарифов в пределах полномочий, установленных Федеральным законом от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на тепловую и электрическую энергию в Российской Федерации", в соответствии с Законом Красноярского края от 18.09.2001 N 16-1462 "О Региональной энергетической комиссии Красноярского края", Положением о Региональной энергетической комиссии Красноярского края, утвержденным Постановлением Правительства Красноярского края от 08.12.2008 N 216-п, является РЭК Красноярского края.
В пункте 28 Правил определены критерии наличия технической возможности технологического присоединения, к которым относятся:
а) сохранение условий электроснабжения (установленной категории надежности электроснабжения и сохранения качества электроэнергии) для прочих потребителей, энергопринимающие установки которых на момент подачи заявки заявителя присоединены к электрическим сетям сетевой организации или смежных сетевых организаций;
б) отсутствие ограничений на максимальную мощность в объектах электросетевого хозяйства, к которым надлежит произвести технологическое присоединение;
в) отсутствие необходимости реконструкции или расширения (сооружения новых) объектов электросетевого хозяйства смежных сетевых организаций либо строительства генерирующих объектов для удовлетворения потребности заявителя.
Согласно пункту 29 Правил технологического присоединения в случае несоблюдения любого из указанных в пункте 28 настоящих Правил критериев считается, что техническая возможность технологического присоединения отсутствует.
Пунктом 30 Правил технологического присоединения предусмотрено, что в случае если у сетевой организации отсутствует техническая возможность технологического присоединения энергопринимающих устройств, указанных в заявке, технологическое присоединение осуществляется по индивидуальному проекту в порядке, установленном настоящими Правилами, с учетом особенностей, установленных настоящим разделом.
В силу пункта 30.1 Правил технологического присоединения, если присоединение энергопринимающих устройств требует строительства (реконструкции) объекта электросетевого хозяйства, не включенного в указанные в пункте 29 настоящих Правил инвестиционные программы на очередной период регулирования, либо если поступила заявка на технологическое присоединение в соответствии с пунктом 34 настоящих Правил, сетевая организация в 30-дневный срок после получения заявки направляет в уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов заявление об установлении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту (далее - заявление об установлении платы). В случае технологического присоединения к объектам единой национальной (общероссийской) электрической сети сетевая организация обращается в уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов для расчета платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту в течение 15 рабочих дней с даты окончания срока, установленного соглашением между заявителем и сетевой организацией для разработки и согласования с уполномоченными органами исполнительной власти проектной документации (в случае, если такое согласование предусмотрено законодательством Российской Федерации), но не позже 9 месяцев с даты поступления в сетевую организацию заявки. К заявлению об установлении платы прилагаются следующие материалы:
а) проект договора;
б) проектная документация (в случае технологического присоединения к объектам единой национальной (общероссийской) электрической сети);
в) индивидуальные технические условия, являющиеся неотъемлемым приложением к договору (в случае, если индивидуальные технические условия в соответствии с настоящими Правилами подлежат согласованию с системным оператором, - индивидуальные технические условия, согласованные с системным оператором);
г) калькуляция затрат на технологическое присоединение с выделением стоимости каждого мероприятия, необходимого для осуществления сетевой организацией технологического присоединения по индивидуальному проекту;
д) расчет необходимой валовой выручки по технологическому присоединению с приложением экономического обоснования исходных данных (с указанием применяемых норм и нормативов расчета), выполненный в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам.
В соответствии с пунктом 30.3 Правил технологического присоединения уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов утверждает плату за технологическое присоединение по индивидуальному проекту с разбивкой стоимости по каждому мероприятию, необходимому для осуществления технологического присоединения по индивидуальному проекту, в течение 30 рабочих дней со дня поступления заявления об установлении платы.
При отсутствии документов и сведений, необходимых для расчета платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту, уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в течение 7 дней со дня поступления заявления об установлении платы уведомляет об этом сетевую организацию, а сетевая организация направляет в уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов соответствующие документы и сведения в срок не позднее 5 дней со дня получения соответствующего уведомления. Уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов утверждает плату за технологическое присоединение по индивидуальному проекту с разбивкой стоимости по каждому мероприятию, необходимому для осуществления технологического присоединения по индивидуальному проекту, в течение 30 рабочих дней со дня получения запрошенных документов и сведений.
При сложном характере технологического присоединения (при присоединении объектов по производству электрической энергии, максимальная мощность которых превышает 5 МВт, или энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет не менее 670 кВт) срок утверждения платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту устанавливается уполномоченным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов. При этом указанный срок не может превышать 45 рабочих дней.
Согласно пункту 30.4 Правил технологического присоединения сетевая организация направляет заявителю проект договора, индивидуальные технические условия (в случае, если индивидуальные технические условия в соответствии с настоящими Правилами подлежат согласованию с системным оператором, - индивидуальные технические условия, согласованные с системным оператором), являющиеся неотъемлемым приложением к этому договору, а также решение уполномоченного органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов об утверждении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту не позднее 3 рабочих дней со дня вступления в силу указанного решения.
В случае если заявитель выразит согласие осуществить расчеты за технологическое присоединение по индивидуальному проекту в размере, установленном уполномоченным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, сетевая организация не вправе отказать в заключении договора.
Исполнение указанных в индивидуальных технических условиях мероприятий либо их части может быть осуществлено как сетевой организацией, так и заявителем (по выбору заявителя).
В случае отказа заявителя от заключения договора заявитель в течение 30 дней на основании заключенного между заявителем и сетевой организацией соглашения, указанного в пункте 30.1 настоящих Правил, оплачивает сетевой организации фактически понесенные ею расходы, связанные с расчетом платы за технологическое присоединение, в размере стоимости этого мероприятия, указанной в решении уполномоченного органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов об установлении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту.
Материалами дела подтверждается и не оспаривается участниками процесса, что присоединение энергопринимающих устройств ООО "РСК" требует строительства новых объектов электросетевого хозяйства не включенных в инвестиционные программы ОАО "МРСК Сибири" на очередной период регулирования.
С учетом изложенного суд первой инстанции признал обоснованным довод ОАО "МРСК Сибири" о необходимости выполнения технологического присоединения по индивидуальному проекту и, следовательно, необходимости установления РЭК платы за такое технологическое присоединение.
При этом готовность ООО "РСК" нести затраты по реконструкции или расширению объектов электросетевого хозяйства (прокладке кабельных линий) не изменяет установленные пунктом 28 Правил технологического присоединения критерии наличия технической возможности технологического присоединения и не свидетельствует об отсутствии оснований для технологического присоединения его энергопринимающих устройств по индивидуальному проекту.
Более того, пунктом 30.4 Правил технологического присоединения предусмотрено, что в случае если мероприятие по технологическому присоединению по индивидуальному проекту либо их часть осуществляет заявитель, в договоре указываются конкретные мероприятия, выполняемые заявителем, при этом размер платы за технологическое присоединение для заявителя уменьшается на стоимость выполненных им мероприятий, указанных в решении уполномоченного органа исполнительной власти в обоснование государственного регулирования тарифов.
В силу пункта 30.1 Правил технологического присоединения порядок осуществления уполномоченным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов мероприятий в случае поступления от сетевой организации заявки на технологическое присоединение регламентируется Правилами технологического присоединения и заключается в следующем:
- утверждение платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту с разбивкой стоимости по каждому мероприятию, необходимому для осуществления технологического присоединения по индивидуальному проекту, в течение 30 рабочих дней со дня поступления заявления об установлении платы;
- уведомление сетевой организации об отсутствии документов и сведений, необходимых для расчета платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту, в течение 7 дней со дня поступления заявления об установлении платы;
- направление сетевой организацией в уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов соответствующих документов и сведений в срок не позднее 5 дней со дня получения соответствующего уведомления;
- утверждение платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту с разбивкой стоимости по каждому мероприятию, необходимому для осуществления технологического присоединения по индивидуальному проекту, в течение 30 рабочих дней со дня получения запрошенных документов и сведений;
- установление уполномоченным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов иного срока утверждения платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту при сложном характере технологического присоединения (при присоединении объектов по производству электрической энергии, максимальная мощность которых превышает 5 МВт, или энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет не менее 670 кВт), не превышающего 45 рабочих дней.
Между тем из материалов дела следует, что окончательное решение по рассмотрению заявления ОАО "МРСК Сибири" от 20.02.2012 N 1.3/01/1849-исх об установлении размера платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств ООО "РСК" к электрическим сетям филиала ОАО "МРСК Сибири" - "Красноярскэнерго" принято РЭК 04.12.2012.
Как видно из текста выписки из протокола заседания правления РЭК от 04.12.2012 N 57, основанием для отказа в установлении платы за техническое присоединение к электрическим сетям послужило то обстоятельство, что ОАО "МРСК Сибири" не представило РЭК подписанный уполномоченным лицом и скрепленный печатью предприятия проект договора технологического присоединения и индивидуальные технические условия, включая "проект".
Таким образом, с момента обращения ОАО "МРСК Сибири" с заявлением в РЭК (20.02.2012) до момента фактического рассмотрения РЭК данного заявления (04.12.2012) прошло более девяти месяцев, что значительно превышает сроки, предусмотренные пунктом 30.1 Правил технологического присоединения даже для случаев сложного характера технологического присоединения.
При этом Правила технологического присоединения не предусматривают наличие каких-либо иных обстоятельств, являющихся основанием для увеличения РЭК срока принятия соответствующего решения до 45 рабочих дней, кроме как сложный характер технологического присоединения.
Принятие решений государственными органами в рамках предоставленных им полномочий должно осуществляться в установленные нормативно-правовыми актами сроки либо (в случае их неустановления) в разумные сроки с тем, чтобы материально-правовые интересы заинтересованных лиц обеспечивались их реализацией.
С учетом изложенных выше обстоятельств, права ОАО "МРСК Сибири" нарушаются именно бездействием РЭК, так как, получив отказ в определении цены в установленные сроки, общество либо знало бы об обстоятельствах, препятствующих принятию РЭК положительного решения по заявлению ОАО "МРСК Сибири", и могло бы своевременно принять соответствующие меры для повторного обращения с заявлением, либо имело бы возможность доказывать в судебном порядке необоснованность отказа РЭК в удовлетворении его заявления.
Как справедливо указал суд первой инстанции, поскольку осуществление технологического присоединения объектов электросетевого хозяйства обратившихся к нему лиц является обязанностью ОАО "МРСК Сибири" как сетевой организации, а установление размера платы за такое присоединение входит в исключительную компетенцию государственного органа, отсутствие установленной платы препятствует реализации ОАО "МРСК Сибири" нормативно установленной обязанности по заключению соответствующего договора и осуществлению мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств ООО "РСК".
При этом ОАО "МРСК Сибири" является сетевой организацией, преследующей в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли, поэтому возможность технологического присоединения объектов заявителя (ООО "РСК") к сетевым объектам ОАО "МРСК Сибири" (ввиду неустановления платы) в будущем повлечет отсутствие возможности оказания услуг по передаче электрической энергии до данного потребителя и, соответственно, потерю дополнительных доходов от реализации этих услуг.
С учетом изложенного требование ОАО "МРСК Сибири" о признании незаконным бездействия РЭК по неустановлению размера платы по индивидуальному проекту на основании заявления от 20.02.2012 N 1.3/01/1849-исх правомерно удовлетворено судом.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что основанием для отказа в установлении цены за технологическое присоединение энергопринимающих устройств ООО "РСК" к электрическим сетям филиала ОАО "МРСК Сибири" - "Красноярскэнерго" являлось не только представление ОАО "МРСК Сибири" неподписанного проекта договора, но и иные обстоятельства, изложенные в заключении и дополнительном заключении рабочей комиссии РЭК, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку основания принятия РЭК решения об отказе в установлении цены за техническое присоединение к электрическим сетям, не входят в предмет доказывания по требованию о признании оспариваемого бездействия незаконным.
Иные доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемой части судебного акта выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
При указанных обстоятельствах решение суда в обжалуемой части является законным и обоснованным.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не установлено.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы относится на заявителя. Между тем в соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы, в связи с чем вопрос о распределении государственной пошлины не рассматривается судом апелляционной инстанции.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "11" января 2013 года по делу N А33-12420/2012 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
И.Н. Бутина |
Судьи |
Н.Н. Белан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-12420/2012
Истец: ОАО МРСК Сибири
Ответчик: Региональная энергетическая комиссия КК, Региональная Энергетическая Комиссия Красноярского края
Третье лицо: ООО "Региональная сетевая компания", МИФНС N 23 по КК