Комментарий к постановлению Правительства Российской Федерации
от 24.12.2007 N 922 "Об особенностях порядка исчисления средней
заработной платы"
В соответствии со ст. 139 ТК РФ Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 N 922 утверждено новое Положение "Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы" (далее - Положение N 922) которое подлежит применению в случаях, предусмотренных трудовым законодательством РФ, и распространяется на правоотношения, возникшие после 06.01.2008*(1). Ранее действовавшее Положение, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 11.04.2003 N 213 (далее - Положение N 213), утратило силу.
Право давать разъяснения по вопросам об исчислении среднего заработка с применением Положения N 922 предоставлено Минздравсоцразвития РФ.
Выплаты, подлежащие включению в расчет среднего заработка
В соответствии с п. 2 Положения N 922 для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат. В перечень видов данных выплат, включаемых для исчисления среднего заработка, утвержденных ранее Положением N 213, внесены изменения:
1. Из него исключена оплата разницы в должностных окладах работников, перешедших на нижеоплачиваемую работу с сохранением размера должностного оклада по предыдущему месту работы (должности). Это связано с тем, что данная компенсация оплачивается из расчета среднего заработка, если перевод был предусмотрен производственной необходимостью (ст. 74 и 182 ТК РФ).
2. Перечень дополнен новыми видами выплат, а именно:
- денежное содержание, начисленное муниципальным служащим за отработанное время;
- вознаграждение за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам государственных и муниципальных образовательных учреждений.
3. Внесено уточнение в пункт, касающийся выплаты денежного вознаграждения (денежного содержания), начисляемого за отработанное время лицам, замещающим государственные должности. Законодателем дополнено, что данная выплата подлежит включению в расчет среднего заработка лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации и должности субъектов РФ. Кроме того, в список лиц, которым выплачивается денежное вознаграждение, внесены депутаты, члены выборных органов местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления, члены избирательных комиссий, действующих на постоянной основе.
Выплаты, не учитываемые при исчислении среднего заработка
В пункте 3 Положения N 922 законодатель выделил, что при расчете среднего заработка не учитываются выплаты социального характера и иные выплаты, не относящиеся к оплате труда. Среди них материальная помощь, оплата стоимости питания, проезда, обучения, коммунальных услуг, отдыха и другие. Это связано с тем, что данный вид выплат не соответствует определению заработной платы. В соответствии со ст. 129 ТК РФ заработная плата - это вознаграждение, которое работодатель выплачивает работнику за исполнение трудовой функции и ни за что более. Несмотря на то, что в бюджетных учреждениях вышеперечисленные выплаты, не являющиеся заработной платой, включены в систему оплаты труда, их не следует учитывать при расчете среднего заработка.
Расчетный период
При любом режиме работы средняя заработная плата работника рассчитывается исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата. При этом законодатель п. 4 Положения N 922 уточнил период времени, который следует считать календарным месяцем. Данного определения в Положении N 213 не было. В соответствии со ст. 139 ТК РФ следует учитывать период с 1-го по 30-е (31-е) число соответствующего месяца включительно (в феврале - по 28-е (29-е) число включительно).
По-прежнему п. 5 Положения N 922 при исчислении среднего заработка из расчетного периода исключается время, а также начисленные за это время суммы, если:
- за работником сохранялся средний заработок в соответствии с законодательством РФ. В данный подпункт законодателем внесено уточнение - за исключением перерывов для кормления ребенка, предусмотренных ТК РФ. В ранее действовавшем Положении N 213 это время не исключалось;
- работник получал пособие по временной нетрудоспособности или пособие по беременности и родам;
- работник не работал в связи с простоем по вине работодателя или по причинам, не зависящим от работодателя и работника;
- работник не участвовал в забастовке, но в связи с этой забастовкой не имел возможности выполнять свою работу;
- работнику предоставлялись дополнительные оплачиваемые выходные дни для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства;
- работник в других случаях освобождался от работы с полным или частичным сохранением заработной платы или без оплаты в соответствии с законодательством РФ.
Обратите внимание: из перечня периодов, не подлежащих включению в расчет среднего заработка, исключено также время, когда работнику предоставлялись дни отдыха (отгулов) в связи с работой сверх нормальной продолжительности рабочего времени при вахтовом методе организации работ и в других случаях в соответствии с законодательством РФ.
Порядок расчета среднего заработка
Пунктом 9 Положения N 922 определен порядок расчета среднедневного заработка:
- в случаях оплаты отпусков и выплаты компенсаций за неиспользованный отпуск;
- для других случаев, предусмотренных ТК РФ, кроме случаев, когда работникам установлен суммированный учет рабочего времени. Формула расчета среднего заработка осталась прежней, для его определения следует среднедневной заработок умножить на количество дней в периоде, подлежащем оплате. При этом в расчете могут быть использованы либо календарные, либо рабочие дни, определенные для случаев в соответствии с трудовым законодательством РФ.
Исчисление среднего заработка для оплаты отпусков
Пунктом 10 Положения N 922 законодательно закреплен порядок расчета среднедневного заработка для оплаты отпусков, предоставляемых в календарных днях, и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска в соответствии со ст. 139 ТК РФ. Он исчисляется путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за расчетный период, на 12 и на среднемесячное число календарных дней (29,4).
Следует отметить, что теперь оплата отпусков и выплата компенсации за неиспользованные отпуска при суммированном учете рабочего времени производятся в общеустановленном порядке на основе среднего дневного заработка. Положением N 213 было предусмотрено применение среднечасового заработка.
Расчетный период отработан не полностью
В случае если один или несколько месяцев расчетного периода отработаны не полностью или из него исключалось время, подлежащее оплате по среднему заработку, средний дневной заработок исчисляется путем деления суммы фактически начисленной заработной платы за расчетный период на сумму среднемесячного числа календарных дней (29,4), умноженного на количество полных календарных месяцев, и количества календарных дней в неполных календарных месяцах (п. 10 Положения N 922).
Обратите внимание: количество календарных дней в неполном календарном месяце рассчитывается путем деления среднемесячного числа календарных дней (29,4) на количество календарных дней этого месяца и умножения на количество календарных дней, отработанных в данном месяце. Положение N 213 предусматривало применение коэффициента 1,4, на который умножались рабочие дни, приходящиеся на отработанное время в неполном месяце.
Особенности расчета отпуска, предоставляемого в рабочих днях
Основным направлением государственной политики в области охраны труда является установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда (ст. 210 ТК РФ). Гражданам, занятым на таких работах, положен дополнительный отпуск, который в соответствии с некоторыми нормативными актами предоставляется в рабочих днях.
Порядок установления таких отпусков находится в ведении Правительства РФ, но следует заметить, что законодатели уже давно не выпускали документов, посвященных этому вопросу. В соответствии со ст. 423 ТК РФ впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов... в соответствие с настоящим Кодексом... законодательные акты бывшего Союза ССР... применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу... Применяемые на территории Российской Федерации постановления Правительства СССР по вопросам, которые в соответствии с настоящим Кодексом могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих федеральных законов. Поэтому многие бюджетные учреждения до сих пор вынуждены обращаться к нормативным актам, которые действовали до вступления в силу ТК РФ (до 1 февраля 2002).
Одним из таких документов является Список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день*(2). Вследствие того, что данные нормативные акты подлежат применению на территории РФ, Правительством РФ был закреплен в п. 11 Положения N 922 порядок расчета среднедневного заработка. Он не претерпел изменений по сравнению с Положением N 213.
Средний дневной заработок для оплаты отпусков, предоставляемых в рабочих днях, а также для выплаты компенсации за неиспользованные отпуска исчисляется путем деления суммы фактически начисленной заработной платы на количество рабочих дней по календарю 6-дневной рабочей недели.
Следует также отметить, что отпуска в рабочих днях также предоставляются работникам, заключившим трудовой договор на срок до двух месяцев, а также сезонным работникам. Им ежегодные отпуска предоставляются из расчета два рабочих дня за месяц работы (ст. 291, 295 ТК РФ).
Отдельным п. 14 Положения N 922 выделен порядок оплаты учебного отпуска. В предусмотренных законодательством случаях предоставления учебных отпусков оплате подлежат все календарные дни (включая нерабочие праздничные дни), приходящиеся на их период, в соответствии со справкой-вызовом учебного заведения. Ранее, в Положении N 213, это не предусматривалось.
Исчисление среднего заработка для других случаев
Средний дневной заработок, кроме случаев, применяемых для расчета отпусков и выплаты компенсаций за неиспользованные отпуска, исчисляется путем деления суммы фактической заработной платы, начисленной за отработанные дни в расчетном периоде, на количество фактически отработанных в этот период дней (п. 9 Положения N 922). При этом законодателем уточнено, что в сумму заработной платы подлежат включению премии и вознаграждения, входящие в перечень выплат, участвующих при расчете среднего заработка.
Как и ранее, в Положении N 922 отдельным пунктом выделен порядок расчета среднего заработка при суммированном учете рабочего времени, который исчисляется путем умножения среднего часового заработка на количество рабочих часов по графику работника в периоде, подлежащем оплате (п. 13 Положения N 922).
При этом средний часовой заработок определяется путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за отработанные часы в расчетном периоде, включая премии и вознаграждения, на количество часов, фактически отработанных в этот период.
Расчет среднего заработка
при повышении заработной платы
При повышении в организации (филиале, структурном подразделении) тарифных ставок, окладов (должностных окладов), денежного вознаграждения средний заработок работников повышается в следующем порядке.
Повышение произошло в расчетный период. Выплаты, учитываемые при определении среднего заработка и начисленные в расчетном периоде за предшествующий повышению период, повышаются на коэффициенты, которые рассчитываются путем деления тарифной ставки, оклада (должностного оклада), денежного вознаграждения, установленных в месяце наступления случая, с которым связано сохранение среднего заработка, на тарифные ставки, оклады (должностные оклады), денежное вознаграждение, установленные в каждом из месяцев расчетного периода.
Повышение произошло после расчетного периода до наступления случая, с которым связано сохранение среднего заработка. Повышается средний заработок, исчисленный за расчетный период.
Повышение произошло в период сохранения среднего заработка. Часть среднего заработка повышается с даты повышения тарифной ставки, оклада (должностного оклада), денежного вознаграждения до окончания указанного периода (п. 16 Положения N 922).
Обратите внимание: при повышении среднего заработка учитываются тарифные ставки, оклады (должностные оклады), денежное вознаграждение и выплаты, установленные к тарифным ставкам, окладам (должностным окладам), денежному вознаграждению в фиксированном размере (проценты, кратность). При этом не повышаются выплаты, установленные к тарифным ставкам, окладам (должностным окладам), денежному вознаграждению в диапазоне значений (проценты, кратность), а также выплаты, учитываемые при определении среднего заработка, установленные в абсолютных размерах.
В заключение хотим напомнить, что средний месячный заработок работника, отработавшего полностью в расчетном периоде норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (п. 18 Положения N 922). В настоящее время в соответствии с Законом N 54-ФЗ*(3) он равен 2 300 руб.
"Бюджетные организации: акты и комментарии для бухгалтера", N 3, март 2008 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) От редакции: источник официального опубликования - "Российская газета" от 29.12.2007 N 294.
*(2) Постановление Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 N 298/П-22 "Об утверждении Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день".
*(3) Федеральный закон от 20.04.2007 N 54-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда" и другие законодательные акты РФ".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"