г. Ессентуки |
|
15 апреля 2013 г. |
Дело N А22-1539/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 апреля 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 апреля 2013 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: Казаковой Г.В.,
судей: Марченко О.В., Сулейманова З.М.,
при ведении протокола судебного заседания Алмазовой М.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия на решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 06.12.2012 по делу N А22-1539/2012 (судья Ванькаев Б.С.)
по заявлению главы Крестьянско-фермерского хозяйства Абубакарова А.А.
к Министерству по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия, главе Крестьянско-фермерского хозяйства Никитину А.Б.,
третье лицо - Управление Росреестра по Республики Калмыкия,
о признании недействительным договора передачи в аренду земельного участка,
без участия представителей сторон и третьего лица, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель глава крестьянского фермерского хозяйства Абубакаров Аслан Абуезидович (ИНН 080900752815, ОГРНИП 304080936400142) обратился в арбитражный суд с исковым заявлением к Министерству по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия (далее - Министерство), третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований, глава КФХ Никитин А.Б. и Управление Росреестра по Республики Калмыкия, о признании договора аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в собственности Республики Калмыкия, от 16 июня 2011 года N 39-2011, заключенного между Министерством по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия и главой крестьянского (фермерского) хозяйства Никитиным Аисом Борисовичем недействительным.
Определением арбитражного суда от 20.09.2012 суд с согласия истца, на основании ст. 41, 46, 184, 185 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, привлек к участию деле в качестве соответчика главу Крестьянско-фермерского хозяйства Никитина А.Б.(том 1, л.д. 148-149).
Решением Арбитражного суда Республики Калмыкия от 06.12.2012 по делу N А22-1539/2012 иск удовлетворен. Договор от 16 июня 2011 года N 39-2011 аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в собственности Республики Калмыкия, заключенный между Министерством по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия и главой крестьянского (фермерского) хозяйства Никитиным А. Б. признан недействительным. Взыскана с Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия и с главы крестьянского (фермерского) хозяйства Никитина А. Б. в пользу главы крестьянского (фермерского) хозяйства Абубакарова А. А. в возмещение судебных расходов по оплате государственной пошлины по 1 000 рублей с каждого. Судебный акт мотивирован тем, что действия Министерства по распоряжению участком без проведения торгов повлекли нарушение прав и законных интересов Абубакарова А.А.
Не согласившись с решением суда первой инстанции от 06.12.2012 по делу N А22-1539/2012, Министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия обратилось в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска. Жалоба мотивирована тем, что судом неполно выяснены обстоятельства дела, нарушены нормы материального и процессуального права, в связи, с чем принято незаконное и необоснованное решение. По мнению Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия, глава крестьянского (фермерского) хозяйства Никитин А.Б. являлся единственным заявителем на спорный земельный участок, Абубакарову А.А. было отказано в предоставлении в аренду земельного участка ввиду того, что представленные им документы имели недостатки оформления: в заявлении не было указано испрашиваемое право на земельный участок; выписка из ЕГРИП на заявителя датирована 20.05.2009, со дня выписки из ЕГРИП прошло более двух лет; представленный проект бизнес-плана не соответствовал предъявляемым требованиям.
Стороны и третье лицо, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, о причинах неявки суд не известили. Глава КФХ Никитин А.Б. направил отзыв, в котором просит решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия удовлетворить. Министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия направило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие не явившихся представителей лиц, участвующих в деле.
Проверив правильность решения Арбитражного суда Республики Калмыкия от 06.12.2012 по делу N А22-1539/2012 в апелляционном порядке в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в полном объеме, апелляционный суд пришел к выводу, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 11.05.2011 Министерством по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия в газете "Хальмг Унн" опубликовано объявление о приеме заявлений от заинтересованных лиц на предоставление в аренду земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в собственности Республики Калмыкия, с кадастровым номером 08:09:060101:22, общей площадью 638 га, расположенного по адресу: Россия, Республика Калмыкия, Целинный район, Чагортинское СМО, в 6,7 км по направлению на северо-восток от ориентира п. Чагорта (т.1, л.д. 24).
31.05.2011 глава КФХ Абубакаров А.А. обратился в Министерство с заявлением о предоставлении для ведения сельскохозяйственного производства земельного участка, находящегося в собственности Республики Калмыкия, с кадастровым номером 08:09:060101:22, которое было принято и зарегистрировано в журнале входящей корреспонденции под N 3039 (т.1 л.д. 57).
09.06.2011 глава КФХ Никитин А.Б. также обратился в Министерство с заявлением о предоставлении для ведения сельскохозяйственного производства того же земельного участка с кадастровым номером 08:09:060101:22, которое было принято и зарегистрировано в журнале входящей корреспонденции под N 3244 (т.1 л.д. 56).
Распоряжением Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия от 16.06.2011 N 289-ра главе крестьянского (фермерского) хозяйства Никитину А.Б. предоставлен в аренду земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, с кадастровым номером 08:09:060101:22, общей площадью 638 га, расположенного по адресу: Россия, Республика Калмыкия, Целинный район, Чагортинское СМО, в 6,7 км по направлению на северо-восток от ориентира п.Чагорта, находящийся в собственности Республики Калмыкия для сельскохозяйственного производства сроком на 5 лет.
16.06.2011 года на основании распоряжения от 16.06.2011 N 289-ра Министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия (арендодатель) и глава крестьянского (фермерского) хозяйства Никитин А.Б. (арендатор) заключили договор аренды N 39-2011 находящегося в государственной собственности земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, с кадастровым номером 08:09:060101:22, общей площадью 638 га, расположенного по адресу: Россия, Республика Калмыкия, Целинный район, Чагортинское СМО, в 6,7 км по направлению на северо-восток от ориентира п.Чагорта (т. 1, л.д. 50-52).
Предприниматель Абубакаров А.А., считая, что Министерством нарушены нормы действующего законодательства о порядке предоставления земельного участка в аренду и его права и законные интересы в осуществлении предпринимательской деятельности, обратился в суд с иском о признании договора аренды земельного участка от 16.06.2011 N 39-2011 недействительным.
Суд первой инстанции, принимая решение об удовлетворении заявленных исковых требований, правомерно исходил из следующих установленных обстоятельств и норм действующего законодательства.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Согласно пункту 2 статьи 10 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" N 101-ФЗ от 24.07.2002 передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления. В случае, если подано два и более заявлений о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах).
Статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации установлен порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности на основании акта органа государственной власти или местного самоуправления, которые обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, находящиеся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков, в связи с чем, обязаны обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
При наличии нескольких заявок на один и тот же земельный участок должны быть проведены торги (конкурс, аукцион), предусмотренные статьей 38 Земельного кодекса Российской Федерации, статьями 447, 448 Гражданского кодекса Российской Федерации и Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации "Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков" N 808 от 11.11.2002.
Указанный способ предоставления земельных участков отвечает принципу сочетания интересов общества и конкретных граждан, закрепленному в подпункте 11 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации, а также позволяет обеспечить справедливость, публичность, открытость и прозрачность процедуры предоставления земельного участка.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что Министерство при предоставлении спорного земельного участка предпринимателю Никитину А.Б. нарушило требования, установленные Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" N 101-ФЗ от 24.07.2002, поскольку земельный участок с кадастровым номером 08:09:060101:22, с учетом наличия конкурирующих заявок, мог быть предоставлен в аренду только на основании результатов торгов (конкурса, аукциона).
Сам факт подачи двумя претендентами заявок на предоставление земельного участка указывает на то обстоятельство, что объект недвижимости пользуется повышенным спросом и решение о его предоставлении должно приниматься по результатам торгов, что будет отвечать принципам эффективности, справедливости, публичности и открытости.
Следовательно, действия Министерства по предоставлению спорного участка в аренду главе крестьянского (фермерского) хозяйства Никитину А.Б. путем заключения договора аренды без процедуры проведения торгов, не соответствуют Земельному кодексу Российской Федерации и Закону о защите конкуренции, поскольку нарушают принципы прозрачности предоставления находящейся в государственной собственности земли и недопустимости создания дискриминационных условий для субъектов предпринимательской деятельности.
В соответствии со статьями 166, 167 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания её таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка). Недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с её недействительностью и недействительна с момента её совершения.
В силу статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушений.
В пункте 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что споры о признании недействительной ничтожной сделки подлежат разрешению судом в общем порядке по заявлению любого заинтересованного лица, поскольку Гражданский кодекс РФ не исключает такую возможность.
Суд первой инстанции, оценив представленные сторонами доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к правильному выводу о том, что поскольку Министерство заключило договор аренды земельного участка от 16 июня 2011 года N 39-2011 с одним из претендентом предпринимателем Никитиным А.С. с нарушением требований Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" N 101-ФЗ от 24.07.2002 и Земельного кодекса Российской Федерации, без проведения торгов, договор аренды земельного участка от 16 июня 2011 года N 39-2011 в силу статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации является недействительной сделкой.
Следовательно, требования главы крестьянского фермерского хозяйства Абубакарова А.А. о признании недействительным договора аренды земельного участка от 16 июня 2011 года N 39-2011, заключенного между Министерством по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия и главой КФХ Никитиным А.Б., являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Доводы Министерства о том, что представленные предпринимателем Абубакаровым А.А. документы в обоснование заявления о предоставлении земельного участка имели недостатки оформления, судом первой инстанции правомерно отклонены, поскольку, как правильно указал суд первой инстанции, доказательств о том, что предпринимателю Абубакарову А.А. предложено представить дополнительно документы, доказательств отказа в предоставлении земельного участка в аренду в установленном действующим законодательством порядке в связи с невозможностью предоставления спорного земельного участка истцу, в материалы дела не представлено, а действуя разумно и добросовестно, предприниматель не мог предположить, что спорный земельный участок без проведения торгов будет предоставлен другому лицу.
Судом первой инстанции правильно указано о том, что действовавший на момент заключения оспариваемого договора Порядок предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Калмыкия, для целей не связанных со строительством, утвержденный постановлением Правительства Республики Калмыкия от 30.09.2008 N 337, и Положение о Министерстве по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия, утвержденное постановлением Правительства Республики Калмыкия от 08.10.2010 N 336, (т.2 л.д.36-51) не содержат положений и норм, предусматривающих в качестве оснований для отказа в предоставлении земельного участка, недостатки в оформлении заявления или документов, прилагаемых к заявлению.
Согласно пункту 2.6 Порядка, предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Калмыкия, для целей не связанных со строительством, утвержденного постановлением Правительства Республики Калмыкия от 30.09.2008 N 337, (далее - Порядок) граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков, в течение месяца со дня опубликования информационного сообщения обращаются в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении земельного участка (части земельного участка) в собственность или в аренду по форме согласно приложению N1 к этому Порядку. К заявлению прилагаются документы, указанные в приложении N 2 к этому Порядку.
В случае поступления двух и более заявлений о предоставлении земельного участка в собственность или в аренду уполномоченный орган в двухнедельный срок со дня окончания срока для приема заявлений принимает решение об организации и проведении торгов (конкурса, аукциона) по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды земельного участка в порядке, установленном федеральным и республиканским законодательством, и об отказе заявителям в предоставлении земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов) с направлением заявителям мотивированного отказа в пятидневный срок (пункт 2.7 Порядка).
Судом первой инстанции установлено, что предпринимателем Абубакаровым А.А. требования Федерального закона и действовавших в тот период времени нормативных правовых актов республиканского уровня, регулирующих отношения по предоставлению в аренду земельных участков из сельскохозяйственных земель, выполнены в полном объеме, а именно: заявление подано в установленный срок с приложением всех перечисленных в Приложении N 2 документов.
Доказательств обратного, в нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ответчиками в материалы дела не представлено.
При установленных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции всесторонне и полно исследованы обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка, доводы Министерства, изложенные в апелляционной жалобе, были предметом рассмотрения суда первой инстанции, им также дана надлежащая оценка, с которой суд апелляционной инстанции согласен.
Других доказательств в обоснование своих доводов Министерством в суд апелляционной инстанции не представлено, поэтому они не могут быть приняты судом апелляционной инстанции на основании вышеизложенного и отклоняются за необоснованностью.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины отнесены судом на ответчиков в равных долях и взысканы в пользу истца, которым государственная пошлина была уплачена при подаче иска.
Суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 06.12.2012 по делу N А22-1539/2012 законным и обоснованным, оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда первой инстанции, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется, а поэтому апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 06.12.2012 по делу N А22-1539/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Г.В. Казакова |
Судьи |
О.В. Марченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А22-1539/2012
Истец: Абубакаров А А
Ответчик: Министерство земельных и имущественных отношений РК
Третье лицо: Абубакаров А. А., Никитин А. Б., Управление Федерального службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Калмыкия, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Калмыкия