Изменения в упрощенной системе налогообложения в 2008 году
В конце декабря в редакции проводилась телефонная горячая линия.
На все вопросы, которые касались не только заявленной темы, отвечала заместитель главного редактора журнала "Упрощенка" кандидат экономических наук Людмила Анатольевна Масленникова. С некоторыми из них предлагаем ознакомиться читателям
Учет курсовой разницы при расчетах в иностранной валюте
- Помогите, пожалуйста, разобраться. Среди наших клиентов есть иностранная организация, которая переводит нам из-за рубежа деньги в своей валюте. Когда нужно учитывать доходы: в день получения перевода или после конвертации и зачисления на наш расчетный счет суммы в рублях? Мы применяем УСН с объектом налогообложения доходы минус расходы.
- Спасибо за интересный вопрос. Итак, на основании пункта 1 статьи 346.17 Налогового кодекса "упрощенцы" учитывают доходы при получении денежных средств. Поэтому доход следует занести в Книгу учета доходов и расходов в те дни, когда на ваш валютный счет приходят переводы.
- А как определить сумму дохода?
- В соответствии с пунктом 3 статьи 346.18 Налогового кодекса доходы, выраженные в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по курсу ЦБ РФ на дату получения.
- Как же тогда действовать дальше? Обычно сумма, пересчитанная по курсу ЦБ РФ на дату валютного перевода, меньше суммы, в итоге зачисленной на рублевый счет. Во-первых, из-за колебания курса валюты, а во-вторых, из-за взимания банком процентов за перевод.
- Если с момента отражения доходов в Книге учета доходов и расходов валютный курс, установленный Центробанком, стал другим, вам следует определять либо внереализационные доходы в виде положительной курсовой разницы (ст. 346.15 со ссылкой на п. 2 ст. 250 Налогового кодекса), либо расходы в виде отрицательной курсовой разницы (подп. 34 п. 1 ст. 346.16 Налогового кодекса). Не забудьте, что и та и другая возникает при изменении курса, установленного ЦБ РФ, а не обслуживающим банком!
Комиссию, взимаемую за продажу иностранной валюты, вы вправе включить в расходы на основании подпункта 9 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса.
Отчетность по итогам 2007 года
- Доброе утро! Мы подписываемся на "Упрощенку" уже не первый год, и она очень помогает в работе. Сейчас хотелось бы узнать: правда ли, что теперь всем организациям вместе с обычной отчетностью нужно представлять в налоговую инспекцию данные о средней численности персонала? Относится ли это к нам, если мы имеем всего восемь сотрудников, применяем УСН и являемся микропредприятием?
- Спасибо за хорошие слова о нашем журнале. Скажу вам следующее. Согласно последней редакции абзаца 3 пункта 3 статьи 80 Налогового кодекса все налогоплательщики (независимо от системы налогообложения и размера штата) должны не позднее 20 января представлять в инспекцию сведения о среднесписочной численности работников за предыдущий календарный год. Вновь зарегистрированные и реорганизованные фирмы обязаны также представить эти сведения не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем регистрации или реорганизации.
- То есть мы тоже должны отчитываться о среднесписочной численности. А по какой форме? Мы спрашивали в своей налоговой инспекции - там не знают.
- Форма утверждена приказом ФНС России от 29.03.2007 N ММ-2-25/174@. Рекомендации по ее заполнению даны в письме Минфина России от 26.04.2007 N ЧД-6-25/353@. Если будут какие-либо изменения, мы проинформируем об этом на нашем сайте www.26-2.ru.
- Все понятно, спасибо. Можно еще вопрос: изменились ли формы по персонифицированному учету пенсионных начислений и НДФЛ, которые нужно заполнять по итогам 2007 года?
- Нет, не изменились. По персонифицированному учету в Пенсионный фонд останутся формы, утвержденные постановлением Правления ПФР от 31.07.2006 N 192п. А для отчета по налогу на доходы физических лиц действует форма 2-НДФЛ, утвержденная приказом ФНС России от 13.10.2006 N САЭ-3-04/706@.
Заявление о смене объекта налогообложения
- Добрый день! С 2005 года мы на УСН, объект налогообложения - доходы, который в 2008 году хотели бы сменить. Скажите, пожалуйста, до какого числа нужно подать заявление о смене объекта налогообложения?
- Как следует из пункта 2 статьи 346.14 Налогового кодекса, после трехлетнего применения УСН налогоплательщик вправе с начала нового налогового периода сменить объект налогообложения. Поэтому, действительно, в 2008 году ваша организация может это сделать и работать с объектом налогообложения доходы минус расходы. Никакого срока для подачи соответствующего заявления Налоговым кодексом не установлено, поэтому в принципе подойдет любой день, но лучше, если это будет до начала нового налогового периода.
Если же вы не успели заявить о смене объекта до конца 2007 года, то по большому счету все зависит от взаимоотношений с вашим налоговым инспектором. Вполне возможно, он согласится принять от вас заявление до конца I квартала 2008 года (то есть до начала подготовки первой отчетности в новом налоговом периоде). Поэтому еще раз повторимся: специального срока в Налоговом кодексе нет! Если инспектор ответит отказом, можно, конечно, подать жалобу в вышестоящий налоговый орган или обратиться в суд. Только поступать подобным образом мы бы не советовали - слишком хлопотно в данной ситуации.
- А есть ли обязательная форма заявления?
- Такой формы тоже нет, и заявление можно оформлять произвольно. Однако все-таки выясните у себя в налоговой инспекции, не требуют ли там заполнять какой-то собственный бланк.
Если следует платить минимальный налог
- Не знаете, будут ли какие-нибудь изменения в 2008 году, связанные с минимальным налогом? Мы применяем УСН с объектом налогообложения доходы минус расходы, и по итогам 2007 года нам скорее всего не избежать уплаты минимального налога. Перечислять его полностью или можно учесть авансовые платежи по единому налогу за девять месяцев 2007 года?
- К сожалению, ничего обнадеживающего, что касается уплаты минимального налога, не предвидится. Напомню: есть решение Высшего арбитражного суда РФ от 01.09.2005 N 5767/05, позволяющее засчитывать авансовые платежи по единому налогу в счет уплаты минимального налога. Между тем до 2008 года согласно статье 78 Налогового кодекса зачесть можно было только налоги, направляемые в один и тот же бюджет. В рассматриваемом случае дело обстоит так: 90% единого налога попадает в бюджет субъекта РФ, 10% - во внебюджетные фонды, а минимальный полностью поступает во внебюджетные фонды. Получается, что в счет уплаты минимального налога можно засчитать только 10% авансовых платежей по единому налогу. Это подтвердил и Минфин России (письмо от 28.12.2005 N 03-11-02/83). Понятно, что 10% слишком мало, чтобы возиться с заявлениями о зачете.
Более того, в 2008 году вступает в силу абзац 2 пункта 1 статьи 78 Налогового кодекса, позволяющий засчитывать переплату только по одну и тому же налогу. Так что вам придется перечислить сумму минимального налога полностью, а авансовые платежи можно будет зачесть при уплате единого налога за 2008 год (за I квартал, полугодие и т.д.).
Заем от сотрудника
- У меня такой вопрос. Наша организация применяет УСН с объектом налогообложения доходы минус расходы и ведет бухгалтерский учет в полном объеме. Читала в вашем журнале, что налоговики могут не признать в составе расходов стоимость товаров или материалов, купленных сотрудниками на свои деньги ("под отчет наоборот"). Поэтому, как вы советовали, в таких случаях мы заключаем с работниками договоры займа, а затем сумму займа выдаем тем же работникам под отчет. Уточните, пожалуйста, бухгалтерские проводки для расчетов с работниками.
- Согласно Плану счетов, утвержденному приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, расчеты по договорам краткосрочных кредитов и займов, полученных организацией, отражаются на счете 66. Причем независимо от того, у кого взяты средства - у другой организации, работника или стороннего физического лица. А на счете 73 следует отражать задолженности по займам, предоставленным, наоборот, работникам.
- То есть при получении денег от работника по договору займа я должна сделать проводку Дебет 50 Кредит 66?
- Совершенно верно.
- А если эти денежные средства выданы работнику под отчет?
- Тогда проводки обычные: Дебет 71 Кредит 50. При возврате же займа работнику в соответствии с условиями договора сумма отражается по дебету счета 66 в корреспонденции со счетом 50 (если деньги наличные) или 51 (если делается перевод на банковский счет работника).
Раздельный учет расходов при совмещении режимов
- Помогите, пожалуйста, разобраться. Поскольку наша организация совмещает упрощенную систему с уплатой ЕНВД, ведем раздельный учет доходов и расходов. За какой период брать доходы в качестве базы для распределения общих расходов - за последний квартал или за все время с начала года?
- Действительно, согласно пункту 8 статьи 346.18 Налогового кодекса "упрощенцам", которые по отдельным видам деятельности уплачивают ЕНВД, нужно вести раздельный учет. И если расходы нельзя напрямую отнести к той или иной деятельности, остается распределять их пропорционально доходам. Заметим, что раздельный учет нужен для "упрощенки", так как при режиме уплаты ЕНВД реальные доходы и расходы не имеют значения. При упрощенной системе налоговым периодом признается календарный год (это закреплено в пункте 1 статьи 346.19 Налогового кодекса), поэтому и доходы, являющиеся базой для распределения расходов, необходимо считать нарастающим итогом с начала календарного года. Комментарии Минфина России это подтверждают (см., например, письмо от 20.11.2007 N 03-11-04/2/279).
Годовая декларация
- Добрый день! Скажите, по какой форме нужно будет отчитываться по налогу, уплачиваемому при УСН, за 2007 год? Не появятся ли изменения?
- Пока остается в силе форма, утвержденная приказом Минфина России от 17.01.2006 N 7н (в редакции приказа Минфина России от 19.12.2006 N 176н). Если будут какие-либо изменения, мы обязательно проинформируем читателей.
Расходы на вывоз мусора
- В журнале вы писали, что в 2008 году можно учесть расходы на вывоз мусора, относящиеся к 2007 году.
- Да, это так. В пункте 2 статьи 3 Федерального закона от 17.05.2007 N 85-ФЗ сказано, что хотя закон вступает в силу 1 января 2008 года, некоторые его положения (в том числе и о расходах на вывоз мусора) распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 года.
- Это ясно. Но как именно учесть в 2008 году расходы, оплаченные и осуществленные в 2007 году, - сделать общую запись в Книге учета доходов и расходов 31 декабря 2007 года?
- Законодательно порядок учета не установлен, поэтому, как всегда в таких случаях, налогоплательщикам придется действовать на свое усмотрение. Можно подать уточненные декларации за отчетные периоды 2007 года и соответственно отразить эти расходы в годовой декларации. Хотя, конечно, проще перед сдачей отчета за 2007 год сделать дополнительную запись о расходах на вывоз мусора в Книге учета доходов и расходов, датировав ее, например, 31 декабря.
Если доходов нет
- Добрый день! У нас продюсерская организация, применяющая "упрощенку" с объектом налогообложения доходы. В этом году снято несколько клипов для одной певицы, но доходов мы пока не получили. Что отразить в налоговом учете?
- Так как вы выбрали объектом налогообложения доходы, в налоговом учете отражаются только доходы. А раз их не было, за 2007 год придется подать "нулевую" декларацию (с прочерками).
- А никаких санкций не последует?
- Если вы не скрывали, а просто еще не получили доходы, опасаться нечего.
Сроки заверения Книги учета доходов и расходов
- Подскажите, пожалуйста, когда заверять Книгу учета доходов и расходов в налоговой инспекции.
- Точного срока Налоговым кодексом не установлено. Посмотрим, что записано в пунктах 1.4 и 1.5 Порядка заполнения Книги учета доходов и расходов, утвержденного приказом Минфина России от 30.12.2005 N 167н.
Так, если она ведется в электронном виде, по окончании каждого отчетного (налогового) периода ее нужно распечатывать. Распечатанную по итогам налогового периода Книгу учета прошнуровывают, нумеруют и т.д., а потом заверяют в налоговом органе. Когда это полагается сделать, не сказано. Однако очевидно, что по окончании налогового периода, а значит, удобнее заверять распечатку при подаче годовой налоговой декларации по налогу, уплачиваемому при упрощенной системе.
А вот Книгу учета, заполняемую вручную, необходимо успеть заверить, пока в ней нет записей, то есть до начала налогового периода. Обычно это делают в декабре.
Новое в учете сырья и материалов
- Здравствуйте! У меня наболевший вопрос. Слышала, что с будущего года не нужно дожидаться списания сырья и материалов в производство - их стоимость можно учесть в расходах сразу после оплаты. Так ли это?
- К сожалению, все не так, как хотелось бы. Порядок учета стоимости сырья и материалов в расходах с 2008 года остается прежним: она попадет в расходы только после оплаты и списания сырья и материалов в производство (см. подп. 1 п. 2 ст. 346.17 Налогового кодекса в новой редакции).
Скорее всего вас смутило письмо Минфина России от 05.06.2007 N 03-11-04/2/159, в котором говорилось, что указанные затраты можно будет признавать независимо от отпуска в производство. Однако позже вышло другое письмо (от 01.08.2007 N 03-11-04/2/195) с иной установкой, и недоразумение было устранено.
Уменьшение налоговой базы на убытки прошлых лет
- Добрый день! Я знаю, что налоговую базу при УСН можно уменьшить на убытки прошлых лет, но не больше чем на 30%. А от чего все-таки считать эти 30%: от разницы между доходами и расходами или от этой величины за вычетом разницы между уплаченным минимальным и начисленным единым налогом за прошлый год?
- Вы задали интересный вопрос. Обратимся к Налоговому кодексу. Согласно пункту 7 статьи 346.18 убытки могут снизить налоговую базу, но не более чем на 30%. А как рассчитывается налоговая база, говорится в той же статье, только выше. В пункте 2 статьи 346.18 указано, что налоговая база "упрощенцев" с объектом налогообложения доходы минус расходы определяется вычитанием из доходов произведенных расходов, а в пункте 6 - что налоговую базу можно уменьшить на разницу между уплаченным минимальным и начисленным единым налогом за прошлый налоговый период. Таким образом, 30% следует брать от налоговой базы, полученной после вычитания из доходов как расходов, так и указанной разницы.
Все это подтверждается Порядком заполнения Книги учета доходов и расходов, утвержденным приказом Минфина России от 30.12.2005 N 167н. В справке к разделу 1 разъяснено, чему равна налоговая база при объекте налогообложения доходы минус расходы в строке 040 или 041: из доходов вычитаются расходы и разность между минимальным и единым налогом за прошлый налоговый период.
Доходы генерального подрядчика
- Мы занимаемся строительством, выступая генеральным подрядчиком. Применяем УСН с объектом налогообложения доходы. Для отдельных видов работ привлекаются сторонние организации - субподрядчики. Деньги от заказчиков поступают на наш расчетный счет, из них мы расплачиваемся с субподрядчиками. Подскажите, пожалуйста, какую сумму включать в доходы: все деньги, полученные от заказчиков, или за вычетом стоимости субподрядных работ?
- Мой ответ вас разочарует. Согласно статье 346.15 Налогового кодекса "упрощенцы" включают в налоговую базу доходы от реализации и внереализационные доходы, указанные в статьях 249 и 250. Не увеличивают налог только поступления, предусмотренные статьей 251 Налогового кодекса, но суммы для оплаты услуг субподрядчиков здесь не указаны. Поэтому вам придется считать доходом все денежные средства, перечисленные заказчиками. А так как при объекте налогообложения доходы расходы не учитываются, уменьшить налоговую базу на стоимость субподрядных работ вы не сможете. Судя по всему, для генеральных подрядчиков объект налогообложения доходы невыгоден. Рекомендую сменить его.
Как списать общехозяйственные расходы?
- Наша организация недавно зарегистрирована и сразу стала применять УСН с объектом налогообложения доходы минус расходы. Деятельность пока не начата. Возник вопрос, правда, по бухгалтерскому учету, который ведем в полном объеме. В течение года у нас были некоторые общехозяйственные расходы, накапливаемые на счете 26. Как их списать в конце года?
- Прежде всего замечу: бухгалтерский учет в полном объеме для "упрощенцев" необязателен. Об этом сказано в пункте 3 статьи 4 Федерального закона от 21.11.96 N 129-ФЗ. Согласно стандартному Плану счетов, утвержденному приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, общехозяйственные расходы заносятся на счет 26, который в конце месяца нужно закрыть, то есть все расходы списать. Они переносятся на счет 20, 23 или 29 либо сразу на счет 90 субсчет 2 - все зависит от выбранной учетной политики. Поскольку у вас деятельности пока нет, удобнее воспользоваться счетом 90 "Продажи" или сразу 99 "Прибыли и убытки". Есть еще один вариант. Прежде чем приступить к деятельности, собирать все суммы на счете 97 "Расходы будущих периодов", а потом списывать их на счет 20 или 26 выбранным для этого способом.
- Но хотелось бы приблизить бухгалтерский учет к налоговому. А так как в налоговом учете за 2007 год будут только расходы, то есть убыток, нам выгоднее записывать общехозяйственные траты на счете 26, чтобы по бухучету тоже выходил убыток.
- Тогда списывайте расходы со счета 26 в дебет счета 90 на субсчет 2 или в дебет счета 99. В этом случае по бухгалтерскому учету в конце года тоже будут убытки.
Когда списать стоимость покупных товаров
- Будьте добры, скажите, когда списывать в расходы стоимость покупных товаров: после расчета с поставщиком и реализации или обязательно дожидаться оплаты от покупателей? У нас УСН, объект налогообложения - доходы минус расходы.
- В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 346.17 Налогового кодекса оплаченную стоимость покупных товаров "упрощенцы" вправе относить на расходы по мере их реализации. Что понимается под реализацией? Пункт 1 статьи 39 НК РФ дает следующее определение: реализация - это переход права собственности. Исходя из этой формулировки для учета достаточно, чтобы товары были оплачены поставщику и реализованы покупателю. Правда, Минфин России (см., например, письмо от 05.10.2006 N 03-11-04/2/199) добавил еще одно условие - оплату товаров покупателями, но ему налогоплательщики следовать не обязаны. Хотя есть вероятность, что право списывать подобные затраты до получения оплаты от покупателей придется отстаивать в суде. И если так случится, судьи скорее всего примут вашу сторону.
Что включать в доходы владельцу терминала
- Здравствуйте! Я индивидуальный предприниматель, применяю "упрощенку" с объектом налогообложения доходы. Владею кассовым терминалом для оплаты мобильной связи и некоторых других услуг. Я заключаю субагентские договоры, по которым компании платят мне вознаграждение - определенный процент от суммы поступлений. Что отражать в налоговом учете?
- В соответствии со статьей 346.15 Налогового кодекса "упрощенцы" учитывают доходы от реализации и внереализационные доходы, определяемые согласно статьям 249 и 250. Не входят в налоговую базу доходы, названные в статье 251 Налогового кодекса, а в подпункте 9 пункта 1 как раз указаны денежные средства, полученные агентом в рамках исполнения договора. Поэтому всю сумму, прошедшую через ваш терминал, в налоговую базу включать не нужно. В Книгу учета доходов и расходов следует вписывать только величину агентского вознаграждения.
Л.А. Масленникова,
заместитель главного редактора журнала "Упрощенка",
кандидат экономических наук
"Упрощенка", N 2, февраль 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Упрощенка"
Первый журнал для бухгалтера по упрощенной системе налогообложения. На страницах журнала - вся необходимая информация: практические советы в области налогового учета и отчетности при УСН, полезные таблицы, схемы, образцы заполнения документов, арбитражная практика и ответы на вопросы читателей.
Свидетельство о регистрации СМИ: ПИ N ФС77-19569 от 03.03.2005.