Российский рынок факторинга - два сценария дальнейшего развития
Восемь лет подряд российский рынок факторинга демонстрирует впечатляющие темпы роста - не менее 100% в год. И если в 1999-2005 годах этот рост действительно имел под собой фундаментальные причины (господство "предоплаты" как основной формы расчетов в экономике и, как следствие, огромный неудовлетворенный спрос на оборотный капитал в экономике), то в последние несколько лет характер роста изменился настолько, что появились предпосылки говорить о двух возможных сценариях дальнейшего развития рынка - как это часто бывает, оптимистическом и пессимистическом.
Факторинг в Россию пришел гораздо позже классических элементов рыночной экономики: банкинга, страхования и даже лизинга. Если не считать робких попыток середины девяностых, годом рождения рынка факторинга в России принято считать 1999-й, когда эти услуги начала предлагать Национальная Факторинговая Компания (в то время в составе банка ИБГ НИКойл). Чрезвычайно успешную идею подхватили многие российские банки, поголовно вынашивавшие в то время планы превратиться в подлинно универсальный коммерческий банк, в джентльменском наборе продуктов которого, как считалось, обязательно должен был быть факторинг (а заодно и форфейтинг, форекс, и прочее).
Рынок факторинга и по сей день остается едва ли не самым динамичным в сфере финансовых и околофинансовых услуг. По данным рейтингового агентства "Эксперт РА", объем рынка факторинга вырос с 2004-го по 2006 год с трех до $11 миллиардов, показав среднегодовой темп прироста порядка 100%. Предварительные оценки итогов минувшего года также указывают на стопроцентный прирост.
В недолгой истории российского рынка факторинга действительно нет черных дней: он избежал кризисов наподобие банковских и банкротств ведущих игроков - всего того, от чего пострадали многие другие секторы российской экономики. Как водится, успех породил несколько мифов.
- Миф N 1 - факторинг должен стоить ненамного дороже, чем обычный кредит.
- Миф N 2 - факторинг не что иное, как разновидность банковского кредита, которому не требуется отдельная система риск-менеджмента.
- Миф N 3 - факторинг можно предложить любой компании (и тем он особенно хорош)!
И если первый миф позволил многим игрокам завоевать на начальном этапе свою долю рынка за счет агрессивного ценового демпинга, то миф второй привел в последние годы к гораздо более опасному виду демпинга - конкуренции за счет смягчения (или практически полного отсутствия!) требований в области риск-менеджмента. Риск-аппетит основной массы игроков на рынке зашкаливает. Некоторые игроки идут на это осознанно, стремясь как можно быстрее снять "сливки" и умыть руки, большинство других просто не осознают, что строят, по сути, классическую финансовую пирамиду.
Как следует из мифа N 2, риски в факторинге ничем не отличаются от таковых в кредитовании, поэтому управлять ими можно традиционными банковскими методами - проверкой клиента службой безопасности банка, анализом учредительных документов и финансовой отчетности и установлением кредитного лимита на клиента исходя из результатов проведенного финансового анализа. Фактически клиент финансируется исходя из оценки его собственной (предыдущей) кредитоспособности, без оглядки на качество уступаемой (или, точнее будет сказать, передаваемой в обеспечение) дебиторской задолженности. Банки продолжают рассматривать в качестве заемщика клиента, забывая о том, что при товарном кредитовании субъектом риска и, по сути, заемщиком де-факто является клиент клиента - то есть дебитор. Платежеспособность дебитора, его банальная потребность и способность расплатиться в срок по товарному кредиту при этом остается за рамками анализа - ведь в случае дефолта дебитора долг будет предъявлен к погашению клиенту по регрессу. По этой же причине банки пренебрегают даже базовыми инструментами управления рисками: верификацией и сверкой денежных требований, не говоря уже о таких комплексных мероприятиях, как выборочный полевой аудит дебиторов.
Клиенты в таких случаях довольно быстро осознают, что можно очень быстро получить деньги фактически "из воздуха" либо просто подделав документы, подтверждающие возникновение дебиторской задолженности, либо вступив в сговор с дебитором, который за определенный процент согласится подтвердить задолженность, подписав товарную накладную. В западной практике подобный вид мошенничества уже давно известен под названием "fresh air invoicing".*(1) Крупнейший случай мошенничества в истории факторинга как раз относится к данной категории - крупная немецкая факторинговая компания в начале 90х вынуждена была объявить о своем банкротстве после обнаружения в своем портфеле "чистого воздуха" на сумму порядка миллиарда долларов.
"...финансирование на основе активов (ABF)*(2) основывается на философии, которая заключается в том, что сумма займа в первую очередь зависит от стоимости обеспечения, в отличие от других форм финансирования, которые первично основываются на состоятельности и кредитоспособности самого заемщика".
Gregory F. Udell, Asset Based Finance - proven disciplines for prudent lending, 2004, USA
Такие схемы мошенничества могут работать годами - клиент фактически строит пирамиду, регулярно погашая регресс за своих дебиторов из средств, получаемых в качестве финансирования по очередным "воздушным" поставкам. Не менее опасными с точки зрения потенциальных рисков являются случаи, когда банк допускает финансирование поставок в адрес аффилированных и зависимых от поставщика (клиента) компаний или, например, работа по схеме "один поставщик - один дебитор".
Клиент быстро "растет", вместе с ним "надувается" факторинговый портфель банка - и рынок в целом. Таким образом у нас складывается пессимистический сценарий развития рынка - массовый приток новых рискованных клиентов. В случае развития по данному сценарию, вероятность надувания на российском факторинговом рынке "пузыря", наподобие того, что лопнул прошлым летом на ипотечном рынке США, оценивается как чрезвычайно высокая. Аналогия с американским ипотечным кризисом становится еще более очевидной, если мы попытаемся проанализировать причины возникновения этого кризиса и уловить соответствующие "сигналы" в текущем состоянии российского рынка факторинга (см. таблицу 1).
Что можно сделать для того, чтобы предотвратить возникновение кризисной ситуации и направить рынок по оптимистическому сценарию развития, который позволил бы продолжить быстрый рост, не накапливая напряжения в области рисков? На самом деле западные факторинговые компании уже давно для себя ответили на подобный вопрос, внедрив комплексные системы риск-менеджмента факторинговых операций. Стоит отметить, что, например, около 90% факторинговых компаний в Европейском Союзе являются дочерними компаниями или непосредственно подразделениями банков*(3) - тем не менее, необходимость специализированной, отличной от банковской, системы риск-менеджмента остается очевидной и не подвергающейся сомнению.
Как ответ на возникший спрос в данной сфере, в свое время возникли консалтинговые компании, специализирующиеся на риск-менеджменте в факторинге (большую известность, в частности, получила британская компания Atlantic Risk Management Services), а также фирмы, предлагающие комплексные IT решения для риск-менеджмента (здесь можно привести в пример также британскую RiskFactor Solutions).
В России пока лишь считанные игроки рынка осознают критическую важность риск-менеджмента в факторинге. В частности, Банк "Национальная Факторинговая Компания" в 2007 году прошел специализированный аудит компании PricewaterhouseCoopers, который подтвердил соответствие внедренных в банке технологий риск-менеджмента лучшим мировым практикам в области факторинга.
Не менее важным сигналом того, что рынок делает попытки двигаться в правильном направлении, являются заявленные планы выхода ряда российских финансовых институтов на рынок факторинга по модели независимой факторинговой компании или партнерства между банком и одним из ведущих игроков рынка. Первая модель не находила пока в России широкого распространения - отчасти по причине сохраняющейся законодательной коллизии в области лицензирования, но в основном - ввиду необходимости значительных начальных инвестиций в инфраструктуру специализированной факторинговой компании, бизнес которой чрезвычайно технологичен. Здесь можно привести в качестве примера Межрегиональную Факторинговую Компанию ТРАСТ, созданную одноименным, крупнейшим российским банком.
Партнерская модель факторингового бизнеса весьма распространена на Западе. В частности, у крупнейшей французской факторинговой компании GE Factofrance есть несколько проектов подобного рода с рядом ведущих банков Франции. Отрадно, что эта модель, по-видимому, начинает приживаться и в России. В связи с этим, чрезвычайно показательным является пример гиганта банковской отрасли - ВТБ, выбравшего партнерскую модель для соединения своей обширной сбытовой сети с накопленными ноу-хау пионера российского рынка - Национальной Факторинговой Компании.
Надежды на оптимистический сценарий развития подкрепляет также ожидающийся скорый выход на рынок иностранных сетевых факторинговых компаний, технологии работы которых (в том числе и в области риск-менеджмента) хорошо отработаны в странах как Западной, так и Восточной Европы.
Оценивая дальнейшие перспективы рынка, необходимо отметить сохраняющуюся высокую степень неопределенности. Высока вероятность как перехода роста на качественный тренд, так и ухудшения ситуации - если описанные выше негативные сигналы будут проигнорированы. Будущее рынка зависит в равной степени, от того, какую модель развития преимущественно выберут новые игроки и насколько будут готовы к болезненным изменениям нынешние участники рынка.
Таблица 1
Сравниваемые факторы | Рынок ипотеки в США | Рынок факторинга в РФ |
Риск-менеджмент | Быстрый рост рынка за счет массовой выдачи кредитов субстандартным заем- щикам |
Быстрый рост клиентской массы и рынка в целом за счет игнорирования базовых принципов риск-менеджмента в факторинге как отличной от кредитования финансовой услуги |
Источники погашения займов |
Рефинансирование заемщиками ранее взятых кредитов за счет уверенности, что недвижимость будет продолжать дорожать |
Рефинансирование путем погашения рег- ресса из револьверного "воздушного" фи- нансирования |
Динамика стоимости денег |
Постепенный рост процентных ставок, который в итоге "лопание" |
Процентные ставки растут с осени 2007 |
Тарифная политика | Чрезвычайно привлекательная для неис- кушенного потребителя схема выплат процентная ставка, схема 2 + 28, от- рицательная амортизация) |
Сложные тарифные планы со скрытыми за просрочку |
Таблица 2
Классификация рисков в факторинге
Дебитор | Клиент | Другие |
Риск дефолта или длите- льной просрочки |
Риск нефакторабельности, риск мошенничества, риск массового возврата товара |
Отраслевые, административно-политические и прочие риски, присущие также и другим отраслям и не являющиеся спецификой фак- торинга |
График 1
К. Робу,
исполнительный директор Восточно-Европейской
факторинговой ассоциации
"БДМ. Банки и деловой мир", N 2, февраль 2008 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Выставление счетов за "чистый воздух"., пер., англ.
*(2) Факторинг является одной из форм финансирования, объединяемых в США и Великобритании в понятие Asset Based Finance (ABF).
*(3) Источник: Project Jeremie on factoring in EU 25 + 2
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "БДМ. Банки и деловой мир"
Журнал зарегистрирован в Комитете Российской Федерации по печати. Регистрационное свидетельство N ПИ N ФС 77-26288 от 17 ноября 2006 г.
Учредитель: издательство "Русский салон периодики"
Издается при поддержке Ассоциации региональных банков России, Международного конгресса промышленников и предпринимателей и Гильдии финансовых менеджеров России
С 1995 до конца 2006 года журнал выходил под названием "Банковское дело в Москве"