г. Самара |
|
24 апреля 2013 г. |
Дело N А55-32705/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 апреля 2013 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 апреля 2013 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,
судей Засыпкиной Т.С., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Елькиным А.В.,
с участием:
от Общества с ограниченной ответственностью "Имбирь" - Невдахин А.А., доверенность от 21.12.2012 года N 5,
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Самарской области - Попова М.В., доверенность от 23.04.2012 года N 02-05/10057,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 25 февраля 2013 года по делу N А55-32705/2012 (судья Мехедова В.В.),
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Имбирь", (ОГРН 1116320014062), Самарская область, Ставропольский район, с. Ягодное,
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Самарской области, Самарская область, г. Тольятти,
об обжаловании действий налогового органа,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Имбирь" (далее - ООО "Имбирь", общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, с учетом уточнения размера процентов в порядке ст.49 АПК РФ, что отражено судом в протоколе судебного заседания, в котором просит признать незаконными действия Межрайонной инспекции ФНС России 15 по Самарской области, выразившиеся в письме от 06.09.2012 года N 02-36/23565, об отказе в перечислении процентов, начисленных за нарушение срока возврата налога на добавленную стоимость и обязании Межрайонную инспекцию ФНС России 15 по Самарской области перечислить обществу проценты, начисленные за несвоевременный возврат налога на добавленную стоимость в размере 317 533 руб. 98 коп.
Решением Арбитражного суда Арбитражного суда Самарской области от 25 февраля 2013 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с выводами суда, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 15 по Самарской области подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить.
В апелляционной жалобе указывает, что исходя из положений п. 6 ст. 6.1, п. 1 ст. 101, п. 6 ст. 100 НК РФ действия Инспекции являются правомерными, камеральная налоговая проверка налоговой декларации по НДС за 4 квартал 2011 года и возмещение полностью суммы налога на добавленную стоимость, было произведено в сроки, установленные статьями 88, 100, 101, 176 Налогового кодекса Российской Федерации.
Поэтому, по мнению подателя жалобы, основания для перечисления процентов, начисленных за нарушение срока возврата налога на добавленную стоимость, подлежащего возмещению, у Инспекции отсутствовали.
В судебном заседании представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Самарской области доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель Общества с ограниченной ответственностью "Имбирь" считает решение суда законным и обоснованным по доводам, изложенным в отзыве.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
09.08.2012 г. ООО "Имбирь" в Межрайонную ИФНС России N 15 по Самарской области было подано заявление (исх. N 22 от 08.08.2012 г.) о перечислении процентов, начисленных за нарушение срока возврата налога на добавленную стоимость, подлежащего возмещению.
Письмом от 06.09.2012 N 02-36/23565 инспекция отказала обществу в начислении и перечислении на расчетный счет процентов на сумму несвоевременно возмещенного НДС мотивируя тем, что в соответствии со ст.ст. 88, 100 НК РФ по результатам камеральной налоговой проверки налоговой декларации по НДС за 4 квартал 2011 г., представленной обществом в налоговый орган 10.02.2012 г. с суммой налога, заявленного к возмещению в размере 20 708 738,00 руб., был составлен Акт N 18385 от 23.05.2012 г.
Данным актом ООО "Имбирь" было отказано в возмещении налога на добавленную стоимость и установлена неуплата налога в бюджет за 4 квартал 2011 г. в сумме 1 649 872 руб.
По результатам рассмотрения возражений на акт камеральной налоговой проверки и иных материалов проверки, с учетом проведенных дополнительных мероприятий налогового контроля было вынесено Решение N 20836 от 08.08.2012 г. об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и Решение N 829 от 02.08.2012 г. о возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость в размере 20 708 738 руб. согласно ст. 176 НК РФ.
Таким образом, в связи с проведением вышеназванных мероприятий, налоговый орган указал на отсутствие оснований для начисления процентов за несвоевременный возврат НДС и перечислении их на расчетный счет общества.
При принятии решения об удовлетворении заявленных обществом требований о признании незаконными указанных действий инспекции по отказу в перечислении процентов суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
Согласно подпункту 1 статьи 176 НК РФ в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 -3 пункта 1 статьи 146 НК РФ, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в соответствии с положениями настоящей статьи. После представления налогоплательщиком налоговой декларации налоговый орган проверяет обоснованность суммы налога, заявленной к возмещению, при проведении камеральной налоговой проверки в порядке, установленном статьей 88 НК РФ.
В силу статьи 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета).
Пунктом 2 статьи 176 НК РФ установлено, что по окончании проверки в течение семи дней налоговый орган обязан принять решение о возмещении соответствующих сумм, если при проведении камеральной налоговой проверки не были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах.
При отсутствии у налогоплательщика недоимки по налогу, иным федеральным налогам, задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, сумма налога, подлежащая возмещению по решению налогового органа, возвращается по заявлению налогоплательщика на указанный им банковский счет (пункт 6 статьи 176 НК РФ).
В соответствии с пунктами 7 - 8 статьи 176 НК РФ решение о зачете (возврате) суммы налога принимается налоговым органом одновременно с вынесением решения о возмещении суммы налога (полностью или частично). Поручение на возврат суммы налога, оформленное на основании решения о возврате, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства на следующий день после дня принятия налоговым органом этого решения, который в течение пяти дней со дня получения указанного поручения осуществляет возврат налогоплательщику суммы налога в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и в тот же срок уведомляет налоговый орган о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.
Пунктом 10 статьи 176 НК РФ предусмотрено, что при нарушении сроков возврата суммы налога считая с двенадцатого дня после завершения камеральной налоговой проверки, по итогам которой было вынесено решение о возмещении (полном или частичном) суммы налога, начисляются проценты исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в дни нарушения срока возмещения.
Судом верно отмечено в решении, что в соответствии с положениями статьи 6.1, пункта 2 статьи 88, пунктов 1 - 2, 8, 10 статьи 176 НК РФ и учитывая предусмотренные ими сроки процедуры возврата налога (3 месяца на проверку +7 дней на принятие решения +5 дней на возврат), ООО "Имбирь" правильно определило дату начала начисления процентов, поскольку налогоплательщик вправе исходить из того, что в случае неправомерного отказа налоговым органом в возврате НДС проценты начисляются на подлежащую возврату сумму налога с того момента, когда она должна быть возвращена в силу закона.
Судом также правильно указано на то, что вынесение налоговой инспекцией решения о возмещении налога за пределами установленного законом срока, следует рассматривать как невынесение в установленный срок решения о возмещении налога.
Вынесение налоговой инспекцией решения о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля, вместо решения о возмещении налога, следует рассматривать как невынесение в установленный срок решения о возмещении налога.
При составлении акта проверки, в которых отсутствуют соответствующие закону, выявленные налоговым органом нарушения, что подтверждено впоследствии налоговым органом путем принятия решения о возмещении НДС, сроки возмещения сумм налога существенно отличаются от сроков, установленных п.2 ст.176 НК РФ.
Следствием таких действий является несвоевременный возврат из бюджета причитающихся налогоплательщику денежных средств, в связи с чем он в соответствии с пунктом 10 статьи 176 НК РФ вправе получить компенсацию своих финансовых потерь в виде процентов, начисленных исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Указанный вывод суда подтверждается сложившейся судебной практикой - Постановлениями Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 19.03.2010 по делу N А06-6083/2009, от 12.09.2012 по делу А55-30120/2011, Постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.04.2006 N 14447/05, от 21.12.2004 N 10848/04.
Доводы подателя жалобы о том, что суд сделал неверные выводы по обстоятельствам дела, так как по результатам камеральной налоговой проверки были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, не подтверждаются материалами дела.
В данном случае принятие Инспекцией 02.08.2012 г. решения о возмещении полностью налога на добавленную стоимость N 829 и 08.08.2012 решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения N 20836 следует рассматривать как отсутствие нарушений законодательства о налогах и сборах и не принятие в установленный срок решения о возмещении налога.
Поскольку следствием действий налогового органа по принятию акта и проведению дополнительных мероприятий налогового контроля является несвоевременный возврат из бюджета причитающихся налогоплательщику денежных средств, он вправе получить компенсацию своих финансовых потерь в виде процентов, предусмотренных п. 10 ст. 176 НК РФ.
Положениями ст. 176 НК РФ установлен строго регламентированный порядок возмещения из бюджета сумм НДС, который гарантирует налогоплательщику возмещение налога путем зачета или возврата в законодательно предусмотренные сроки либо компенсацию его потерь вследствие несвоевременного возврата налога в виде выплаты процентов, начисленных на эту сумму. Законодательство о налогах и сборах нацелено на соблюдение баланса частных и публичных интересов в сфере налогообложения и увязывает начисление процентов с незаконной задержкой возврата налоговым органом сумм, причитающихся налогоплательщику в качестве налоговой выгоды.
Предусмотренное ст. 176 НК РФ начисление процентов является компенсацией материальных и нематериальных потерь налогоплательщика от несвоевременного получения налоговой выгоды (Постановление ФАС Поволжского округа от 29.03.2011 г. по делу N А12-16211/2010).
Проценты начисляются на сумму подлежащую возврату налогоплательщику, с того момента, когда она должна быть возвращена в силу закона, если бы налоговый орган своевременно принял надлежащее решение, данная правовая позиция содержится в Постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.10.2004 N 5351/04, от 29.11.2005 N 7528/05, от 21.12.2004 N 10848/04, от 20.03.12 N 13678/11.
Иное толкование положений ст. 176 НК РФ нарушает права налогоплательщика, поскольку признание действий налогового органа правомерными дает ему возможность произвольно увеличивать сроки камеральной проверки, в то время как налогоплательщик, получивший возмещение по НДС, в случае последующего признания такого возмещения неправомерным уплачивает пени в бюджет начисленные с даты получения возмещения, независимо от того, когда будет вынесено решение налоговым органом о доначислении суммы НДС. (Постановление Президиума ВАС РФ от 19.04.2006 N 14471/05).
Таким образом, позиция Инспекции, выраженная в письме от 06.09.2012 N 02-36/23565, об отсутствии оснований для начисления процентов за несвоевременный возврат НДС на расчетный счет организации основана на неверном толкований норм налогового законодательства и нарушает права ООО "Имбирь" как добросовестного налогоплательщика.
ООО "Имбирь" представило уточненную налоговую декларацию за 4 квартал 2011 г. в налоговый орган 10.02.2012 г., срок камеральной проверки с учетом п. 2 ст. 88 НК РФ истек 10.05.2012 г.
С учетом того, что если бы налоговый орган своевременно принял соответствующее решение о возмещении налога в срок, предусмотренный ст. 88, п. 1,2 ст. 176 НК РФ возврат налога был бы осуществлен до 29.05.2012 г.
Однако в нарушение данных норм возврат налога был произведен лишь 06.08.2012 г., в связи с чем, дата с которой необходимо начислять проценты - 29.05.2012 г.
С учетом изложенного судом обоснованно удовлетворены заявленные обществом требования, оснований для отмены решения суда не имеется.
Доводы, приведенные Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 15 по Самарской области в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
C позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судебные расходы между лицами, участвующими в деле, распределяются в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 25 февраля 2013 года по делу N А55-32705/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.М. Рогалева |
Судьи |
Т.С. Засыпкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-32705/2012
Истец: ООО "Имбирь"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N15 по Самарской области