17 апреля 2013 г. |
А79-10827/2012 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Гущиной А.М.,
судей Москвичевой Т.В., Кирилловой М.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Зузлевым П.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Конкорд+" (ИНН 2129027860, ОГРН 1022101271279, г. Чебоксары) на решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 05.02.2013 по делу N А79-10827/2012,
принятое судьей Бойко О.И.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Конкорд+" о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы по финансово-бюджетному надзору в Чувашской Республике от 30.08.2012 N 97-12/97П.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, не явились.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Чувашской Республике (далее - Управление, административный орган) проведена проверка соблюдения обществом с ограниченной ответственностью "Конкорд+" (далее - ООО "Конкорд+", Общество) требований валютного законодательства Российской Федерации при осуществлении внешнеэкономической деятельности.
В ходе проверки установлен факт несоблюдения Обществом положений части 2 статьи 20 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", а также единых правил оформления паспорта сделки, утвержденных Инструкцией Центрального банка Российской Федерации от 15.06.2004 N 117-И "О Порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядок учета уполномоченными банками валютных операций", а именно: пункт 6.2 графы 6 листа 2 паспорта сделки N 12040026/148/1747/1/0 содержит недостоверные сведения.
По результатам проверки Управлением 22.08.2012 в отношении Общества составлен протокол N 97-12/97 по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Исполняющий обязанности руководителя Управления, рассмотрев материалы административного дела, 30.08.2012 вынес постановление N 97-12/97П о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в сумме 45 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Решением от 05.02.2013 суд отказал в удовлетворении заявленных требований.
Общество обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просило отменить судебный акт.
Общество указало, что на момент оформления паспорта сделки с учетом условий контракта от 24.04.2012 N 206/2012 не имелось возможности определить точное количество календарных дней с момента выпуска товара таможенными органами до зачисления денежных средств от нерезидента на банковский счет резидента.
Заявитель апелляционной жалобы обратил внимание суда на то, что с 01.10.2012 вступила в силу новая Инструкция Банка России от 04.06.2012 N 138-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением", которая отменила действие Инструкции N117-И. Новая Инструкция не предусматривает оформление листа 2 паспорта сделки. В соответствии со статьей 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях данные обстоятельства, по мнению Общества, являются основанием для прекращения производства по делу об административном правонарушении.
Управление в отзыве на апелляционную жалобу и дополнении к нему просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу и дополнении к нему, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Часть 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность за нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок.
Указанное нарушение влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от 40 000 до 50 000 рублей.
Объектом правонарушения является установленный законом порядок осуществления валютных операций.
Объективная сторона правонарушения выражается в нарушении установленных единых правил оформления паспортов сделок.
Федеральным законом от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ) устанавливаются правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочия органов валютного регулирования, а также определяются права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля (статья 2 Закона).
В соответствии со статьей 20 Закона N 173-ФЗ Центральный банк Российской Федерации в целях обеспечения учета и отчетности по валютным операциям в соответствии с настоящим Законом может устанавливать единые правила оформления резидентами в уполномоченных банках паспорта сделки при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами. Паспорт сделки должен содержать сведения, необходимые в целях обеспечения учета и отчетности по валютным операциям между резидентами и нерезидентами. Указанные сведения отражаются в паспорте сделки на основании подтверждающих документов, имеющихся у резидентов. Паспорт сделки может использоваться органами и агентами валютного контроля для целей осуществления валютного контроля в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Единые правила оформления паспортов сделок в период спорных правоотношений были установлены Инструкцией Центрального банка России от 15.06.2004 N 117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок" (далее - Инструкция N117-И).
Правила заполнения раздела 6 паспорта сделки "Специальные сведения о контракте" установлены пунктом 10 Правил заполнения паспорта сделки (Приложение 4 к названной Инструкции N 117-И), в соответствии с которым раздел 6 заполняется следующим образом.
В пункте 6.1 "Условия о сроках и порядке расчетов по контракту" поле заполняется путем краткого или полного изложения условий о сроках и порядке расчетов, предусмотренных в контракте. В случае отсутствия указанных условий в контракте поле не заполняется.
В пункте 6.2 "Срок от даты выпуска (условного выпуска) товаров таможенными органами при экспорте товаров до даты зачисления денежных средств от нерезидента на банковский счет резидента (отсрочка платежа), срок от даты оплаты резидентом ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации товаров до даты ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации при импорте товаров (предварительная оплата)" указывается:
"0000" - в случае предоставления нерезидентом резиденту коммерческого кредита в виде предварительной оплаты в размере 100 процентов при вывозе товаров с таможенной территории Российской Федерации или предоставления нерезидентом резиденту отсрочки платежа в размере 100 процентов при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации;
"nnnn" - где "nnnn" - количество календарных дней от даты выпуска (условного выпуска) товаров таможенными органами при экспорте товаров до даты зачисления денежных средств от нерезидента на банковский счет резидента (отсрочка платежа) или количество календарных дней от даты оплаты резидентом ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации товаров до даты ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации при импорте товаров (предварительная оплата, авансовый платеж). При наличии в контракте нескольких указанных в настоящем абзаце сроков указывается наименьший срок. Если указанный срок превышает три года - указываются символы "СВТР". При отсутствии в контракте срока возврата перечисленных нерезиденту денежных средств за не ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации (не полученные на таможенной территории Российской Федерации) товары пункт заполняется исходя из установленного контрактом срока от даты оплаты резидентом ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации товаров до даты их ввоза на таможенную территорию Российской Федерации при импорте товаров. Указанные в настоящем пункте сроки рассчитываются резидентом самостоятельно исходя из условий контрактов;
символы "НДАН" - в случае если резидент не располагает данными, необходимыми для определения срока поступления от нерезидентов (возврата нерезидентами) денежных средств.
Из материалов дела усматривается, что 24.04.2012 между Обществом (продавец) и ЛАКТОПРОТ Дойчланд ГмбХ, Германия, (покупатель) заключен контракт N 206/2012 на поставку технического кислотного казеина Российского происхождения. Валюта договора - доллар США.
По указанному контракту Общество 27.04.2012 в уполномоченном банке - Чувашском отделении N 8613 общества с ограниченной ответственностью "Сбербанк России" оформило паспорт сделки N 12040026/1481/1747/1/0.
При оформлении паспорта сделки в пункте 6.2 раздела 6 листа 2 Общество указало символ "НДАН".
Вместе с тем согласно условиям контракта оплата товара производится в течение 14 банковских дней после дня доставки товара.
Базис поставки: DAP Кальтенкирхен, Германия (Инкотермс 2010) - продавец обязан поставить товар путем предоставления его в распоряжение покупателя на прибывшем транспортном средстве, готовым к разгрузке, в согласованном пункте, если такой имеется, в поименованном месте назначения в согласованную дату или период; продавец обязан за свой счет заключить договор перевозки товара до поименованного пункта назначения или до согласованного пункта, если таковой имеется.
Доставка товара нерезиденту Обществом осуществлена в соответствии с договором перевозки грузов по международным маршрутам от 01.08.2009 N Ке-2009/51-ВТ, заключенным с закрытым акционерным обществом "БИГ-ТРАНС". Согласно заявке на перевозку грузов от 30.04.2012 N 02 срок доставки товара перевозчиком составляет 7 дней с даты отгрузки.
С учетом указанных условий контракта об отплате в течение 14 банковских дней со дня поставки и условий договора перевозки о доставке товара в течение 7 дней с даты отгрузки Общество располагало сведениями, необходимыми для определения количества календарных дней от даты выпуска (условного выпуска) товаров таможенными органами при экспорте товаров до даты зачисления денежных средств от нерезидента на банковский счет резидента и при оформлении паспорта сделки в уполномоченном банке Общество могло и должно было самостоятельно рассчитать срок с целью соблюдения требований Инструкции N 117-И и указать этот срок в графе 6 пункта 6.2 паспорта сделки.
В данном случае указание в пункте 6.2 раздела 6 листа 2 паспорта сделки символа "НДАН" является нарушением единых правил оформления паспорта сделки, установленных Инструкцией N 117-И.
Из обстоятельств дела усматривается, что у Общества имелась возможность для соблюдения требований валютного законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность на основании пункта 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Следовательно, вывод Арбитражного суда Чувашской Республики о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного в части 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является правильным.
Довод Общества о наличии оснований для прекращении производства по делу в связи с вступлением с 01.10.2012 в силу новой Инструкция Банка России от 04.06.2012 N 138 "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением", отклоняется в силу следующего.
Частью 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что закон, смягчающий или отменяющий ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего правонарушение, имеет обратную силу.
С 01.10.2012 Инструкция N 117-И утратила силу в связи с принятием и вступлением в силу Инструкции Банка России от 04.06.2012 N 138-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением" (далее - Инструкция N 138-И).
Инструкцией N 138-И предусмотрена форма паспорта сделки (приложение N4 к Инструкции N138-И) без листа 2 к паспорту сделки.
Вместе с тем, приложением N 1 к Инструкции N 138-И предусмотрена обязанность резидента по заполнению справки о валютных операциях, раздел 11 которой предусматривает указание ожидаемого срока поступления валютной выручки.
Так, в соответствии с пунктом 11 Приложения N 1 к Инструкции N 138-И в графе 11 указывается резидентом, оформившим ПС, информация об ожидаемом максимальном сроке исполнения нерезидентом обязательств по контракту, по которому оформлен паспорт сделки, путем передачи резиденту товаров, выполнения для него работ, оказания ему услуг, передачи ему информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, в счет осуществляемого резидентом авансового платежа (коды видов валютных операций 11100, 21100, 23100, 23110) (далее по тексту настоящего приложения - ожидаемый срок). В иных случаях графа 11 не заполняется.
Ожидаемый срок указывается в виде последней даты (в формате ДД.ММ.ГГГГ) истечения срока исполнения нерезидентом обязательств в счет осуществляемого авансового платежа, который определяется резидентом исходя из условий контракта и (или) в соответствии с обычаями делового оборота, иных документов, связанных с проведением валютных операций, включая сроки для выпуска (условного выпуска) товаров таможенными органами (при наличии установленного нормативными правовыми актами в области таможенного дела требования о декларировании таможенным органов товаров), сроки для оформления документов, подтверждающих исполнение нерезидентом обязательств путем передачи резиденту товаров (при отсутствии установленного нормативными правовыми актами в области таможенного дела требования о декларировании таможенным органов товаров), выполнения для него работ, оказания ему услуг, передачи ему информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них.
Таким образом, обязанность по представлению резидентами органам валютного контроля информации об ожидаемых сроках поступления валютной выручки не устранена.
Мера ответственности определена административным органом в пределах санкции, предусмотренной частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Оценив представленные в дело доказательства, характер совершенного правонарушения, суд не усмотрел в действиях Общества малозначительности совершенного правонарушения. Материалы дела не свидетельствуют об исключительности рассматриваемого случая.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении со стороны административного органа не допущено.
Первый арбитражный апелляционный суд, не усматривая при принятии судом первой инстанции обжалуемого решения каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, способных привести к принятию неправильного судебного акта, не находит оснований для его отмены, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине с апелляционной жалобы не рассматривался с учетом части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 05.02.2013 по делу N А79-10827/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Конкорд+" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
А.М. Гущина |
Судьи |
Т.В. Москвичева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-10827/2012
Истец: ООО "Конкорд+"
Ответчик: Территориальное управление Федеральной службы по финансово-бюджетному надзору в Чувашской Республике
Третье лицо: Территориальное управление Федеральной службы по финансово-бюджетному надзору по Чувашской Республике
Хронология рассмотрения дела:
17.04.2013 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-1233/13