Анализ операционных издержек
В прошлом номере журнала мы рассмотрели основные моменты операционного анализа. В продолжение этой темы сегодня мы осветим анализ операционных издержек, так как он является его дополнением. Цель проведения анализа операционных издержек - оценка относительной динамики долей различных видов издержек в структуре совокупных издержек фирмы. С его помощью можно выяснить истинную причину изменения показателей прибыльности фирмы. Суть анализа состоит в расчете и сравнении коэффициентов.
Для проведения анализа важно определиться с таким понятием, как трансакция.
Трансакция (transaction - деловая операция, хозяйственная операция, сделка) - суть рыночной деятельности любой хозяйственной организации, посредством которой экономические ценности переходят от одного лица к другому. Трансакция на примере приобретения товара представлена на схеме ниже.
Схема. Трансакция (приобретение товара)
Операционные издержки,----------------\
связанные с поставкой |
/------------\ Товар /-------------\
| Фирма B |-------------------------------------------| Фирма А |
| (Заказчик) |-------------------------------------------| (Поставщик) |
\------------/ Оплата \-------------/
| Операционные издержки,
\---связанные с приобретением
Коэффициенты анализа операционных издержек
/------------------------------------------\/-------------------------------------------\
|K Себестоимость ||K Общие и административные|
| производственной реализованной продукции||общих и издержки |
| себестоимости = ---------------------- ||административных = ----------------------- |
| реализованной Выручка от реализации ||издержек Выручка от реализации |
| продукции || |
\------------------------------------------/\-------------------------------------------/
/------------------------------------------\/-------------------------------------------\
|K Издержки на реализацию || K Процентные платежи |
| издержек = ---------------------- || процентных = --------------------- |
| на реализацию Выручка от реализации || платежей Выручка от реализации |
\------------------------------------------/\-------------------------------------------/
Пример
Проведем анализ операционных издержек ООО "Пульс" за 2006 и 2007 годы. Исходные данные (тыс. руб.):
Период | Выручка от реализации |
Себестоимость реализованной продукции |
Издержки на реализацию |
Общие и админист- ративные издержки |
Процентные платежи |
2006 год | 2 100 | 1 200 | 100 | 20 | 10 |
2007 год | 2 250 | 1 300 | 80 | 85 | 9 |
Проведем анализ операционных издержек:
2006 год 2007 год
К 1 200 1 300
пр. себ. реал. продукции ----- = 57,1% ----- = 57,7%
2 100 2 250
К 100 80
издержек на реализацию ----- = 4,76% ----- = 3,55%
2 100 2 250
К 50 85
общих и адм. издержек ----- = 2,38% ----- = 3,77%
2 100 2 250
К 10 9
процентных платежей ----- = 0,47% ----- = 0,40%
2 100 2 250
Выводы:
Произошедшее увеличение производственных издержек (себестоимость проданных товаров) отразится снижением прибыльности продаж. Фирма пыталась исправить положение, снизив издержки на реализацию продукции, однако параллельно с этим произошло увеличение общих и административных издержек. Этот факт свел усилия предприятия на тот же уровень. Снижение затрат на реализацию - не лучший способ повышения эффективности деятельности фирмы, так как в долгосрочной перспективе это может привести к снижению выручки. Положительным фактом является снижение доли процентных платежей.
"Практическая бухгалтерия", N 3, март 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Практическая бухгалтерия"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Название Журнала говорит само за себя: в нем есть все, что нужно бухгалтеру-практику.
В каждом номере подробно, на конкретных примерах (с проводками и числовыми расчетами) рассматриваются проблемные вопросы налогового и бухгалтерского учета, типичные и нестандартные ситуации, публикуются комментарии специалистов к наиболее интересным для бухгалтера документам, даются конкретные практические рекомендации и советы по вопросам оптимизации бухучета и налогообложения.
Журнал выходит 1 раз в месяц.