"Нужен системный подход"
(интервью с А. Аксаковым, президентом Ассоциации региональных
банков России, членом Комитета Госдумы РФ по финансовым рынкам)
На встрече в Бору Анатолий Аксаков обнародовал результаты традиционного экспресс-опроса, посвященного надзорной практике. Читателям БДМ наверняка будет интересно ознакомиться с его результатами. Впрочем, наша беседа касалась не только этого:
БДМ: Анатолий Геннадьевич, в наступившем году мы встречаемся впервые, поэтому, прежде всего, позвольте поздравить вас с избранием в новый состав Государственной Думы. И начну с несколько щекотливого вопроса: в этом созыве вы не вошли в руководство профильного комитета, да и сам он теперь называется по-иному - не скажется ли это негативно на вашей работе, как депутатской, так и в ассоциации?
- Во-первых, о названии комитета. Переименовали его по простой причине - чтобы убрать тавтологию: понятно ведь, что банковский рынок - сегмент финансового. И на "банковской" составляющей нашей работы это никак не скажется. Тем более что комитет пополнился крепкими профессионалами как раз из этой среды.
Что касается "регалий", то по опыту могу смело сказать, что "рядовых" депутатских полномочий вполне достаточно для эффективной работы. Должность принципиального значения здесь не имеет.
БДМ: Ваша оценка профессиональных возможностей комитета радует. Быть может, в нынешнем году все-таки состоится принятие закона о потребительском кредитовании?
- Несомненно. И, надеюсь, в самое ближайшее время.
БДМ: Но, как я понимаю, теперь придется выбирать из двух законопроектов? Почему так получилось?
- Прежде всего, потому что в Минфине проект "залежался". К тому же детали его, по сути, неизвестны тем, чью деятельность он призван регулировать, - коммерческим банкам. Согласитесь, они-то уж имеют право знать, насколько будущий закон учитывает реалии. Именно поэтому мы и создали рабочую группу, подготовившую альтернативный проект, где постарались учесть практику работы и разрешить накопившиеся проблемы. Чтобы не получилось, как в пословице: "гладко было на бумаге...".
БДМ: Вообще участие Ассоциации "Россия" в законотворчестве в последнее время заметно активизировалось, что, впрочем, и понятно. А как будет развиваться ее региональная составляющая?
- Ее мы намерены еще больше усиливать, тем более что и в экономической политике государства акцент все заметнее смещается в регионы. Здесь важно не "догонять" ситуацию, а, если хотите, даже несколько опережать время. Скажем, Банк развития начинает свою деятельность, и пока не слишком ясно, как будут складываться его отношения с регионами и, в частности, с местными коммерческими банками. Как раз этой теме мы посвятили конференцию, которая состоится 20 марта в Москве. Но, помимо этого мероприятия, пройдут встречи в Тюмени, Тобольске, Екатеринбурге. И там тема будет рассмотрена более широко - как взаимодействие банков с институтами развития в реализации региональных и национальных проектов. Такие встречи очень важны - надо определить стратегию, тактику и "запускать" процесс, чтобы пошла конкретная работа. Времени на раскачку нет.
БДМ: Анатолий Геннадьевич, сейчас деловая Россия обсуждает программу, которую В. Путин обнародовал на февральском заседании Госсовета. В частности, президент подчеркнул, что финансовую инфраструктуру надо развивать "до уровня, адекватного растущим потребностям экономики". Готов ли банковский сектор к таким темпам?
- В целом, думаю, вполне готов, хотя проблем, конечно, немало. К тому же в нынешнем году заканчивается действие стратегии развития банковского сектора на 2005-2008 годы. И, строго говоря, ее положения реализованы едва ли на 30%... Очевидно, что разработка подобного документа требует непосредственного и активного участия всего банковского сообщества, а не только государственных структур. Банкиры работают "на земле", ближе связаны и с бизнесом, и с населением, знают их потребности, видят проблемы. И многие задумываются о том, как эти проблемы разрешить.
Вот поэтому Совет Ассоциации региональных банков России и принял решение - подготовить стратегию развития банковского сектора страны до 2015 года. Сейчас работа идет полным ходом, но о подробностях позвольте пока умолчать. Отмечу лишь одну принципиальную особенность документа - его системный характер. Мы исходим из того, что банки - это инструмент экономики, значит и рассматривать его нужно в тесной связи с ее задачами. И еще один важный момент: нельзя ограничиваться "внутренним" взглядом, нужно видеть место отечественной экономики и ее банковского сектора в мировом хозяйстве, в мировой финансовой системе.
Добавлю, что наша стратегия предлагает несколько сценариев возможного развития банковской системы: от инерционного до радикального:
БДМ: Думаю, вы уже заинтриговали наших читателей, и надеюсь, что БДМ будет в числе первых изданий, которое подробно расскажет об этой стратегии. Как я поняла, вы привлекаете к работе над ней практикующих банкиров, аналитиков и так далее. Но ведь наверняка над аналогичным документом работают сейчас и в Банке России, и в правительстве - не заложен ли здесь определенный конфликт интересов?
- Да нет, не подумайте, будто мы работаем над стратегией "в пику" государственным органам. Как раз наоборот. Мы хотим привлечь к этому делу экспертов правительства, поскольку рассчитываем, что стратегия не останется внутренним творчеством банковского сообщества, а получит государственный статус. Во всяком случае, ставим перед собой именно такую цель.
Что касается Банка России, отношения регулятора и ассоциации сложились так, что мы рассчитываем и на понимание, и на моральную поддержку. Ведь эта работа - в наших общих интересах.
БДМ: Раз уж речь зашла о взаимоотношениях с регулятором, не расскажете ли вы хотя бы вкратце об итогах экспресс-опроса, недавно проведенного ассоциацией? Знаю, что на совещании в Бору вы посвятили им большую часть своего выступления.
- Действительно, такой опрос мы проводим ежегодно, а попутно собираем и вопросы, на которые руководство Банка России отвечает на встрече в Бору. В этом году, попросив банкиров оценить надзорную практику, мы спрашивали и о том, как воспринимает профессиональное сообщество некоторые новации регулятора.
Начну с общей картины: примерно половина опрошенных считает, что за прошедший год во взаимоотношениях регулятора и его подопечных произошел положительный сдвиг. И это радует. Однако каждый четвертый респондент считает, что такого сдвига нет. И столько же банкиров затруднились с ответом. Так что до идиллии тут пока далеко.
Без сомнения, главной инициативой ЦБ можно считать переход к риск-ориентированному надзору, но идет он трудно - почему? Если судить по результатам опроса, основная причина кроется в субъективизме регулятора при оценке рисков и качества управления в банке - так считают более 60% опрошенных. Лишь немногим меньше - 57% - пришлось на несовершенство законодательной и нормативной базы надзора.
Банки - это инструмент экономики, значит и рассматривать стратегию развития банковского сектора страны нужно в тесной связи с ее задачами
БДМ: Это, можно сказать, камушек в "депутатский огород"?
- И в депутатский тоже. Только ведь Государственная Дума - одна из последних инстанций, а готовятся законопроекты в правительстве, Центробанке. На примере закона о потребительском кредитовании, о котором мы говорили, можно понять, почему часто они далеки от совершенства:
Но вернемся к опросу, который выявил тревожную, на мой взгляд, тенденцию. Один из традиционных вопросов исследования - целесообразность деления надзорных функций. Так вот, если в прошлом году три четверти респондентов высказались за то, чтобы сохранить эти функции за Банком России, то сейчас сторонников этой точки зрения - меньше половины. Значит, что-то надо здесь менять - подходы или систему. Есть, например, предложение сделать надзор "сквозным", выделить его в отдельную структуру. И, добавлю, многие банкиры просто мечтают об унифицированных правилах, которые избавили бы от непредсказуемости.
Показательны мнения банкиров по поводу совершенствования надзора. Здесь 75% респондентов приоритетом выбрали, разумеется, оптимизацию состава отчетности. Проще говоря, люди просят уменьшить бумажные горы.
Нельзя ограничиваться "внутренним" взглядом, нужно видеть место отечественной экономики и ее банковского сектора в мировом хозяйстве, в мировой финансовой системе
БДМ: Эти просьбы я слышу столько, сколько существует журнал, но объемы отчетности, по-моему, только прирастают... А как отреагировало банковское сообщество на изменения правил бухгалтерского учета?
- Как и следовало ожидать - настороженно. Во всяком случае, приветствовало их абсолютное меньшинство опрошенных. И, тем не менее, 58% респондентов ответили на вопрос положительно - сказалась разъяснительная работа регулятора и то, что Банк России предусмотрел переходный период. Кстати, так же осторожны банкиры и по вопросу внедрения "Базеля II" - три человека из четырех считают, что переход к нему надо начать с первой "двадцатки" и постепенно распространять по всей банковской системе.
БДМ: Ну что ж, здоровый консерватизм - основное качество настоящего банкира. Будем надеяться, что он не вступит в противоречие с теми задачами, которые им, да и всем нам, предстоит решать в ближайшие годы.
Л. Коваленко
"БДМ. Банки и деловой мир", N 2, февраль 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "БДМ. Банки и деловой мир"
Журнал зарегистрирован в Комитете Российской Федерации по печати. Регистрационное свидетельство N ПИ N ФС 77-26288 от 17 ноября 2006 г.
Учредитель: издательство "Русский салон периодики"
Издается при поддержке Ассоциации региональных банков России, Международного конгресса промышленников и предпринимателей и Гильдии финансовых менеджеров России
С 1995 до конца 2006 года журнал выходил под названием "Банковское дело в Москве"