Уничтожить минимизацию поможет юрист
В последнее время многие российские фирмы отказываются от минимизации налогов. В связи с этим юридические компании стали предоставлять новую услугу - по заказу предпринимателей они "очищают" хозяйственную деятельность от подозрительных налоговых сделок. О том, как проходит юридическая "зачистка", и пойдет речь в нашей статье.
Искусственное увеличение расходов давно волнует умы не только руководителей компаний, но и главных бухгалтеров. Перечень расходов, вызывающих наибольшее количество нареканий со стороны налоговых органов, давно известен: консультационные, информационные услуги, маркетинговые исследования и т.д.
Налоговым органам известны свыше 185 вариантов разработки схем по уходу от налогов, и этот список растет. Поэтому если у компании заключен тот или иной договор и прослеживается связь, аналогичная имеющейся в "арсенале" налогового инспектора, то, скорее всего, такие расходы для целей налогообложения будут сняты, а фирме придется доплатить налог, а также пени и штраф за несвоевременную уплату налога на прибыль.
Борьба с "проблемными" расходами
Поскольку размер штрафа составляет 20 процентов от суммы неуплаченного налога, то цена вопроса тем выше, чем большая сумма налога будет признана налоговиками неуплаченной. То есть оптимизация, а точнее, минимизация налогообложения в компании - вещь достаточно серьезная и рисковая. Именно поэтому на рынке юридических услуг наметилась тенденция отказа от рискованной налоговой оптимизации. Такая услуга у юристов уже получила название "консервация налоговой политики", и ее популярность набирает обороты.
Однако нужно понимать, что "консервация" является временной и вынужденной мерой, ведь далеко не все сделки, подпадающие под схемы налоговиков, являются фиктивными, а государство в этом вопросе в настоящее время поддерживает именно налоговые органы.
Проверка по этапам
Работу юриста по отказу от оптимизации налогообложения можно условно разделить на несколько этапов.
1-й этап. Проверка сделок по ряду признаков на благонадежность. Эти признаки были изложены в секретном приказе ФНС России, который обобщает 109 признаков недобросовестного налогоплательщика. Рекомендации, разработанные в режиме "для служебного пользования", обобщают типичные признаки недобросовестного налогоплательщика и предписывают создание специальной федеральной электронной базы, где будет содержаться информация о всех "подозрительных" компаниях. И несмотря на то что к некоторым признакам нельзя относиться серьезно, часть из них лучше все-таки принять во внимание.
Так, например, признак N 41 - "учредитель компании часто встречается в числе ее контрагентов". Речь идет о заключении компанией за отчетный год договоров, половина из которых заключена с учредителем - физическим лицом либо с юридическими лицами, контрагентами которых с другой стороны опять-таки является учредитель. Или, например, признак N 46 - "компания пользуется услугой "почтово-секретарское обслуживание". Несмотря на то что этот признак не относится к столичным фирмам, пользующимся услугами ТАРП (Территориальное Агентство Развития Предпринимательства), стоит подумать, нужно ли расходы по такому договору отражать в налоговом учете?
Стоимость таких договоров в материальном выражении невелика, а вот в случае непризнания таких расходов налоговиками последствия, как уже говорилось выше, достаточно ощутимы. Если компания находится по адресу, указанному в учредительных документах, в налоговом учете такие расходы лучше не отражать. Ведь принятие расходов в целях налогообложения - это право налогоплательщика (постановление Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. N 53), в то время как отражение в бухгалтерском учете - обязанность.
Стоит обратить внимание и на следующие признаки неблагонадежности:
- N 47 - компания пользуется услугой "бухгалтерское обслуживание" при отсутствующей деятельности;
- N 54 - компания активно рекламирует свои услуги (со ссылкой на успешно выполненные работы) в средствах массовой информации (включая Интернет). При этом, согласно представленной бухгалтерской отчетности, движения и остатков денег на расчетных счетах компании нет или они меньше, чем стоимость товаров;
- N 66 - фирма применяет нерыночные цены или цены сильно колеблются;
- N 67 - отсутствие экономической целесообразности операции и т.д.
Признак N 67 особенно часто применяется налоговиками по необычным, непрофильным операциям. Например, компания, специализирующаяся на оптовом прокате металла, вдруг закупает партию мороженого, аргументируя это тем, что она решила расширить ассортимент товара. В процессе транспортировки мороженое растаяло, компания понесла убытки. В этом случае, даже если такая абсурдная ситуация имела место в действительности, в налоговом учете расходы по ней лучше не отражать.
Параллельно этому сделки оцениваются на предмет антисоциальности в соответствии со статьей 169 Гражданского кодекса. Судебная практика в таких ситуациях складывается не в пользу налогоплательщиков.
Однако не исключено, что налоговые органы смогут доказать, что у сторон сделки был умысел, они понимали характер своих действий и осознавали последствия. Несмотря на то что уголовно наказуемое деяние отсутствует, действия сторон по таким сделкам все-таки являются правонарушением.
В дальнейшем, если сделка будет признана антисоциальной, все имущество, полученное сторонами по такой сделке, взыскивается в доход государства.
2-й этап. Представление отчета о проведенной проверке на наличие подозрительных операций руководителю фирмы-заказчицы. Даже в случае, если налоговое законодательство неоднозначно трактует те или иные расходы и судебная практика складывается неоднозначно для налогоплательщика, это обязательно нужно отразить в отчете юриста. Ведь решение остается в любом случае за заказчиком. Фирма-заказчик, ознакомившись с результатами отчета, решает, от каких затрат она готова отказаться, а от каких - нет.
3-й этап. Инициация "очистки". Возможен и такой вариант оценки рисков - инициация судебного процесса с незначительной суммой иска в пределах, эквивалентных 100 - 200 долларам (искусственный спор).
Такая мера целесообразна, если юрист считает налоговые риски по той или иной сделке достаточно высокими, а для заказчика суммы "проблемной" сделки являются существенными. В зависимости от вынесенного судьей решения юрист либо рекомендует отказаться от совершения крупной рискованной сделки, либо подтверждает возможность ее отражения в налоговом учете заказчика.
Поскольку проведение юристом "очистки" хозяйственной деятельности от рискованных операций - это тоже услуга, то заказчик такой услуги должен решить для себя, отразит ли он затраты по ней в налоговом учете? Как объяснит налоговикам деловую цель при заключении такого договора?
Разумеется, сторонам нужно заранее определить и точно прописать предмет договора, дабы услуга из статуса "консервации налоговой политики" не переросла в статус "медвежьей".
Внимание
В последнее время на рынке юридических услуг появился новый вид услуг - "консервация налоговой политики". Она подразумевает оценку рисков при применении фирмой неблагонадежных схем налоговой оптимизации и разработку программы дальнейших действий.
М. Кабулова,
руководитель юридического отдела ООО "ФинСервисКонсалтинг",
член Палаты налоговых консультантов России
"Практическая бухгалтерия", N 3, март 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Практическая бухгалтерия"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Название Журнала говорит само за себя: в нем есть все, что нужно бухгалтеру-практику.
В каждом номере подробно, на конкретных примерах (с проводками и числовыми расчетами) рассматриваются проблемные вопросы налогового и бухгалтерского учета, типичные и нестандартные ситуации, публикуются комментарии специалистов к наиболее интересным для бухгалтера документам, даются конкретные практические рекомендации и советы по вопросам оптимизации бухучета и налогообложения.
Журнал выходит 1 раз в месяц.