Правовые аспекты лизинговых отношений в медицине
Для развития конкурентоспособности медицинским учреждениям необходимо постоянно производить модернизацию медицинского оборудования. Недостаточность внутренних инвестиций может сдерживать рост и развитие медицинской организации. Не только для малого и среднего медицинского бизнеса возможность развития за счет собственного капитала является большой проблемой, но и для бюджетных организаций остается насущной проблемой приобретение дорогостоящей медицинской техники.
Поиск возможности приобретения современного оборудования привел к возникновению лизинговых отношений в медицине. Лизинговые схемы финансирования в медицине способны облегчить приобретение необходимого оборудования, дают возможность постоянно обновлять медицинскую технику.
Если рассмотреть весь лизинговый процесс, то можно выделить следующие три этапа:
1. Подготовительная работа по заключению лизингового договора (заявка на медицинское оборудование, разработка лизингового проекта, при необходимости заключение кредитного договора между банком и лизингодателем).
2. Юридическое оформление сделки (договор купли-продажи объекта лизинга, акт приемки объекта лизинга в эксплуатацию, договор лизинга, договор технического обслуживания передаваемого в лизинг имущества, при необходимости - договор страхования).
3. Период эксплуатации объекта лизинга (бухгалтерский учет, оформление отношений по дальнейшему использованию имущества).
В договоре лизинга должно быть достигнуто соглашение по следующим условиям: срок действия договора и порядок его досрочного расторжения, лизинговые платежи и порядок расчетов, права и обязанности сторон, передача имущества, предоставление во временное владение и пользование предмета договора, его обслуживание и возврат, уступка прав третьим лицам и залог предмета лизинга, переход права собственности на предмет лизинга, порядок регистрации имущества и прав на него, страхование предмета лизинга и предпринимательских рисков, условия оказания дополнительных услуг и работ, ответственность сторон, разрешение споров, форс-мажор, порядок балансового учета и др.
Преимуществом использования лизинговых схем в медицине является возможность приобретать и обновлять оборудование медицинским учреждением без разового выделения больших средств, для небольших и частных учреждений лизинг является одним из возможных способов приобретения дорогостоящего оборудования, а также выгодное бухгалтерское оформление.
Однако лизинговые схемы финансирования имеют сдерживающие факторы для распространения в медицине. В-основном, в здравоохранении преобладает единовременное выделение средств на оснащение, а при наличии средств лизинг не используется, а также отсутствие нормативных актов, регулирующих правовые отношения между лизингодателем и лизингополучателем - бюджетной организацией, отсутствие государственной поддержки лизинговой деятельности в здравоохранении.
Медицинские учреждения, как социальные объекты, могут являться объектами инвестирования. При этом инвестиционные проекты в социальной сфере можно реализовать через лизинг, но их осуществление осложняется содержанием определения финансовой аренды, данном в Гражданском Кодексе.
Существует важное условие осуществления лизингового проекта. Перед подписанием договора финансовой аренды (лизинга) с организациями социальной сферы лизингополучатель должен внести в устав организации (если этого нет) условие о возможности ведения предпринимательской деятельности. Таким образом, предмет лизинга может быть реально использован в предпринимательской деятельности.
Отмена лицензирования лизинговых компаний привела к отмене контроля со стороны лицензирующих органов, поэтому в соответствии со статьей 4 и 5 Закона о лизинге такого рода деятельность может осуществлять любое физическое или юридическое лицо на основании положений действующего законодательства. Примером успешного применения лизинга являются поставки высокотехнологичного оборудования фирмы "Soring" в Иркутскую областную клиническую больницу.
Существуют два варианта реализации лизинговых сделок с организациями социальной сферы - от выбора лизингополучателем источников погашения.
Согласно первому варианту оплата производится организацией за счет коммерческих источников на основании пункта устава, согласно которому организация может заниматься предпринимательской деятельностью. При этом при подписании договора лизинга бюджетная организация как лизингополучатель должна вначале получить гарантию главного финансового управления региона о наличии права и финансовой возможности коммерческого кредитования, а затем уведомить главное финансовое управление о заключении лизинговой сделки. Этот способ лизингового финансирования аналогичен обычному банковскому кредитованию бюджетных организаций в коммерческих банках. Схема достаточно отработана.
Согласно второму варианту предполагается лизинговое финансирование согласно сформированной смете расходов за счет бюджетных средств. Если лизингополучатель предполагает лизинговое финансирование сметы расходов за счет бюджетных средств, то лизинговая компания заключает соглашение с главным финансовым управлением региона на инвестирование бюджетных организаций по распоряжению финансового управления. При этом лизингодатель получает статус уполномоченного партнера.
Согласно заключенному соглашению лизингодателю выделяются финансовые ресурсы, которые он может инвестировать в бюджетные организации, указанные в смете, на строго регламентированные суммы под определенный процент, где маржа лизингодателя не может превышать 3%. Это условие позволяет снизить лизинговый процент в целом и делает лизинговую сделку привлекательной для бюджетных организаций. Лизингополучатель согласно графику платежей расплачивается с лизингодателем. Лизингодатель, с учетом удержаний своей маржи, возвращает средства на счета финансового управлению.
Теоретически поставить медицинское оборудование может любая организация или индивидуальный предприниматель, который получит заявку от медицинского учреждения.
Однако, на деле в настоящее время при поставках оборудования (в том числе и в лизинг) в медицинские бюджетные организации важное место занимает Федеральный Закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Поставка медицинского оборудования по финансовому лизингу в бюджетные организации, как правило, проводится на основе проведенных конкурсов по отбору уполномоченной Лизинговой компании на право поставок медицинского оборудования по лизингу бюджетным организациям региона.
Конкурсная документация обычно определяет перечень медицинского оборудования, которое планируется приобрести в лизинг, инструкции участникам конкурса, включает заявку на участие в открытом конкурсе по отбору уполномоченной лизинговой компании на право поставок медицинского оборудования, сведения о лизинговой компании и опыте работы по поставкам медицинского оборудования на основе финансовой аренды, конкурсное предложение цен, проект "Договора (Государственного или муниципального Контракта) финансовой аренды (лизинга)" медицинского оборудования с полным выкупом", техническое задание на медицинское оборудование.
При этом Департамент (Комитет) здравоохранения региона, как Заказчик, должен предоставить уполномоченной Лизинговой компании, выигравшей конкурс:
- заявку на приобретение оборудования, копию Устава, основные документы организации, приказ о назначении руководителя, письмо - информацию об лицевых и расчетных счетах Департамента, заверенное руководителем Администрации региона.
Гарантом (поручителем) выступает Администрация региона, которая должна предоставить Лизинговой компании копии отчета по исполнению бюджета и план на будущий финансовый год, выписку из строк бюджета "здравоохранение" для больниц, выписки из решений законодательных органов о направлении средств для приобретения медицинского оборудования по лизингу. Важным документом, выдаваемым Администрацией региона, является письмо о том, что Администрация готова выступить поручителем перед Банком-кредитором для привлечения финансовых средств на закупку медицинского оборудования для региона, приобретаемого по схеме финансового лизинга.
Необходимые документы должны предоставляться и лизингополучателем (больницами, бюджетными клиниками), это копии Устава, основные регистрационные документы (копии Свидетельств о государственной регистрации и постановки на учет в налоговых органах), копию приказа о назначении руководителя.
На рынке лизинговых услуг в настоящее время достаточно существует большое количество лизинговых компаний, которые рекламируют себя, как поставщики любого оборудования в лизинг, но поставки медицинского оборудования требуют знания от поставщика не только рынка оборудования, но и новых технологий в медицине. Ведь именно поставщик медицинского оборудования чаще всего определяет возможного производителя, поставляемой техники, соответствие цены качеству, возможности дальнейшего обслуживания оборудования. При этом лизинговая компания должна исходить из реальных потребностей медицинского учреждения, а также региона.
В настоящее время для развития направления лизинга медицинского оборудования необходимо привлекать существующие фирмы на рынке, специализирующиеся на поставках медицинского оборудования, это производители и посредники. В этих фирмах имеется опыт поставок медицинской техники, налажены связи с производителями, как российскими, так и зарубежными, развито сервисное обслуживание. Поэтому, развивая финансовую аренду, фирмы будут развивать свой бизнес в современном направлении.
Н.А. Чубыкина,
юрист адвокатской консультации "Лебедев и партнер"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья опубликована в сборнике "Научные труды III Всероссийского съезда (Национального конгресса) по медицинскому праву" / Под ред. член-корр. РАМН, проф. Ю.Д. Сергеева. - M.: НАМП, 2007.
Редакционная коллегия: член-корреспондент РАМН, Заслуженный юрист РФ, доктор медицинских наук, профессор Ю.Д. Сергеев (председатель); доктор медицинских наук С.В. Ерофеев (зам. председателя); доктор медицинских наук И.Г. Галь; доктор экономических наук, профессор А.С. Дудов; доктор медицинских наук Л.В. Канунникова; кандидат биологических наук В.Я. Медведев; доктор экономических наук Л.Х. Торопеева; доктор юридических наук Ю.В. Трунцевский.
В сборнике представлены материалы III Всероссийского съезда (Национального конгресса) по медицинскому праву, состоявшегося 30-31 мая 2007 года в г. Москве. Президент конгресса Юрий Дмитриевич Сергеев, член-корреспондент РАМН, Заслуженный юрист России, профессор, Президент Национальной ассоциации медицинского права, Член Совета Директоров Всемирной ассоциации медицинского права (WAML), Заведующий кафедрой медицинского права ММА им. И.М.Сеченова, Вице-председатель Российского Комитета по биоэтике, Главный редактор журнала "Медицинское право".
Организатор съезда - Национальная Ассоциация медицинского права (НАМП)
Официальный партнер: Система Гарант