Комментарий к приказу Министерства здравоохранения и социального
развития Российской Федерации от 22.10.2007 N 663 "О Методических
рекомендациях по введению в федеральных бюджетных учреждениях новых
систем оплаты труда"
Приказом Минфина РФ от 22.10.2007 N 663 утверждены Методические рекомендации по введению в федеральных бюджетных учреждениях новых систем оплаты труда (далее - Рекомендации N 663). Они подготовлены с целью оказания методической помощи федеральным органам исполнительной власти, иным государственным органам и организациям, а также подведомственным им федеральным бюджетным учреждениям по введению в федеральных бюджетных учреждениях новых систем оплаты труда работников в соответствии с Постановлением N 605*(1).
I. Общие положения
В первом разделе Рекомендаций N 663 отмечено, что новые отраслевые системы оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений (далее - новые системы оплаты труда) устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами РФ в соответствии с требованиями ТК РФ, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ. Новые системы оплаты труда устанавливаются с учетом:
- единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих и единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (ст. 143 ТК РФ);
- базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам и рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (ст. 144 ТК РФ);
- перечня видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях (Приказ N 822*(2));
- перечня видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях (Приказ N 818*(3));
- мнения профсоюзов работников данной отрасли (ст. 135 ТК РФ).
Государством как участником трудовых отношений предоставляются государственные гарантии по оплате труда работников. Статьей 130 ТК РФ определено, в частности, следующее:
- величина заработной платы работников бюджетных учреждений не может быть ниже минимального размера оплаты труда в РФ (в настоящее время в соответствии с Законом N 54-ФЗ*(4) он равен 2 300 руб.);
- обеспечивается соблюдение мер повышения уровня реального содержания заработной платы;
- ограничивается оплата труда в натуральной форме.
Заработная плата определяется исходя из окладов (должностных окладов) тарифных ставок, ставок заработной платы, а также выплат компенсационного и стимулирующего характера (п. 1 Постановления N 605). При этом согласно ст. 129 ТК РФ оклад (должностной оклад) - это фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных обязанностей) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат, а тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
При введении новых систем оплаты труда выплаты компенсационного характера следует устанавливать к окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы работников, занятых:
- на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда (ст. 147 ТК РФ);
- в местностях с особыми климатическими условиями (ст. 148 ТК РФ);
- в условиях, отклоняющихся от нормальных (ст. 149 ТК РФ).
Условия труда отражаются в трудовом договоре работника, поскольку это необходимо для установления ему выплат компенсационного характера и является неотъемлемой частью трудового договора.
К выплатам стимулирующего характера должны быть отнесены выплаты, направленные на стимулирование работника к качественному результату труда, а также поощрение за выполненную работу. Их следует предусматривать работнику с учетом критериев, позволяющих оценить результативность и качество его работы.
II. Рекомендуемые подходы
новым системам оплаты труда
Рекомендациями N 663 определено, что размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы работникам определяет руководитель федерального бюджетного учреждения на основе группировки должностей специалистов по категориям различных работ с учетом:
- набора исполняемых трудовых функций;
- сложности, интенсивности и результативности труда;
- уставных целей;
- требований к профессиональной классификации и стандартам оказываемых государственных услуг (работ).
При введении новых систем оплаты труда коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами определяются выплаты компенсационного и стимулирующего характера, их размеры и условия осуществления.
Выплаты компенсационного характера устанавливаются в соответствии с Перечнем видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях, утвержденным Приказом N 822. Данные выплаты предусматриваются работникам:
- занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда;
- за работу в местностях с особыми климатическими условиями;
- за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных);
- за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, их засекречиванием и рассекречиванием, а также за работу с шифрами.
Согласно разъяснениям Минздравсоцразвития размеры и условия осуществления выплат компенсационного характера закрепляются положениями трудовых договоров и устанавливаются к окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы работников в виде:
- надбавок и доплат;
- районных коэффициентов;
- коэффициентов за работу в пустынных и безводных местностях;
- коэффициентов за работу в высокогорных районах;
- процентных надбавок к заработной плате работникам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, южных районах Дальнего Востока, Красноярского края, Иркутской и Читинской областях, Республике Бурятия, Республике Хакасия.
До установления минимальных размеров повышения оплаты труда за работу, связанную с отклонениями от нормальных условий, применяются размеры выплат, установленные коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовым договором. При этом их размеры закрепляются не ниже размеров, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными актами, содержащими нормы трудового права. Указанные выплаты осуществляются в пределах ассигнований, выделенных главными распорядителями бюджетных средств на оплату труда работников федеральных бюджетных учреждений. Выплаты стимулирующего характера при введении новых систем оплаты труда устанавливаются в соответствии с Перечнем видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях, утвержденным Приказом N 818. Данные выплаты определяются учреждениями самостоятельно в пределах фонда оплаты труда и предусматриваются:
- за интенсивность и высокие результаты работы;
- за качество выполняемых работ;
- за стаж непрерывной работы, выслугу лет;
- как премиальные выплаты по итогам работы.
Они направлены на стимулирование работника к качественному результату труда и поощрение его за выполненную работу. При этом предполагается, что с 1 января 2010 года объем средств на выплаты стимулирующего характера должен составлять не менее 30% средств на оплату труда, формируемых за счет ассигнований федерального бюджета.
Заработная плата руководителя учреждения устанавливается трудовым договором и составляет три размера средней заработной платы работников основного персонала возглавляемого им учреждения. При этом основной персонал учреждения определяется в соответствии с перечнем должностей, профессий работников учреждений, относимых к основному персоналу по виду экономической деятельности, который утверждается федеральным органом исполнительной власти (иным государственным органом или организацией), в ведении которого находится учреждение, по согласованию с Минздравсоцразвития. На момент написания комментариев он не утвержден. Порядок исчисления размера средней заработной платы для установления должностного оклада руководителя определяется Минздравсоцразвития.
Должностные оклады заместителей руководителей и главных бухгалтеров учреждений устанавливаются на 10 - 30% ниже должностных окладов руководителей этих учреждений.
Выплаты компенсационного характера устанавливаются для руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров бюджетных учреждений в соответствии с перечнем, утвержденным Приказом N 822. Выплаты стимулирующего характера для данной категории работников определяются федеральными органами исполнительной власти.
Руководителю учреждения, являющегося главным распорядителем средств федерального бюджета, выплаты стимулирующего характера устанавливаются Правительством РФ, а их размер определяется с учетом результатов деятельности учреждения.
III. Рекомендуемые подходы по подготовке
к введению новых систем платы труда
Рекомендациями N 663 для федеральных органов исполнительной власти определен порядок подготовительных работ по введению новых систем оплаты труда и перечень показателей, которые необходимо разработать.
В целях установления новых размеров и условий оплаты труда работников в период с 1 сентября 2007 года до введения новых систем оплаты труда необходимо провести предварительную подготовку. Для этого руководителям федеральных бюджетных учреждений следует привести содержание трудовых договоров в соответствие с требованиями ст. 57 ТК РФ, в том числе размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, доплат, надбавок и иных стимулирующих выплат. При этом размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, а также размеры и условия выплат стимулирующего характера определяются с учетом п. 3 и 6 первого раздела Рекомендаций N 663.
Для оформления трудовых отношений с работниками при введении новых систем оплаты труда заключаются дополнительные соглашения к трудовым договорам в соответствии с приложением к Рекомендациям N 663, оговорив в них условия оплаты труда и предусмотрев размер оклада (должностного оклада), ставки заработной платы, выплат компенсационного и стимулирующего характера. При этом заработная плата работников по новым системам оплаты труда (без учета премий и иных стимулирующих выплат) не может быть меньше заработной платы, выплачиваемой до введения этих новых систем оплаты труда (без учета премий и иных стимулирующих выплат), при условии сохранения объема должностных обязанностей работников и выполнения ими работ той же квалификации.
В связи с введением новых систем оплаты труда федеральным органам исполнительной власти при подготовке и представлении в Минздравсоцразвития согласованных с соответствующими профсоюзами предложений по формированию профессиональных квалификационных групп на основе критериев отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития РФ от 06.08.2007 N 525, следует руководствоваться п. 6 Постановления N 605. В пункте 22 Рекомендаций N 663 для формирования данных предложений определен перечень необходимых мероприятий.
Федеральным органам исполнительной власти поручено оказывать организационно-методическую помощь подведомственным федеральным бюджетным учреждениям по вопросам установления работникам выплат стимулирующего характера (п. 23 Рекомендаций N 663).
В связи с введением новых систем оплаты труда в целях высвобождения средств, используемых для стимулирования труда работников, главным распорядителям необходимо оптимизировать штатную численность федерального бюджетного учреждения, а именно:
- проанализировать функции, задачи и объемы работ каждого из подведомственных федеральных бюджетных учреждений и отразить их в соответствующем ведомственном нормативном акте;
- по итогам проведенного анализа закрепить за каждым подведомственным федеральным бюджетным учреждением объем бюджетных ассигнований в фонд оплаты труда работников.
Следует отметить, что формирование штатного расписания федеральным бюджетным учреждением должно осуществляться исходя из принципа достаточности численного состава работников учреждения для гарантированного выполнения им функций, задач и объемов работ.
IV. Рекомендации по вопросам взаимодействия
федеральных органов исполнительной власти, федеральных бюджетных
учреждений и профессиональных союзов
Согласно Рекомендациям N 663 при введении новых систем оплаты труда федеральным органам исполнительной власти, федеральным бюджетным учреждениям необходимо взаимодействовать с комиссиями по регулированию социально-трудовых отношений по вопросам:
- участия в разработке и (или) обсуждении проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, программ социально-экономического развития, других актов органов государственной власти;
- направления на рассмотрение проектов законодательных актов, нормативных правовых и иных актов в сфере труда, а также документов и материалов, необходимых для их обсуждения;
- рассмотрения решений по направленным проектам законодательных актов, нормативных правовых и иных актов федеральных органов исполнительной власти.
После согласования с профессиональными союзами разработанные федеральными органами исполнительной власти предложения по профессиональным квалификационным группам направляются на утверждение в Минздравсоцразвития.
"Бюджетные организации: акты и комментарии для бухгалтера", N 3, март 2008 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Постановление Правительства РФ от 22.09.2007 N 605 "О введении новых систем оплаты труда работников федеральных учреждений и гражданского персонала воинских частей, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений".
*(2) Приказ Минздравсоцразвития РФ от 29.12.2007 N 822 "Об утверждении Перечня выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях и разъяснения о порядке выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях".
*(3) Приказ Минздравсоцразвития РФ от 29.12.2007 N 818 "Об утверждении Перечня видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат стимулирующего характера в бюджетных учреждениях".
*(4) Федеральный закон от 20.04.2007 N 54-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда" и другие законодательные акты РФ".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"