г. Санкт-Петербург |
|
02 апреля 2013 г. |
Дело N А56-67965/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 марта 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 апреля 2013 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Есиповой О.И.
судей Борисовой Г.В., Шульги Л.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Беляевой Ю.А.
при участии в заседании:
от заявителя: Звонков А.А. - по доверенности от 20.12.2012, Якымчук А.И. - руководитель по протоколу от 21.02.2013 N 01/2013
от заинтересованного лица: Любутина В.А. - по доверенности от 14.01.2013 N 01-14-55/13-00
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-2653/2013) открытого акционерного общества "Бавария" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.12.2012 по делу N А56-67965/2012 (судья Синицына Е.В.), принятое
по заявлению ОАО "Бавария", место нахождения: 197110, г. Санкт-Петербург, пр-кт Петровский, д. 9, ОГРН 1027806857110
к Комитету по тарифам Санкт-Петербурга
об оспаривании постановления и решения
установил:
открытое акционерное общество "Бавария", 197110, г. Санкт-Петербург, пр-кт Петровский, д. 9, ОГРН 1027806857110, (далее - заявитель, Общество, ОАО "Бавария") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Комитета по тарифам Санкт-Петербурга (далее - Комитет, административный орган) от 23.10.2012 N 49/1-12 о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 100 000 рублей, и решения от 01.11.2012 по жалобе на постановление Комитета от 23.10.2012.
Решением от 21.12.2012 суд отказал Обществу в удовлетворении заявления.
Не согласившись с принятым решением, заявитель направил апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на отсутствие в действиях Общества состава административного правонарушения, просит решение от 21.12.2012 отменить и принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании представители Общества поддержали доводы апелляционной жалобы в полном объеме, представили в материалы дела пояснения к апелляционной жалобе, представитель Комитета позицию заявителя не признал по мотивам, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, согласно которому просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, жалобу Общества - без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, в соответствии с действующими договорами на оказание услуг по теплоснабжению в 2012 году Общество через присоединенную сеть предоставляло абонентам тепловую энергию в паре для обеспечения теплоснабжения соответствующих зданий, а абоненты оплачивали потребленную тепловую энергию.
В соответствии с представленными документами (счета-фактуры, платежные поручения, двухсторонние акты) расчеты за отпущенную тепловую энергию в 2012 году производились сторонами договоров по тарифу 578 рублей (без учета НДС) за 1 Гкал. на основании распоряжения Комитета от 20.12.2011 N 500-р "Об установлении тарифов на тепловую энергию для потребителей, расположенных на территории Санкт-Петербурга, получающих тепловую энергию от теплоснабжающих организаций, на 2012 год", утратившего силу с 28.02.2012.
Установив, что с марта 2012 Общество не обращалось в Комитет с заявлением об установлении тарифов на тепловую энергию и (или) на услуги по передаче тепловой энергии в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" и иными федеральными нормативными правовыми актами, в связи с чем государственное регулирование тарифов на тепловую энергию в отношении заявителя Комитетом не осуществлялось, и усмотрев в действиях Общества признаки правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ, 09.10.2012 Комитетом составлен протокол об административном правонарушении N49/1-12.
Постановлением Комитета от 23.10.2012 N 49/1-12 Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, заявитель обратился в Комитет с жалобой (вх. От 26.10.2012 N 01-14-002590/12-0-0), которая решением от 01.11.2012 оставлена без удовлетворения.
Полагая постановление и решение Комитета незаконными, Общество оспорило их в арбитражном суде.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из доказанности Комитетом состава административного правонарушения в действиях Общества и отсутствия существенных процессуальных нарушений при привлечении заявителя к административной ответственности, обстоятельств, позволяющих квалифицировать, совершенное заявителем, правонарушение в качестве малозначительного не установил.
Проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к следующему.
Частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ установлена ответственность за занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования.
В силу части 3 статьи 8 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ) подлежащие регулированию цены (тарифы) на товары, услуги в сфере теплоснабжения устанавливаются в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, и в отношении каждого регулируемого вида деятельности.
В соответствии со статьями 5, 7 и 8 Закона N 190-ФЗ тарифы в сфере теплоснабжения подлежат государственному регулированию и устанавливаются уполномоченными исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 13.09.2005 N 1346 утверждено Положением о Комитете по тарифам Санкт-Петербурга, согласно которому уполномоченным на установление соответствующих тарифов исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга является Комитет.
До 29.02.2012 теплоснабжающими организациями, владеющими на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и тепловыми сетями, за исключением теплоснабжающих организаций, в отношении которых установлены тарифы на тепловую энергию соответствующими распоряжениями Комитета, возможно было применение тарифов, установленных распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 20.12.2011 N 500-р "Об установлении тарифов на тепловую энергию для потребителей, расположенных на территории Санкт-Петербурга, получающих тепловую энергию от теплоснабжающих организаций, на 2012 год".
В целях приведения нормативных правовых актов Комитета в соответствие с требованиями действующего федерального законодательства, распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 27.01.2012 N 14-р (вступившим в силу со дня официального опубликования - 29.02.2012) распоряжение от 20.12.2011 N 500-р признано утратившим силу.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, на Общество возложена обязанность по подаче тепловой энергии потребителям, в том числе ООО "ОМЕГА".
Из материалов дела также усматривается и заявителем не оспаривается, что два последних месяца (март и апрель 2012 года) отопительного сезона 2011-2012 Общество поставляло потребителю тепловую энергию, по тарифам, которые Комитетом отменены, что в свою очередь свидетельствует о наличии события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КОАП РФ.
Судом первой инстанции правомерно отклонены ссылки заявителя на нарушение административным органом положений части 2 статьи 10 Закона N 190-ФЗ, предусматривающих введение тарифов на срок не менее одного года, если иное не установлено федеральными законами, решениями Правительства Российской Федерации, поскольку согласно пункту 6 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства от 26.02.2004 N 109, данное ограничение как и требование о введении тарифов с начала очередного года, на решения регулирующих органов, направленных на приведение ранее принятых решений об установлении тарифов в соответствие с законодательством РФ, не распространяется.
Доводы заявителя о нарушении административным органом части 4 статьи 11 Закона N 190-ФЗ также обосновано не приняты Арбитражным судом города Санкт-Петербурга и Ленинградской области ввиду того, что заявитель в установленном порядке не определен как единая теплоснабжающая организация (часть 28 статьи 2 Закона N190-ФЗ).
Вместе с тем, пунктом 3 статьи 26.1 КоАП РФ установлено, что по делу об административном правонарушении выяснению подлежит виновность лица в его совершении.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как следует из материалов дела, распоряжение Комитета от 20.12.2011 N 500-р признано утратившим силу распоряжением от 27.01.2012 N 14-р (вступившим в силу со дня официального опубликования - 29.02.2012), следовательно, ранее 29.02.2012 Общество не могло иметь информации об изменении нормативной базы в сфере теплоснабжения.
Информационным письмом от 30.01.2012 N 01-14-208/12-00 Комитет по тарифам Санкт-Петербурга сообщил о признании утратившим силу распоряжения Комитета от 20.12.2011 N 500-р и разъяснил порядок установления тарифов на тепловую энергию для потребителей на территории Санкт-Петербурга.
Согласно разъяснению всем организациям, деятельность которых подлежит государственному регулированию, следует обратиться в Комитет по тарифам Санкт-Петербурга с заявлением об открытии дела об установлении тарифов на регулируемый вид деятельности в области теплоснабжения, представив в составе расчетных и обосновывающих материалов для установления тарифов организации на 2012 год программу в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Вышеназванные распоряжение и информационное письмо Комитета по тарифам было опубликовано в издании "Вестник Комитета по тарифам Санкт-Петербурга" N 2, 29.02.2012, тираж которого, со слов заявителя, незначителен (около 500 экземпляров) и пользуется спросом среди юридических лиц, регулируемые виды деятельности для которых являются основными, ОАО "Бавария" к таковым не относится.
Указанное утверждение представителем Комитета по тарифам не опровергнуто, в печатных средствах массовой информации распоряжение опубликовано не было.
Как пояснил представитель Общества, об отмене распоряжения Комитета от 20.01.2011 N 500-р стало известно случайно по радио не в день опубликования, а значительно позже.
В соответствии с пунктом 7 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства от 26.02.2004 N 109 и подлежащих применению к рассматриваемым правоотношениям в спорный период, установление тарифов и (или) предельных уровней производится регулирующими органами путем рассмотрения соответствующих дел. Если изменение тарифов и (или) их предельных уровней осуществляется в течение финансового года в соответствии с актом Правительства Российской Федерации либо в целях приведения в соответствие с законодательством Российской Федерации, то дело об установлении тарифов и (или) их предельных уровней не открывается, а материалы при необходимости запрашиваются соответствующими органами регулирования. Органы регулирования определяют срок представления материалов, который не может быть менее 1 недели с даты поступления запроса в организацию.
При этом согласно пункту 1.7 Административного регламента Комитета по тарифам Санкт-Петербурга по исполнению государственной функции "Контроль за осуществляемой гарантирующими поставщиками деятельностью по обеспечению надежного энергоснабжения населения", утвержденного распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 01.07.2011 N 122-р, срок проведения анализа представленных гарантирующими поставщиками документов составляет 30 календарных дней.
При таких обстоятельствах, учитывая опубликование распоряжения Комитета от 27.01.2012 N 14-р и информационного письма от 30.01.2012 N 01-14-208/12-00 разъясняющего порядок установления тарифов в Санкт-Петербурге лишь 29.02.2012, недостаточную информированность о принятом Комитетом по тарифам решении, затрагивающем права значительного числа хозяйствующих субъектов в сфере теплоснабжения, недостаточность (отсутствие) срока для сбора необходимых сведений и разработки программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности для установления тарифов на теплоснабжение за март - апрель 2012, а также отсутствие у заявителя в рассматриваемом случае возможности приостановления поставки тепловой энергии абонентам, апелляционная коллегия приходит к выводу об отсутствии у Общества реальной возможности для применения в период с марта по апрель 2012 года тарифа, согласованного с административным органом в установленном законом порядке, что применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ свидетельствует об отсутствии вины заявителя в совершенном административном правонарушении, то есть об отсутствии в его действиях состава правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Поскольку решение председателя Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 01.11.2012 N 49/1-12 по жалобе Общества на постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении принято без учета установленных судом апелляционной инстанции обстоятельств, оно также не может быть признано правомерным.
В силу части 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
На основании изложенного решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.12.2012 подлежит отмене с вынесением нового судебного акта об удовлетворении требований заявителя в полном объеме.
Кроме того, принимая во внимание, что оплата государственной пошлины при обжаловании решений административных органов о привлечении юридических лиц к административной ответственности действующим законодательством не предусмотрена, перечисленная Обществом по платежным поручениям от 06.11.2012 N 690 и от 28.12.2012 N 811 в федеральный бюджет государственная пошлина за рассмотрение дела в судах первой и апелляционной инстанциях в размере 3 000 рублей подлежит возврату.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21 декабря 2012 года по делу N А56-67965/2012 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 23.10.2012 N 49/1-12 о привлечении открытого акционерного общества "Бавария" (197110, г. Санкт-Петербург, пр-кт Петровский, д. 9, ОГРН 1027806857110) к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 01.11.2012 по жалобе открытого акционерного общества "Бавария" на постановление от 23.10.2012 N 49/1-12 признать недействительным.
Председательствующий |
О. И. Есипова |
Судьи |
Г. В. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-67965/2012
Истец: ОАО "Бавария"
Ответчик: Комитет по тарифам Санкт-Петербурга